Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФУУД (формирование универсальных учебных действий) |
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Присаживайтесь, пожалуйста. Начинаем урок. Давайте с вами настроимся на урок и посмотрим интересное видео. | Настрой на работу | Дети смотрят видео о воде. Включение детей в деятельность | Регулятивные УУД (самоконтроль) |
Разгадайте кроссворд и ответьте на вопрос: 1.Кто он, сказочный герой, Жизнь свою связал с водой? 2. Речка бежала, Упала с горы. Это явление ты назови. | 3. В огне не горит И в воде не тонет. 4.Без крыльев летит, Без ног бежит, Без паруса плывет. | д а л е о к о б л в я д о й о н о д а п о д в Без чего невозможна жизнь на Земле? - Исходя из этого, сформулируйте тему сегодняшнего урока. О чем мы сегодня будем говорить. -Правильно мы будем говорить о воде. Послушайте стихотворение про воду (Чтение стихотворения учеником) В кружево будто одеты Деревья, кусты, провода, И кажется сказкою это, А, в сущности, только вода. Безбрежная ширь океана, И тихая заводь пруда, Каскад водопада и брызги фонтана, А всё это только вода. В бирюзовой дали, исчезая, Лебедями плывут облака. Вот туча идёт грозовая, А, в сущности, только вода. Снег белый пойдёт и укроет Родные леса и поля. Но время придёт - всё растает, И будет простая вода. | Приглашение к размышлению - Спасибо большое за стихотворение | Водяной. Водопад. Лед. Облако. Вода Дети слушают стихотворение. | Личностные УУД (умение любоваться красотой окружающего мира) Регулятивные УУД (самоконтроль) |
III Актуализация и постановка проблемы .Какой бывает вода? Отгадайте загадки 1. Шёл долговяз, В землю увяз. (Дождь) 2. Зимой в поле лежал, А весной в речку побежал. (Снег) 3. Мост, как синее стекло. Скользко, весело, светло. (Лёд) 4. Не колючий, Светло – синий, По кустам развешен…(Иней) 5. Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. (Роса) 6. Над рекой, над долиной, Повисла белая холстина. (Туман) - Вывод: Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях. В каких состояниях встречается вода в природе? | - Просмотр презентации | Ответы детей (- В твердом, жидком и газообразном состоянии) | Познавательные УУД (извлечение из памяти сохраненной информации |
Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…Ты самое большое богатство в мире. Антуан де Сент-Экзюпери - Почему Антуан де Сент-Экзюпери французский лётчик, писатель, который вынужден был по воле случая некоторое время провести в пустыне и по достоинству оценить цену и вкус глотка воды, написал «вода – сама жизнь, самое большое богатство в мире»? - Жизнь зародилась в воде. - Вода необходима для организма человека, для растений и животных. - Без воды невозможна жизнь на Земле. | | Определение и обоснование темы урока | Познавательные общеучебные УУД (анализ текста) Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний) |
- Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях, и моет всех людей, города, машины, дороги. А ещё вода - это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров. Вот она какая, вода! - Ребята, какие водные объекты есть в нашей республике? Какую пользу они приносят людям? - Но все это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства воды. - Рассмотрим свойства, которыми обладает вода - Налейте воду в разные сосуды. Вывод: не имеет формы - Сравните с молоком, с соком. Вывод: бесцветная - Рассмотрим скозь сосуд с водой. Вывод: прозрачная - Перельём из одного сосуда в другой. Вывод: текучая -Понюхаем. Вывод: без запаха - Попробуем из своих бутылочек (сделать глоток воды) Вывод: без вкуса Хотели бы узнать что там? Растворитель – это свойство воды или нет? - Да - Нет | | Ответы детей Река Терек, озеро Бекан Называют свойства воды. | Познавательные УУД (умение классифицировать) Формирование гражданской идентичности Регулятивные УУД (прогнозирование) |
Возникает проблема – кто-то согласен, а кто-то нет. Надеюсь, что в конце урока мы придем к общему мнению, а пока карточку со свойством «растворитель» поместим на доске в стороне от свойств воды, рядом поставим знак вопроса. растворитель ? | Постановка проблемы | | Познавательные УУД (постановка проблемы) |
IV. Построение проекта выхода из проблемной ситуации - Проблема: Вода – растворитель? Что будет сегодня объектом исследования? Объект - вода. Предметом исследования будет свойство – растворитель. | | | Регулятивные УУД (умение формулировать тему и выявлять объект исследования) |
- Предлагаю наш класс 7 человек превратить на время в научный центр, а работать будем в группе. В каждой группе должен быть: руководитель, докладчик, лаборант и помощники. (Дети в группе распределяют роли) | -Исследование – это один из видов профессиональной деятельности человека, который при грамотном подходе к делу использует элементы исследовательской работы. | | Коммуникативные УУД (лидерство и согласованность действий с партнерами) |
- Роли в вашей группе уже распределены, но этого недостаточно. В каждой группе существуют правила. - Правила работы в группах. Давайте вспомним эти правила. Каждый выполняет свою роль Говорим по очереди Вкус веществ не определяем!!! И только соблюдая все правила, ваша группа сделает точный вывод! - Поднимите руки, кому понятны правила. | Пояснение работы в группах | | Личностные УУД (умение соблюдать установленные правила) |
- Господа ученые, перед нашим научным центром стоит важная цель. Назовите ее. (Опытным путем доказать, обладает ли вода свойством «растворитель».) | | Постановка цели | Регулятивные УУД (целеполагание) |
- Перед вами план действий. Группа будет работать с пяти веществами, отгадав загадку. После, мы обобщим опыт. План действий. 1.Руководитель зачитывает задание. 2.Лаборант получает нужные вещества и выполняет опыт. 3.Все вместе наблюдают, делают опыт, записывают результат в карточку 4.Докладчик громко и чётко зачитывает выводы на конференции. V. Реализация проекта - Прошу руководителя подойти за заданием для группы (отгадывают загадку) Отдельно - я не так вкусна, Но в пище — каждому нужна. (Соль) Сообщаю: я спешу! Я живу, пока пишу. Исчертил всю доску белым… Исчезаю. Был я ... (мелом) Есть у соли сестра. Она Изжогу вылечить должна. Кто знает свойств моих природу, Ответит сразу, кто я: ... (Сода) Если встретишь на дороге То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу — Она понадобится сразу. (Глина). Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он на стройке и на пляже И в стекле расплавлен даже. (Песок) Руководитель получает карточку, где необходимо фиксировать результаты эксперимента. (см. Приложение 2). - Необходимое оборудование и вещества у вас теперь на столе. Начинают проводить опыт, наблюдать, фиксировать результаты в карточки | Читает загадку | Групповая работа Отвечают. Соль Мел Сода Глина Песок Проводят опыты | Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества) Познавательные УУД (умение работать с текстом, умение выделять существенное, умение наблюдать, делать выводы) |
VI. Физкультминутка Льется чистая водица. Мы умеем сами мыться. Порошок зубной берём Крепко щеткой зубы трём Моем, шею, моем, уши Вытираемся, посуше. | | Выполнение движений, показанных учеником | Коммуникативные УУД (лидерство и согласованность действий с партнерами) |
Господа ученые, ждём результатов ваших исследований, выступает докладчик, лаборант демонстрирует результат. Опыт №1: - После того, как насыпали в воду соль и размешали, мы увидели, что соль стала незаметной. Вода осталась прозрачной. Вывод: соль растворилась. Опыт №3: - После того, как насыпали в воду соду, размешали, мы увидели, что сода стала незаметной. Вывод: сода растворяется в воде. - Какой вывод вы сделали? Соль растворяется в воде. Сода растворяется в воде. - Соль, сода смешались с водой и теперь их трудно или даже невозможно отделить друг от друга. Они растворились. - Итак, мы заслушали 2 отчета. Результаты их опытов у вас перед глазами. Вернемся к свойствам воды (они на доске). Какие будут предложения? - Убрать вопросительный знак и добавить свойство «растворитель» к свойствам воды. | | Самооценка и коррекция Систематизация знаний. | Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний) Регулятивные УУД (коррекция) |
Опыт №4: Мы насыпали в воду глину. Она опустилась на дно. Вывод: глина не растворяется в воде. Опыт №5: Мы положили в воду мел. Со временем он опустился на дно. Мел в воде не растворился. - Мы заслушали еще 2 отчета. Какой вывод сделаем? (Вода растворяет не все вещества.) - Вспомните вопрос, который стоял перед научным центром. (Вода – растворитель?) - Как вы сейчас ответите на него? Вода – растворитель, но она растворяет не все вещества. | | | Познавательные логические УУД (обобщение, формулирование выводов) |
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Итак, вы узнали новое свойство воды. Теперь это свойство попробуем применить в жизни. Я, как руководитель, даю вашей группе объект. Ваша задача – прокомментировать, как он связан с водой и ее свойством - «растворитель». Учитель выдает группе по очереди вещества: 1. акварельные краски 2. таблетки 3. мыло 4. пакетик растворимого кофе 5.мед Идет обсуждение в группах с последующим озвучиванием. Опыт №1: «Акварельные краски растворяются в воде» Опыт №2: «Таблетки растворяются в воде» Опыт №3: «Мыло растворяется в воде» Опыт №4: «Кофе растворяется в воде» Опыт №5: «Мед растворяется в воде» - Сделайте вывод. VIII. Рефлексия, оценивание -Вы проделали огромную работу - ставили опыты, наблюдали, совещались и как результат - открыли новое для себя свойство воды. Назовите его еще раз. (Вода – растворитель) - Как вы доказали, что вода – растворитель? (Ставили опыты.) - Достигла ли мы цели урока? (да) Учитель и учащиеся оценивает работу группы - Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке? -Что было сложного? -Почему необходимо беречь и охранять воду? - Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем? Самооценка: - Оцените свою работу на уроке. - Как вам работалось в группе? - Легко ли вам было заполнять карточку? - Были ли проблемы в работе? - Учитель оценивает работу детей. IX. Домашнее задание. Подготовьте дома небольшой рассказ (устный или письменный) о значении воды в природе. Творческое задание сочинить небольшое стихотворение о воде. А теперь покажите, пожалуйста, свое настроение, с которым вы уходите с урока. Если у вас настроение радостное, светлое, хорошее обмакните кисточку в желтый цвет и закрасьте воду в своем стаканчике. Если вы себя чувствуете спокойно, уравновешенно выберите зеленый цвет. Если вы себя чувствуете не спокойно, не комфортно выберите оранжевый цвет. Закрасьте воду в своём стаканчик. Учеными-исследователями было доказано, что вода впитывает в себя негативные и положительные эмоции живущих на Земле людей. Пусть ваши мысли и слова будут хорошими! И тогда вода будет вам только верным другом и трудолюбивым помощником! Берегите воду! Цените её и уважайте! Вода – это настоящая и будущая жизнь на Земле! Человек, запомни навсегда! Символ жизни на Земле – вода! Экономь её и береги- Мы ведь на планете не одни! В.А.Андреев Всем спасибо за урок. | Ответы детей. | Работа самостоятельная в группе. Работа в группе Обсуждение в группе Самооценка детей. Оценки за работу Дети показывают свое эмоциональное состояние. | Познавательные общеучебные УУД (умение использовать полученные знания в практической деятельности) Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний) Регулятивные УУД (самооценка) Регулятивные УУД Познавательные УУД (работа с информацией) |
Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Учёные до сих пор продолжают исследовать воду, находя все больше интересных фактов.
Если у ребенка вдруг понизилась успеваемость в школе, не всегда это означает перегрузку. Виной всему может быть свинец, содержащийся в воде. Поэтому :- пить из-под крана воду ни в коем случае нельзя;
- пить можно только фильтрованную воду;
- если в доме пока нет фильтра, то необходимо отстаивать воду из-под крана в течение ночи, чтобы из нее улетучился хлор;
- нельзя кипятить воду больше одного раза, при повторном кипячении выделяется, ядовитое вещество.
Вода - одна из самых насущных потребностей человека. Важнее только кислород, без которого жизнь просто не возможна совсем. Без воды человек сможет прожить лишь 2-3 дня, а вот без еды можно протянуть почти 3 месяца.
К воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды, пригодной для питья, на Земле не так уж много. Не смотря на то, что водой покрыто 3/4 площади Земли.
Первым человеком в мире, который догадался торговать льдом, был Фредерик Тюдор. Молодой человек, выходец из обеспеченной бостонской семьи, начал добывать лёд из водоёмов Массачусетса. Именно поэтому находчивого предпринимателя вскоре прозвали "Ледяным королём".
• Одним из любопытных свойств льда является то, что он расширяется по мере образования. Иными словами, вода замерзает, и, обладая прежней массой, начинает занимать больше места (примерно на 9%). Это означает, что лёд имеет меньшую плотность по сравнению с водой – его молекулы расположены дальше друг от друга, нежели молекулы воды. Этот факт объясняет причину образования ям на дорогах в регионах с холодным климатом – вода может испаряться под асфальтом и замерзать, а получившийся в итоге лёд делает своё дело.
• Количество воды в ледниках Земли в 7 раз больше всех вод суши. И если бы все ледники растаяли, уровень мирового океана повысился бы на 800 метров.
• Лёд неодинаково холоден: в ледниках Антарктиды его температура составляет -60°С, в Гренландии лёд теплее – его температура -28°С; а самым тёплым считается лёд в Альпах – около 0°С.
• Существуют теории, согласно которым жизнь на нашей планете зародилась из льда. Многие геологи считают, что Земля прошла через несколько стадий, в ходе которых была полностью покрыта льдом. Жизнь в таких условиях могла сохраниться в небольших морях, где осталась жидкость даже несмотря на оледенение — часть водоёмов могла вообще не замёрзнуть.
Во многих сказках упоминается живая и мёртвая вода. А бывает ли такая на самом деле? В природе существуют разные виды воды. Обычная вода состоит из кислорода и водорода. Но если водород заменён более тяжёлым веществом, дейтерием, получается так называемая тяжёлая вода. В больших дозах она вызывает гибель организма. Её можно назвать мёртвой. Тяжёлая вода – обязательный спутник воды обыкновенной, но её в природной воде очень мало. Питьевой воды в природной воде почти в 7000 раз больше, чем тяжёлой, поэтому её можно пить без опасения. А какую воду можно назвать живой? Талую. В ней содержится меньше тяжёлой воды, чем в воде из речки или колодца. Кроме того, вода, образовавшаяся из растаявшего льда или снега, некоторое время имеет структуру, благоприятствующую жизнедеятельности организма. Животные и растения, которые получают талую воду, растут и развиваются быстрее, чем прочие. Но есть одно важное условие! Талая вода должна быть обязательно чистой.
Вода может испаряться. Если воду нагреть до температуры 100 градусов, она закипает и быстро превращается в пар. Но вода может испаряться и при более низкой температуре. Например, если мы поставим на окно комнаты блюдце с водой, через несколько дней вся вода исчезнет. Мы видим, что при комнатной температуре вода тоже испаряется, но намного дольше. Очень холодная вода тоже испаряется, правда ещё дольше. При охлаждении водяной пар снова превращается в воду.