kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Климатические пояса и области Северной Америки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по географии на тему «Климатические пояса и области Северной Америки» для 7 класса составлена в соответствии с содержанием Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

Содержание темы реализуется в рамках авторской программы по географии «География Земли» Душиной И. В., рассчитанной на 68 часов в год (2 часа в неделю) и учебника под редакцией  В.А.Коринской и И.В. Душиной «География материков и океанов» для 7 класса. В качестве дополнительных источников информации во время урока используются научно-популярная, художественная литература и интернет-ресурсы.

            Урок занимает важное место в системе уроков данного курса и является третьим при изучении темы «Северная Америка», для которой по программе отводится 8 часов. В рамках данного урока обучающиеся рассматривают вопросы взаимосвязи климатообразующих факторов в пределах одного материка.   

Тип урока – «открытие» новых знаний. 

Методы, используемые на уроке -  наглядно-словесный, исследовательский (индуктивный), проблемно-поисковый, эвристический.

Формы обучения на уроке – фронтальная, в парах, индивидуальная.

Для активизации познавательного интереса на уроке я использую различные приёмы: побуждающий диалог, игровой приём «зеркальный текст», анализ литературного текста для установления типа климата, «мозговой штурм», работа по эталону.

В ходе урока необходимо использовать ИКТ в виде презентации, обеспечивая тем самым наглядность и способствуя развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, а также эффективной организации урока. Объём учебного материала оптимален для достижения цели урока.

Цель моего урока – формирование у обучающихся представлений о разных климатических условиях в пределах одного климатического пояса.

Для достижения поставленной цели, мной были определены задачи:   

Образовательные:

  • создать   представление о климатических условиях на территории материка;
  • продолжить формирование навыков выделять существенные признаки явлений;
  • описать причины образования различных типов климата в пределах одного климатического пояса;
  • развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе сопоставления фактической, картографической информации;
  • продолжить совершенствовать навык работы с различными источниками информации.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей между сформированными климатическими условиями и причинами. повлиявшими на их формирование);
  • развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения полученной информации;
  • развивать осмысленное запоминание понятий.

Воспитательные:

  • продолжить формирование у учащихся научного мировоззрения.
  • воспитывать познавательную активность, самостоятельность, коммуникативность.

Приведенные выше задачи нацелены на развитие у обучающихся универсальных учебных действий, создают условия для формирования научной картины мира, развития творческих способностей у детей.

Урок разработан в технологии деятельностного метода. Учащиеся самостоятельно формулируют цель, определяют тему урока, проводят исследование, оценивают свою работу по итогам урока. Структура такого урока включает в себя следующие этапы:

  • Организационный момент;
  • Самоопределение к деятельности;
  • Актуализация опорных знаний;
  • Открытие новых знаний;
  • Первичное закрепление;
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
  • Рефлексия деятельности;
  • Домашнее задание.

На первом этапе урока решаются  вопросы, организующие на урок. На втором этапе происходит самоопределение к деятельности, формулируются цель и тема урока. На  этапе актуализации опорных знаний обучающиеся вспоминают материал, пройденный ранее на подобных уроках (климат Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки). На этапе открытия новых знаний ребята, под руководством учителя, знакомятся с новым материалом путём решения географических задач. На этапе первичного закрепления дети определяют типы климата при работе с климатической картой Северной Америки. На этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону ученики работают с отрывками из литературных произведений о Северной Америке для определения типа климата, применяя тем самым открытые на уроке знания. После чего сравнивают свои результаты с предложенными учителем. Оценить эффективности урока можно на этапе рефлексия деятельности по содержанию ответов учащихся, их включенности в деятельность – активность на разных этапах урока, по результатам итогового контроля на заключительном уроке по разделу «Северная Америка». Домашнее задание дано разноуровневое – обязательный минимум (для всех), тренировочный уровень (для учеников, желающих хорошо знать предмет и без особой трудности осваивать программу) и творческий уровень (выполняется добровольно, выполнение стимулируется высокой оценкой).                                    

Эффективность данного урока заключается в:

  • самоопределении учащихся к выполнению той или иной деятельности;
  • поиске учащимися рациональных путей решения предложенных заданий;
  • повышении мотивации у детей через создание ситуации успеха на уроке;
  • использовании различных методов и приёмов;
  • сотрудничестве педагога и учащихся. 

Просмотр содержимого документа
«Климатические пояса и области Северной Америки »


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 56 с углублённым изучением отдельных предметов»








Методическая разработка урока географии по теме:



«Климатические пояса и области Северной Америки»


для учащихся 7 класса















Составитель: Колесникова Наталья Александровна

учитель географии высшей категории












Новоуральский городской округ, 2014

Урок географии в 7 классе

Тема: «Климатические пояса и области Северной Америки»


Цель: формирование у учащихся представлений о разных климатических условиях

в пределах одного климатического пояса

Образовательные задачи:

  • создать представление о климатических условиях на территории материка;

  • продолжить формирование навыков выделять существенные признаки явлений;

  • описать причины образования различных типов климата в пределах одного климатического пояса;

  • развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе сопоставления фактической, картографической информации;

  • продолжить совершенствовать навык работы с различными источниками информации.

Развивающие задачи:

  • развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей между сформированными климатическими условиями и причинами. повлиявшими на их формирование);

  • развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения полученной информации;

  • развивать осмысленное запоминание понятий.

Воспитательные задачи:

  • продолжить формирование у учащихся научного мировоззрения.

  • воспитывать познавательную активность, самостоятельность, коммуникативность.


Методы: наглядно-словесный, исследовательский (индуктивный), проблемно-поисковый,

эвристический.

Формы обучения: фронтальная, в парах, индивидуальная.


Оборудование: учебник В.А.Коринской «География материков 7 класс», настенная карта

«Физическая карта Северной Америки»; таблица «Климат Северной

Америки»; мультимедийный проектор; видеосюжет «Торнадо»;

раздаточный материал.


Тип урока: «открытие» новых знаний.

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности.

Видеосюжет «Торнадо».

«В Северной Америке на юге Великих равнин бывают особенно сильные смерчи – торнадо. Это кратковременные, но чрезвычайно разрушительные вихри. Поражает большая скорость и сила торнадо. Например, после его прохождения нашли куриное яйцо с отверстием, пробитым кукурузным зерном. Известны ещё более поразительные примеры: соломинка, проткнувшая насквозь толстый картон; стальная линия электропередачи, согнутая до самой земли. Однако, наиболее фантастический случай был зарегистрирован во время торнадо в 1896 году. Тогда сосновая палка пробила металлический лист толщиной 1 см. Интересно, что границы действия торнадо чётко обозначены на местности: были случаи, когда половина строения была полностью снесена, а другая оставалась неповреждённой».

Учитель: Ребята, можете ли вы сейчас объяснить, почему в одних районах материка

происходят такие явления, а в других нет?

/Гипотезы фиксируются на доске/

Ваше предположение, какова же цель урока?

/Формулируется цель урока: проверить правильность выдвинутых гипотез/

Вы можете чётко сформулировать тему урока?

/Если учащиеся не смогут, то тему пока не записываем/


2. Актуализация знаний.

Учитель: Чтобы разобраться в этом вопросе давайте вспомним, какие условия влияют на

формирование климата территории?

/на доске появляется таблица, заполняющаяся по ходу высказываний учащихся/

климатообразующий фактор

Северная Америка

Гп

  • лежит полностью в северном и западном полушарии;

  • территорию омывают воды трёх океанов;

ОиМ

  • территорию омывают воды трёх океанов;


Пп

  • Меридионально вытянутые горы Кордильеры вдоль Тихоокеанского побережья;

  • Преобладание равнинных территорий на востоке материка.

Вм

  • (АВм, УВм, ТВм, ЭВм).

/Учащиеся выделяют следующие климатообразующие факторы/

  • географическое положение территории;

  • характер подстилающей поверхности;

  • близость морей и океанов;

  • господствующие воздушные массы.

Учитель: В чём особенность положения материка Северная Америка?

/ ответы детей /

  • лежит полностью в южном и западном полушарии;

  • территорию омывают воды трёх океанов;

Учитель: Какой океан оказывает наибольшее влияние на климат материка?

  • Атлантический.

Учитель: В чём особенность рельефа территории?

  • Меридионально вытянутые горы Кордильеры вдоль Тихоокеанского побережья;

  • Преобладание равнинных территорий на востоке материка.

Учитель: Для того, чтобы вспомнить какие воздушные массы господствуют над

материком, я предлагаю вам вспомнить в каких климатических поясах

располагается Северная Америка?

Из какого источника это можно сделать?

/Работа с «Атласом». Карта «Климатические пояса и области»/

Учитель: В каких климатических поясах располагается Северная Америка ?

Учитель: Мы отметили четвёртый климатообразующий фактор характерный для этого

материка? (АВм, УВм, ТВм, ЭВм).


3. Открытие новых знаний.

Учитель: А кто помнит, что такое климатический пояс?

/ ответы детей /

Учитель: Проверьте себя по подсказке!


«еынпурк еынториш яинеледзардоп йонмез итсонхревоп, еыроток ястюачилто гурд то агурд имынрутарепмет имяиволсу и имыншудзов имассам».


Ответ: (Крупные широтные подразделения земной поверхности, которые отличаются друг от друга температурными условиями и воздушными массами.)


Учитель: Значит ли это, что в пределах одного климатического пояса сформировались

одинаковые климатические условия?


/ ответы детей /

Вернёмся к цели урока. Изобразим схему:


Климатический пояс - одинаковые климатические условия

t я tи Ос


Тогда объясните следующие факты!

/Работа в парах по предложенным заданиям/

  • Почему в одних и тех же широтах тропического климата на Тихоокеанском побережье расположена Калифорнийская пустыня, а в восточной части материка — п-ов Флорида, который испанцы назвали «цветущим»?


  • Почему на о-ве Ньюфаундленд до 120 дней в году туманы?


  • Почему в г. Ванкувере, расположенном в удобной Тихоокеанской бухте, самый мягкий во всей Канаде климат, а также обильные осадки круглый год?


  • Почему в центральной части умеренного пояса зимой снегопады и морозы сменяются оттепелями? Как летом здесь сказывается удаленность и изолированность от океанических побережий? Какие воздушные массы создают такие погодные условия?


/Работа с «Атласом». Карта «Климатические пояса и области»/


После решения задач выясняется, что в пределах одного климатического пояса

сформировались различные климатические условия.

Учитель: Какой можно сделать вывод?

Учитель: Следовательно, внутри каждого климатического пояса есть территории,

которые отличаются от соседних температурными условиями и количеством

осадков. Учёные назвали эти территории климатическими областями.

А теперь вы можете сформулировать тему урока?

/формулируется тема урока/


4. Первичное закрепление.

/Работа с «Атласом». Карта «Климатические пояса и области»/

Учитель: Какие климатические области сформировались на этом материке?

/ ответы детей /

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Учитель: А сможете вы, из предложенных отрывков литературных произведений

выделяя опорные слова, выбрать описание климатической области?

Работаем в парах. Обсудить результат друг с другом.

Задания:

Над Ванкувером большую часть года роятся серо-черные дождевые тучи. Непременной принадлежностью экипировки ванкуверца считается зонтик. Выйти из дома без зонта равносильно тому, чтобы отправиться на работу босиком. Дождь утром, дождь в полдень, дождь вечером и ночью. То это сильный ливень, когда тяжелые капли, обрушиваясь, сливаются в толстые сверкающие нити, то мелкая морось, оседающая на лицах и стеклах витрин...

Ю.Г. Кузнецов «Сладок ли кленовый сок?»

...Зима то дразнит неожиданными оттепелями, то гнет в три дуги неслыханными морозами. В феврале чуткий нос уж чувствует в воздухе мягкое веянье близкой весны. А наступит в марте весна, побегут грязные ручьи с холмов, оттает земля и задымится теплым паром. Но возвращаются внезапно вьюги, бывает, снегом засыпает поля...

По произведениям И.А. Гончарова

Это был мертвый мир, мертвый и серый. Река Юкон спала под трехфутовым ледяным покровом. Воздух был недвижим, справа и слева на лесистых берегах, словно окаменевшие, стояли высокие ели, и снег, плотным слоем покрывавший ветви, не осыпался... Солнце не излучало тепла... Едва достигнув зенита*, оно снова стало уходить по косой за горизонт.

Дж. Лондон «Время не ждет»

В середине января пришел настоящий мороз, при котором трескается кожа на носу и на ушах, словно пергамент. В течение недели была отмечена температура –51 °С при десятиузловом ветре. Из-за прибрежных угловатых глыб льда доносились шуршащие звуки...

Р. Вайнес «Вокруг света по меридиану»

Апрель был на исходе, бурно наступала весна. Дни стали длиннее. Снег таял в лучах солнца, из-под него выбивались тонкие струйки воды. Сутками дул теплый и влажный юго-западный ветер, и за одни сутки снег оседал на целый фут. К вечеру подтаявший снег замерзал, и по твердому насту можно было идти, не проваливаясь. С юга прилетала стайка белых пуночек и, побыв один день, опять улетала, держа путь на север...

Дж. Лондон «Время не ждет»

Лето бывает там особенно упоительно. В ясные дни солнце слегка жгучее, но не палящее, и длятся такие дни иногда недели три-четыре. Дождь пойдет — хлынет бойко, обильно, а то и зарядит на несколько дней подряд. Случаются и грозы, с ветрами, иной раз и с градом, но пасмурная погода быстро сменяется теплой и солнечной...

По произведениям И.А. Гончарова

Три долгих дня мы пробирались при температуре воздуха –20 °С. Клубы тумана перекатывались через плато с востока, подгоняемые всё усиливающимся морозом. Наконец мы вышли к северной оконечности плато. Два ледника-близнеца сползали вниз к озеру.»

Р. Вайнес «Вокруг света по меридиану

На север, восток и запад в золотистом свете июньского утра распахнулась удивительная панорама Канадских Скалистых гор. Реки, потоки и ручьи стекали вниз из-под самых облаков, оттуда, где лежали вечные снега, и в воздухе, не умолкая, звучала музыка бегущей воды. Последний месяц северной весны, июнь, шел на убыль, уступая место первому месяцу лета.

Дж. Оливер Кервуд «Бродяги Севера»


Учитель: А теперь проверьте себя, правильно ли вы определили климатическую область.


/На доске появляются правильные ответы/.


5. Рефлексия деятельности.


Учитель: Какова была тема урока? Какова была цель урока, и достигли ли мы её?

Вы сегодня довольны собой? Оценивание учеников. Урок состоялся.

Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?


/анализ учащимися своей деятельности на уроке/


6. Домашнее задание: Обязательный минимум § 53 (для всех)

Тренировочный уровень § 53 , стр. 213 (задания №1, и №2)

(для учеников, желающих хорошо знать предмет и без особой

трудности осваивать программу).


Творческий уровень – по § 53 составить кроссворд.

(выполняется добровольно, выполнение стимулируется

высокой оценкой)

7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Климатические пояса и области Северной Америки

Автор: Колесникова Наталья Александровна

Дата: 20.08.2014

Номер свидетельства: 112309

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) ""Внутренние воды Северной Америки" "
    ["seo_title"] => string(37) "vnutrienniie-vody-sieviernoi-amieriki"
    ["file_id"] => string(6) "206340"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430153400"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) ""Природные зоны Северной Америки" конспект крока "
    ["seo_title"] => string(51) "prirodnyie-zony-sieviernoi-amieriki-konspiekt-kroka"
    ["file_id"] => string(6) "186987"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426439646"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) ""Природные зоны Северной Америки" "
    ["seo_title"] => string(37) "prirodnyie-zony-sieviernoi-amieriki-1"
    ["file_id"] => string(6) "187005"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426441297"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Разработка урока по географии по теме " Климат и внутренние воды Северной Америки" "
    ["seo_title"] => string(89) "razrabotka-uroka-po-ghieoghrafii-po-tiemie-klimat-i-vnutrienniie-vody-sieviernoi-amieriki"
    ["file_id"] => string(6) "130255"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415867596"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока "Климат Северной Америки""
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt_uroka_klimat_sieviernoi_amieriki"
    ["file_id"] => string(6) "395507"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488023613"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства