Тема: Океания. Обобщение по теме Австралия
Задачи урока:
- Повторить изученный материал по «Австралия» и познакомиться с интересной и своеобразной территорией материка называемой Океанией.
- сформировать представление о своеобразии природы Океании;
- раскрыть особенности современного состава населения и его хозяйственной деятельности;
- выявить уровень знаний и умений учащихся по изученной теме;
- умение работать с тестами, подготовка к ЕГЭ.
Оборудование: карта Австралии, атлас, учебник, дополнительный материал (материал из периодической печати).
Структура и основное содержание урока. Методы и методические приёмы0.
1.Организационный момент:
Здравствуйте ребята. Наш урок сегодня необычный.
А необычный он тем, что первую часть урока мы посвятим Океании, а вторую проведем проверочную работу по теме «Австралия». Проверим как вы усвоили данную тему. Вопросы из этой темы можно встретить в экзаменационных заданиях ЕГЭ. Поэтому проверочная работа будет в форме теста.
- Скажите о какой территории прилегающей к Австралии мы с вами не говорили? (Океания)
Прежде, чем отправиться в далекие края, любой путешественник разложит перед собой карты, и внимательно изучит тот район земного шара, куда он решил отправиться. А еще он перечитает много книг и различных энциклопедий. Для чего, подумайте! Представим себе, что каждый из вас решил побывать на экваторе, но не в Африке, а к востоку от нее. Туда, где расположены острова. Некоторые географы выделяют их в отдельную часть света – Океанию.
Вот краткая информация для вас:
Океания – это самое крупное скопление островов на земле, расположенных в центральной и западной частях Тихого океана. Оно включает в себя более 7 тыс. островов. Здесь есть коралловые, материковые, вулканические острова, и те, которые расположены на вершинах подводных хребтов. Европейцы узнали об Океании в XV I веке после первого кругосветного плавания Ф. Магеллана. В наши дни Океанию населяют коренные жители, пришлое и смешанное население. Коренное население – папуасы, полинезийцы. Большой вклад в изучение природы и населения внес русский ученый Н.Н. Миклухо-Маклай. Сегодня российские ученые в ходе научно-исследовательских экспедиций продолжают изучать Океанию.
2. Изучение нового материала
1. Эвристическая беседа по тематическим картам. В ходе которой учащиеся составляют ЛОК в тетради, а учитель на доске. (используется повторение умений определения географического объекта по заданным координатам 6 класс)
-Океания- скопление островов(архипелагов). Делится на 4 части:
- Меланезия (включает Новую Гвинею, архипелаги Бисмарка, Соломоновы острова, Фиджи др)
- Новая Зеландия (состоит из 2-х крупных островов- Северного и Южного и ряда мелких островов)
- Микронезия (входят архипелаги: Марианские, Каролинские, Марщалловые)
- Полинезия (объединяет острова, лежащие в общем восточнее 180 меридиана, между 30с.ш и 30ю.ш: Гавайские острова, Острова Лайн, Кука и др.)
- (Используется презентация)
- Общая площадь островов 1,26 млн. км.кв.
- Острова разбросаны от субтропического в северном полушарии до умеренного в южном, но большая его часть находится в субэкваториальном поясе. Средняя температура теплого месяца от25 на севере до 16 на юге, самых холодных- от 16 до 5 С.
- Стала известна со времен 16 века кругосветное путешествие Ф. Магеллан. большой вклад в изучение обычаев и уклада жизни внес Н.И. Миклухо-Маклай.
( дополнительный материал из периодической печати представляют учащиеся, которые получили опережающее задание)
- Геологическое строение рельефа находится в зависимости от Тихого океана. Почти все острова кораллового или вулканического происхождения.
-Океания развивалась в условиях длительной изоляции от материков, поэтому ее природа отличается своеобразием: эндемизмом и бедностью состава флоры и фауны.
- Океания заселена много тысяч лет назад
Важным занятием жителей Океании был морской промысел. Рыбу ловили самыми разными способами: на крючки, гарпуны, сетью, на мелководье – сачками и корзинами. Необходимо отметить, что жители Океании удивительно бережно относились к природе островов. Они знали, что лагуну атолла можно загрязнить отбросами пищи и даже… кровью рыбы, пойманной удочкой или острогой. Вода в лагуне стоячая – капля крови начнёт гнить и в океан уйдут наиболее чувствительные к гнили рыбы. Поэтому на атолле существовал строгий закон: рыбу в лагуне нужно ловить не раня её, а убивать подальше от лагуны; тех кто нарушал его, строго наказывали.
Занимались жители островов и земледелием, но особая роль в их жизни отводилась выращиванию кокосовой пальмы. Её гладкий 15 – 20 метровый ствол возвышается над островами, а у самого основания роскошной кроны из перистых листьев висят грозди кокосовых орехов.
Жители Океании проявляли интерес и к науке больше интересовались астрономией и историей, владели искусством составлять карты. В современности занимаются земледелием, добычей полезных ископаемых.
(В ходе просмотра презентации записывать представителей флоры и фауны)
3. Закрепление.
Тест «Австралия» (итоговый)
1. С 17 века эти земли известны голландцам. Позднее Д.Кук открывает восточное побережье материка. А с 18 века начинается освоение Австралии. Какой город возник первым?
а) Мельбурн
б) Сидней
в) Канберра
г) Дарвин
2. Раскажите о географическом положении Австралии, установите правильные соответствия:
1. Большой Барьерный риф; -а) на севере;
2. Залив Карпентария; -б)на юго-востоке от материка
3. Пересекает южный тропик; -в) на северо-востоке материка
4. Мыс Спит-Пойнт -г) на юге материка
5. Бассов пролив -д) в центральной части
6. Остров Новая Зеландия -е)на западе
3. Какие географические объекты имеют координаты:
1.36 ю.ш; 149 в.д.; -а) м. Юго-Восточный
2. 29.ю.ш; 153 в.д.; -б) г. Косцюшко
3. 39 ю.ш; 146 в.д.; -в) оз. Эйр
4. 29 ю.ш; 138 в.д.; -г) м. Байрон
4. Природа Австралии уникальна. Здесь сохранились реликтовые растения и животные, видовой состав уникален. Распределите их по природным зонам:
1. Саванна:- 2. Пустыни: -
3. Переменно-влажные леса:
- эвкалипт
- страус Эму
- колючие акации
- ящерицы и змеи
- какаду
- динго
- кролики
- пальмы
- кенгуру
- коала
5. Для внутренних пустынных и полупустынных частей материка характерна сеть временных пересыхающих рек - это:
- скреб
- русло
- крик
- солончаки
6. Австралия- самый сухой материк Земли. Назовите причины:
а) почти половину материка занимают пустыни;
б)материк небольшой по площади;
в) большая часть расположена в тропическом поясе;
г) омывается теплыми океанами;
д) выпадает мало осадков, в центральной части особенно- менее 250 мм/год;
е) очень мало рек и озёр;
ж) Южный тропик пересекает материк почти посередине.
7. Государство Австралийский союз. Выберите верное утверждение об этой стране:
а) В стране проживает 19 млн. человек.
б)Большая часть жителей- аборигены.
в) Ведущая отрасль сельского хозяйства- овцеводство.
г)Города Австралии очень крупные, размещены по всему побережью.
д)Большее влияние на климат оказывает Тихий океан.
е) Среди земледельческих культур ведущее место занимает пшеница.
ж) В овцеводческих фермах справляться со стадами овец помогают кэлпи- особая порода шотландских собак.
з) Столица- город Мельбурн
и) На денежных единицах Австралии изображены животные- утконос, птица-лирохвост, ехидна.
4. Итог урока.
Взаимопроверка тестов по ответам (представленным в презентации ).
Ответы:
1-б;
2.1-в,2-а,3-д, 4-е, 5-б,6-б;
3.1-б,2-г,3-а,4-в;
4.1-д,и,к,2-б,е,ж, 3-а,в,г,з.
5-б
6-а,в,д,ж
7. верно: а,в,е,ж,и.
Выставление оценок.
5. Домашнее задание.
Стр.141-145.читать Подготовить сообщение об истории открытия и освоения Америки.