Методическая разработка урока по географии на тему «Климатические пояса и области Северной Америки» для 7 класса составлена в соответствии с содержанием Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.
Содержание темы реализуется в рамках авторской программы по географии «География Земли» Душиной И. В., рассчитанной на 68 часов в год (2 часа в неделю) и учебника под редакцией В.А.Коринской и И.В. Душиной «География материков и океанов» для 7 класса. В качестве дополнительных источников информации во время урока используются научно-популярная, художественная литература и интернет-ресурсы.
Урок занимает важное место в системе уроков данного курса и является третьим при изучении темы «Северная Америка», для которой по программе отводится 8 часов. В рамках данного урока обучающиеся рассматривают вопросы взаимосвязи климатообразующих факторов в пределах одного материка.
Тип урока – «открытие» новых знаний.
Методы, используемые на уроке - наглядно-словесный, исследовательский (индуктивный), проблемно-поисковый, эвристический.
Формы обучения на уроке – фронтальная, в парах, индивидуальная.
Для активизации познавательного интереса на уроке я использую различные приёмы: побуждающий диалог, игровой приём «зеркальный текст», анализ литературного текста для установления типа климата, «мозговой штурм», работа по эталону.
В ходе урока необходимо использовать ИКТ в виде презентации, обеспечивая тем самым наглядность и способствуя развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, а также эффективной организации урока. Объём учебного материала оптимален для достижения цели урока.
Цель моего урока – формирование у обучающихся представлений о разных климатических условиях в пределах одного климатического пояса.
Для достижения поставленной цели, мной были определены задачи:
Образовательные:
- создать представление о климатических условиях на территории материка;
- продолжить формирование навыков выделять существенные признаки явлений;
- описать причины образования различных типов климата в пределах одного климатического пояса;
- развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе сопоставления фактической, картографической информации;
- продолжить совершенствовать навык работы с различными источниками информации.
Развивающие:
- развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей между сформированными климатическими условиями и причинами. повлиявшими на их формирование);
- развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения полученной информации;
- развивать осмысленное запоминание понятий.
Воспитательные:
- продолжить формирование у учащихся научного мировоззрения.
- воспитывать познавательную активность, самостоятельность, коммуникативность.
Приведенные выше задачи нацелены на развитие у обучающихся универсальных учебных действий, создают условия для формирования научной картины мира, развития творческих способностей у детей.
Урок разработан в технологии деятельностного метода. Учащиеся самостоятельно формулируют цель, определяют тему урока, проводят исследование, оценивают свою работу по итогам урока. Структура такого урока включает в себя следующие этапы:
- Организационный момент;
- Самоопределение к деятельности;
- Актуализация опорных знаний;
- Открытие новых знаний;
- Первичное закрепление;
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
- Рефлексия деятельности;
- Домашнее задание.
На первом этапе урока решаются вопросы, организующие на урок. На втором этапе происходит самоопределение к деятельности, формулируются цель и тема урока. На этапе актуализации опорных знаний обучающиеся вспоминают материал, пройденный ранее на подобных уроках (климат Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки). На этапе открытия новых знаний ребята, под руководством учителя, знакомятся с новым материалом путём решения географических задач. На этапе первичного закрепления дети определяют типы климата при работе с климатической картой Северной Америки. На этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону ученики работают с отрывками из литературных произведений о Северной Америке для определения типа климата, применяя тем самым открытые на уроке знания. После чего сравнивают свои результаты с предложенными учителем. Оценить эффективности урока можно на этапе рефлексия деятельности по содержанию ответов учащихся, их включенности в деятельность – активность на разных этапах урока, по результатам итогового контроля на заключительном уроке по разделу «Северная Америка». Домашнее задание дано разноуровневое – обязательный минимум (для всех), тренировочный уровень (для учеников, желающих хорошо знать предмет и без особой трудности осваивать программу) и творческий уровень (выполняется добровольно, выполнение стимулируется высокой оценкой).
Эффективность данного урока заключается в:
- самоопределении учащихся к выполнению той или иной деятельности;
- поиске учащимися рациональных путей решения предложенных заданий;
- повышении мотивации у детей через создание ситуации успеха на уроке;
- использовании различных методов и приёмов;
- сотрудничестве педагога и учащихся.