kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изображение неровностей земной поверхности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие в туристическом кружке.

По программе данного кружка мы изучаем элементы техники и тактики пешеходного туризма, спортивного ориентирования.  Кружок туристско-краеведческого направления веду около 20 лет. В нашей школе имеется определенная материально-техническая база для проведения занятий как теоретического, так и практического характера. Сложилась определенная система взаимоотношений с  клубом по спортивному ориентированию СКО «Русь», Центром детского и юношеского туризма и экскурсий г. Пскова. Спортивное ориентирование – достаточно популярный вид спорта в нашем городе. Команды школы постоянные участники всех городских, многих областных соревнований по спортивному ориентированию. Есть свои герои этих стартов: призеры и победители как в личном, так и общекомандном зачетах.

Занятие по данной теме проводится для членов школьного туристического кружка в основном для начинающих кружковцев, учеников 5-6 классов. Но также этот материал обязательно использую и на уроках географии в 6 классе.

Тренировки провожу в выходной день, поэтому за 2-3 часа  (в зависимости от темы) дети не устают. На местности занятия длятся дольше.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«план»

Морозова Татьяна Николаевна, учитель географии и руководитель туристического кружка МБОУ СОШ №13 г. Пскова.

Тема занятия туристического кружка:

Изображение неровностей земной поверхности.

Пояснительная информация.

По программе данного кружка мы изучаем элементы техники и тактики пешеходного туризма, спортивного ориентирования. Кружок туристско-краеведческого направления веду около 20 лет. В нашей школе имеется определенная материально-техническая база для проведения занятий как теоретического, так и практического характера. Сложилась определенная система взаимоотношений с клубом по спортивному ориентированию СКО «Русь», Центром детского и юношеского туризма и экскурсий г. Пскова. Спортивное ориентирование – достаточно популярный вид спорта в нашем городе. Команды школы постоянные участники всех городских, многих областных соревнований по спортивному ориентированию. Есть свои герои этих стартов: призеры и победители как в личном, так и общекомандном зачетах.

Занятие по данной теме проводится для членов школьного туристического кружка в основном для начинающих кружковцев, учеников 5-6 классов. Но также этот материал обязательно использую и на уроках географии в 6 классе. Тренировки провожу в выходной день, поэтому за 2-3 часа (в зависимости от темы) дети не устают. На местности занятия длятся дольше.

Продолжительность изучения темы – 2 часа (1-й час-теория, 2-й – практика) Первый год обучения.

Во время занятий всегда делается перерыв, своеобразная перемена.

Средства обучения: карты для спортивного ориентирования пригородов и районов г. Пскова (карты составляются и издаются членами СКО «Русь»), презентация, атласы по географии 6 класса.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карты полигонов по спортивному ориентированию .

Тип урока: комбинированный.

Вид занятия: изучение нового материала, практическая работа.

Методы обучения: познавательные, проблемно - поисковые.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная,

индивидуальная, работа в парах.

Место проведения: кабинет географии.

Цели и задачи занятия:

Обучающие: сформировать представление о способах изображения рельефа на топографических картах, научить ребят читать рельеф земной поверхности на плане; уметь ориентироваться по топографическим картам и планам, дать понятия бергштрих, горизонталь.

Развивающие: развить навыки определения абсолютной высоты и вычислению относительной, определять наклон и направление склона по взаимному расположению горизонталей,

развивать умение работы с картами, развивать коммуникативные навыки детей.

Воспитательные: привлекать учащихся к активному занятию спортом и оздоровительному отдыху.

Межпредметные связи: география, физическая культура, информационные технологии.

Структура занятия:

I. Мотивационная часть. Постановка целей и задач урока.

Дорогие друзья! У каждого из нас есть свои причины, по которым мы познакомились со спортивным ориентированием. Кто-то из вас только недавно взял в руки карту и компас, кто-то уже имеет некоторый опыт стартов, первые успехи и неудачи.

- Узнаете ребят? (слайд 2 ) Они с честью защитили нашу школу, выступая на различных соревнованиях по спортивному ориентированию.

- Чтобы добиться этих результатов, какие качества ребятам необходимо проявить? (ответы ребят)

Девизом наших занятий предлагаю следующие слова: «Спортивное ориентирование – спорт для всех» и «Ориентирование – спорт для здоровья нации». (слайд 3, 4)

Цель наших занятий - научить основам, благодаря которым вы умели бы передвигаться с картой и компасом в незнакомой местности. Местность может быть различная: лес, незнакомый большой город, район, горы и т.п. Если будете упорно тренироваться, то станете сильным спортсменами. Участие в соревнованиях дает много и не только в области ориентирования. Вы будете путешествовать, приобретать хороших друзей. В спортивном ориентировании нет никаких возрастных ограничений. Всегда можно найти группу, которая подходит тебе по возрасту и опыту. Первые шаги в спортивном ориентировании удобно сделать на массовых соревнованиях.

II. Актуализация знаний. (2-3 мин)

- Чему мы с вами научились на прошлых занятиях кружка по спортивному ориентированию? (условные знаки, стороны горизонта, работа с компасом)

- Вы знаете, что на земной поверхности есть овраги и холмы, но карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности земной поверхности? (ответы учеников)

-Вы не можете ответить мне на этот вопрос, зато вы сможете сформулировать проблему, которую нужно решить. Определение этой проблемы и будет темой нашего урока.

- Опыт показывает, что самое трудное научиться читать на карте рельеф. Именно этому мы сегодня и будем учиться. Тема урока: Изображение неровностей земной поверхности .( слайд 5)

III. Изучение нового материала. Для достижения хороших результатов ориентировщик должен собрать и усвоить много различной информации от старших, друзей, их книг. Очень важно иметь и хорошую физическую форму, научиться быстро принимать решения во многих ситуациях, быстро выполнять технические приемы. Но пока спортивный стаж мал, результатов быстро не будет. Спортсмены говорят: «Чтобы бегать – надо бегать». Хороших результатов достигают только те ребята, которые научились думать. «Не беги вперед головы!»- говорят мудрые ориентировщики.

В спортивном ориентировании гармонически сочетаются физическое и умственное начала, что очень созвучно современности. Ориентировщики, как и шахматисты, анализируют свои и чужие «партии», а во время соревнований так же непрерывно считают варианты предстоящих «ходов», как боксеры своевременно уклоняются в лесу от ударов противника - сучьев и веток в лесу, как и л\атлеты сходу преодолевают барьеры - упавшие деревья и лесные завалы и применяют ускорения на понятных перегонах и финишном отрезке.

1. Объяснение способа изображения рельефа горизонталями.

Учитель. Предлагаю немного пофантазировать. Предположим, что у нас с вами есть возможность совершить поездку на берег моря. Народу на пляже очень много и чтобы добраться до воды, необходимо аккуратно пройти через ряды загорающих людей.


- Пожалуйста, поднимите руку, кто бывал на море в подобной ситуации? Поодаль от берега лежит небольшой остров и там достаточно свободно. По форме остров продолговатый, простирается в направлении запад – восток. Большую часть острова занимает гора, её крутой восточный склон почти отвесно обрывается в море. Гора здесь довольно пологая, и с этой стороны подниматься на нее нетрудно. У горы две вершины, причем восточная – выше (рис.1). (слайд 4) Камера с нами, но сейчас не совсем подходящая для фотографирования погода. Все же мы делаем снимок. Результат как видите, вполне сносный (рис. 2.) (слад 6). Правда, деталей нет, зато в тумане особенно четко проступает силуэт острова. Фантазируем далее. У нас есть вертолет! Дадим волю воображению: нам предстоит раскрасить гору, поэтому мы взяли с собой большую банку краски и кисть с длинной ручкой. Но раскрасить не всю поверхность горы. Мы нанесем только определенные линии. Попросим пилота облететь остров, прижимаясь поближе к горе, чтобы можно было достать её кистью. И самое важное: пилот должен все время тщательно следить за высотомером, чтобы пройти весь круг точно на высоте 5 метров над уровнем моря. Круг замкнут, 5-метровый уровень нанесен, и мы просим пилота подняться на 5 метров, чтобы нанести 10-метровую отметку. Завершив и этот круг, поднимаемся еще на 5 метров и повторяем на высоте 15 метров над уровнем моря. И, когда очередь доходит до 20-метровой отметки, оказывается, что достаточно пометить лишь восточную вершину.

рис.2

Рис. 1

рис.3

И вот как выглядит наш остров.

рис3

( рис.3)(слайд 7) Если же мы попросим пилота набрать высоту и зависнуть над островом, то увидим вот такую картину ( рис.4)

(слад 8).

Нанесенные нами линии представляются теперь как охватывающие друг друга кольца. Внутри – 20-метровая отметка, а береговая линия – самое внешнее кольцо. Коричневыми линиями – горизонталями на наших картах обозначаются все холмы и горы.

- Попытаемся сформулировать понятие: что такое горизонталь?

Горизонтали – это линии, на которых все точки имеют одинаковые высоты.

Обратите внимание на «гору» и на план: чем круче склоны горы, тем ближе сходятся горизонтали

рис 4.

и, наоборот, чем положе склоны, тем больше расходятся горизонтали. (слайд 9)

Таким образом, по горизонталям можно судить не только о характере рельефа.

Вопрос: -О чем еще можно судить по горизонталям?

Ребята: - Еще можно судить о крутизне склонов.

Предположим иную ситуацию. Если бы мы подобным образом разукрасили не гору на острове, а котлован, яму. Наш вертолет не поднимался бы вверх, а спускался бы в низ. И мы также рисовали линии через определенное количество метров. Зависнув над котлованом, мы увидели бы подобный же рисунок.

- Как определить, а главное изобразить, что это за форма рельефа?

- Для этого используют бергштрихи – это перпендикулярно расположенные к горизонталям маленькие черточки - указатели понижения.

- Чем отличаются эти изображенгия? (слайд 10)

Работа с картами.

Учитель. – А как определить на сколько холм высок или яма глубока? Попытайтесь ответ найти, работая с картами.

Итак, следующий способ изображения рельефа – числовые отметки. Их подписывают на горизонталях, «голова» цифры всегда направлена в сторону повышения рельефа (слайд 11).


На планах и картах горизонтали проводят через 0,25 и 0,5 м, через 1 и 5 м, через 10 и 20 м и т.д. в зависимости от принятого масштаба, по которому чертится карта или план, и от назначения карты или плана.

Поэтому, когда знакомятся с рельефом на карте, прежде всего узнают, через сколько метров проведены горизонтали, т.е. определяют сечение рельефа. Это всегда обозначается на картах и планах. (слад 12)

-Подведем итог. Какие существуют приемы для изображения неровностей земной поверхности?(ответы детей и обобщение учителя)

2. Практическая часть занятия. Работа с картами. (Работа в парах).

(Распределение по группам произвольное.)

- Работаем с картами. У вас на столах находятся карты для спортивного ориентирования в Корытово, где расположена лыжная база «Сосенка». Ребята нашей школы участвуют в соревнованиях на этом полигоне очень часто.

- Определите сечение рельефа предложенных вам карт.

-Как по другому можно сформулировать задание? (Через какое количество метров проведены горизонтали?)

- Найдите на карте старт, КП1 и КП2 и т.д.

- На каких формах рельефа они расположены?

Описать и выбрать удобный маршрут (работа в группах)

-Опишите рельеф по маршруту от старта до КП1, от КП1 до КП2 и т.д. (работа в группах консультантов, т.е. более опытных ребят)

-Расскажите пожалуйста о рельефе предложенного маршрута. Другие ребята внимательно слушают и следят по карте. Если есть интересные предложения, выслушаем всех. Отчет каждой группы.

В копилке нашего кружка имеются карты для спортивного ориентирования различных территорий г. Пскова. Мы должны с вами научиться читать эти карты (слайд 14), и тогда не страшны любые дистанции. Все старты начинаются за партой.

То о чем мы с вами сегодня говорили звучит и в песне ориентировщика, вот некоторые его куплеты.(слайд 15)

Песня ориентировщика

А.Березин

В который раз иду на старт,

Уж сколько я избегал карт,

Но только к старту подхожу,

От нетерпения дрожу…

Вот дали карту: Пять секунд !

И я уже бегу.


Мелькает лес, в глазах рябит

И травма старая болит.

За неудачу в прошлый раз

Реванш я должен взять сейчас.

Я нынче выиграть хочу,

Поэтому – лечу.


5. Рефлексия. (слайд 16)

В заключительной части занятия прошу вас, продолжите, пожалуйста, фразу:

Я научился …..

Меня удивило…

Я попробую…

6. Итог занятия.

7. Д\З Поработайте дома с картами. Рассмотрите рельеф. Найдите различные формы рельефа. Приготовьте вопросы, задания для ребят.

Спасибо за работу! Всем успешных стартов! (слайд 17)


Источники: (слайд 18)

Арне Ингстрём В лесу и на опушке: кн. по спортивному ориентированию; для ученика, 1: Пер. со швед.-М.: Физкультура и спорт, 1979.

Арне Ингстрём В лесу и на опушке: кн. по спортивному ориентированию; для преподавателя,: Пер. со швед.-М.: Физкультура и спорт, 1979.

Карты для спортивного ориентирования СКО «Русь»

Фотографии из личного фотоархива

Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии. 6 класс.- М.: «ВАКО», 2005.

http://www.vseozemle.ru

http://www.geoglobus.ru

http://www.nn.ru

http://www.library.stroit.ru/articles/nivelir/index.html



Просмотр содержимого презентации
«Изображение неровностей земной поверхности»

Занятие туристического кружка. МБОУ СОШ №13 г.Пскова Изображение неровностей земной поверхности. Татьяна Николаевна Морозова,  учитель географии.

Занятие туристического кружка.

МБОУ СОШ №13 г.Пскова

Изображение неровностей земной поверхности.

Татьяна Николаевна Морозова,

учитель географии.

«Спортивное ориентирование – спорт для всех»

«Спортивное ориентирование – спорт для всех»

«Ориентирование – спорт для здоровья нации»

«Ориентирование – спорт для здоровья нации»

Изображение неровностей земной поверхности

Изображение неровностей земной поверхности

Горизонтали. Бергштрихи.

Горизонтали. Бергштрихи.

+ числовые отметки

+ числовые отметки

Изображение холма горизонталями

Изображение холма горизонталями

Корытово. Лыжная база «Сосенка»

Корытово. Лыжная база «Сосенка»

Карты спортивного ориентирования

Карты спортивного ориентирования

Песня ориентировщика В который раз иду на старт, Уж сколько я избегал карт, Но только к старту подхожу, От нетерпения дрожу… Вот дали карту: Пять секунд ! И я уже бегу.  

Песня ориентировщика

  • В который раз иду на старт,
  • Уж сколько я избегал карт,
  • Но только к старту подхожу,
  • От нетерпения дрожу…
  • Вот дали карту: Пять секунд !
  • И я уже бегу.

 

  • Мелькает лес, в глазах рябит
  • И травма старая болит.
  • За неудачу в прошлый раз
  • Реванш я должен взять сейчас.
  • Я нынче выиграть хочу,
  • Поэтому – лечу.
  •  
  • А. Березин
Продолжите фразу

Продолжите фразу

  • Я научился …..
  • Меня удивило…
  • Я попробую…
Счастливых стартов!!!

Счастливых стартов!!!

Источники информации Арне Ингстрём В лесу и на опушке: кн. по спортивному ориентированию; для ученика, 1: Пер. со швед.-М.: Физкультура и спорт, 1979. Арне Ингстрём В лесу и на опушке: кн. по спортивному ориентированию; для преподавателя,: Пер. со швед.-М.: Физкультура и спорт, 1979. Карты для спортивного ориентирования СКО «Русь» Фотографии из личного фотоархива Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии. 6 класс.- М.: «ВАКО», 2005. http://www.vseozemle.ru http://www.geoglobus.ru http://www.nn.ru http://www.library.stroit.ru/articles/nivelir/index.html  

Источники информации

  • Арне Ингстрём В лесу и на опушке: кн. по спортивному ориентированию; для ученика, 1: Пер. со швед.-М.: Физкультура и спорт, 1979.
  • Арне Ингстрём В лесу и на опушке: кн. по спортивному ориентированию; для преподавателя,: Пер. со швед.-М.: Физкультура и спорт, 1979.
  • Карты для спортивного ориентирования СКО «Русь»
  • Фотографии из личного фотоархива
  • Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии. 6 класс.- М.: «ВАКО», 2005.
  • http://www.vseozemle.ru
  • http://www.geoglobus.ru
  • http://www.nn.ru
  • http://www.library.stroit.ru/articles/nivelir/index.html

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Изображение неровностей земной поверхности

Автор: Морозова Татьяна Николаевна

Дата: 16.10.2014

Номер свидетельства: 119509

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Тема: «Изображение неровностей земной поверхности на плане» "
    ["seo_title"] => string(66) "tiema-izobrazhieniie-nierovnostiei-ziemnoi-povierkhnosti-na-planie"
    ["file_id"] => string(6) "235311"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443672603"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах"
    ["seo_title"] => string(71) "izobrazhieniie-nierovnostiei-ziemnoi-povierkhnosti-na-planakh-i-kartakh"
    ["file_id"] => string(6) "273314"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452184122"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Презентация к уроку географии в 6 классе на тему "Изображение неровностей земной поверхности" "
    ["seo_title"] => string(108) "priezientatsiia-k-uroku-ghieoghrafii-v-6-klassie-na-tiemu-izobrazhieniie-nierovnostiei-ziemnoi-povierkhnosti"
    ["file_id"] => string(6) "115278"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411917025"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Методическая разработка урока географии по теме "Изображение неровностей земной поверхности на плане""
    ["seo_title"] => string(117) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ghieoghrafii-po-tiemie-izobrazhieniie-nierovnostiei-ziemnoi-povierkhnosti-na-planie"
    ["file_id"] => string(6) "259051"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448636896"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Методическая разработка: "Изображение на плане неровностей земной поверхности"."
    ["seo_title"] => string(88) "mietodichieskaia_razrabotka_izobrazhieniie_na_planie_nierovnostiei_ziemnoi_povierkhnosti"
    ["file_id"] => string(6) "349990"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476721856"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства