Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по ФГОС»
План-конспект урока по теме «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ»
Цели и задачи урока:
1. Сформировать знания о физико-географическом положении (ФГП) страны, о его влиянии на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
2. Продолжать формировать умения выполнять практические задания по географическим картам и контурным картам России.
3. Сформировать знания о границах РФ.
Планируемые результаты:
А) предметные –формирование знаний о географическом положении России и его влияние на природу и хозяйственную деятельность населения страны.
Б) метапредметные–формирование компетенции в ходе выполнения практической работы по определению местоположения географических объектов на картах.
Создать условия для развития универсальных учебных действий:
А) Личностных– осознать, что географическое положение страны- одна из важных особенностей ее развития.
Б) Познавательных- поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения.
В) Регулятивных– предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; внесение необходимых изменений в план и способ действий. Осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.
Г) Коммуникативных-умение выслушивать собеседника и общаться на заданную тему
ФормированиеУУД.
Оборудование:Политическая карта мира, физическая карта России, атласы контурные карты, глобус, учебник «География: природа России» 8 кл., Э.М.Раковская, М., Просвещение, 2010 г.
Тип урока:комбинированный
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний:
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося (момент осознания недостаточности имеющихся знаний).
Фронтальный устный опрос- учитель не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам:
- Что изучает физическая география России?
- Назовите два пути изучения природы России?
- При помощи каких источников можно добыть необходимую информацию при изучении данного вопроса?
- Люди каких профессий чаще всего обращаются к такому источнику информации, как карта?
- Какие способы получения информации о природе используются наукой географией?
- Как можно выразить полученные результаты исследования?
Какой город восточнее Москва или Киров? Восточнее Киров
В каком направлении мы поедем из Сургута в Якутск? В Омск? В Петрозаводск? В Салехард? В Хатангу? В Краснодар?
3.Мотивация изучения новой темы:
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. «Хочу, потому что могу»
“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай мне действовать самому – и я научусь!”
Китайская мудрость
4.Изучение нового материала- учитель предугадывает затруднения учеников и по ходу урока корректирует задание, если ребята не смогли его выполнить с первого раза:
Цель:1) сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемых фактах их сущности, связи; 2) выделить главное, провести обобщение; 3) на основе знаний выработать учебные умения.
Цель перед учащимися:активно участвовать в процессе знакомства с новой темой.
Используемые приемы:самостоятельная работа с учебником, картами атласа.
Цель:активизировать мыслительную деятельность, привить интерес учащихся к изучаемой теме.
Методы:объяснительно-иллюстрированный, работа с учебником, метод анализа, сравнения.
Тему урока учащиеся формулируют сами, отвечая на вопрос «С чего начинается изучение географии любой территории?»
-Тема нашего сегодняшнего урока так и называется «Географическое положение России»
- Почему изучение природы любой территории начинается с географического положения?
- Россия – самое большое государство по площади, имеет площадь 17,1 млн.км2- что составляет 11,3 % мировой суши; ;
- По рис.2.3 с.10 учебника сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств.( Россия занимает 1\3 часть площади Евразии, более чем в 2 раза больше Австралии, почти в 2 раза больше по площади Канады, Китая, США).
- Записать определение Государственная граница. Протяженность границ Российской Федерации 61 тыс. км (больше длины экватора)
Государственная граница – условная линия на поверхностей суши или воды, определяющая размеры территории государства и отделяющая ее от других государств и открытых морей.
- Чтобы понять природу страны, необходимо определить её «адрес» на Земле, т.е. географическое положение.
Вспомним план характеристики географического положения страны:
Положение по отношению к экватору.
Положение по отношению к нулевому меридиану.
Положение на материке, части света.
Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).
Соседние государства.
Координаты крайних точек страны
Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Практическая работа с картами и атласами.
1. Используя физическую карту мира, охарактеризуйте:
1) Положение России по отношению к экватору.
2) Положение России по отношению к нулевому меридиану.
3) Положение России на материке, части света.
-Найдите Северный полярный круг. (параллель 66,60с.ш.)
- В каком полушарии мы живем? (В северном).
- Россия расположена на материке Евразия, в двух частях света – Европе и Азии. Вспомните, где проходит условная граница между Европой и Азией? (условная граница проходит по Уральским горам, по 600в.д. (серебряный меридиан) по реке Эмбе, по Прикаспийской низменности к реке Куме – по Кумо-Манычской впадине, к Азовскому морю – по Керченскому поливу.)
- В каком полушарии живем мы? В какой части света находится Республика Марий Эл?
2. Используя физическую карту России, назовите и покажите:
1) Моря и океаны, омывающие страну (морские границы). («Морская граница» проходит в 12 милях (22,2 км) от берега, далее - 200-миллионная экономическая зона.)
2) Соседние государства-16.
3) Крайние точки страны и их координаты. (северная – мыс Челюскин - 77043’с.ш., островная – мыс Флигели 81049’с.ш. крайняя южная точка – юго-западнее горы Базардюзю41011’с.ш. на Кавказе, Дагестан,)
- Какова протяженность России с севера на юг и с запада на восток?
- Что такое «Российский сектор Арктики»? –( часть Северного Ледовитого океана, принадлежащая России от острова Ратманова по меридиану до Северного полюса и от северной точки российско-норвежской границы по меридиану также до северного полюса.)
5.Первичное закрепление.
Этап закрепления знаний и способов действий
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
-Сформулируйте главные особенности ЭГП России.
ЭГП России:
Протяженность границ Российской Федерации 61 тыс. км (больше длины экватора). Расстояние между крайними точками 10 тыс. км (запад-восток) и 3 тыс. км (север-юг).
Россия имеет наибольшее число пограничных государств (16) и морей, омывающих ее берега (13). Морские границы любого государства - 12 миль (22,2 км) от побережья, далее - 200-миллионная экономическая зона.
На территории РФ расположены крайние северные и восточные точки материка Евразия.
Россия - единственное государство в мире, у которого столь обширные территории лежат за полярным кругом.
Задание. Используя текст учебника статья «Сравнение географического положения России с положением государств», рис.6 ст.15, ответь на вопрос:
- С какой страной Россия имеет схожее географическое положение?
- Как географическое положение влияет на природу России?
- Какие особенности ЭГП способствуют развитию хозяйства страны, а какие затрудняют:
Положительные черты:
А) большая площадь России – это, как правило, означает богатство природными ресурсами;
Б) наличие морских границ. Свободный выход в океан.
В) расположение большей части страны в умеренных широтах.
Отрицательные черты:
А) моря России замерзают на длительный период, что затрудняет судоходство.
Б) часть площади России лежит за северным полярным кругом (суровый климат).
В) огромная территория требует больших транспортных расходов.
6.Закрепление учебного материала:
Цель:проверить как учащиеся усвоили новый материал урока, выявить недостатки причины их появления, закрепить умения и навыки работы с тематическими картами, стимулирование учащихся на самообразование.
Приемы:использование самостоятельной работы в практической деятельности учащихся: в контурных картах выполняется практическая работа, с цельюзакрепления полученных знаний о географическом положении России.