kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Индия

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Хинди – руси, бхаи-бхаи!» - индийцы и русские братья!

Такими словами нас встречают индийцы (звучит мелодия Индии)

       Сегодня у нас необычный урок. Назовем его «урок-страна». Мы будем говорить только об этой стране  (играет музыка)

О какой стране вы уже догадались. Да, это Индия.

        Индия – одна из древнейших стран земного шара, занимающая  по числу жителей второе место в мире после Китая. Знакомиться со страной начнем с истории Индии. А поможет нам первый русский путешественник А.Никитин.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Индия »

Урок-страна «ИНДИЯ»


Пособия:

1. Настенные:

- политическая карта

- физическая карта Азии

- плакат «Хинди – руси, бхаи – бхаи!» - Индийцы и русские – братья!

- картины: Гималаи, Индо-Ганская низменность, плоскогорье Декан, путешествие А.Никитина в Индии.

2. Индивидуальные:

- атласы

- контурные карты

- иллюстрации: города Индии, карта путешествия А.Никитина

- индийско-русские словари

- одежда индийцев

- цветные карандаши

3. Вспомогательные:

- диск с записью индийской музыки

- нарисованный самолет

- презентации городов: Дели, Бомбей, Калькутта.


Ход урока:


«Хинди – руси, бхаи-бхаи!» - индийцы и русские братья!

Такими словами нас встречают индийцы (звучит мелодия Индии)

Сегодня у нас необычный урок. Назовем его «урок-страна». Мы будем говорить только об этой стране (играет музыка)

О какой стране вы уже догадались. Да, это Индия.

Индия – одна из древнейших стран земного шара, занимающая по числу жителей второе место в мире после Китая. Знакомиться со страной начнем с истории Индии. А поможет нам первый русский путешественник А.Никитин.


(выходит ученик и рассказывает об А.Никитине)


«В старинном русском городе Твери (ныне Калинин), жил молодой купец А.Никитин. Неудержимо манили его дальние края, незнакомые страны, неведомые народы. Еще в юности немало подбодрил он по родной стране, побывал и за ее пределами. Но этого ему было мало. Мечта влекла его в новые дали. В 1466 году Никитин покинул родной город и отправился в длительное путешествие. Его путь лежал на Каспийское море, в Ширванское ханство*. Туда он вез свои товары. Медленно передвигались путешественники в те дальние времена. На каждом шагу их подстерегали опасности и лишения».

* Ширванское ханство, расположенное на западном берегу Каспийского моря, включало города Дербент, Шемаху и Баку.

Учитель: В 1466 году спустился на двух собственных судах вниз по Волге до ее устья. Потеряв там при набеге астраханских татар свои суда и почти все имущество, перешел на бухарском судне из устья Волги «морем Дербентским» (Каспийским) в Дербент (на западном берегу Каспия), оттуда сухим путем до Баку, а из Баку морем до города Боболь (у южного берега Каспия).

Затем пересек Иранское нагорье в южном направлении. От Ормуза на Индийском судне перешел в Маскат (на Ю-В берегу Аравии), а оттуда в 1469 году перешел «морем Индийским» (Аравийским) до залива Камбей у С-З берега Индостана, а затем на юг, вдоль берега в гавань Чауль.


Давайте спросим у А.Никитина, чем занимался он в Индии?

А.Никитин: Три года пробыл я в Индии, посетил многие места в западном и центральном Индостане. Первым кто познакомился с жизнью индийского народа - это я. Все поражало меня здесь и темная кожа жителей Индии и их не похожая на русскую одежда и своеобразные нравы и обычаи. Я узнал об обычаях высших каст*, стремившихся оградить себя от общения с другими, что б чужие еды не увидели.

«А едят и платком закрываются, чтоб чужие еды не видели, если кто-нибудь видит их кушанье, они тот час еду свою выкинут». И когда я прохожу по городу, за мной люди толпой собираются, человеку дивятся все белому.

* Каста – группа людей со строго определенными правами и обязанностями.


Учитель: Посетив ряд городов в центральной Индии, вышел снова на западный берег, в гавань Дабуль. В начале 1472 года перешел Аравийское море в западном направлении, дойдя, по-видимому, до полуострова Сомали и обогнув восточный выступ Аравии, вернулся в Ориуз. Затем пересек в С-З направлении Иранское и Армянское нагорье и вышел к Черному морю у Трапезунда. Оттуда осенью 1472 перешел через Черное море в Кафу (Феодосию) на Ю-В берегу Крыма. Но не удалось А.Никитину вновь увидеть матушку Волгу. В Смоленске, на пути в родные места, он умер.


Ученик: После А.Никитина осталась его рукопись «Хождение за три моря» - описание путешествия, во время которого он побывал на Каспийском, Аравийском и Черном морях. Великий подвиг совершил А.Никитин. Преодолевая опасности, не зная страха и усталости, исследовал он новые земли. Его рукопись принадлежит к числу важных памятников древнерусской письменности.

А.Никитин заложил первый камень в здании дружбы двух великих народов – русского и индийского. Советские люди поставили ему памятник на берегу Волги, в Калинине – городе, где родился бесстрашный сын Русской земли. Из метала, отлита сильная, рослая фигура. Волевое, умное лицо, сосредоточенный взор устремлен вдаль.

На пьедестале памятника слова: «Отважному русскому путешественнику А.Никитину в память о том, что в 1469-1472 с дружественной целью посетил Индию».


(Во время рассказа учителя о путешествии А.Никитина, учащиеся обозначают путь на контурной карте стрелками).

- У вас перед каждым лежит контурный листок страны. К концу урока мы подпишем на нашем контуре страны, название городов, береговую линию и т.д.


Учитель: В течение 200 лет, до 1947 года, Индия была самой крупной колонией Великобритании. В ее территорию входили Пакистан и Цейлон. С 1950 года Индия стала республикой. Республика занимает южную материковую и полуостровную часть Азии. Примерно посередине Индию пересекает северный тропик.


- На какой широте находится северная оконечность Индии, на какой южная? (Индия расположена между 37 с.ш. – граница с Афганистаном и 8 с.ш. – мыс Коморин).

- На сколько градусов протянулась Индия с севера на юг? (37-8=29)

- Каково это расстояние в км? (111 км х 29=3219 км)


Рассмотрим с вами береговую линию Индии.

Треугольным выступом вдается в море полуостров Индостан, омываемый с запада Аравийским морем, с юга – Индийским океаном, с востока – Бенгальским заливом. Хотя берега полуострова мало изрезаны, в Индии есть крупные порты, от которых идут морские пути, связывающие Индию с другими странами мира.

Порты: Калькутта, Мадрас, Бомбей.


Учащиеся на контурных листах обозначают Индостан и подписывают омывающие его моря, заливы и порты.


- Вас, конечно, интересует, какие государства, соседи Индии? Взгляните на карту.


Индия граничит с Пакистаном, Афганистаном, Китаем, Непалом и Бирмой. Большая часть сухопутных границ Индии проходит по высоким горным хребтам. Наиболее труднодоступна граница с Китаем. Она протянулась по горным цепям Гималаев.


- На контурном листе обозначьте границу Индии и подпишите страны-соседи с Индией.


Природа Индии чрезвычайно разнообразна, поэтому знакомиться с ней лучше всего по частям: с южными склонами Гималаев, Индо-Гангской низменностью, с плоскогорьем Декан.

А помогут мне рассказать о природе жители Индии.


Первый житель: Мы живем на южных склонах Гималаев, и хотим рассказать о природе. Грандиозная дуга Гималаев протянулась почти на 2500 км в длину и на 200-300 км в ширину. Площадь составляет 650 тыс. км. Люди, жившие в Индии много веков назад, дали всей горной стране название, которое звучит торжественно – «Хималайя» - «Обитель снегов». От этого наименования на древнеиндийском языке и произошло современное название Гималаев.


Второй житель: Если мы поднимемся на гору по южному склону, то за непродолжительное время можно совершить путь из жарких джунглей в царство ледяного безмолвия. До высоты 1600-2000 м. простирается тропический пояс. Его нижняя часть в тех местах, где еще нет культурной растительности, занята непроходимыми тропическими зарослями. Это так называемые «тераи». Здесь постоянно жарко и влажно. Плотный лесной покров образуют кокосовые пальмы, бамбуки, бананы. Лианы достигают 100 м. Среди зарослей бамбука и болотных растений тучами вьются комары и москиты. Несмотря на борьбу с ними, эти нездоровые места являются постоянным, страшным рассадником малярии.

Хорошо освежиться в жару, искупавшись в затененном густыми зарослями озерке! Но этого мы не делаем: мы можем легко стать жертвой зубастого крокодила. Жители Индии издавна почитают крокодилов как священных животных. По легендам, правители древней Индии приказывали строить в некоторых водоемах специальные дворцы для крокодилов, где они могли лежать в прохладных мраморных бассейнах. Грозой жителей наших деревень, является страшный хищник тигр. За большую силу его называют «королевским». ПО деревьям прыгают и лазают стаи обезьян. Мы индийцы относимся к ним дружелюбно и покровительственно. Обезьяны постоянные обитатели индийских деревень.


Первый житель: В верхней части тропического пояса Гималаев почва становится более сухой, появляются новые древесные породы: древовидный папоротник, вечнозеленый дуб, клен. Тропический пояс постепенно переходит в умеренный, протягивающийся до высоты 3300-3700 м.

В умеренном поясе наблюдаются резкие колебания температуры в течение года и суток, ясно выражен сухой период. В летние месяцы жарко и сухо (20-22 до 40 градусов). Зимой бывают морозы до минус 20. Зимой часты сильные ветры, дожди и снегопады.

В нижней части умеренного пояса преобладают лиственные леса. Здесь растут высокие, стройные дубя, клены, каштаны. В верхней части пояса преобладают хвойные деревья: кедры, лиственницы, пихты, ели и т.д.

Животный мир здесь богат: опасен черный медведь, который нападает на людей; на ветвях прячется рысь; можно увидеть стаю волков.


Второй житель: Выше умеренного пояса до границы вечных снегов и ледников, лежащей на высоте 5000-5500 м., протянулся альпийский пояс. Куда ни глянь повсюду крупные цветы чудесной раскраски: примулы, колокольчики, гвоздики, розы. Снуют тучи пчел, шмелей, бабочек. На скалах – горные козлы. В небе кружат соколы, грифы и орлы.

- Ребята, мы послушали с вами описание Гималаев от местных жителей. Сейчас на контурных листах обозначаем Гималаи и вершину Джомолунгму.

- А вы знаете, от какого слова произошла гора Джомолунгма? (Джомолунгма – тибетское название, означающее «мать богов». Эверест – английское название по имени Д.Эвереста – председателя геодезического комитета Индии).


- Ребята посмотрите на карту, южнее Гималаев, располагается Индо-Гангская равнина. Как вы думаете, почему она так названа?


Учитель: В Гималаях зарождается величайшая река Индии – Ганг. Ганг – одна из самых больших рек на Земле. Его длина составляет 2700 км, площадь бассейна более 1 млн км. По длине Ганг можно сравнить с Амуром. Волга длиннее Ганга почти в полтора раза.

На протяжении длительного времени в несколько млн лет воды Ганга, Инда и их притоков постепенно заполнили песком, глиной и илом гигантский желоб-прогиб земной коры, образовавшийся при поднятии горной системы Гималаев.

Так возникла огромная Индо-Гангская низменность, имеющая вид плоской равнины. На всем протяжении Индо-Гангской низменности нельзя найти не только скалу, но даже небольшой камень.

Речные наносы образуют почвы, обладающие высоким плодородием. Низменность покрыта плодородным илом, поэтому, как видно на картине, здесь земля обработана, и могут приносить по нескольку урожаев в год. Недаром Индо-Гангская низменность еще с древности приобрела славу одной из самых плодородных на Земле.

Развитию земледелия способствует и обилие тепла в течение всего года. Индо-Гангская низменность входит в область субтропического климата. Здесь почти никогда не бывает холодно. В жаркие весенние и летние месяцы температура до 45 градусов. Зимой тепло, а иногда и жарко, температура +19.

Под благотворными лучами солнца быстро растут цветы, плодоносят растения. Урожай с полей снимают не только осенью, но также зимой и весной. Почти вся равнина северной Индии распахана. Благодатный край!

Но………


(сидит крестьянин житель Индии. Он с отчаянием смотрит на свое высохшее поле. Рядом с ним его жена, она горько плачет)

Жена крестьянина: Что же случилось? Может быть, поле разграбили пернатые хищники – зеленые попугаи или стая обезьян совершила свой разрушительный набег?

(пауза)

Погиб урожай, как теперь накормить детей?

Крестьянин: Такие несчастья случаются нередко, но в данном случае ни попугаи, ни обезьяны неповинны.

Ребята, так кто же виновен в гибели урожая? И с чем это вызвано?


Урожай погубила засуха. На С-З страны климат сухой. Сюда мало приносит влаги летний муссон – ветер, дующий на территорию Индии с Ю-З, с океана. Бурные ливни с грозами нерегулярны. При постоянно высоких температур значительная часть выпадающих осадков быстро испаряется, не успев напитать влагой землю. На большей части С-З Индии весной и зимой дождей не бывает совсем.

Совершенно другую картину можно наблюдать на востоке Индо-Гангской низменности. По мере движения на восток на берегах Ганга увеличивается количество выпадающих осадков. В Ассамских горах находится самое дождливое место на Земле – Черрапунджи, где ежегодно выпадает более 12 метров осадков. В 1856 году в Черрапунджи выпало почти 23 метра осадков. Это рекордная цифра за все время метеорологических наблюдений на земном шаре.

Почти все территории, не покрытые болотами, распаханы. Земледелие здесь не нуждается в искусственном орошении. Наоборот, приходится вести борьбу с излишками воды. Большим бедствием для крестьян являются разрушительные наводнения. Они бывают связаны с летним таянием снегов в горах или с сильными дождями, что вызывает разливы Ганга. Иногда стихийные бедствия происходят осенью, в период смены летнего муссона зимним. Смена муссонов сопровождается бурями. Одна из самых катастрофических бурь была в 1864 году:

«Вслед за разразившимся штормом, продолжавшимся менее часа, к берегам западной Бенгалии подошли громадные волны, в общей сложности поднявшее уровень моря у берегов на 12,5 м. Низменные участки были затоплены. В результате этого наводнения погибло 50 тыс. человек и 100 тыс голов скота»


- Ребята, давайте отметим на контурной карте Индо-Гангскую низменность и реки: Инд и Ганг.

- К нам на урок также приехали жители полуострова Индостана, которые и расскажут нам о природе.


Первый житель: К югу от Индо-Гангской низменности раскинулась обширная полуостровная Индия – полуостров Индостан. Большая часть полуострова Индостан занята Деканским плоскогорьем , окаймленным западными и восточными Гатами. Деканское плоскогорье лежит на высоте 600-900 м. Не везде Деканское плоскогорье представляет безлесную степь, где лишь около рек ютятся селения. На горах севера, везде, где плоскогорье изрезано ущельями, оно до сих пор еще покрыто лесами.

Второй житель: Это леса тропические, но состоящие из деревьев, привыкших к долгим периодам засухи, сбрасывающие на это время листья и стоящие голыми, но не от холода, а от сухости воздуха. По мере движения с севера на юг культура пшеницы уступает свое место рису. Но главное богатство Декана заключается в его минералах. Каменный уголь, железо, медь, алмазы и золото всегда составляли здесь важный источник дохода для жителей.


- Посмотрите в атлас, давайте определим климат этой местности.


Учитель: Западные склоны гор первыми на территории Индии встречают насыщенный влагой летний муссон, приходящий с С-З. С началом муссона немного спадает томительная жара весенних месяцев, когда на западе Индии температура +30. Дожди идут почти ежедневно. В жарком воздухе, насыщенном водяными парами, деревянные и кожаные предметы, книги покрываются плесенью. В октябре-ноябре летний муссон угасает, и небо становится безоблачным. С-В зимний муссон не приносит влаги. Наступает зимний сухой, прохладный период минус 25 градусов.

Западное побережье Индии за год получает много осадков – более 2000 мм. Восточные склоны не получают обильных осадков. Они сухие. Летом, когда через заслон западных Гат прорываются массы влажного воздуха, еще не успевшего отдать осадки прибрежным районам, во внутренних областях Индостана выпадают дожди.


- Ребята, давайте отметим на контурной карте западные, восточные Гаты, плоскогорье Декан.

- Определите по карте, какими полезными ископаемыми богата Индия и отметьте их на контурной карте.


Учитель: Щедро одарила природа Индию! Лишь немногие страны земного шара богаты в такой степени разнообразными природными ресурсами, как Индия. Многочисленные реки – не только источник воды для орошения полей. Они таят в себе огромные запасы гидроэнергии. Индийские леса дают топливо и ценную поделочную древесину.

Широко используется в хозяйстве бамбук. Его молодые побеги идут в пищу, полые стволы применяются для изготовления труб и посуды. Разнообразно употребление кокосовой пальмы. Недаром ее называют деревом жизни. Ствол идет на строительство зданий, скорлупа ореха идет на изготовление посуды, а мякоть – на производство масла.

Индия обладает значительными минеральными богатствами. Особенно велики запасы рудных ископаемых, главным образом руд черных металлов. Крупнейший железорудный бассейн находится в С-В части страны. В Индии много и других крупных железорудных месторождений, которые образуют огромный «железный пояс» на востоке и в центре страны. Также страна обладает запасами цветных и драгоценных металлов. Из энергетических ископаемых наибольшее значение имеет каменный уголь – на С-В.

Запасы бурого угля в стране весьма значительны: бассейны приурочены на юге Индостана. На крайнем С-В и на западе Индии находятся месторождения нефти. Велики ресурсы неметаллического сырья. Имеются месторождения алмазов.


- Почему в долине Ганга плотность населения достигает 300 человек на 1 кв км, а в С-З части она меньше 50 человек на 1 кв км.


Учитель: Жителей Индии называют индийцами. Каждый седьмой представитель человечества – индиец. Индия – страна многонациональная. Индийцы – это не одна народность, а группа народностей, говорящих на разных языках, имеющих разные обычаи. Наиболее распространен в Индии язык – хинди. Это язык является одним из старейших языков мира.

Большинство индийцев принадлежит к европеоидной расе. На юге живут представители негроидной расы. На севере – представители монголоидной расы.

Индия – страна древней культуры. До наших дней сохранились замечательные памятники архитектуры, пещерные храмы, скульптуры.

Древние индийцы занимались земледелием, скотоводством, умели вырабатывать различные ткани, во многих городах были проведены водопровод и канализация. Индийцы еще очень давно имели свою письменность. Англичане, превратив Индию в колонию, в течение двух веков угнетали индийский народ, и культура Индии пришла в упадок. Тяжело жилось индийскому народу под английским господством. Колонизаторы принесли с собой болезни, голод и нищету. Большинство населения не имело возможности получать образование. Сейчас, когда Индия стала республикой, положение изменилось: построены новые школы, больницы, повысился жизненный уровень народа.

- Чем же занимаются индийцы в настоящее время?

Свыше 4/5 населения Индии живет в деревнях. Индийские деревни чаще всего большие. На Индо-Гангской низменности, в прибрежных районах, крестьяне живут в легких домиках, построенных из бамбука и тростника, а в более засушливых районах жилища строят из глины и соломы.


- Ребята, перед вами лежат словари (индийско-русские), давайте поговорим немного по-индийски.


  1. Бханги – мусорщик;

  2. Дхоби – прачка;

  3. Чамары – кожевник;

  4. Сари – юбка;

  5. Дхоти – брюки;

  6. Кари – пряности;

  7. Чили – перец;

  8. Чапати – лепешка;

  9. Е гурт – кислое молоко;

  10. Гур – сахар;

  11. Холи – костер;

  12. Гуру – учитель.


- Ребята, какой из народов мира наиболее музыкален?


На этот вопрос ответить невозможно. Но, во всяком случае, бесспорно, что Индия принадлежит к числу стран с развитой музыкальной культурой и большой любовью народа к музыке. Неповторимы индийские танцы.


(звучит индийская музыка, девочки танцуют танец)


Учитель: Представьте себе, что вы находитесь на борту самолета, летящего над Индостаном. Вы смотрите вниз, и перед вашим взором сменяют друг друга огромные города и деревни.


(Сценка. Сидят два пассажира в самолете. Диалог.)


- Опуститься и подняться в каждом городе и каждой деревне. А вы знаете, сколько их в Индии?

- Деревень полмиллиона и городов почти три тысячи.

- Много! Представляю сколько жителей!

- Вас интересует, сколько в Индии сельских и городских жителей? Городского населения – 23,5%, а остальное деревенское.

- Маловато городского населения.

- Да, в городах живет небольшая часть жителей. Но было бы неправильно называть Индию чисто сельской страной.

- Почему?

- Да потому, что в ней есть такие города…. А, вот один из них, это Дели – столица Индии.


- Ребята о столице Индии нам расскажет житель этого города.


(все рассказы о городах сопровождаются презентациями)


Житель города: Дели – столица Индии, один из древнейших городов Индии, расположен на реке Джамне, притока Ганга. Город делится на две части: Старый и Новый Дели.

Старый Дели стоит много веков. В самом городе и его окрестностях сохранились древнейшие храмы. Здесь кривые, узкие улицы и переулки. На улицах тесно. По обеим сторонам улицы многочисленные лавочки и магазины. В старом Дели находится Красный Форт – крепость, построенная в 1648 году, внутри стен крепости сох ранились дворцы императора – основателя города, мечеть и другие архитектурные сооружения.

К югу от Старого Дели находится Новый Дели. Эта часть города имеет прямые, широкие улицы с пальмами. Среди зелени и цветов, среди парков с бассейнами жили англичане и местная буржуазия. В Новом Дели находится парламент и правительственные здания. На улицах Нового Дели оживленное движение. В Дели можно встретить не только коров, которые лежат на улицах, но и других животных, даже диких.

В Индии священным животным считается обезьяна. В центре города живет масса обезьян: люди их не трогают.

Дели – центр древней индийской культуры. Здесь индийские астрономы в древности наблюдали за небесными светилами.


- Представьте себе, что вы плывете на корабле по реке Хугли, притоке Ганга и приплыли к берегу, и вы увидите, что перед вами вырос величайший город Индии – Калькутты. Давайте познакомимся с этим городом.


Житель города: Я представитель из города Калькутта и хочу рассказать о нем. Калькутта – самый большой город Индии. Слово калькутта в переводе с индусского языка означает «жилище богини Кали». Город расположен в дельте Ганга на рукаве Хугли. Но Хугли так многоводен, что в Калькутте свободно приходят океанские пароходы. Калькутта – крупный порт в Индии. Из разных стран мира в Калькутту приходят суда с различными товарами, каких нет в Индии, а уходят отсюда нагруженные чаем, хлопчатобумажными тканями и т.д. В Калькутте много фабрик, особенно по переработке джута.

Джут – травянистое растение высотой до 3 м., дает прочное волокно, из которого вырабатывают мешковину, брезент, канаты, ковры.

Калькутта славится своим ботаническим садом, где собрана богатая коллекция тропических растений.


- Мы должны познакомиться еще с одним из красивейших городов мира – Бомбей.


Житель города: Я представляю город Бомбей. Название произошло от имени богини Мумба – большой город на острове, крупный порт. Вдоль набережной и широких улиц высятся многоэтажные дома, богатые магазины, здания университета, выстроенные в европейском стиле.

Беспрерывным потоком движутся по улицам автомобили, телеги запряженные быками и другой транспорт. На тротуарах оживленная толпа людей различных национальностей и профессий. ¾ города занимают рабочие районы. Особенно много в Бомбее текстильных фабрик – более сотни. В Бомбее есть стекольные, химические и машиностроительные заводы, пищевые и кожевенные предприятия.


- Ребята, давайте обозначим на контурной карте города Индии.


- Вот и подошло наше путешествие по Индии.


(выходит А.Никитин и задает классу вопросы)


- В каких частях света я побывал?

- За какие «три моря» совершил свое путешествие?

- Как сейчас называется город, откуда отправился я в свое путешествие?

- На сколько градусов и на сколько км. протянулась Индия с севера на юг?

- С какими странами граничит Индия?

- Какими водами омывается Индия?

- Какая горная страна называется «обитель снегов»

- Назовите самую высокую вершину мира, что означает это название?

- Как называется самая главная река Индии?

- Как называется самое дождливое место в Индии и на Земле?

- Какими полезными ископаемыми богата Индия?

- Почему в Индии разная плотность населения?

- На каком языке говорят индийцы?

- Назовите столицу Индии?

- Назовите самый большой город Индии?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Индия

Автор: Королев Андрей Павлович

Дата: 05.07.2014

Номер свидетельства: 109448

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока на тему "Природа и люди Древней Индии" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-na-tiemu-priroda-i-liudi-drievniei-indii"
    ["file_id"] => string(6) "116442"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412488796"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Общественный строй и культура Древней Индии "
    ["seo_title"] => string(50) "obshchiestviennyi-stroi-i-kul-tura-drievniei-indii"
    ["file_id"] => string(6) "187438"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426516010"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Презентация на тему "Древняя Индия" "
    ["seo_title"] => string(42) "priezientatsiia-na-tiemu-drievniaia-indiia"
    ["file_id"] => string(6) "163194"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422453344"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока "Природа и люди Древней Индии" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-priroda-i-liudi-drievniei-indii"
    ["file_id"] => string(6) "223767"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438110127"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока на тему "Путешествие европейцев в Центральную Азию, Индию и Китай" "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-na-tiemu-putieshiestviie-ievropieitsiev-v-tsientral-nuiu-aziiu-indiiu-i-kitai"
    ["file_id"] => string(6) "129468"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415714353"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства