Урок для учеников 6 класса
Тема урока: Внутреннее строение Земли. Горные породы и минералы
Цель урока:
Сформировать основные понятия о строении Земли: «земная кора», «материковая», «океаническая», «мантия», «ядро», «магматические», «осадочные», «метаморфические горные породы»; формировать систему знаний о внутреннем строении земной коры, о происхождении горных пород и минералов;
Способствовать развитию у школьников учебно-интеллектуальных умений: выделять главное в изучаемом материале, логически излагать мысли, сравнивать, делать выводы. Способствовать развитию пространственного мышления, умению создавать образы. Способствовать развитию самостоятельных навыков работы уч-ся через работу с учебным пособием в группах;
Воспитывать интерес к природе Земли, природоохранные чувства.
Оборудование:
Физическая карта полушарий; атласы; наглядный иллюстративный материал; образцы горных пород и минералов; компьютер и видеоматериалы к уроку; учебник, тетрадь.
Структура урока:
I Организационный момент: 1 мин
II Актуализация опорных знаний и умений: 2 мин
III Мотивация учебной и познавательной деятельности 1 мин
IV Изучение нового материала: 33 мин
V Физминутка 1 мин
VI Закрепление материала 5 мин
VII Итоги урока 1 мин
VIII Домашнее задание 1 мин
Тип урока: изучение нового материала
Класс разбит на группы по 5 человек
Ход урока
I . Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений:
Сегодня на уроке я приглашаю вас в путешествие по нашей планете и предлагаю посмотреть на неё с высоты птичьего полета
Презентация №1 (учитель зачитывает стихотворение во время просмотра)
Есть одна планета - сад, в далеком космосе холодном.
Только здесь леса шумят. Птиц скликая перелетных.
Только здесь в горах блестят шапки, вечно ледяные.
Только здесь поют. Журча, рек и водопадов ливни.
Лишь на ней одной цветут, все цветы в траве зеленой,
И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно.
Береги свою планету - ведь другой похожей нету!
Наш сегодняшний урок мы посвятим изучению внутреннего строения Земли, изучим строение земной коры, а так же узнаем о происхождении горных пород и минералов. Давайте запишем число и тему урока в тетради.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Мне, кажется, пришло время заглянуть внутрь нашей планеты. Странно, но о небесных телах, которые расположены от нас на расстоянии в млн. и млрд. км, мы знаем больше, чем о том, что находится на глубине в сотне км под нашими ногами. Недра Земли – загадочный и менее доступный мир, чем окружающий нас мир. И изучить его трудно. Еще не изобретен такой аппарат, в котором можно было бы проникнуть вглубь земных недр. Но люди научились «заглядывать» в земные глубины. Главный метод их изучения – сейсмический (от греч. «сейсмос» - землетрясение). От искусственных взрывов в недрах Земли распространяются колебания. В разных по составу и плотности веществах они распространяются с разной скоростью. С помощью приборов специалисты измеряют эти скорости и расшифровывают информацию, так мы теперь можем с уверенностью сказать, что Земля состоит из слоёв с разной плотностью.
IV. Изучение нового материала
Внутреннее строение Земли
Теперь нам известно, что Земля состоит из 3-х слоев. Внутренний слой – это ядро, промежуточный слой – мантия, а верхний – земная кора. Ядром называют центральную часть земного шара, расположенную на глубине 2900 – 6371 км, радиус ядра 3500 км, температура ядра равна 5000С. Ядро укрывает мантия («покрывало»). Мантия – самая большая часть планеты. Она находится в твердом состоянии, верхний слой – вязкий он называется астеносфера («слабый шар»). Сверху мантию защищает земная кора – внешняя твердая оболочка Земли. Тут человек строит свое жильё, дороги, добывает полезные ископаемые. Мощность земной коры в среднем 35-45 км на равнинах и достигает 80 км под высокими горами. В океанах – 80 км. Вместе с верхним слоем мантии (астеносферой) земная кора образует литосферу. Презентация №2 Слайд № 2,3 (учащиеся рассматривают и зарисовывают схему в тетрадь)
2. Горные породы и минералы
Учитель. Скажите, а что, по- вашему мнению, ещё необходимо выяснить, чтобы наши знания о земной коре были более полными?
Учащиеся. Мы должны знать, из чего состоит земная кора.
Учитель. Сплошные массы, слагающие земную кору, называют горными породами и минералами. Презентация №2 Слайд №4
Породами, но почему горными? Разве камни есть только в горах? Ну, конечно же, нет. Термин “горная порода” остался нам в наследство от времён, когда геология только зарождалась и была неотделима от рудного дела, а руду, как правило, добывали в горах. Наука давным-давно ушла вперёд, а название осталось прежним. Поэтому мы будем всегда помнить, что, говоря о горных породах, мы будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.
На уроках природоведения вы уже знакомились с понятиями горные породы и минералы, я предлагаю вам вспомнить, что это такое, а помогут вам памятки, лежащие на партах. Читаем.
И так минералы в своем составе имеют лишь одно вещество, а горные породы состоят из нескольких минералов. Предлагаю вспомнить это на примере гранита. Слайд№5, 6, 7,8; (рассматривают образцы горных пород)
V.Физминутка.
Учитель. (На столах есть образцы горных пород и минералов.)
- Чем они отличаются друг от друга? Какие они?
Дети рассматривают образцы и перечисляют внешние признаки различий: цвет, блеск, твердость, прозрачность.
- Как вы считаете, в чём причина разнообразия горных пород в природе? Учащиеся высказывают свои предположения.
Оказывается, всё зависит от условий образования горных пород. Ведь то, что мы наблюдаем, сегодня не существовало вечно, с момента остывания и затвердевания планеты Земля, а является результатом долгой очень динамичной жизни горных пород. Вы удивитесь, переспросив меня: “Какая может быть жизнь у неживых камней?” – Самая настоящая, – отвечу я, так как горные породы живут, рождаются и разрушаются, постоянно изменяя лик и строение литосферы.
Горные породы формируются в разных условиях и по происхождению их можно разделить на 3 группы.
А. Магматические горные породы
В начале, возникли породы из магмы,
Они пеpвоpодные самые как бы,
Тяжелый гpанит, в глубине остывал,
Базальт на повеpхности лавою стал.
Поpоды весьма симпатичные,
Увесистые, магматичные.
Учащиеся рассматривают магматические горные породы, Определяют их свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые. Слайд № 10, 11, 12;
Б. Осадочные горные породы
Hо прочность - не вечность,
И вот что случается:
Породы выветриванием pазpушаются,
Дpобятся на глыбы, обломки, пески,
Выносятся водами быстpой pеки,
Река их по pуслу таскает,
Обкатывает, отлагает.
А там, где гоpячие воды стpуятся,
Там в них минеpалы совсем pаствоpяться.
Когда же pаствоp остывает,
То соль из него оседает.
А в толще моpской или в темном болоте,
Вы массу остатков животных найдете,
А также, pастений отмеpших остатки,
Они обpазуют поpоды-осадки.
(Все то, что pазpушено, пеpеотложено,
Осело солями, остатками сложено.
Учащиеся рассматривают осадочные горные породы. Определяют свойства: мягкие, рыхлые, сыпучие, в некоторых можно заметить органические остатки. Слайд №13-24
В. Магматические горные породы
Hо вот, под давлением, магма опять,
Стpемится земную коpу pазоpвать,
И в месте такого втоpжения,
Hаметятся, вдpуг, пpевpащения:
Сыпучий песок, пpевpатился в кваpцит,
Был мел, очень мягкий, вдpуг мpамоp лежит.
Такие поpоды, весьма спецефические,
Зовутся геологами метамоpфические.
Учащиеся рассматривают метаморфические горные породы. Определяют свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые. Слайд № 25-31;
Происхождение горных пород. Слайд №32.
Учащиеся заносят в тетради схему.
- Люди используют минералы и горные породы в хозяйственной деятельности и называют их полезными ископаемыми.
Какие полезные ископаемые вы знаете? Как их используют? Слайд №33-34
VI .Закрепление материала
Каждая группа получает листок с заданиями
Задание: выберите и подчеркните (назовите) полезные ископаемые:
уголь, торф, стекло, цемент, газ, песок, нефть, глина, бензин
Задание найди лишнее:
уголь, нефть, вода, газ, торф
медь золото, серебро, сера, свинец
гранит, соль, песок, глина, уголь
VII . Итоги урока
VIII. Домашнее задание
Прочитать текст параграфа, ответить на вопросы в конце параграфа
8