Тема: Геологическое строение и рельеф Северной Америки.
Цель: формировать знания о геологическом строении, рельефе и закономерно
стях распространения полезных ископаемых Северной Америки;
раскрыть роль вулканизма и древнего оледенения в формировании
современного рельефа; совершенствовать практические умения и навыки
характеризовать основные формы рельефа материка, сравнивать рельеф
Северной и Южной Америки.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебник, физическая карта Северной Америки, атласы для 7 класса
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель – Здравствуйте ребята, садитесь! Проверьте, все ли у вас готово к уроку. У вас на партах должны лежать учебники, атласы, контурные карты, тетради.
??. Актуализация опорных знаний знаний
И так, сегодня мы с вами продолжим изучение Северной Америки. Что вы уже знаете об этом материке?
Ученики выходят к карте и перечисляют то, что уже узнали о Северной Америке.
Учитель – на прошлом уроке мы с вами совершили путешествие по Северной Америке и узнали географическое положение материка, как проходило исследование материка и сколько раз этот континент открывали. Перед тем, как отправиться в новое путешест-вие, давайте проверим, как хорошо вы усвоили предыдущий материал.
Остановка 1. «Повторение» Учитель – Для того чтобы вспомнить, какие географиче-ские объекты располагаются на материке Северная Америка, выполним задание №1, ко-торое у вас на партах на листочках
Задание №1 «Кроссворд»
Перед вами кроссворд. Кроссворд будет дублироваться и в презентации на экране. В нем шесть вопросов. Пользуемся атласами. Читаем первый вопрос.
Ученики последовательно зачитывают вопросы, отвечают на них и заполняют кроссворд . Также последовательно кроссворд, с правильными ответами, заполняется в презента-ции.
Вопросы кроссворда:
1) Канал, соединяющий Тихий и Атлантический океаны (Панамский)
2) Море, между Северной и Южной Америкой (Карибское)
3) Полуостров на северо-западе континента (Аляска)
4) Полуостров на юго-востоке материка (Флорида)
5) Пролив, отделяющий Северную Америку от Евразии (Берингов)
6) Остров из группы Больших Антильских островов (Куба) Учитель – Молодцы! Кросс-ворд разгадан. Мы повторили с вами некоторые географические объекты Северной Аме-рики. А сейчас вам предстоит выполнить второе задание, так как не все географические объекты были затронуты, выполняя первое задание, разгадывая кроссворд.
Задание №2 «Немая карта»
Учитель – Приступаем ко второму заданию. Перед вами контурная карта Северной Аме-рики, на которой цифрами обозначены объекты береговой линии материка . Ваша задача – написать названия этих географических объектов. Время работы – три минуты. Для оценки "отлично" вам необходимо определить правильно все пять объектов.
III. Изучение нового материала Учитель: и так, ребята, мы с вами закрепили пройден-ный материал, а теперь переходим к изучению новой темы . Вспомните план изучения каждого материка. Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока?
Ученики отвечают на заданный вопрос и пробуют сформулировать тему урока. (Рельеф Северной Америки и полезные ископаемые).
Слово учителя. Совершенно верно. Итак, сегодня на уроке мы изучаем "Рельеф и полез-ные ископаемые Северной Америки".
Цель нашего урока: познакомиться с тектоническом строением, разнообразием рельефа и полезными ископаемыми Северной Америки.
Слово учителя – Сегодня мы познакомимся с особенностями рельефа, выясним
причины разнообразия рельефа и полезных ископаемых, узнаем основные формы
и объекты рельефа материка.
2.Остановка 2 «Геология»
Работа с атласом
По картам атласа установите, какие тектонические структуры лежат в
основе Северной Америки. Определите, в каком возрасте они образовались.
Слово учителя.
Северная Америка и Евразия когда- то составляли единый континент – Лавразию.
Около 135 млн лет назад Северо –Американская литосферная плита начала
отдаляться от Евроазиатской. В результате столкновения с Тихоокеанской лито
сферной плитой в мезозое произошло сжатие западных окраин материка, сопро-
вождавшееся активным вулканизмом и поднятием территории, что привело
к возникновению большой области склачатости.
Древнейшие участки земной коры относятся к Северо- Американской платформе,
занимающей северную и центральную части материка. В результате разломов от
платформы отделился остров Гренландия. А на крайнем севере участки платфор
мы прогнулись под массой ледника и были частично затоплены водой, что
привело к образованию Канадского Арктического архипелага. На северо-востоке плат-формы древние кристаллические породы выходят на поверхность в виде
Канадского щита, южнее фундамент платформы уходит на значительную глубину , и на нем расположены разнообразные толщи осадочных пород континентального и морского происхождения. В палеозое на юге материка началось формирование фунда-мента молодой платформы, а интенсивные движения земной коры способствовали об-разованию области складчатости на востоке.
Остановка 3 «Рельеф»
Слово учителя. В целом рельеф Северной и Южной Америки подобный. На западе так-же возвышаются горы, а на востоке преобладают обширные равнины.
Работа с учебником и атласом. § 38 стр 179-181;
? группа – Назовите самые большие равнины Северной Америки. Отметить их на
шаблоне в тетради.
?? группа – Назовите самые большие горные системы в Северной Америки.
Отметить их на шаблоне в тетради.
Равнины, лежащие в пределах платформ, занимают всю восточную часть материка. Наибольшая среди них – Лаврентийская возвышенность, Центральные равнины, Вели-кие равнины, Примексикан ская низменность.
Горы занимают только треть территории материка и приурочены к складчатым облас-тям. Аппалачи – складчато-глыбовые горы, они нарушают в целом равнинный рельеф на востоке материка. Это очень древние горы, поэтому сильно разрушенные и невысокие. Их склоны пологие, а вершины округлые. Кордильеры – одна из крупнейших на планете горных систем. Самая высокая вершина Кордильер –
г. Мак-Кинли (6193м) Восточная часть хребтов представлена Скалистыми горами.
Во внутренних районах Кордильер лежат многочисленные плато и нагорья:
Большой Бассейн, Колорадо, Мексиканское.
Много действующих и потухших вулканов. Самые высокие – Орисаба и Попокатепетль – поднимаются выше 5000 м.
Задание
Сопоставьте физические карты Северной и Южной Америки и сравните их
рельеф. Результаты запишите в таблицу.
Общие черты Отличительные черты
Остановка 4. «Полезные ископаемые»
Северная Америка очень богата полезными ископаемыми. Их размещение тесно
Связано с геологическим строением материка. В местах выхода на поверхность
кристаллических пород древней платформы и в Кордильерах сосредоточены
месторождения железных, урановых, медных, никелевых руд, золота, серебра.
С осадочными породами чехла платформы связаны залежи нефти и газа. Самые
богатые нефтегазоносные районы расположены на побережье и шельфе Мекси-
канского залива, Северного Ледовитого океана, на Великих равнинах, на Аляске.
В Аппалачах сосредоточены большие запасы каменного угля. На полуострове
Флорида есть значительные залежи фосфоритов.
Игра «Собери карту»
Учащиеся должны сложить разрезанную карту Северной Америки, и отметить рудные и нерудные полезные ископаемые, используя атлас.
?V. Закрепление изученного материала.
1) В чем состоят особенности геологического развития территории материка?
2) Какие формы рельефа соответствуют платформенным частям материка?
3) Какие процессы послужили причиной формирования гор в восточной части материка?
4) Чем обусловлено образование грандиозной области складчатости на западе материка? Какие процессы свидетельствуют о продолжении там складкообразования?
5)Какими причинами обусловлены разнообразие и контрасность форм рельефа Северной Америки?
7) Чем объясняется разнообразие полезных ископаемых северной Америки?
V. Итог урока Выставление оценок
V?. Домашнее задание
1)Проработайте §38 Стр 179-181;
2)Используя дополнительные источники, подготовьте доклад об уникальных природных объектах Северной Америки – Большом Каньоне Колорадо, Флинт –мамонтовой пещере, Йеллоустонском вулканическом плато.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Геологическое строение и рельеф Северной Америки. »
Тема: Геологическое строение и рельеф Северной Америки.
Цель: формировать знания о геологическом строении, рельефе и закономерно
стях распространения полезных ископаемых Северной Америки;
раскрыть роль вулканизма и древнего оледенения в формировании
современного рельефа; совершенствовать практические умения и навыки
характеризовать основные формы рельефа материка, сравнивать рельеф
Северной и Южной Америки.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебник, физическая карта Северной Америки, атласы для 7 класса
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель – Здравствуйте ребята, садитесь! Проверьте, все ли у вас готово к уроку. У вас на партах должны лежать учебники, атласы, контурные карты, тетради.
ΙΙ. Актуализация опорных знаний знаний
И так, сегодня мы с вами продолжим изучение Северной Америки. Что вы уже знаете об этом материке?
Ученики выходят к карте и перечисляют то, что уже узнали о Северной Америке.
Учитель – на прошлом уроке мы с вами совершили путешествие по Северной Америке и узнали географическое положение материка, как проходило исследование материка и сколько раз этот континент открывали. Перед тем, как отправиться в новое путешествие, давайте проверим, как хорошо вы усвоили предыдущий материал.
Остановка 1. «Повторение»Учитель – Для того чтобы вспомнить, какие географические объекты располагаются на материке Северная Америка, выполним задание №1, которое у вас на партах на листочках
Задание №1 «Кроссворд»
Перед вами кроссворд. Кроссворд будет дублироваться и в презентации на экране. В нем шесть вопросов. Пользуемся атласами. Читаем первый вопрос.
Ученики последовательно зачитывают вопросы, отвечают на них и заполняют кроссворд . Также последовательно кроссворд, с правильными ответами, заполняется в презентации.
Вопросы кроссворда:
1) Канал, соединяющий Тихий и Атлантический океаны (Панамский)
2) Море, между Северной и Южной Америкой (Карибское)
3) Полуостров на северо-западе континента (Аляска)
4) Полуостров на юго-востоке материка (Флорида)
5) Пролив, отделяющий Северную Америку от Евразии (Берингов)
6) Остров из группы Больших Антильских островов (Куба) Учитель – Молодцы! Кроссворд разгадан. Мы повторили с вами некоторые географические объекты Северной Америки. А сейчас вам предстоит выполнить второе задание, так как не все географические объекты были затронуты, выполняя первое задание, разгадывая кроссворд.
Задание №2 «Немая карта»
Учитель – Приступаем ко второму заданию. Перед вами контурная карта Северной Америки, на которой цифрами обозначены объекты береговой линии материка . Ваша задача – написать названия этих географических объектов. Время работы – три минуты. Для оценки "отлично" вам необходимо определить правильно все пять объектов.
III. Изучение нового материалаУчитель: и так, ребята, мы с вами закрепили пройденный материал, а теперь переходим к изучению новой темы . Вспомните план изучения каждого материка. Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока?
Ученики отвечают на заданный вопрос и пробуют сформулировать тему урока. (Рельеф Северной Америки и полезные ископаемые).
Слово учителя. Совершенно верно. Итак, сегодня на уроке мы изучаем "Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки".
Цель нашего урока: познакомиться с тектоническом строением, разнообразием рельефа и полезными ископаемыми Северной Америки.
Слово учителя – Сегодня мы познакомимся с особенностями рельефа, выясним
причины разнообразия рельефа и полезных ископаемых, узнаем основные формы
и объекты рельефа материка.
2.Остановка 2 «Геология»
Работа с атласом
По картам атласа установите, какие тектонические структуры лежат в
основе Северной Америки. Определите, в каком возрасте они образовались.
Слово учителя.
Северная Америка и Евразия когда- то составляли единый континент – Лавразию.
Около 135 млн лет назад Северо –Американская литосферная плита начала
отдаляться от Евроазиатской. В результате столкновения с Тихоокеанской лито
сферной плитой в мезозое произошло сжатие западных окраин материка, сопро-
вождавшееся активным вулканизмом и поднятием территории, что привело
к возникновению большой области склачатости.
Древнейшие участки земной коры относятся к Северо- Американской платформе,
занимающей северную и центральную части материка. В результате разломов от
платформы отделился остров Гренландия. А на крайнем севере участки платфор
мы прогнулись под массой ледника и были частично затоплены водой, что
привело к образованию Канадского Арктического архипелага. На северо-востоке платформы древние кристаллические породы выходят на поверхность в виде
Канадского щита, южнее фундамент платформы уходит на значительную глубину , и на нем расположены разнообразные толщи осадочных пород континентального и морского происхождения. В палеозое на юге материка началось формирование фундамента молодой платформы, а интенсивные движения земной коры способствовали образованию области складчатости на востоке.
Остановка 3 «Рельеф»
Слово учителя. В целом рельеф Северной и Южной Америки подобный. На западе также возвышаются горы, а на востоке преобладают обширные равнины.
Работа с учебником и атласом. § 38 стр 179-181;
Ι группа – Назовите самые большие равнины Северной Америки. Отметить их на
шаблоне в тетради.
ΙΙ группа – Назовите самые большие горные системы в Северной Америки.
Отметить их на шаблоне в тетради.
Равнины, лежащие в пределах платформ, занимают всю восточную часть материка. Наибольшая среди них – Лаврентийская возвышенность, Центральные равнины, Великие равнины, Примексикан ская низменность.
Горы занимают только треть территории материка и приурочены к складчатым областям. Аппалачи – складчато-глыбовые горы, они нарушают в целом равнинный рельеф на востоке материка. Это очень древние горы, поэтому сильно разрушенные и невысокие. Их склоны пологие, а вершины округлые. Кордильеры – одна из крупнейших на планете горных систем. Самая высокая вершина Кордильер –
г. Мак-Кинли (6193м) Восточная часть хребтов представлена Скалистыми горами.
Во внутренних районах Кордильер лежат многочисленные плато и нагорья:
Большой Бассейн, Колорадо, Мексиканское.
Много действующих и потухших вулканов. Самые высокие – Орисаба и Попокатепетль – поднимаются выше 5000 м.
Задание
Сопоставьте физические карты Северной и Южной Америки и сравните их
рельеф. Результаты запишите в таблицу.
Общие черты
Отличительные черты
Остановка 4. «Полезные ископаемые»
Северная Америка очень богата полезными ископаемыми. Их размещение тесно
Связано с геологическим строением материка. В местах выхода на поверхность
кристаллических пород древней платформы и в Кордильерах сосредоточены
месторождения железных, урановых, медных, никелевых руд, золота, серебра.
С осадочными породами чехла платформы связаны залежи нефти и газа. Самые
богатые нефтегазоносные районы расположены на побережье и шельфе Мекси-
канского залива, Северного Ледовитого океана, на Великих равнинах, на Аляске.
В Аппалачах сосредоточены большие запасы каменного угля. На полуострове
Флорида есть значительные залежи фосфоритов.
Игра «Собери карту»
Учащиеся должны сложить разрезанную карту Северной Америки, и отметить рудные и нерудные полезные ископаемые, используя атлас.
ΙV. Закрепление изученного материала.
1) В чем состоят особенности геологического развития территории материка?
2) Какие формы рельефа соответствуют платформенным частям материка?
3) Какие процессы послужили причиной формирования гор в восточной части материка?
4) Чем обусловлено образование грандиозной области складчатости на западе материка? Какие процессы свидетельствуют о продолжении там складкообразования?
5)Какими причинами обусловлены разнообразие и контрасность форм рельефа Северной Америки?
7) Чем объясняется разнообразие полезных ископаемых северной Америки?
V. Итог урока Выставление оценок
VΙ. Домашнее задание
1)Проработайте §38 Стр 179-181;2)Используя дополнительные источники, подготовьте доклад об уникальных природных объектах Северной Америки – Большом Каньоне Колорадо, Флинт –мамонтовой пещере, Йеллоустонском вулканическом плато.