Предмет: география |
класс 5 |
1.Тема урока: Градусная сетка |
2.Цель: Изучение градусной сетки на глобусе и карте |
Задачи: научить определять направление по карте и глобусу, раскрывать социокультурное и личностное значение знаний и умений, определять направление и измерять расстояние по глобусу и карте |
3.Тип урока: комбинированный |
4.Ресурсы: учебник, МЭО , проектор |
5.Учебные материалы: учебник, атласы, географические карты, глобус |
6.Метод проведения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, практическая работа |
7.Межпредметные связи: с рисованием, историей, математикой |
8. Планируемые результаты: Предметные результаты: Метапредметные результаты: Регулятивные УУД Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи; Умение выбирать средства для реализации цели деятельности и применять их на практике; Умение осуществлять самоконтроль результатов деятельности и оценивать ее результаты. Познавательные УУД: Умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации в зависимости от цели деятельности; Умения преобразовывать различные виды географической информации (из текста в картографическую, графическую, табличную и наоборот); Коммуникативные УУД: Умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; Умение отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); Личностные результаты: Умение создавать, применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Формирование целостного мировоззрения |
Виртуальная площадка : Мобильное электронное образование |
|
Этап занятия, время мин | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося | Формируемые образовательные компетенции | Задание, ссылки на цифровые ресурсы (+скрин) | Формы оценивания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Организационный момент | Приветствие, включение в деловой ритм | приветствие учителя, проверка готовности к уроку | Создать условия для формирования представления о градусной сетке | | |
Актуализация опорных знаний | Кто первым измерил величину земного шара? Кто первым привел доказательство шарообразности Земли? | отвечают на вопросы | формируют умения работать по вопросам, сверять свои действия с целью | Эратосфен | |
Постановка познавательной задачи | Удобно было бы пользоваться картой, если бы на ней отсутствовала градусная сеть? Свой ответ поясните. | Записывают в тетрадь познавательную задачу | учатся предполагать зачем нужны градусная сеть | | |
Создание проблемной ситуации | В чем сходство шахматной доски и географической карты7 | высказывают мысли, вспоминают истории из жизни, где сталкивались с координатами | | | |
Открытие нового знания | Прочитайте и сравните два описания. В каком из них местоположение объекта указано более точно? | Объясняют описания, выбирают, нужное | Сопоставляют и выбирают нужное географические координаты | Объект расположен на Русской равнине, между Среднерусской возвышенностью и Клинско-Дмитровской грядой, на левом берегу Москвы-реки. Географические координаты объекта 56 ° 30’ с. ш. и 37 ° 37’ в. д. | |
Первичная проверка понимания | Если вам когда-либо приходилось играть в шахматы или хотя бы в «морской бой», то вы знаете, что для поражения фигуры или «корабля» противника нужно найти и назвать одну цифру и одну букву, например, А5 или Б6. Пересечение линий цифры и буквы на шахматной доске или игровом поле даёт только одну точку с точным местонахождением нужного объкта | Отвечают на вопрос, основываясь на ранее приобретенных знаниях и наблюдениях | Сравнивают шахматную доску и географическую карту, делают вывод о сходстве и различии | | |
Включение нового знания в систему | Точно так же можно найти местоположение любого объекта на Земле, используя градусную сеть карты или глобуса. Градусную сеть составляют воображаемые линии на земной поверхности — меридиа́ны и паралле́ли.Рассмотрите рисунок и с его помощью проведите небольшое исследование. Выясните: — какие условные линии на карте называются меридианами и параллелями — какое направление они имеют; — различаются ли меридианы и параллели по длине? | рассматривают рисунок с изображением меридианов. объясняют, что меридианы все одинаковые и соединяют северный полюс и южный. Параллели все разные- самая большая параллель-экватор, самые маленькие у полюсов | запоминают как найти меридианы и параллели , через какие линии они проводятся и как их найти, какого они размера | | |
Проверка понимания. Практическая работа | Нанесённые на глобус или карту параллели и меридианы образуют градусную сеть. Градусную сеть нельзя увидеть из космоса: все её элементы воображаемые и придуманы людьми для удобства определения местонахождения объектов. Посмотрите анимацию. Выясните, откуда ведётся отсчёт параллелей и меридианов. Какие географические координаты можно определить с их помощью? обозначьте на контурной карте направления по основным сторонам горизонта: — в Евразии в точке пересечения 50-й параллели и 70-го меридиана; — в Африке в точке пересечения экватора и 30-го меридиана; — в Тихом океане в точке пересечения северного тропика и 180-го меридиана. | После просмотра анимации отвечают на вопрос откуда ведётся отсчёт параллелей и меридианов, делают вывод, что при пересечении параллелей и меридианов образуются географические координаты Работают на контурной карте | определяют географические координаты в атласе Отрабатывают практические навыки | | |
Подведение итогов. Оценивание | Возвращаемся к ключевому вопросу Удобно было бы пользоваться картой, если бы на ней отсутствовала градусная сеть? | Отвечают, используя полученные знания на уроке | | | |
Рефлексия | “Яблоня успеха” Я-знаю Я-умею | Красные яблоки-все понял, желтые- есть сомнения, зелёные- хотел бы узнать | Анализируют свою работу | | |
Домашнее задание | выучить определения параллелей и меридианов, составить 5 вопросов к параграфу, подготовить сообщение на тему географических координат | | | | |