Цель: развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу на основе формирования навыков групповой работы.
Задачи:
развитие умения работать с учебником и тетрадью;
развивать умение наблюдать за проведением опытов, делать выводы;
познакомить со свойствами воды, с тремя состояниями в природе;
познакомить с приёмом работы над групповым мини проектом.
Оборудование:
учебник “Окружающий мир 1 класс”, тетрадь “Окружающий мир” (под ред.
Н.Ф. Виноградовой);
мультимедийный проектор;
картинки для работы над мини проектом;
презентация;
сосуды различных размеров и форм, наполненные водой (у учителя)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
А у нас всегда в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
(Ребята проверяют порядок на партах и готовность к уроку.)
– Покажите, пожалуйста, на смайликах, какой настрой у вас на сегодняшний урок
(Ребята показывают выбранный смайлик)
– Я надеюсь, что и урок у нас получится интересным и познавательным. А настроение останется хорошим и даже улучшится.
– А что надо, чтобы получился урок?
– Желаю вам на сегодняшнем уроке подняться ещё на ступеньку в познании окружающего мира.
II. Актуализация знаний учащихся
– Какое сейчас время года? (Зима)
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега. (Декабрь.)
Приложение 1. Слайды 2-3
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему Какой бывает вода»
Урок окружающего мира в 1-м классе
"Какой бывает вода?"
Цель: развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу на основе формирования навыков групповой работы.
Задачи:
развитие умения работать с учебником и тетрадью;
развивать умение наблюдать за проведением опытов, делать выводы;
познакомить со свойствами воды, с тремя состояниями в природе;
познакомить с приёмом работы над групповым мини проектом.
Оборудование:
учебник “Окружающий мир 1 класс”, тетрадь “Окружающий мир” (под ред.
Н.Ф. Виноградовой);
мультимедийный проектор;
картинки для работы над мини проектом;
презентация;
сосуды различных размеров и форм, наполненные водой (у учителя)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. А у нас всегда в порядке Книжки, ручки и тетрадки?
(Ребята проверяют порядок на партах и готовность к уроку.)
– Покажите, пожалуйста, на смайликах, какой настрой у вас на сегодняшний урок
(Ребята показывают выбранный смайлик)
– Я надеюсь, что и урок у нас получится интересным и познавательным. А настроение останется хорошим и даже улучшится. – А что надо, чтобы получился урок? – Желаю вам на сегодняшнем уроке подняться ещё на ступеньку в познании окружающего мира.
II. Актуализация знаний учащихся
– Какое сейчас время года? (Зима)
Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его – всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи, На поля и на луга До весны легли снега. (Декабрь.)
Приложение 1. Слайды 2-3
– Какие изменения произошли в природе с наступлением зимы? (Низкая температура воздуха, снег, короткие дни…) – Конечно, вы всё правильно сказали. А что такое снег? (Снежинки) – Рассмотрите изображение снежинок. – Что вы можете о них рассказать? (Снежинки похожи на звезды, но очень разные. У них разный размер и форма.) А чем они все похожи? (Они шестиконечные.)Приложение 1. Слайд 4 Летят снежинки белые, пушистые… Это подарок, который подарила нам природа. Когда идет снег, мы подставляем ладошку и стараемся поймать снежинку, но как только она приземлится, сразу превращается в … (капельку воды.)
Приложение 1. Слайд 5
III. Сообщение темы урока
– Сегодня мы будем говорить о воде. О том, какой она бывает. – Что бы вы хотели узнать о воде? (Что можно делать с помощью воды? Откуда она берётся? Какая вода полезная, а какая вредная?) – Какие интересные вопросы вы перед собой ставите. Давайте искать на них ответ. – Сколько раз в жизни мы пользуемся водой! И даже не задумываемся об этом! Мы сталкиваемся с ней с самого утра и на протяжении всего дня мы пользуемся ею. Мы умываемся, пьём горячий кофе, моем руки, используем при приготовлении обеда, ужина, после рабочего дня водные процедуры, то есть, принимаем душ! Мы слышим миллионы раз: «Вода-вода». Воды на планете Земля очень много. Но чистой воды мало. А пресной – всего 3 процента.
Приложение 1. Слайд 6
– Сегодня на уроке мы с вами побываем в царстве вечной зимы, в царстве Снежной королевы. Из какой сказки вы узнали про него?
Приложение 1. Слайды 7-8
– Прочитайте, пожалуйста, эту фразу. «...Попав в царство Снежной королевы, Герда увидела, что кругом был только снег и лёд. И не было ни капли воды...» Приложение 1. Слайд 9
– Все ли согласны с этим утверждением?
(К этой фразе следует вернуться в конце урока. С таким же вопросом.)
IV. Изучение нового материала (создание проблемной ситуации)
Царство Снежной королевы очень далеко. Прежде чем попасть туда, надо разгадать загадки. Нам предстоит трудный путь и много испытаний. Первое испытание – загадки. (На доску вывешиваются карточки с ответами.)
Шел долговяз, В землю увяз. (Дождь)
Зимой в поле лежал, А весной в речку побежал. (Снег)
Мост, как синее стекло. Скользко, весело, светло. (Лед)
На дворе переполох, С неба сыплется горох. (Град)
Не колючий, Светло – синий, По кустам развешен…(Иней)
Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. (Роса)
Над рекой, над долиной, Повисла белая холстина. (Туман)
Без рук, без ног, А вверх ползет. (Пар)
На доске прикрепить слова-отгадки и открыть (Приложение 1. Слайды 10-11)
Почему все эти слова здесь собрались вместе? Что их объединяет? (Это всё – вода!)
Отгадывая загадки, у нас получилась схема.
Какой бывает вода?Приложение 1. Слайд 12
Вывод: вода бывает в трёх состояниях. Пар и туман – газообразное состояние. Лёд, град, снег – твёрдое состояние. Роса – жидкое.
Приложение 1. Слайд 13 (, можно работать по учебникус.88 )
Физкультминутка
Дождик
Капля первая упала – кап! И вторая пробежала – кап! Мы на небо посмотрели – Капельки «кап – кап» запели. Намочились лица, Мы их вытирали, Туфли – посмотрите! – Мокрыми все стали. Плечами дружно поведём И все капельки стряхнём. От дождя убежим, Под кусточком посидим.
(Дети имитируют движение капли руками, смотрят вверх, вытирают лицо руками, приседают…)
V. Проведение опытов для изучения свойств воды
– И вот, наконец, мы с вами пришли в лабораторию.Что такое вода мы с вами говорили, а теперь узнаем свойства воды. Для этого мы проведем несколько опытов и составим таблицу “Свойства воды”. Приложение 1. Слайд 14
Опыт № 1
Определение цвета воды при помощи кисточки, окрашенной в какой-либо цвет.
Имеет ли вода цвет?
Вывод: вода бесцветна, ее можно окрасить.
Опыт № 2
Возьмите стакан с водой. Опустите в него цветные предметы.
Видны ли они?
Вывод: вещество прозрачно.
Опыт № 3
Дети пробуют воду на вкус (из стакана). (Если дети затрудняются в определении вкуса воды, то идёт сравнение с чем-то сладким, солёным …)
Какой вкус имеет вещество?
Вывод: вещество не имеет вкуса.
Опыт № 4
Учитель. Перед нами жидкость неизвестного происхождения. Необходимо нюхать неизвестную жидкость, соблюдая меры предосторожности. Сосуд находится на некотором расстоянии, рукой совершают волнообразные движения (как бы “подгоняя” к себе воду над сосудом постепенно, при необходимости приближая сосуд).
Имеет ли вода запах?
Вывод: вещество не имеет запаха.
Опыт № 5
Переливание воды в сосуды разной формы.
Что произошло с водой?
Какое свойство вы обнаружили?
Вывод: жидкое текучее вещество, которое принимает форму сосуда.
Физкультминутка
Где ладошки? – Тут, тут. На ладошках – пруд, пруд. Палец большой – это гусь молодой, Указательный поймал, Средний – ощипал, Безымянный печь топил, А мизинец суп варил. Полетел гусь в рот, А оттуда в живот. Вот!
VI. Работа над мини проектами по группам
Давайте теперь выясним из вашего жизненного опыта, где и кому нужна вода. Для этого мы разделимся на группы. У каждой группы есть картинки. Из них надо выбрать и приклеить на лист бумаги именно те объекты природы, которые не могут обойтись без воды. Как только группа готова, лист крепится к доске. У доски остаётся капитан группы для защиты проекта.
Приложение 1. Слайд 15
Для ребят, желающих работать самостоятельно с. 36 в рабочей тетради. Надо нарисовать свои картинки и рассказать о значении воды. Дети выбирают картинки кому и зачем нужна вода? Дети выбирают и наклеивают (6 из 8-9) картинок – примеры из своего личного опыта Совещаются. Объясняют свой выбор. Вот из этих картинок вы выбираете нужные.
_РАСТЕНИЯ (ДЕРЕВЬЯ, цветы, кактусы)
Приложение 1. Слайды 16-18 _ЖИВОТНЫЕ (рыбы и птицы, и звери) _УБОРКА ДОМА _ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ. _КУПАНИЕ _ГОРЫ. _СОЛНЦЕ. _ ЗВЁЗДЫ…
Защита своих проектов. Вода нужна и людям, и животным, и растениям. Для многих она – дом. Это рыбы, все водоплавающие…
– Вода окружает нас везде: в ручьях, в реках, в морях, в океанах. Все это водные богатства. (Вода не нужна Солнцу, звёздам, горам, пескам – т.е. объектам неживой природы)
Вывод: А сколько могли бы прожить без воды? Благодаря чему она для нас так жизненна? (Ответы детей). Человек может жить без пищи два месяца, но без воды не может прожить и 4-5 дней.
VII. Проверка первичного понимания знаний учащихся
– Что же мы узнали о воде? (Сегодня на уроке мы узнали, что такое вода, какая она бывает, где и как её используют и узнали, как человек ее использует.) – В каких состояниях бывает вода? (Твёрдое, жидкое и газообразное.) – Что значит слово вода для всего живого?
Вывод. Вода – это сама жизнь!
Приложение 1. Слайд 19
– Прочитайте, пожалуйста, эту фразу ещё раз. «...Попав в царство Снежной королевы, Герда увидела, что кругом был только снег и лёд. И не было ни капли воды...» – Все ли согласны с этим утверждением? (Снег и лед, это тоже вода)
VIII. Работа по учебнику. (с.89)
Приложение 1. Слайд 20
– Глядя на опорные рисунки, подумайте и расскажите об использовании воды, как в этих ситуациях пресную воду можно экономить и беречь. (Ответы детей) – О чём могла попросить нас вода, если бы умела говорить?
Ребёнок читает. Приложение 1. Слайд 21
Воду попусту не лей, Дорожить водой умей. Закрывай покрепче кран, Чтоб не вытек океан.
IX. Итог урока
– О чём узнали на уроке? – В каких состояниях бывает вода? – Пригодна ли для питья морская вода? – Почему в некоторых странах вода уже на вес золота?
X. Рефлексия
Приложение 1. Слайд 22
Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я …
Я понял, что…
Я научился…
У меня получилось …
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
– А мне хочется закончить урок вот такими словами.
Приложение 1. Слайд 23
Вода! Ты сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью. Ты самое большое богатство на свете.
Антуан де Сент-Экзюпери
– Покажите на смайликах, с каким настроением мы заканчиваем урок. (Ребята показывают выбранный смайлик )