Южная Америка. Географическое положение и исследование
Южная Америка. Географическое положение и исследование
В данном уроке географии применены следующие технологии обучения:
- технология объяснительно- иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении обучающихся и организации их репродуктивной деятеьности с целью выработки как общеучебных, так и специальных умений;
- технология личностно-ориентированного обучения, направленная на выявление и "Окультуривание" индивидуального субъектного опыта ребенка путем согласования с результатами общестенно-исторического опыта, т.е. перевод обучения на субъективную онову с установкой на саморазвитие личности;
- технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.
Классу предлагаются учебные задачи, которые решаются по ходу урока и в конце проводится диагностирующая проверка результатов усвоения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
МБОУ «Кыргыдайская средняя общеобразовательная школа им. Д.А. Гуляева»
Вилюйского района Республики Саха (Якутия)
2015 г.
Пояснительное письмо
В данном уроке географии применены следующие технологии обучения:
– технология объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных (учебно-организационных, учебно-интеллектуальных, учебно-информационных), так и специальных (предметных) умений;
– технология личностно-ориентированного обучения, направленная на выявление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребенка путем согласования с результатами общественно-исторического опыта, т. е. перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;
– технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.
Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения. Так, группа личностно-ориентированных технологий обучения включает технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний, технологию модульного обучения и др. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся.
Внедрение в практику работы учителя личностно-ориентированных технологий предполагает, что главный результат обучения заключается в преобразовании индивидуальной картины мира при ее взаимодействии с научно-географической; особое внимание к саморазвитию и самовоспитанию учащихся.
Задача учителя при этом заключается в выявлении избирательности интересов ученика по отношению к содержанию, виду и форме учебного материала, мотивации его изучения, предпочтений к видам деятельности.
В процессе реализации технологий личностно-ориентированного обучения целесообразно соблюдение следующих условий:
— структурирование учебного материала на смысловые блоки и постановка к каждому из них познавательных учебных задач (иногда проблемного характера), создающих у школьников познавательную потребность;
— создание специальных учебно-познавательных мотивов, так как реальный смысл учения определяется для школьников не столько целями, сколько мотивами, отношением их к предмету;
— постановка познавательных учебных задач, которые своим содержанием направлены на программирование направленности деятельности учащихся на учебные открытия, на фиксацию и усвоение нового способа деятельности;
— реализация учебной задачи посредством создания проблемной ситуации, создания условий интеллектуального затруднения.
Достаточно полно разработана технология формирования учебной деятельности школьников, которая реализована в большинстве учебников географии, раскрыта в статьях из опыта работы учителей, опубликованных на страницах журнала «География в школе». Она направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. На уроке классу предлагаются учебные задачи, которые решаются по ходу урока, а в конце урока согласно этим задачам проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью вопросника.
Тема урока: Южная Америка. Географическое положение и исследование.
Цель урока: углубление и расширение понятия «географическое положение материка» на примере Южной Америки.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: Выявлять и знать объекты изучения географии.
Знать основные правила работы в кабинете географии.
личностные: Проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.
метапредметные – Умение работать с текстом, выделять в нем главное.
познавательные УУД: задачи на выстраивание стратегии поиска решения задач; задачи и проекты на сравнение, оценивание
коммуникативные УУД: организация и осуществление сотрудничества; сопоставлять, развивать, уточнять идеи друг друга, выслушивать и объективно оценивать другого;
Тип урока – урок «открытия» новых знаний, комбинированный.
Задачи урока:
Образовательные: учить сравнивать величину территории материка с другими материками и особенностями береговой линии.
Воспитательные: содействовать воспитанию навыков индивидуальной и коллективной работы, умения слушать друг друга, воспитанию чувства прекрасного к окружающей среде.
Развивающие: активизация познавательной деятельности учащихся, развивать интерес к предмету, географическое мышление, логику, внимание.
Оборудование: физическая карта мира, физическая карта Южной Америки, компьютер, мультимедийный проектор, учебное электронное издание «География. Наш дом – Земля. Материки, Океаны, Народы страны» - 7 класс, презентационный слайд.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверяется насколько комфортно чувствуют себя учащиеся, готовность рабочего места, создается ситуация успеха. Проверяют готовность своего рабочего места.
II. Мотивация к учебной деятельности
Этот материк находится на западном полушарии, большая часть материка находится в южном полушарии.
О каком материке идет речь?
III. Самоопределение (целепологание)
Вспомнить и ответить на вопросы:
Что такое географическое положение материка?
Каково географическое положение Южной Америки?
Кто открыл и исследовал Южную Америку?
В течение урока мы должны ответить на эти 3 вопроса.
IV. Изучение нового материала.
Ребятам даётся задание:
1. Опишите географическое положение материка Южная Америка по плану описания географического положения материка (слайд 1):
1) Положение материка относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.
2) Крайние точки материка и их координаты:
Название крайней точки
Определите координаты (широта и долгота):
Север – Мыс Гальинас
Юг – Мыс Фроуэрд
Запад – Мыс Париньяс
Восток – Мыс Кабу-Бранку
Протяженность материка с С на Ю по 70° з. д. -
Протяженность материка с З на В по 10° ю. ш. -
3)Климатические пояса, в которых расположен материк.
4)Океаны и моря, омывающие материк.
5)Положение материка относительно других материков.
2. Работа с контурными картами.
Обозначение на контурной карте крайних точек.
-Что общего в географическом положении Южной Америки, Африки, Австралии?
-Какой материк ближе всего расположен к Южной Америке?
Заполнить таблицу: Общие черты – Различия
3. Знакомство с береговой линией по презентации (слайд 2). Проходит в форме беседы по вопросам:
а) Какими океанами омывается Южная Америка?
б) Какова степень изрезанности береговой линии?
в) Топонимическое значение географических объектов:
Магелланов пролив назван в честь человека, совершившего первое кругосветное путешествие (слайд 3).
Пролив Дрейка (слайд 4) - самый широкий на Земле(900-950км) назван по имени мореплавателя Ф. Дрейка, прошедшего этим проливом в 1578 году.
Карибское море (слайд 5) было названо в 16 в. по имени индейцев - карибов.
Ла-плата (река). Название реки на языке навахо, «Tsé Dogoi Nlini», можно перевести как «текущая по выступающим камням» (слайд 6).
Антильские острова (слайд 7) (с греч. «антиа» - против, впереди материка).
«Огненная Земля» (слайд 8) в 1521г. это название дал Магеллан. Проходя по проливу, мореплаватели видели на острове огни костров, которые жгли туземцы. Отсюда и название.
4. Открытие и исследование Южной Америки.
а) Сообщение учащихся об открытии Южной Америки Христофором Колумбом (слайд 9 -10)
б) Заполнение таблицы.
История исследования Южной Америки.
Дата
Исследователь
Событие
1492-1493
Х.Колумб (Испания)
Первая экспедиция-открытие островов Карибского моря
1493-1494
Х.Колумб (Испания)
Вторая экспедиция- открытие островов Карибского моря
1498
Х.Колумб (Испания)
Третья экспедиция-открытие северного побережья Южной Америки, дельты р. Ориноко
1500-1502
А.Веспуччи (Испания)
Открытие побережья Бразилии, устья Амазонки
1520
Ф.Магеллан (Испания)
Открытие восточного и юго-восточного побережий Южной Америки, Магелланова пролива
1799-1804
А.Гумбольдт (Германия)
Исследование реки Ориноко, Льяноса, Анд
1826-1828
Г.Лангсдорф (Россия)
Исследование Бразильского нагорья
1932-1933
А.Воейков (климатолог),
Н.Вавилов (биолог) (Россия)
Установил древние очаги земледелия и происхождение ряда культурных растений
V. Физминутка
VI. Закрепление изученного материала.
Игра «Проверь свою эрудицию».
Класс делится на две команды и отвечает на вопросы.
Кто наберёт больше баллов?
1. Море на севере Южной Америки (Карибское)
2. Самый широкий пролив в мире (Дрейка)
3. Крайняя северная точка (Гальинас)
4. Острова, расположенные на экваторе, в переводе с испанского «черепашьи» (Галапогос)
5. Залив на севере, превратившийся в озеро (Маракайбо)
6. Западный мыс (Париньяс)
7. Это холодное течение в Тихом океане содержит большое количество кислорода, поэтому в воде много планктона и рыбы, которыми питаются миллионы птиц. Это место называется Берег птиц. Что за течение омывает Берег птиц? (Перуанское)
8. Остров в Тихом океане имени главного героя романа Даниеля Дефо, на котором английский моряк Александр Селькирк в полном одиночестве прожил 5 лет. (Робинзон Крузо)
9. Знаете ли вы, остров - плод пальмы. Это настоящий остров сокровищ, его сравнивают с островом графа Монте-Кристо. Пираты прятали там свои клады. (Кокос)
VI. Проверка ответов вопросника по слайду
VII. Подведение итогов урока, домашнее задание.
Использованная литература:
Программа: „Программа по географии для общеобразовательных учреждений, 6-9 классы“. – М.: Дрофа, 2004.
1. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2008.
2. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География материков и океанов“. 7 класс – М.: Дрофа, 2008.
3. И.В.Душина. География материков и океанов. Рабочая тетрадь для учителя. – М.: Дрофа, 2001.
4. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000.
5. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.
Мультимедийная обучающая программа: География 7 класс. География материков и океанов.