ЦЕЛЬ: создать условия для знакомства детей с историей денежных единиц и их ролью в жизни человека.
Задачи: (предметные) содействовать усвоению понятия «деньги»; развитию представлений учащихся о товарно-денежных отношениях, о зависимости между ценой, стоимостью и количеством товара, о денежных единицах разных стран, о функциях денег в жизни человека; познакомить учащихся с видами денег, их характерными особенностями, путями появления у людей; способствовать воспитанию культуры поведения в условиях рыночных отношений.
(метапредметные) регулятивные УУД – учить действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;
познавательные УУД – содействовать развитию умения создавать модели по заданиям учителя;
коммуникативные УУД – учить строить сообщение в соответствии с учебной задачей.
Оборудование:
– Компьютер;
– Мультимедийный проектор, экран;
– Презентация «Что такое деньги?»
– иллюстрации бумажных денег (современные и устаревшие);
– карточки для игры «Бартер»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Как появились деньги?»
ТЕМА: Как появились деньги?
ЦЕЛЬ: создать условия для знакомства детей с историей денежных единиц и их ролью в жизни человека.
Задачи: (предметные) содействовать усвоению понятия «деньги»; развитию представлений учащихся о товарно-денежных отношениях, о зависимости между ценой, стоимостью и количеством товара, о денежных единицах разных стран, о функциях денег в жизни человека; познакомить учащихся с видами денег, их характерными особенностями, путями появления у людей; способствовать воспитанию культуры поведения в условиях рыночных отношений.
(метапредметные) регулятивные УУД – учить действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;
познавательные УУД – содействовать развитию умения создавать модели по заданиям учителя;
коммуникативные УУД – учить строить сообщение в соответствии с учебной задачей.
Оборудование:
– Компьютер;
– Мультимедийный проектор, экран;
– Презентация «Что такое деньги?»
– иллюстрации бумажных денег (современные и устаревшие);
– карточки для игры «Бартер»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Сегодня мы снова продолжим знакомство с наукой «Экономика». II.Самоопределение к деятельности учащихся
Я предлагаю вам освежить свои знания по экономике, разгадать кроссворд и определить :
Что сегодня будем изучать на занятии?
На столах у вас лежат кроссворды –попробуйте разгадать их в парах.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.Один из трех китов экономики. На нем основывается добыча природных богатств, производство товаров.(труд)
2.Он на дорожках во дворе, Он очень нужен детворе, Он на стройке и на пляже,
Он в стекле расплавлен даже. (ПЕСОК)
3. Правила, законы ведения хозяйства. (ЭКОНОМИКА)
4. Составная часть экономики. (ОТРАСЛЬ)
5. Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить потребности других людей. (УСЛУГИ)
6. Какая промышленность выпускает конфеты, печенье, йогурт? (ПИЩЕВАЯ)
– Какое слово получилось в выделенном столбце? (ДЕНЬГИ) III. Открытие нового знания.
1.Вступительное слово учителя – Кто-то из вас сейчас может сказать, что такое деньги?
Какая же будет цель будет у нашего занятия?
- А всегда ли были деньги?
– Кто перед нами? (Первобытные люди)
– Как вы думаете, у них были деньги?
– Конечно, нет.
2. Сообщения учащихся об истории возникновения денег.
1 ученик
-Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа. Через несколько тысяч лет люди уже научились выращивать нужные растения, ткать материю и ковать железо, изготавливать кувшины и горшки, приручили и сделали домашними животных. Для каждого дела нужны были умельцы. Один человек не может сразу шить обувь и ковать железо, строить дома и разводить животных. Люди решили, что одни должны ковать железо, другие – выращивать домашних животных, третьи – охотиться, четвертые – заниматься земледелием.
2 ученик
- Они стали обмениваться друг с другом различными предметами. Земледельцы меняли зерно и растительное масло; гончары - горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры; скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи.
- Чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их было поменять друг на друга. Например, надо рыбу обменять на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В-третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась. С ценами тоже была чехарда. Сегодня мешок муки можно обменять на 2 топора, а завтра голодный купец даст вам за мешок муки 3 топора.
Как же называется этот процесс обмена? Попробуйте угадать.
,, + ,,, (БАРТЕР)
3. Физминутка - игра «Бартер»
И так представьте. Вы собрались путешествовать и вам необходимо приобрести билет на корабль, но у вас только есть ваш товар. Поменяйте его на билет.
Легко ли вам было меняться? Почему? Кто не смог поменяться?
4.Стихотворение «Как обменивались древние люди»
Жил-был древний человек,
Он пожарил чебурек.
Не один, а целых пять!
Он готов их обменять
На красивое копьё,
Или модное тряпьё,
Или каменный топор,
Или на большой костёр.
Рядом жил его сосед.
Он хотел отдать скелет
От жука- от дровосека
За четыре чебурека.
Но скелет ведь не копьё
И не модное тряпьё.
Им деревья не срубить
И воды не вскипятить!
Что поможет им не ныть,
А что нужно – получить?
Что любой готов принять
И на это поменять
Чебуреки и скелет,
И любой другой предмет?
5. Появление товаро-денег и денег (рассказ учителя)
– Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, куски ткани, птичьи перья, зерно, табак, даже сушеную рыбу.
– Удобны ли были такие деньги? (Овец и быков нужно было где-то держать и кормить, а продукты от хранения портятся.)
– Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении и при переходе из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой. Необходимо, чтобы они легко делились на мелкие части, но при этом не теряли своей ценности.
– Прошли многие десятилетия, прежде чем появились металлические деньги. Но и они отличались от современных. Они имели форму брусков, колец, прутиков,)
– Каковы преимущества металлических денег? (Не портятся, ими можно расплачиваться за любой товар)
– На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок). Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок.
– При Иване IV были выпущены деньги, на которых изображался всадник с копьем в руках. Что же появилось? (КОПЕЙКА)
– У металлических денег все же оказался важный недостаток. Определите какой? (Они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут). Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали в дорогу бумажные расписки на золото. Так впервые появились бумажные деньги, на которых написано, какому количеству золота они равны. А потом и знакомые нам бумажные и электронные.
– Итак, ребята, что же такое деньги? (Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги).
6. Создание собственной банкноты
Я предлагаю вам создать купюру 3 класса Б, которую мы сможем использовать в нашем коллективе, как самостоятельном государстве, для поощрения.
- Давайте еще раз рассмотрим какие знаки изображают на деньгах и с какой целью это делают..……………. …………………….
Как вы думаете, какие важные знаки можем изобразить мы?
Нарисовать купюру вы сможете дома, а на следующем занятии мы устроим смотр-презентацию наших купюр. И выберем лучшую.
IV Рефлексия - А сейчас мы определимся с формой нашей банкноты. У вас на столах лежат листочки с фигурами.
Если вам занятие очень понравилось и вы будете рисовать банкноту с удовольствием, то вырежьте пятиугольник.
Если вам было все понятно, но удовольствия вы не получили, то четырехугольник
А если вы не заинтересовались темой, то треугольник.
Выйдите и покажите свои фигуры.
V Итог урока.
Сейчас послушайте стихотворение и скажите, какова его главная мысль.
«Деньги, деньги и снова деньги» -
Слышим мы сегодня вокруг,
Но есть в жизни вещи важнее,
Не забывай об этом, мой друг.
И зачем они только нужны?
Неужели без них невозможно
Общаться, творить и дружить,
Наверное, все же можно.
Ценного в жизни много:
Счастье, здоровье, семья…
Все золото мира бессильно,
Чтобы это купить, друзья.
Чувства людей бесценны,
И жизнь не имеет цены,
Верим мы свято в дружбу,
И истине этой верны!
- Какова главная мысль стихотворения?
Помните об этом, пожалуйста. А наше занятие окончено.
Приложение 1.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.Один из трёх китов экономики. На нём основывается добыча природных богатств, производство товаров.
2.Он на дорожках во дворе,
Он очень нужен детворе,
Он на стройке и на пляже,
Он в стекле расплавлен даже.
3.Правила, законы ведения хозяйства.
4.Составная часть экономики.
5.Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить потребности других людей.
6.Какая промышленность выпускает конфеты, печенье, йогурт?
Выступление детей
1 ученик
-Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа. Через несколько тысяч лет люди уже научились выращивать нужные растения, ткать материю и ковать железо, изготавливать кувшины и горшки, приручили и сделали домашними животных. Для каждого дела нужны были умельцы. Один человек не может сразу шить обувь и ковать железо, строить дома и разводить животных. Люди решили, что одни должны ковать железо, другие – выращивать домашних животных, третьи – охотиться, четвертые – заниматься земледелием.
2 ученик
- Они стали обмениваться друг с другом различными предметами. Земледельцы меняли зерно и растительное масло; гончары - горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры; скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи.
- Чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их было поменять друг на друга. Например, надо рыбу обменять на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В-третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась. С ценами тоже была чехарда. Сегодня мешок муки можно обменять на 2 топора, а завтра голодный купец даст вам за мешок муки 3 топора.
Стихотворения
1. Жил-был древний человек,
Он пожарил чебурек.
Не один, а целых пять!
Он готов их обменять
На красивое копьё,
Или модное тряпьё,
Или каменный топор,
Или на большой костёр.
2. Рядом жил его сосед.
Он хотел отдать скелет
От жука- от дровосека
За четыре чебурека.
Но скелет ведь не копьё
И не модное тряпьё.
Им деревья не срубить
И воды не вскипятить!
Что поможет им не ныть,
А что нужно – получить?
Что любой готов принять
И на это поменять
Чебуреки и скелет,
И любой другой предмет?
Итоговое стихотворение
«Деньги, деньги и снова деньги» -
Слышим мы сегодня вокруг,
Но есть в жизни вещи важнее,
Не забывай об этом, мой друг.
И зачем они только нужны?
Неужели без них невозможно
Общаться, творить и дружить,
Наверное, все же можно.
Ценного в жизни много:
Счастье, здоровье, семья…
Все золото мира бессильно,
Чтобы это купить, друзья.
Чувства людей бесценны,
И жизнь не имеет цены,
Верим мы свято в дружбу,
И истине этой верны!
Форма банкноты
Форма банкноты
КРОССВОРД
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.Один из трёх китов экономики. На нём основывается добыча природных богатств, производство товаров.
2.Он на дорожках во дворе,
Он очень нужен детворе,
Он на стройке и на пляже,
Он в стекле расплавлен даже.
3.Правила, законы ведения хозяйства.
4.Составная часть экономики.
5.Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить потребности других людей.
6.Какая промышленность выпускает конфеты, печенье, йогурт?
КРОССВОРД
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.Один из трёх китов экономики. На нём основывается добыча природных богатств, производство товаров.
2.Он на дорожках во дворе,
Он очень нужен детворе,
Он на стройке и на пляже,
Он в стекле расплавлен даже.
3.Правила, законы ведения хозяйства.
4.Составная часть экономики.
5.Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить потребности других людей.
6.Какая промышленность выпускает конфеты, печенье, йогурт?