Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по теме "Климат"»
Открытый урок по географии на тему
«Погода и климат» параграф 20-21, 6 класс.
Цели урока:
Разобрать понятия «погода», «климат», их отличия. Причины, влияющие на формирование климата и изменение погоды..
Продолжить формировать аналитические способности и познавательный интерес учащихся, умение работать с разными источниками информации.
Поднять эмоциональный настрой учащихся, используя загадки и стихи. Прививать любовь к географии и заинтересованность в изучении предмета.
Задачи:
ознакомиться с понятиями «погода», «климат»;
определить элементы погоды и климата;
выявить причины, влияющие на погоду и климат;
составить прогноз погоды.
Предметные результаты обучения: определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, в месяц. Описывать погоду и климат в своей местности.
Метапредметные результаты обучения: ставить учебную задачу под руководством учителя, участвовать в совместной деятельности, сравнить полученные результаты с ожидаемыми, выделять существенные признаки понятий, работать с текстом, сравнивать явления по заданным критериям.
Личностные результаты обучения: коммуникативная компетентность в общении и сотрудничество со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности.
Ход урока
1 Организационный момент
Приветствие учителя, проверка готовности к уроку, отмечаем отсутствующих.
2. Проверка домашнего задания по вопросам темы « Водяной пар в атмосфере»:
Что такое водяной пар и откуда он берется в воздухе?( водяной пар- это молекулы воды, а не капли, т.е. это газ. Берется из осадков, испарения воды, испарения с листьев растений)
Понятие относительной и абсолютной влажности( абсолютная- это виаксимально возможная содержание водяного пара в атмосфере приданной температуре в конкретном районе,
Относительная – это фактическое содержание влаги в атмосфере)
Какую влажность сообщают синоптики абсолютную или относительную?
( относительную)
От чего зависит влажность?( температура, близость к океанам)
Загадки про явления погоды и содержание водяного пара:
4.Как по небу с севера плыла лебедь белая, плыла лебедь светлая, вниз кидала – сыпала на поля – озёрушки белый пух да пёрышки ( туча).
5.Шёл да шёл, да и в землю ушёл (туман).
6.Крупно, дробно зачастило, всю землю напоило (дождь).
7.Что-то золотое весело сияет, и в лесу и в поле снег тихонько тает. (солнце)
3. Изучение нового материала.
Прежде чем мы запишем тему сегодняшнего урока, послушайте, пожалуйста, музыкальный фрагмент и подумайте, какая сегодня у нас тема урока. Ребята слушают фрагмент песни «У природы нет плохой погоды» и отвечают, что тема урока «Погода». После этого записывают тему урока в тетрадь.
-что влияет на самочувствие наше и особенно наших бабушек?( погода)
Цель нашего сегодняшнего урока – дать определение понятиям «погода» и «климат»
Откройте ваши тетради, запишите в них число и тему нашего урока: «Погода и климат».
Мы уже несколько раз использовали слово «погода», но до сих пор не определились, а что это такое?
Самостоятельно поработайте с учебником и найдите понятие погоды и дайте это определение вслух.( стр.132-133).
Запись в тетрадь:
Погода-это состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данное время. А зачем нужен прогноз погоды??
Человек всегда был частью природы и конечно наблюдал постоянные изменения погоды. Мы с вами тоже постоянно являемся свидетелями ее капризности и непостоянства. Так что же является виновником этому?
-Главная причина смены погоды это воздушные массы.Воздушные массы- это большие объемы воздуха, обладающие определенными свойствами (температурой, влажностью, запыленностью). Главное свойство воздушных масс – подвижность. Смена воздушных масс и является причиной изменения погоды. Очень удобно согласитесь, но как жили люди на Земле, когда метеорологии еще не было вовсе. Прогноз погоды был и тогда. Но основывался он на многолетних наблюдениях за природой, и знаем мы его сегодня как народные приметы. Очень образно написал об этом в стихотворении «Приметы» А.С.Пушкин:
Старайся наблюдать различные приметы.
Пастух и земледел в младенческие леты,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И мразов ранний хлад, опасный винограду.
Давайте и мы попробуем определить погоду по народным приметам.
Низко ласточки летают
О …….дожде предупреждают
А летают высоко,
Значит дождик…. далеко.
Дым от труб и от костра
Кверху поднимается,
Значит жаркая погода
Завтра ожидается.
Длительные многолетние наблюдения за погодой позволяют сделать выводы о климате различных участков нашей планеты. Что же такое климат?
Климат - это средний многолетний режим погоды, характерный для какой-либо территории.( в тетрадь). А что такое режим? Это это пределы, в которых может изменяться погода.
Как вы думаете, есть ли на Земле места, где погода и климат всегда одинаковые? Ребята отвечают, что да, есть такое место – это экватор.
4..Физкульт минутка.
Руки вверх и руки вниз,
на носочки поднялись.
То присели, то пригнулись
И опять же улыбнулись.
Предлагает упражнения для физкультминутки
Выполняют действия, предложенные в стихотворении.
На формирование климата оказывают влияние климатообразующие факторы:
Погода переменчива, а климат неизменен, правда климат тоже меняется, но очень медленно.
Для рефлексии подходит прием “Синквейн” (пятистишия) предполагает написание о теме(понятии) пяти строк. Каждая строка имеет определенное количество слов и свою смысловую нагрузку.
1. строка обозначает тему одним словом (обычно существительным),
2. строка описывает тему (2 прилагательных),
3 строка называет действия, относящиеся к теме (3глагола),
4 строка выражает отношение автора к теме (фраза из 4 слов),
5 строка – повторение сути, “синоним” темы,
например:
Погода. Ясная, пасмурная. Меняется, портится, прогнозируется. Текущее состояние атмосферы. Природа.
снежная холодная заморозила запорошила охладила спячка наступила время года изменилась, испортилась, улучшилась у природы нет плохой погоды состояние атмосферы
Климат Континентальный, морской Зависит, влияет, формирует Воздушные массы Погода
Домашнее задание: параграф 22-23, читать и отвечать на вопросы.