Морозова Татьяна Николаевна, учитель географии и руководитель туристического кружка МБОУ СОШ №13 г. Пскова.
Тема занятия туристического кружка:
Изображение неровностей земной поверхности.
Пояснительная информация.
По программе данного кружка мы изучаем элементы техники и тактики пешеходного туризма, спортивного ориентирования. Кружок туристско-краеведческого направления веду около 20 лет. В нашей школе имеется определенная материально-техническая база для проведения занятий как теоретического, так и практического характера. Сложилась определенная система взаимоотношений с клубом по спортивному ориентированию СКО «Русь», Центром детского и юношеского туризма и экскурсий г. Пскова. Спортивное ориентирование – достаточно популярный вид спорта в нашем городе. Команды школы постоянные участники всех городских, многих областных соревнований по спортивному ориентированию. Есть свои герои этих стартов: призеры и победители как в личном, так и общекомандном зачетах.
Занятие по данной теме проводится для членов школьного туристического кружка в основном для начинающих кружковцев, учеников 5-6 классов. Но также этот материал обязательно использую и на уроках географии в 6 классе. Тренировки провожу в выходной день, поэтому за 2-3 часа (в зависимости от темы) дети не устают. На местности занятия длятся дольше.
Продолжительность изучения темы – 2 часа (1-й час-теория, 2-й – практика) Первый год обучения.
Во время занятий всегда делается перерыв, своеобразная перемена.
Средства обучения: карты для спортивного ориентирования пригородов и районов г. Пскова (карты составляются и издаются членами СКО «Русь»), презентация, атласы по географии 6 класса.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карты полигонов по спортивному ориентированию .
Тип урока: комбинированный.
Вид занятия: изучение нового материала, практическая работа.
Методы обучения: познавательные, проблемно - поисковые.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная,
индивидуальная, работа в парах.
Место проведения: кабинет географии.
Цели и задачи занятия:
Обучающие: сформировать представление о способах изображения рельефа на топографических картах, научить ребят читать рельеф земной поверхности на плане; уметь ориентироваться по топографическим картам и планам, дать понятия бергштрих, горизонталь.
Развивающие: развить навыки определения абсолютной высоты и вычислению относительной, определять наклон и направление склона по взаимному расположению горизонталей,
развивать умение работы с картами, развивать коммуникативные навыки детей.
Воспитательные: привлекать учащихся к активному занятию спортом и оздоровительному отдыху.
Межпредметные связи: география, физическая культура, информационные технологии.
Структура занятия:
I. Мотивационная часть. Постановка целей и задач урока.
Дорогие друзья! У каждого из нас есть свои причины, по которым мы познакомились со спортивным ориентированием. Кто-то из вас только недавно взял в руки карту и компас, кто-то уже имеет некоторый опыт стартов, первые успехи и неудачи.
- Узнаете ребят? (слайд 2 ) Они с честью защитили нашу школу, выступая на различных соревнованиях по спортивному ориентированию.
- Чтобы добиться этих результатов, какие качества ребятам необходимо проявить? (ответы ребят)
Девизом наших занятий предлагаю следующие слова: «Спортивное ориентирование – спорт для всех» и «Ориентирование – спорт для здоровья нации». (слайд 3, 4)
Цель наших занятий - научить основам, благодаря которым вы умели бы передвигаться с картой и компасом в незнакомой местности. Местность может быть различная: лес, незнакомый большой город, район, горы и т.п. Если будете упорно тренироваться, то станете сильным спортсменами. Участие в соревнованиях дает много и не только в области ориентирования. Вы будете путешествовать, приобретать хороших друзей. В спортивном ориентировании нет никаких возрастных ограничений. Всегда можно найти группу, которая подходит тебе по возрасту и опыту. Первые шаги в спортивном ориентировании удобно сделать на массовых соревнованиях.
II. Актуализация знаний. (2-3 мин)
- Чему мы с вами научились на прошлых занятиях кружка по спортивному ориентированию? (условные знаки, стороны горизонта, работа с компасом)
- Вы знаете, что на земной поверхности есть овраги и холмы, но карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности земной поверхности? (ответы учеников)
-Вы не можете ответить мне на этот вопрос, зато вы сможете сформулировать проблему, которую нужно решить. Определение этой проблемы и будет темой нашего урока.
- Опыт показывает, что самое трудное научиться читать на карте рельеф. Именно этому мы сегодня и будем учиться. Тема урока: Изображение неровностей земной поверхности .( слайд 5)
III. Изучение нового материала. Для достижения хороших результатов ориентировщик должен собрать и усвоить много различной информации от старших, друзей, их книг. Очень важно иметь и хорошую физическую форму, научиться быстро принимать решения во многих ситуациях, быстро выполнять технические приемы. Но пока спортивный стаж мал, результатов быстро не будет. Спортсмены говорят: «Чтобы бегать – надо бегать». Хороших результатов достигают только те ребята, которые научились думать. «Не беги вперед головы!»- говорят мудрые ориентировщики.
В спортивном ориентировании гармонически сочетаются физическое и умственное начала, что очень созвучно современности. Ориентировщики, как и шахматисты, анализируют свои и чужие «партии», а во время соревнований так же непрерывно считают варианты предстоящих «ходов», как боксеры своевременно уклоняются в лесу от ударов противника - сучьев и веток в лесу, как и л\атлеты сходу преодолевают барьеры - упавшие деревья и лесные завалы и применяют ускорения на понятных перегонах и финишном отрезке.
1. Объяснение способа изображения рельефа горизонталями.
Учитель. Предлагаю немного пофантазировать. Предположим, что у нас с вами есть возможность совершить поездку на берег моря. Народу на пляже очень много и чтобы добраться до воды, необходимо аккуратно пройти через ряды загорающих людей.
- Пожалуйста, поднимите руку, кто бывал на море в подобной ситуации? Поодаль от берега лежит небольшой остров и там достаточно свободно. По форме остров продолговатый, простирается в направлении запад – восток. Большую часть острова занимает гора, её крутой восточный склон почти отвесно обрывается в море. Гора здесь довольно пологая, и с этой стороны подниматься на нее нетрудно. У горы две вершины, причем восточная – выше (рис.1). (слайд 4) Камера с нами, но сейчас не совсем подходящая для фотографирования погода. Все же мы делаем снимок. Результат как видите, вполне сносный (рис. 2.) (слад 6). Правда, деталей нет, зато в тумане особенно четко проступает силуэт острова. Фантазируем далее. У нас есть вертолет! Дадим волю воображению: нам предстоит раскрасить гору, поэтому мы взяли с собой большую банку краски и кисть с длинной ручкой. Но раскрасить не всю поверхность горы. Мы нанесем только определенные линии. Попросим пилота облететь остров, прижимаясь поближе к горе, чтобы можно было достать её кистью. И самое важное: пилот должен все время тщательно следить за высотомером, чтобы пройти весь круг точно на высоте 5 метров над уровнем моря. Круг замкнут, 5-метровый уровень нанесен, и мы просим пилота подняться на 5 метров, чтобы нанести 10-метровую отметку. Завершив и этот круг, поднимаемся еще на 5 метров и повторяем на высоте 15 метров над уровнем моря. И, когда очередь доходит до 20-метровой отметки, оказывается, что достаточно пометить лишь восточную вершину. рис.2
Рис. 1
рис.3
И вот как выглядит наш остров. рис3
( рис.3)(слайд 7) Если же мы попросим пилота набрать высоту и зависнуть над островом, то увидим вот такую картину ( рис.4)
(слад 8).
Нанесенные нами линии представляются теперь как охватывающие друг друга кольца. Внутри – 20-метровая отметка, а береговая линия – самое внешнее кольцо. Коричневыми линиями – горизонталями на наших картах обозначаются все холмы и горы.
- Попытаемся сформулировать понятие: что такое горизонталь?
Горизонтали – это линии, на которых все точки имеют одинаковые высоты.
Обратите внимание на «гору» и на план: чем круче склоны горы, тем ближе сходятся горизонтали рис 4.
и, наоборот, чем положе склоны, тем больше расходятся горизонтали. (слайд 9)
Таким образом, по горизонталям можно судить не только о характере рельефа.
Вопрос: -О чем еще можно судить по горизонталям?
Ребята: - Еще можно судить о крутизне склонов.
Предположим иную ситуацию. Если бы мы подобным образом разукрасили не гору на острове, а котлован, яму. Наш вертолет не поднимался бы вверх, а спускался бы в низ. И мы также рисовали линии через определенное количество метров. Зависнув над котлованом, мы увидели бы подобный же рисунок.
- Как определить, а главное изобразить, что это за форма рельефа?
- Для этого используют бергштрихи – это перпендикулярно расположенные к горизонталям маленькие черточки - указатели понижения.
- Чем отличаются эти изображенгия? (слайд 10)
Работа с картами.
Учитель. – А как определить на сколько холм высок или яма глубока? Попытайтесь ответ найти, работая с картами.
Итак, следующий способ изображения рельефа – числовые отметки. Их подписывают на горизонталях, «голова» цифры всегда направлена в сторону повышения рельефа (слайд 11).
На планах и картах горизонтали проводят через 0,25 и 0,5 м, через 1 и 5 м, через 10 и 20 м и т.д. в зависимости от принятого масштаба, по которому чертится карта или план, и от назначения карты или плана.
Поэтому, когда знакомятся с рельефом на карте, прежде всего узнают, через сколько метров проведены горизонтали, т.е. определяют сечение рельефа. Это всегда обозначается на картах и планах. (слад 12)
-Подведем итог. Какие существуют приемы для изображения неровностей земной поверхности?(ответы детей и обобщение учителя)
2. Практическая часть занятия. Работа с картами. (Работа в парах).
(Распределение по группам произвольное.)
- Работаем с картами. У вас на столах находятся карты для спортивного ориентирования в Корытово, где расположена лыжная база «Сосенка». Ребята нашей школы участвуют в соревнованиях на этом полигоне очень часто.
- Определите сечение рельефа предложенных вам карт.
-Как по другому можно сформулировать задание? (Через какое количество метров проведены горизонтали?)
- Найдите на карте старт, КП1 и КП2 и т.д.
- На каких формах рельефа они расположены?
Описать и выбрать удобный маршрут (работа в группах)
-Опишите рельеф по маршруту от старта до КП1, от КП1 до КП2 и т.д. (работа в группах консультантов, т.е. более опытных ребят)
-Расскажите пожалуйста о рельефе предложенного маршрута. Другие ребята внимательно слушают и следят по карте. Если есть интересные предложения, выслушаем всех. Отчет каждой группы.
В копилке нашего кружка имеются карты для спортивного ориентирования различных территорий г. Пскова. Мы должны с вами научиться читать эти карты (слайд 14), и тогда не страшны любые дистанции. Все старты начинаются за партой.
То о чем мы с вами сегодня говорили звучит и в песне ориентировщика, вот некоторые его куплеты.(слайд 15)
Песня ориентировщика
А.Березин
В который раз иду на старт,
Уж сколько я избегал карт,
Но только к старту подхожу,
От нетерпения дрожу…
Вот дали карту: Пять секунд !
И я уже бегу.
Мелькает лес, в глазах рябит
И травма старая болит.
За неудачу в прошлый раз
Реванш я должен взять сейчас.
Я нынче выиграть хочу,
Поэтому – лечу.
5. Рефлексия. (слайд 16)
В заключительной части занятия прошу вас, продолжите, пожалуйста, фразу:
Я научился …..
Меня удивило…
Я попробую…
6. Итог занятия.
7. Д\З Поработайте дома с картами. Рассмотрите рельеф. Найдите различные формы рельефа. Приготовьте вопросы, задания для ребят.
Спасибо за работу! Всем успешных стартов! (слайд 17)
Источники: (слайд 18)
Арне Ингстрём В лесу и на опушке: кн. по спортивному ориентированию; для ученика, 1: Пер. со швед.-М.: Физкультура и спорт, 1979.
Арне Ингстрём В лесу и на опушке: кн. по спортивному ориентированию; для преподавателя,: Пер. со швед.-М.: Физкультура и спорт, 1979.
Карты для спортивного ориентирования СКО «Русь»
Фотографии из личного фотоархива
Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии. 6 класс.- М.: «ВАКО», 2005.
http://www.vseozemle.ru
http://www.geoglobus.ru
http://www.nn.ru
http://www.library.stroit.ru/articles/nivelir/index.html