kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Природные зоны Северной Америки" конспект крока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока : «Природные зоны Северной Америки»

Цели урока:

- Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природе Северной Америки;

- Познакомить с типичными чертами природных зон материка, с     распространёнными здесь растениями и животными;

- Развивать  умения устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы на примере природных зон.

                                            Ход урока:

  1. Оргмомент
  2. Проверка домашнего задания:

- Какие климатообразующие факторы оказывают влияние на формирование климата С.А.?

( 1. Материк расположен  практически во всех климатических поясах северного полушария, кроме экваториального.

1)Близость морей, океанов, океанических течений.

2) Рельеф материка: Кордильеры задерживают воздушные массы умеренных широт с запада и оставляют на себе большую часть осадков. Отсутствие горных хребтов на севере создает возможность проникновения глубоко на материк арктических воздушных масс. Они могут распространятся до Мексиканского залива, принося похолодание. А тропические ВМ беспрепятственно проникают на север.

  1. Различия в температуре и атмосферном давлении воздуха создают условия для образования сильных ветров – ураганов, смерчей – торнадо.)

 - Дайте краткую характеристику всех климатических поясов С.А.(работа выполняется на доске)

 - Найти лишнюю реку

Миссисипи, Миссури, Ниагара, Амазонка, Макензи, Атабаска, Колорадо, Замбези, Дарлинг, Колумбия.

 - Назовите и покажите по карте озера  С.А.

3. Объяснение нового материала

Вступительное слово учителя. 
Каждый урок изучения нового материала эта очередная ступенька вашей лестницы познания. Это очередной шаг восхождения к вершине знаний. И чем больше таких шагов вы совершите за свою жизнь, тем выше ваш интеллектуальный уровень. Хотелось бы, чтобы эти шаги на пути познания были твердыми и уверенными. И вели вас только вперёд, преодолевая любые трудности и преграды. 

Поэтому начать урок я хочу с легенды о вожде одного из индийских племён, который посылал юношей на вершину Аконкагуа, самую высокую точку Южной Америки.

« Идите, пока хватит сил. Кто устанет, пускай вернётся домой, но пусть каждый принесёт мне ветку с того места, где он свернул с дороги », - говорил вождь. Вскоре первый вернулся с дороги и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: « Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал : « Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение ». Третий с веткой тополя, даже заслужил похвалу: « Ты добрался до родника ». Подобное поощрение и четвёртому, с веткой крушины. Пятому, принёсшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: « Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришёл с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: « Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всём её величие».

- Ребята, почему вождь решил, что юноша дошёл до вершины? (Обсуждение вопроса )

География как вы уже знаете удивительная наука. Почти каждый урок познания нового начинается с карты. И сегодня мы тоже неоднократно обратимся к ней. Но карта которая будет сопровождать нас по теме урока не физическая, а карта природных зон. Поэтому я, думаю, вы уже догадались какая тема урока сегодня.

Откройте тетради и запишите тему урока : «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ»

Прежде чем приступить к работе, мне хотелось, чтобы вы вспомнили определение – природная зона

Учащиеся: дают определение понятию природная зона –широкие полосы однородной природы земли, обусловленные климатическими условиями и равнинным рельефом на суше.

Природные зоны- территории простирающиеся в широтном направлении со сходными природными условиями ( климат, почвы, растительность, животные)

Вертикальная поясность- постепенная смена в горных районах климатов, почв, растений, животных в зависимости от высоты.
Вследствие большой протяженности материка с севера на юг его органический мир чрезвычайно богат всевозможными видами растений и животных. Это белый медведь, житель арктических пустынь и бизоны наиболее характерное животное североамериканских прерий.

В отличие от уже известных нам южных материков в Северной Америке смена природных зон особым образом. В северной части материка природные зоны сменяют друг друга с севера на юг. Это происходит вследствие изменения количества солнечного тепла.

Сопоставьте карты « Климатические пояса и области», « Климатическую карту Северной Америки» и карту «Природные зоны» стр. 35 атласа. Какой вывод напрашивается ?
ВЫВОД: Природная зона арктических пустынь расположилась в арктическом климатическом поясе. Даже летом почти на всей территории сохраняются отрицательные температуры или температуры близкие к нулю. В течение всего года преобладает облачность, туманы, снежные бури. Зимняя полярная ночь продолжается до пяти месяцев. В пределах этого пояса находятся центры современного покровного оледенения. Почвы практически отсутствуют. Растительный мирпредставлен мхами и лишайниками. Животный мир немногим разнообразнее, но его питание неразрывно связано с водным пространством ( моржи, тюлени, белые медведи ).
Южнее полярного круга становиться чуть теплее, здесь располагается природная зона тундры и лесотундры, которая занимает районы субарктического климатического пояса. Для него характерна суровая зима ( работа с климатической картой ), прохладное лето с пасмурной дождливой погодой. Вся территория тундры находиться в зоне многолетней мерзлоты. Поэтому здесь много поверхностных болот. Почвы тундровые – болотные. Растительность представлена низкорослыми травами ( голубика, ежевика, морошка) и карликовыми деревьями ( карликовая береза, ива, сосна ). Животный мир более разнообразен, чем в арктических пустынях (Приложение 1.)
При движении на юг количество солнечного тепла возрастает. Это приводит к смене тундры зоной хвойных лесов – тайга. На подзолистых почвах, напоминающих цвет золы, растут хвойные леса представленные сосной, пихтой, елями, лиственницей. На западе благодаря теплому течению и западным ветрам, несущим влагу на материк, хвойные леса протянулись намного южнее вдоль Тихого океана. Здесь встречается гигантские хвойные деревья – секвойя. Секвойя гигантская - самое высокое и большое дерево в мире- секвойя « Генерал Шерман » растет в Калифорнии. Высота её 84 м, диаметр ствола 35 м, толщина ветвей более 3 м, возраст около 2500 лет, вес 2500 т.

Животные: Бурый медведь Гризли, канадская рысь, росомаха, американская куница,  короткоухие американские зайцы, дикобразы, скунсы, волки – койоты, сохранился лесной бизон.

    В центральной части востока С. Америки проходит теплое течение Гольфстрим. Оно способствует образованию дождевых облаков. И количество осадков увеличивается на востоке материка. Здесь на серых лесных почвах расположилась зона смешанных и широколиственных лесов, а чуть южнее переменно-влажные леса. Здесь ощущается господство умеренного пояса. Холодная и снежная зима, теплое лето с туманами на прибрежной части Атлантического океана. Растительный и животный мир более разнообразен. 

При приближение на запад в глубь материка количество осадков убывает, и поэтому леса сменяются лесостепями и степями, которые вытянулись в меридиональном направлении. В С. Америке степи чаще всего называют прериями, которые различают на сухие (на каштановых почвах) и влажные на чернозёмах. Животный мир этой безлесной зоны не менее разнообразен лесной. 

Вдоль центральной части западного побережья материка проходит холодное Калифорнийское течение, поэтому количество осадков убывает. Холодное течение и горный рельеф материка формирует здесь зону пустынь и полупустынь . Безлесная зона со скудной растительностью и животным миром 

3.  Изменение природных зон в результате хозяйственной деятельности человека

Анализ комплексной карты стр.37 атлас.

-В какой природной зоне материка находится наибольшее количество национальных памятников и заповедников? 

- Как вы думаете, почем именно эти природные зоны являются наиболее ранимые.

4. Закрепление пройденного

а) Работа в парах по карточкам.

б) ИГРА «Географический гольф»
           «Блиц-вопросы»:

  • Какой мыс является крайней южной точкой материка? (Марьято)
  • Как называется гора, которая является самой высокой точкой материка? (Мак-Кинли)
  • В каком климатическом поясе и области расположен полуостров Флорида? (тропическом с равномерным увлажнением)
  • Какая река является самой крупной на материке?  (Миссисипи)
  • Какой перешеек соединяет Северную и Южную Америку? (Панамский)
  • Как называются американские степи? (прерии)
  • тур – «Что лишнее и почему?»:
  • Мексиканский, Гудзонов, Гвинейский, Калифорнийский (Гвинейский – залив у берегов Африки)
  • Мак-Кинли, Костюшко, Элберт, Митчелл (Костюшко – гора в Австралии)
  • Игольный, Мерчисон, Марьято, Сент-Чарльз (Игольный – южный мыс Африки)
  • Маккензи, Миссисипи, Муррей, Колорадо (Муррей – река в Австралии)
  • Экваториальный, Тропический, Субтропический, Умеренный (Экваториальный -  отсутствует в Северной Америке, проходит через Африку и Южную Америку)
  • Гольфстрим, Лабрадор, Перуанское, Аляскинское (Перуанское – течение вдоль западных берегом Южной Америки)

Д/З § 42, отметить на к\к  внутренние воды и природные зоны.

Просмотр содержимого документа
«"Природные зоны Северной Америки" конспект крока »

Тема урока : «Природные зоны Северной Америки»

Цели урока:

- Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природе Северной Америки;

- Познакомить с типичными чертами природных зон материка, с распространёнными здесь растениями и животными;

- Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы на примере природных зон.

Ход урока:

  1. Оргмомент

  2. Проверка домашнего задания:

- Какие климатообразующие факторы оказывают влияние на формирование климата С.А.?

( 1. Материк расположен практически во всех климатических поясах северного полушария, кроме экваториального.

1)Близость морей, океанов, океанических течений.

2) Рельеф материка: Кордильеры задерживают воздушные массы умеренных широт с запада и оставляют на себе большую часть осадков. Отсутствие горных хребтов на севере создает возможность проникновения глубоко на материк арктических воздушных масс. Они могут распространятся до Мексиканского залива, принося похолодание. А тропические ВМ беспрепятственно проникают на север.

  1. Различия в температуре и атмосферном давлении воздуха создают условия для образования сильных ветров – ураганов, смерчей – торнадо.)

- Дайте краткую характеристику всех климатических поясов С.А.(работа выполняется на доске)

- Найти лишнюю реку

Миссисипи, Миссури, Ниагара, Амазонка, Макензи, Атабаска, Колорадо, Замбези, Дарлинг, Колумбия.

- Назовите и покажите по карте озера С.А.

3. Объяснение нового материала

Вступительное слово учителя.
 Каждый урок изучения нового материала эта очередная ступенька вашей лестницы познания. Это очередной шаг восхождения к вершине знаний. И чем больше таких шагов вы совершите за свою жизнь, тем выше ваш интеллектуальный уровень. Хотелось бы, чтобы эти шаги на пути познания были твердыми и уверенными. И вели вас только вперёд, преодолевая любые трудности и преграды. 

Поэтому начать урок я хочу с легенды о вожде одного из индийских племён, который посылал юношей на вершину Аконкагуа, самую высокую точку Южной Америки.

« Идите, пока хватит сил. Кто устанет, пускай вернётся домой, но пусть каждый принесёт мне ветку с того места, где он свернул с дороги », - говорил вождь. Вскоре первый вернулся с дороги и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: « Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал : « Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение ». Третий с веткой тополя, даже заслужил похвалу: « Ты добрался до родника ». Подобное поощрение и четвёртому, с веткой крушины. Пятому, принёсшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: « Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришёл с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: « Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всём её величие».

- Ребята, почему вождь решил, что юноша дошёл до вершины? (Обсуждение вопроса )

География как вы уже знаете удивительная наука. Почти каждый урок познания нового начинается с карты. И сегодня мы тоже неоднократно обратимся к ней. Но карта которая будет сопровождать нас по теме урока не физическая, а карта природных зон. Поэтому я, думаю, вы уже догадались какая тема урока сегодня.


Откройте тетради и запишите тему урока : «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ»

Прежде чем приступить к работе, мне хотелось, чтобы вы вспомнили определение – природная зона

Учащиеся: дают определение понятию природная зона –широкие полосы однородной природы земли, обусловленные климатическими условиями и равнинным рельефом на суше.

Природные зоны- территории простирающиеся в широтном направлении со сходными природными условиями ( климат, почвы, растительность, животные)

Вертикальная поясность- постепенная смена в горных районах климатов, почв, растений, животных в зависимости от высоты.
Вследствие большой протяженности материка с севера на юг его органический мир чрезвычайно богат всевозможными видами растений и животных. Это белый медведь, житель арктических пустынь и бизоны наиболее характерное животное североамериканских прерий.

В отличие от уже известных нам южных материков в Северной Америке смена природных зон особым образом. В северной части материка природные зоны сменяют друг друга с севера на юг. Это происходит вследствие изменения количества солнечного тепла.

Сопоставьте карты « Климатические пояса и области», « Климатическую карту Северной Америки» и карту «Природные зоны» стр. 35 атласа. Какой вывод напрашивается ?
ВЫВОД: Природная зона арктических пустынь расположилась в арктическом климатическом поясе. Даже летом почти на всей территории сохраняются отрицательные температуры или температуры близкие к нулю. В течение всего года преобладает облачность, туманы, снежные бури. Зимняя полярная ночь продолжается до пяти месяцев. В пределах этого пояса находятся центры современного покровного оледенения. Почвы практически отсутствуют. Растительный мирпредставлен мхами и лишайниками. Животный мир немногим разнообразнее, но его питание неразрывно связано с водным пространством ( моржи, тюлени, белые медведи ).
Южнее полярного круга становиться чуть теплее, здесь располагается природная зона тундры и лесотундры, которая занимает районы субарктического климатического пояса. Для него характерна суровая зима ( работа с климатической картой ), прохладное лето с пасмурной дождливой погодой. Вся территория тундры находиться в зоне многолетней мерзлоты. Поэтому здесь много поверхностных болот. Почвы тундровые – болотные. Растительность представлена низкорослыми травами ( голубика, ежевика, морошка) и карликовыми деревьями ( карликовая береза, ива, сосна ). Животный мир более разнообразен, чем в арктических пустынях (Приложение 1.)
При движении на юг количество солнечного тепла возрастает . Это приводит к смене тундры зоной хвойных лесов – тайга. На подзолистых почвах, напоминающих цвет золы, растут хвойные леса представленные сосной, пихтой, елями, лиственницей. На западе благодаря теплому течению и западным ветрам, несущим влагу на материк, хвойные леса протянулись намного южнее вдоль Тихого океана. Здесь встречается гигантские хвойные деревья – секвойя. Секвойя гигантская - самое высокое и большое дерево в мире- секвойя « Генерал Шерман » растет в Калифорнии. Высота её 84 м, диаметр ствола 35 м, толщина ветвей более 3 м, возраст около 2500 лет, вес 2500 т.

Животные: Бурый медведь Гризли, канадская рысь, росомаха, американская куница, короткоухие американские зайцы, дикобразы, скунсы, волки – койоты, сохранился лесной бизон.

В центральной части востока С. Америки проходит теплое течение Гольфстрим. Оно способствует образованию дождевых облаков. И количество осадков увеличивается на востоке материка. Здесь на серых лесных почвах расположилась зона смешанных и широколиственных лесов, а чуть южнее переменно-влажные леса. Здесь ощущается господство умеренного пояса. Холодная и снежная зима, теплое лето с туманами на прибрежной части Атлантического океана. Растительный и животный мир более разнообразен. 

При приближение на запад в глубь материка количество осадков убывает, и поэтому леса сменяются лесостепями и степями, которые вытянулись в меридиональном направлении. В С. Америке степи чаще всего называют прериями, которые различают на сухие (на каштановых почвах) и влажные на чернозёмах. Животный мир этой безлесной зоны не менее разнообразен лесной. 

Вдоль центральной части западного побережья материка проходит холодное Калифорнийское течение, поэтому количество осадков убывает. Холодное течение и горный рельеф материка формирует здесь зону пустынь и полупустынь . Безлесная зона со скудной растительностью и животным миром 

3. Изменение природных зон в результате хозяйственной деятельности человека

Анализ комплексной карты стр.37 атлас.

-В какой природной зоне материка находится наибольшее количество национальных памятников и заповедников? 

- Как вы думаете, почем именно эти природные зоны являются наиболее ранимые.

4. Закрепление пройденного

а) Работа в парах по карточкам.

б) ИГРА «Географический гольф»
«Блиц-вопросы»:

  • Какой мыс является крайней южной точкой материка? (Марьято)

  • Как называется гора, которая является самой высокой точкой материка? (Мак-Кинли)

  • В каком климатическом поясе и области расположен полуостров Флорида? (тропическом с равномерным увлажнением)

  • Какая река является самой крупной на материке?  (Миссисипи)

  • Какой перешеек соединяет Северную и Южную Америку? (Панамский)

  • Как называются американские степи? (прерии)

  • тур – «Что лишнее и почему?»:

  • Мексиканский, Гудзонов, Гвинейский, Калифорнийский (Гвинейский – залив у берегов Африки)

  • Мак-Кинли, Костюшко, Элберт, Митчелл (Костюшко – гора в Австралии)

  • Игольный, Мерчисон, Марьято, Сент-Чарльз (Игольный – южный мыс Африки)

  • Маккензи, Миссисипи, Муррей, Колорадо (Муррей – река в Австралии)

  • Экваториальный, Тропический, Субтропический, Умеренный (Экваториальный -  отсутствует в Северной Америке, проходит через Африку и Южную Америку)

  • Гольфстрим, Лабрадор, Перуанское, Аляскинское (Перуанское – течение вдоль западных берегом Южной Америки)

Д/З § 42, отметить на к\к внутренние воды и природные зоны.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Природные зоны Северной Америки" конспект крока

Автор: Ковалева Наталья Евгеньевна

Дата: 15.03.2015

Номер свидетельства: 186987

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства