kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока Внутреннее строение Земли. Горные породы и минералы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для учеников  6 класса

 

Тема урока: Внутреннее строение Земли. Горные породы и минералы

Цель урока:

  1. Сформировать  основные понятия о строении Земли: «земная кора», «материковая», «океаническая», «мантия», «ядро», «магматические», «осадочные», «метаморфические  горные породы»;  формировать систему знаний о внутреннем строении земной коры, о происхождении горных пород и минералов;
  2. Способствовать развитию у школьников учебно-интеллектуальных умений: выделять главное в изучаемом материале, логически излагать мысли, сравнивать, делать выводы. Способствовать  развитию пространственного мышления, умению создавать образы. Способствовать развитию самостоятельных навыков работы уч-ся через работу  с учебным пособием в группах;

     3. Воспитывать интерес к природе Земли, природоохранные чувства

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внутреннее строение Земли. Горные породы и минералы урок № 22»

Урок для учеников 6 класса


Тема урока: Внутреннее строение Земли. Горные породы и минералы

Цель урока:

  1. Сформировать основные понятия о строении Земли: «земная кора», «материковая», «океаническая», «мантия», «ядро», «магматические», «осадочные», «метаморфические горные породы»; формировать систему знаний о внутреннем строении земной коры, о происхождении горных пород и минералов;

  2. Способствовать развитию у школьников учебно-интеллектуальных умений: выделять главное в изучаемом материале, логически излагать мысли, сравнивать, делать выводы. Способствовать развитию пространственного мышления, умению создавать образы. Способствовать развитию самостоятельных навыков работы уч-ся через работу  с учебным пособием в группах;

  3. Воспитывать интерес к природе Земли, природоохранные чувства.

Оборудование:
Физическая карта полушарий; атласы; наглядный иллюстративный материал; образцы горных пород и минералов; компьютер и видеоматериалы к уроку; учебник, тетрадь.


Структура урока:

I Организационный момент: 1 мин

II Актуализация опорных знаний и умений: 2 мин

III Мотивация учебной и познавательной деятельности 1 мин

IV Изучение нового материала: 33 мин

V Физминутка 1 мин

VI Закрепление материала 5 мин

VII Итоги урока 1 мин

VIII Домашнее задание 1 мин


Тип урока: изучение нового материала

Класс разбит на группы по 5 человек


Ход урока


I . Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и умений:

Сегодня на уроке я приглашаю вас в путешествие по нашей планете и предлагаю посмотреть на неё с высоты птичьего полета

Презентация №1 (учитель зачитывает стихотворение во время просмотра)


Есть одна планета - сад, в далеком космосе холодном.

Только здесь леса шумят. Птиц скликая перелетных.
Только здесь в горах блестят шапки, вечно ледяные.
Только здесь поют. Журча, рек и водопадов ливни.
Лишь на ней одной цветут, все цветы в траве зеленой,
И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно.
Береги свою планету - ведь другой похожей нету!


Наш сегодняшний урок мы посвятим изучению внутреннего строения Земли, изучим строение земной коры, а так же узнаем о происхождении горных пород и минералов. Давайте запишем число и тему урока в тетради.



III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Мне, кажется, пришло время заглянуть внутрь нашей планеты. Странно, но о небесных телах, которые расположены от нас на расстоянии в млн. и млрд. км, мы знаем больше, чем о том, что находится на глубине в сотне км под нашими ногами. Недра Земли – загадочный и менее доступный мир, чем окружающий нас мир. И изучить его трудно. Еще не изобретен такой аппарат, в котором можно было бы проникнуть вглубь земных недр. Но люди научились «заглядывать» в земные глубины. Главный метод их изучения – сейсмический (от греч. «сейсмос» - землетрясение). От искусственных взрывов в недрах Земли распространяются колебания. В разных по составу и плотности веществах они распространяются с разной скоростью. С помощью приборов специалисты измеряют эти скорости и расшифровывают информацию, так мы теперь можем с уверенностью сказать, что Земля состоит из слоёв с разной плотностью.


IV. Изучение нового материала

  1. Внутреннее строение Земли

Теперь нам известно, что Земля состоит из 3-х слоев. Внутренний слой – это ядро, промежуточный слой – мантия, а верхний – земная кора. Ядром называют центральную часть земного шара, расположенную на глубине 2900 – 6371 км, радиус ядра 3500 км, температура ядра равна 5000С. Ядро укрывает мантия («покрывало»). Мантия – самая большая часть планеты. Она находится в твердом состоянии, верхний слой – вязкий он называется астеносфера («слабый шар»). Сверху мантию защищает земная кора – внешняя твердая оболочка Земли. Тут человек строит свое жильё, дороги, добывает полезные ископаемые. Мощность земной коры в среднем 35-45 км на равнинах и достигает 80 км под высокими горами. В океанах – 80 км. Вместе с верхним слоем мантии (астеносферой) земная кора образует литосферу. Презентация №2 Слайд № 2,3 (учащиеся рассматривают и зарисовывают схему в тетрадь)


2. Горные породы и минералы

Учитель. Скажите, а что, по- вашему мнению, ещё необходимо выяснить, чтобы наши знания о земной коре были более полными?

Учащиеся. Мы должны знать, из чего состоит земная кора.

Учитель. Сплошные массы, слагающие земную кору, называют горными породами и минералами. Презентация №2 Слайд №4


Породами, но почему горными? Разве камни есть только в горах? Ну, конечно же, нет. Термин “горная порода” остался нам в наследство от времён, когда геология только зарождалась и была неотделима от рудного дела, а руду, как правило, добывали в горах. Наука давным-давно ушла вперёд, а название осталось прежним. Поэтому мы будем всегда помнить, что, говоря о горных породах, мы будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.

На уроках природоведения вы уже знакомились с понятиями горные породы и минералы, я предлагаю вам вспомнить, что это такое, а помогут вам памятки, лежащие на партах. Читаем.

И так минералы в своем составе имеют лишь одно вещество, а горные породы состоят из нескольких минералов. Предлагаю вспомнить это на примере гранита. Слайд№5, 6, 7,8; (рассматривают образцы горных пород)


V.Физминутка.


Учитель. (На столах есть образцы горных пород и минералов.)

- Чем они отличаются друг от друга? Какие они?

Дети рассматривают образцы и перечисляют внешние признаки различий: цвет, блеск, твердость, прозрачность.


- Как вы считаете, в чём причина разнообразия горных пород в природе? Учащиеся высказывают свои предположения.


Оказывается, всё зависит от условий образования горных пород. Ведь то, что мы наблюдаем, сегодня не существовало вечно, с момента остывания и затвердевания планеты Земля, а является результатом долгой очень динамичной жизни горных пород. Вы удивитесь, переспросив меня: “Какая может быть жизнь у неживых камней?” – Самая настоящая, – отвечу я, так как горные породы живут, рождаются и разрушаются, постоянно изменяя лик и строение литосферы.

Горные породы формируются в разных условиях и по происхождению их можно разделить на 3 группы.


А. Магматические горные породы

В начале, возникли породы из магмы,
Они пеpвоpодные самые как бы,
Тяжелый гpанит, в глубине остывал,
Базальт на повеpхности лавою стал.
Поpоды весьма симпатичные,
Увесистые, магматичные.


Учащиеся рассматривают магматические горные породы, Определяют их свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые. Слайд № 10, 11, 12;



Б. Осадочные горные породы

Hо прочность - не вечность,
И вот что случается:
Породы выветриванием pазpушаются,
Дpобятся на глыбы, обломки, пески,
Выносятся водами быстpой pеки,
Река их по pуслу таскает,
Обкатывает, отлагает.
А там, где гоpячие воды стpуятся,
Там в них минеpалы совсем pаствоpяться.
Когда же pаствоp остывает,
То соль из него оседает.
А в толще моpской или в темном болоте,
Вы массу остатков животных найдете,
А также, pастений отмеpших остатки,
Они обpазуют поpоды-осадки.
(Все то, что pазpушено, пеpеотложено,
Осело солями, остатками сложено.


Учащиеся рассматривают осадочные горные породы. Определяют свойства: мягкие, рыхлые, сыпучие, в некоторых можно заметить органические остатки. Слайд №13-24


В. Магматические горные породы

Hо вот, под давлением, магма опять,
Стpемится земную коpу pазоpвать,
И в месте такого втоpжения,
Hаметятся, вдpуг, пpевpащения:
Сыпучий песок, пpевpатился в кваpцит,
Был мел, очень мягкий, вдpуг мpамоp лежит.
Такие поpоды, весьма спецефические,
Зовутся геологами метамоpфические.


Учащиеся рассматривают метаморфические горные породы. Определяют свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые. Слайд № 25-31;


Происхождение горных пород. Слайд №32.


Учащиеся заносят в тетради схему.


- Люди используют минералы и горные породы в хозяйственной деятельности и называют их полезными ископаемыми.

Какие полезные ископаемые вы знаете? Как их используют? Слайд №33-34


VI .Закрепление материала

Каждая группа получает листок с заданиями

Задание: выберите и подчеркните (назовите) полезные ископаемые:

  • уголь, торф, стекло, цемент, газ, песок, нефть, глина, бензин

  • Задание найди лишнее:

  • уголь, нефть, вода, газ, торф

  • медь золото, серебро, сера, свинец

  • гранит, соль, песок, глина, уголь


VII . Итоги урока

VIII. Домашнее задание

Прочитать текст параграфа, ответить на вопросы в конце параграфа


8



Просмотр содержимого презентации
«Внутреннее строение Земли. Горные породы и минералы»

Литосфера   Внутреннее строение Земли   Горные породы и минералы Презентацию выполнила Кунова С. В. учитель географии Александровской общеобразовательной  школы I-III ступеней Красногвардейского районного совета Республики Крым

Литосфера Внутреннее строение Земли Горные породы и минералы

Презентацию выполнила

Кунова С. В.

учитель географии

Александровской общеобразовательной

школы I-III ступеней

Красногвардейского районного совета

Республики Крым

Ядро – центральная часть земного шара. Температура 3000-4000 градусов. Состоит из плотного тяжелого вещества, предположительно железа. Мантия (от греческого «мантия» - покрывало, плащ) . 80% объема Земли. Вещество твердое, в верхней части пластичное. Земная кора - самая тонкая, твердая наружная оболочка Земли. На ее долю приходится 1 % массы земного шара. Здесь живут и трудятся люди. В разных местах земную кору пронизывают шахты, из которых берут тысячи образцов, которые позволили определить состав и строение земной коры.

Ядро – центральная часть земного шара.

Температура 3000-4000 градусов. Состоит из плотного тяжелого вещества, предположительно железа.

Мантия (от греческого «мантия» - покрывало, плащ) . 80% объема Земли. Вещество твердое, в верхней части пластичное.

Земная кора - самая тонкая, твердая наружная оболочка Земли. На ее долю приходится 1 % массы земного шара. Здесь живут и трудятся люди. В разных местах земную кору пронизывают шахты, из которых берут тысячи образцов, которые позволили определить состав и строение земной коры.

Литосфера – это твёрдая или каменная оболочка Земли, которую образуют земная кора и верхний слой мантии астеносфера

Литосфера – это твёрдая или каменная оболочка Земли, которую образуют земная кора и верхний слой мантии астеносфера

Земная кора состоит из минералов и горных пород Минералы – чистые вещества, состоят из одинаковых молекул Каменная соль  Золото

Земная кора состоит из минералов и горных пород

Минералы – чистые вещества, состоят из одинаковых молекул

Каменная соль Золото

Горные породы состоят из разных минералов  Гранит – это горная порода, состоящая из трёх минералов: кварца, полевого шпата и слюды

Горные породы состоят из разных минералов

Гранит – это горная порода, состоящая из трёх минералов: кварца, полевого шпата и слюды

Кварц

Кварц

Полевой шпат

Полевой шпат

Слюда

Слюда

Земная кора – верхняя твёрдая оболочка Земли  Земная кора бывает двух типов  материкового и океанического Строение материковой Строение океанической  земной коры : земной коры:

Земная кора – верхняя твёрдая оболочка Земли Земная кора бывает двух типов материкового и океанического

Строение материковой Строение океанической

земной коры : земной коры:

  • Осадочный слой - Осадочный слой
  • Гранитный слой - Базальтовый слой
  • Базальтовый слой
Магматические горные породы образовались из раскаленной магмы.

Магматические горные породы образовались из раскаленной магмы.

Магматические горные породы Базальт  Лабрадорит

Магматические горные породы

Базальт Лабрадорит

Базальт

Базальт

Образование осадочных пород

Образование осадочных пород

МЕЛ

МЕЛ

ИЗВЕСТНЯК

ИЗВЕСТНЯК

ГЛИНА

ГЛИНА

ГРАВИЙ

ГРАВИЙ

ПЕСОК

ПЕСОК

Уголь

Уголь

Торф

Торф

ГИПС

ГИПС

КАЛИЙНАЯ СОЛЬ

КАЛИЙНАЯ СОЛЬ

Метаморфические горные породы возникли в результате преобразования осадочных или магматических.

Метаморфические горные породы возникли в результате преобразования осадочных или магматических.

ИЗВЕСТНЯК - МРАМОР

ИЗВЕСТНЯК - МРАМОР

МРАМОР

МРАМОР

ГРАНИТ - ГНЕЙС

ГРАНИТ - ГНЕЙС

ГНЕЙС

ГНЕЙС

ПЕСЧАНИК - КВАРЦИТ

ПЕСЧАНИК - КВАРЦИТ

Горные породы по происхождению делятся на три группы Магматические Метаморфические Гранит Кварцит Базальт Осадочные Гнейс Кварц Мел Мрамор Лабрадорит Известняк  Глина

Горные породы по происхождению делятся на три группы

Магматические Метаморфические

Гранит Кварцит

Базальт Осадочные Гнейс

Кварц Мел Мрамор

Лабрадорит Известняк

Глина

Горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйственной деятельности называются ПОЛЕЗНЫМИ ИСКОПАЕМЫМИ . Железная руда Поваренная соль Каменный уголь Калийная соль Природный газ Золото Алмазы Нефть

Горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйственной деятельности называются ПОЛЕЗНЫМИ ИСКОПАЕМЫМИ .

Железная руда

Поваренная соль

Каменный уголь

Калийная соль

Природный газ

Золото

Алмазы

Нефть

Горные породы, которые используются человеком для своих нужд, называются полезными ископаемыми Горючие Нерудные Уголь Рудные Мел Газ Железная руда Известняк Нефть Алюминиевая руда Гранит Торф Марганцевая руда Глина

Горные породы, которые используются человеком для своих нужд, называются полезными ископаемыми

Горючие Нерудные

Уголь Рудные Мел

Газ Железная руда Известняк

Нефть Алюминиевая руда Гранит

Торф Марганцевая руда Глина

Проверь себя
  • Проверь себя

1. Что такое минерал? 2. Чем отличается минерал от горной породы? 3. Что такое полезные ископаемые? 4. Каково внутреннее строение Земли?

5. Что такое ядро Земли?  6. Что такое мантия?  7. Что такое литосфера?  8. Из каких частей состоит литосфера?  9. Каких двух типов бывает земная кора?

5. Что такое ядро Земли? 6. Что такое мантия? 7. Что такое литосфера? 8. Из каких частей состоит литосфера? 9. Каких двух типов бывает земная кора?

  • Проверь себя

Просмотр содержимого презентации
«Земля с высоты птичьего полета»

Земля с высоты птичьего полета Презентацию выполнила Кунова С. В. учитель географии Александровской общеобразовательной школы I-III ступеней Красногвардейского районного совета Автономной Республики Крым

Земля с высоты птичьего полета

Презентацию выполнила

Кунова С. В.

учитель географии Александровской

общеобразовательной

школы I-III ступеней Красногвардейского районного совета

Автономной Республики Крым

Земля с высоты птичьего полёта

Земля с высоты птичьего полёта


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока Внутреннее строение Земли. Горные породы и минералы

Автор: Кунова Светлана Викторовна

Дата: 13.01.2015

Номер свидетельства: 154508

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока на тему "Внутреннее строение Земли""
    ["seo_title"] => string(48) "konspekt_uroka_na_temu_vnutrennee_stroenie_zemli"
    ["file_id"] => string(6) "615483"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1666260915"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока географии "Внутреннее строение земли""
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekturokaghieoghrafiivnutriennieiestroieniieziemli"
    ["file_id"] => string(6) "340156"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471762729"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "КОНСПЕКТ урока "вулканы, гейзеры и горячие источники" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-vulkany-ghieiziery-i-ghoriachiie-istochniki"
    ["file_id"] => string(6) "160470"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422046488"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства