kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока «Географическое положение России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока:

1.        Сформировать знания о физико-географическом положении (ФГП) страны, о его влиянии на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

2.        Продолжать формировать умения выполнять практические задания по географическим картам и контурным картам России.

3.        Сформировать знания о границах РФ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Географическое положение России»»

Конспект урока «Географическое положение России»

Цели и задачи урока:

1.        Сформировать знания о физико-географическом положении (ФГП) страны, о его влиянии на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

2.        Продолжать формировать умения выполнять практические задания по географическим картам и контурным картам России.

3.        Сформировать знания о границах РФ.

Оборудование:

Политическая карта мира, физическая карта России, презентация «Географическое положение России».

Ход урока.

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

- что изучает физическая география России?  (физическая география России изучает природу и природные ресурсы России – страны, имеющей самую большую площадь среди всех государств мира, разнообразные природные условия, богатейшие природные ресурсы.)

- назовите два пути изучения природы России?

Первый путь – изучение отдельных компонентов природы: климата, рельефа, почв, вод, растений, животных. Изучение свойств компонента, особенностей изменения во времени и в пространстве на территории России. Изучением вод  занимается наука гидрология, ледников – гляциология; озёр – меленология. Рельеф  изучает  геоморфология, почвы – почвоведение, климат – климатология и т.д.

Второй путь – изучение природных компонентов во взаимосвязи в составе природных комплексов. Анализ взаимосвязей компонентов, разнообразия природных комплексов изучает физическая география. Это комплексное изучение природы России.

3.  Изучение нового материала

- чтобы понять природу страны, необходимо определить её «адрес» на Земле, т.е. географическое положение.

Вспомним план характеристики географического положения страны:

  1. Положение по отношению к экватору.

  2. Положение по отношению к нулевому меридиану.

  3. Положение на материке, части света.

  4. Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).

  5. Соседние государства.

  6. Координаты крайних точек страны

  7. Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Работа с картами и атласами (беседа)

- Россия имеет площадь 17,1 млн.км2

- сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств. (Россия – самое крупное государство мира. Её площадь  17,1 млн.км , что примерно равно площади  Южной Америки- ( 17,8 млн.км).  Россия занимает 1\3 часть площади Евразии, более чем в 2 раза больше Австралии, почти в 2 раза больше по площади  Канады, Китая, США).

- записать определение Государственная граница.

(Государственная граница – условная линия на поверхностей суши или воды, определяющая размеры территории государства и отделяющая ее от других государств и открытых морей.)

-  Россия расположена на материке Евразия, в двух частях света – Европе и Азии. Вспомните, где проходит условная граница между Европой и Азией? (условная граница проходит по Уральским горам, по 600 в.д. (серебряный меридиан) по реке Эмбе, по Прикаспийской низменности к реке Куме – по Кумо-Манычской впадине, к Азовскому морю – по Керченскому поливу.)

-Найдите Северный полярный круг. (параллель 66,60  с.ш.)

- В каком полушарии мы живем?  (В северном).

Какие широты имеют самая северная и южная точка России?  (северная – мыс Челюскин  - 770 43 с.ш., островная – мыс Флигели 81049 с.ш.  крайняя южная точка – юго-западнее горы Базардюзю  410 11 с.ш. на Кавказе, Дагестан,)

- найдите крайние точки России: мыс Флигели, мыс Челюскин, мыс Дежнева. Остров Ратманова, Гданьский залив (Балтийская коса), гора Базардюзю.

- какова протяженность России с севера на юг и с запада на восток? (от мыса Челюскин до крайней южной точки – 3110 км.)

- с какими странами граничит Россия?  (учащиеся находят государственные границы с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Беларусью, Украиной, Польшей. Страны Закавказья – Азербайджан и Грузия. Граница проходит по Главному Водораздельному хребту Кавказских гор. Азиатские соседи – Казахстан, Китай, Монголия; с этими государствами у России самые протяженные границы)

- какая область России граничит с Польшей и Литвой? (Калининградская)

- Что значит «морская граница»?  («морская граница» проходит в 12 милях (22,2 км) от берега.)

- определите, с какими странами Россия граничит только по морю.  (с Японией в Кунаширском проливе, США в Беринговом проливе.)

- что такое «Российский сектор Арктики»? –( часть Северного Ледовитого океана, принадлежащая России от острова Ратманова по меридиану до Северного полюса и от северной точки российско-норвежской границы по меридиану также до северного полюса.)

- по предложенному плану расскажите об особенностях географического положения России.

На доске:

  1. Евроазиатское положение.

  2. Первое место по площади.

  3. Северный морской путь.

  4. 13 морей.

  5. Протяженность с запада на восток.

- с какой страной Россия имеет схожее географическое положение?

- как географическое положение влияет на природу России?

Географическое положение имеет как положительные, так и отрицательные черты:

Положительные черты:

А) большая площадь России – это, как правило, означает богатство природными ресурсами;

Б) наличие морских границ. Свободный выход в океан.

В) расположение большей части страны в умеренных широтах.

Отрицательные черты:

А) Моря России замерзают на длительный период, что затрудняет судоходство.

Б) 1\4 часть площади России лежит за северным полярным кругом (суровый климат).

В) огромная территория требует больших транспортных расходов.

  1. Закрепление.

- Какова площадь территории России?

- Назовите крайнюю северную материковую точку?

- С каким государством Россия имеет самую протяженную границу?

- Какая часть территории России находиться за северным полярным кругом?

- С какими государствами у России только морские границы?

- Какое государство-сосед находится к нам ближе всех?

- С какими непризнанными государствами граничит Россия?

- Сколько морей омывает территорию России?

- Какие положительные черты в географическом положении России можно назвать?

- Какие отрицательные черты в географическом положении России можно назвать?

Работа в контурной карте:

1)        Отметить государственную границу России.

2)        Подписать пограничные государства.

3)        Отметить крайние точки, подписать их координаты.

4)        Подписать природные рубежи России (остров Ратманова, Кавказ, Прикаспийская низменность, Алтай, проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза).

5)        Подписать моря, омывающие территорию России. Подчеркнуть внутренние  моря.

Домашнее задание § 4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока «Географическое положение России»

Автор: Миронова Ирина Александровна

Дата: 09.12.2024

Номер свидетельства: 661302

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока  "Географическое положение России" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-gieoghrafichieskoie-polozhieniie-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "244266"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445891469"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Географическое положение Евразии. История открытия и исследования материка. "
    ["seo_title"] => string(87) "gieoghrafichieskoie-polozhieniie-ievrazii-istoriia-otkrytiia-i-issliedovaniia-matierika"
    ["file_id"] => string(6) "156460"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421425501"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "План-конспект урока по ФГОС"
    ["seo_title"] => string(28) "plan_konspiekt_uroka_po_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "425722"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1503216303"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока на тему "Западная Сибирь""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekturokanatiemuzapadnaiasibir"
    ["file_id"] => string(6) "291460"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455120959"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока "Европейский Север" "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-ievropieiskii-sievier"
    ["file_id"] => string(6) "111264"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407311979"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства