Конспект урока по географии для обучающихся 7 «Б» класса
Предмет: география
Класс 7
Тема урока «Население Земли»
Тип урока комбинированный с элементами исследования
Технология: личностно-ориентированный урок, групповая форма работы
Цель урока: создать условия для изучения учащимися особенностей численности населения Земли и размещения населения, продолжить закрепления навыка работы в группе.
Задачи урока:
- рассмотреть особенности численности населения Земли и размещения населения.
- развивать исследовательские навыки учащихся, умения работы с таблицами, картами и схемами, решать задачи, анализировать информацию.
- формирование у учащихся умений реализации новых способов действия: взаимодействие в группах и умения работать с источниками информации, коммуникативных навыков и навыков исследовательской деятельности.
Оборудование:
учебник географии 7 класс (под ред. Е.М. Домогацких)
атлас 7 класса
презентация к уроку (приложение 1)
компьютер, м/м проектор, интерактивная доска
рабочие материалы для групп (приложение 2)
вопросы на доску (приложение 3)
карта «Расы» (приложение 4)
рабочие листы ( приложение 5)
флипчарт для закрепления ( приложение 6).
Таблица «Крупнейшие страны мира по населению» (приложение 7)
Ход урока:
Организационный момент:
Ребята заранее разделены на группы. У группы на столе рабочие материалы, у каждого рабочие листы, которые они заполняют по ходу урока.
2. Проверка Д/З Защита проекта «Кодекс землянина» (слайд 2)
3. Объявление темы урока (слайд 3)
Мы все такие разные -
Такие непохожие.
Немного непонятные,
И капельку несхожие.
Но, всё-таки, прекрасные,
И, всё же, интересные.
Немножечко занятные,
И, где-то в душах, светлые.
Мы все такие разные -
Такие непохожие.
Жаль, что непостоянные,
И капельку несхожие...
- Как вы думаете, о чем это стихотворение?
- Что вы знаете о человеке?
Сегодня на уроке мы продолжим говорить о человеке, тема урока «Население Земли». (слайд 4)
4. Постановка цели урока: А чтобы вы хотели бы узнать о людях, населении Земли?
(Сколько людей на Земле живёт? Где живёт больше людей? где меньше и почему? Кто живёт? Почему люди разные?) вывесить на доску.
5. Объяснение нового материала
А) Численность населения Земли
Ребята, может быть вы и сами знаете сколько сейчас на Земле живёт людей?(варианты, отмечу наиболее точный). (слайд 5,6) Давайте обратимся к счётчику населения и посмотрим реальные цифры по миру, по нашей стране. (слайд 7,8)Скажите, ребята, всегда ли так было?
А вот как это выглядит на графике. (слайд 9).
Возьмите на столах таблицу «Крупнейшие страны мира по численности населения». Просмотрите её. Какие же страны лидируют? Какое место занимает наша страна?(слайд 10)
Б) Размещение населения.
Ребята, а давайте ответим на наш 2-й вопрос (где живут?) с помощью карты(откройте атласы, у меня карта на доске ( слайд 11)
Что на этой карте означает цвет? (плотность населения, т.е. сколько людей проживает на каждом кв. км площади).
Какие районы Земли заселены хорошо? Почему?
Какие территории заселены слабо? Чем это можно объяснить?
Есть ли незаселённые территории? Где, на каких материках они присутствуют?
Сделаем вывод: население по суше размещено неравномерно. Люди выбирают лучшие условия для жизни (равнины, близость к воде, благоприятный климат, плодородные почвы), а горные ,холодные, пустынные районы планеты заселены очень слабо.
В) Расы людей.
Вы часто слышите такое выражение «Все люди – братья и сёстры». Какой смысл несёт это крылатое изречение? (слайд 12).
- Древние люди пытались объяснить историю своего происхождения. Так сложились мифы. Заслушаем один из них (зачитывает один из учеников) (слайд 13).
«Североамериканские индейцы, увидев бледнолицых (так они называли европейцев) и завезенных ими в Новый Свет из Африки темнокожих рабов, объяснили причину их появления так. Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черны, как головёшки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились бледно-розового цвета. Так появились европейцы»
Перемещаясь по территории Земли, человек попадал в разные природные условия, где были своеобразные условия жизни, таким образом, человек приобрел разный внешний вид, сформировались различные расы. (слайд 14). Найдите в учебнике определение понятия «раса» с.137 (слайд 15).
Раса – группа людей, объединённых общим происхождением
и некоторыми внешними данными (слайд 16)
Расы человека начали формироваться, как полагают, около 30—40 тыс. лет тому назад в процессе заселения человеком земного шара.
- Рассмотрим классификацию, которая учитывает внешнее сходство людей одной расы, и их географическое распространение. Всех людей можно объединить в три большие расы:
Сейчас каждая группа получит пакет с заданиями (слайд 17). Поработает с предложенными материалами и составит характеристику своей расы по плану, а 4-я группа выполнит особое задание «Равенство рас».
Каждая группа выступает, в результате составляется таблица в рабочем листе. Рассказ групп сопровождается фотографиями и показом на карте.
Группа 1- европеоидная раса (слайд 18)
Группа 2- негроидная (экваториальная раса) (слайд19)
Группа 3- монголоидная раса (слайд 20)
Название расы | Территория проживания | Отличительные признаки (кожа, глаза, волосы, нос, губы, форма лица) |
Европеоидная | Европа, Северная Африка, Юго-Западная и Южная Азия, Северная и Южная Америка, Австралия | Светлая кожа и светлые глаза, узкий нос(север), Смуглая кожа, тёмные волосы и глаза(южные) |
Монголоидная | Азия, Северная и Южная Америка | Узкий разрез глаз, выступающие скулы, желтоватый цвет кожи, чёрные прямые волосы, невысокий рост |
Негроидная | Африка, Северная и Южная Америка | Темная кожа и тёмные глаза, курчавые волосы, широкий нос, полные губы, крупные черты лица. |
Группа 4 Рассказ о Н.Н. Миклухо-Маклае (слайд 21)
Все человеческие расы равны (слайд 22). Нужно с уважением относиться к людям, которые не такие как вы. По-другому, быть ТОЛЕРАНТНЫМИ! (слайд 23)
Вывод: современное человечество представляет собой единый биологический вид, расы которого объединены одинаковым уровнем физического и психического развития, поэтому люди разных рас равны (слайд 24).
6.Итог урока
ФЛИПЧАРТ(дополнить предложения, кто лишний, кто где живёт?)
7. Домашнее задание:§18(слайд 25)
Ребята, давайте наш урок закончим песней «Давайте устроим большой хоровод»
(слайд 26)
8. Рефлексия (слайд 27)