I.Организационный момент II.Формулирование темы урока - Ребята, рассмотрите иллюстрации на ваших столах, оформление классной доски, выставку книг и журналов и попробуйте высказать своё мнение, о чем пойдет речь на нашем уроке? - Итак: Тема нашего урока «Население Земли», а его творческое название «Земля – планета людей» - А что вы бы хотели узнать о населении, о народах? III. Постановка цели и задач урока - На все ваши вопросы мы не сможем получить ответ за один урок, а вот на эти постараемся ответить. Чем отличаются представители разных народов? Как называются признаки внешних различий? Что такое раса? Почему народы отличаются признаками внешности? Где проживают представители различных рас? А основополагающий вопрос нашего урока - Как природа влияет на внешность? IV.Изучение нового материала 1) Этап индукции ( создание эмоционального настроя с помощью мелодий) -Пестрый, яркий земной шар! Пылинка Вселенной. Население небольшая часть этой пылинки. Но каждый народ неповторим и талантлив, имеет свою культуру, обычаи и традиции. Главный, отличительный признак одного народа от другого это язык. Угадайте, на каком из языков исполняются песни на этой записи? Названия языков запишите в столбик. 2) этап социоконструкции( обсуждения в группе) - Обменяйтесь мнениями в группе и назовите языки, на которых исполнялись песни. 3) беседа с учащимися по имеющимся знаниям -Какие языки, кроме названных, вы знаете? 4) рассказ учителя Итак, наиболее распространенными языками мира являются 10. Если основных языков 10, то наречий и диалектов очень много. Например, в Индии более 200, а в Африке около 1000. Любой человек рожден мечтателем и путешественником. Читая книжки о путешествиях, каждому хочется стать участником открытий, однако в реальной жизни не каждому удается открыть для себя мир дальних стран. 5) Этап индукции в сочетании с социоконструкцией У Вас на столах лежат предметы: 1группа - банан, 2 группа- виноград, 3 группа - кокосовый орех и 4 группа - рис. Рассмотрите предметы, потрогайте. Из какой страны можно привезти этот предмет? 6) Работа со справочным материалом Не правда ли по одному предмету нельзя определить, что это за страна? Придется воспользоваться другой подсказкой. На карточках с красным квадратом в верхнем углу написаны слова, также относящиеся к вашей стране. Предположите, что они означают? 1 группа: Лимба, Маниок, Зулус. 2 группа: Икебана, Кимоно, Хаси. 3 группа: Лувр, Шансон, «Рено». 4 группа: Джут, Сари, Копра. Догадайтесь, в какие страны мы поедем? Итак, каждая группа поедет в свою страну: 1 группа: в Анголу (Африка) 2 группа: в Японию 3 группа: во Францию. 4 группа: в Индию. 7) Работа с картой и наглядным материалом 8) Работа с обучающим электронным тестом Ребята, представьте, что вы приехали в незнакомую страну. Вас должен кто-то встретить. А как узнать этого человека в незнакомом месте? Можно познакомиться с ним по фотографии. Используя тест с фотографией опишите внешность того народа, который проживает в вашей стране. 9) Письменная работа по оформления таблицы в тетради на закрепление полученных знаний Европеоидная | Монголоидная | Экваториальная | Смешанная | Француз | Японец | Анголец | Индус | | | | | 10) Беседа и рассказ учителя - Чем отличаются народы? Внешние признаки, которыми одна группа людей отличается от другой называется расовыми признаками. Группа людей с расовыми признаками сходными с французами получила название европеоидной расы, группа людей с расовыми признаками сходными с японцами получила название монголоидной расы, группа людей с расовыми признаками сходными с банту получила название экваториальной расы. Индусы представители смешанной расы, так как во время древних переселений представители разных рас многократно смешивались в результате браков. Что такое раса? Выделите в этом понятии главное слово. Какие общие существенные признаки характерны для этой группы людей. Раса – группа людей со сходными расовыми признаками Где же кроме ваших стран проживают представители разных рас? 11) самостоятельная работа с текстом учебника и картой атласа. Используя карту «Расы Земли» и текст учебника стр.187, найдите ответ на данный вопрос. Назовите районы проживания народов европеоидной расы и покажите их на слайде презентации. Назовите районы проживания народов монголоидной расы и покажите их на слайде презентации. Назовите районы проживания народов экваториальной расы и покажите их на слайде презентации. Назовите районы проживания народов смешанной расы и покажите их на слайде презентации. 12) закрепление материала по настенной карте 13) получение информации из фильма Просмотрите фильм и дополните звено в причинно- следственной связи, которая связывает природные условия и внешний признак представителей монголоидной расы? (Сильные ветры Узкий разрез глаз) 14) решение логической задачи на формирование причинно-следственных связей. 15) закрепление 16) выполнение творческого задания, используя ресурсы Интернет А теперь представьте, что вы рекламная туристическая компания, и вам нужно представить «Рекламный проспект» вашей страны, чтобы всем непременно захотелось посетить вашу страну. Предварительно, нужно найти дополнительный материал в среде Интернет о стране и оформить «Рекламный проспект» 1 и 2 группе в виде буклета, 3 и 4 группе в виде презентации. Защита работы на 2 минуты к концу 2 урока.( чтобы ученикам было легче ориентироваться в среде Интернет учитель выдаёт группам электронные адреса на которых можно найти полезную информацию по своей стране) 17) представление творческих работ учащихся 18) Этап разрыв (учащиеся осознают неполноту старого и нового знания) Ребята, а теперь давайте вернемся к вопросам, которые мы сформулировали в начале урока. Получили ли мы на них ответ? Может быть, у вас возникли новые вопросы? Запишите по 2 вопроса в тетради. А ответить на эти вопросы вам нужно дома, выполняя домашнее задание. 19) Домашнее задание 20) Оценка творческих работ по разработанным критериям совместно с учащимися во внеурочное время. | | Учащиеся выполняют задание учителя и высказывают предположения по тематике урока. Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. Учащиеся работают в тетради индивидуально и записывают названия языков в столбик. Учащиеся обмениваются своим мнением в группе, а затем объявляется результат работы каждой группы. Учащиеся отвечают на вопрос. Учащиеся берут на группу по одному предмету, обсуждают в группе задание и затем высказывают своё предположение. Ребята высказывают своё мнение, а затем при помощи справочного материала исправляют ошибки в предположении. Учащиеся называют страну. Каждая группа отвечает на вопросы электронного теста, затем комментирует ответ, а весь класс оформляет вместе с учителем систематизирующую таблицу в тетради. Учащиеся отвечают на вопрос. Учащиеся записывают в тетрадь определение Учащиеся по наводящим вопросам учителя формулируют определение «раса» и записывают его в тетрадь. Учащиеся читают текст учебника, изучают карту «Расы Земли». Представитель из каждой группы прикрепляет кружочки соответствующих цветов на настенной карте мест проживания народов своей расы. После проделанной работы коментируют всему классу свой ответ. Учащиеся смотрят фрагмент из видиофильма и дают ответ на поставленный вопрос. Учащиеся исправляют ошибки в цепочке причинно-следственной связи. Учащиеся отвечают на вопрос. Учащиеся работают в группах с поиском информации в Интернет, готовят творческие работы, а после выполнения представляют их на экране. Учащиеся отвечают на вопросы учителя Учащиеся записывают в дневник домашнее задание параграф учебника, ответ на 2 вопроса, оформление контурной карты «Расы земли» | Введение в урок, создание положительного эмоционального фона урока, нацеливание на работу. Учитель подводит итог по высказываниям учащихся и просит записать тему урока в тетрадь. Учитель записывает все вопросы на доске. Учитель показывает в презентации только те вопросы, которые связаны с целями и задачами урока. Учитель демонстрирует 3 слайд презентации и даёт детям прослушать фрагменты песен, исполняющихся на разных языках. Учитель демонстрирует слайд презентации с правильным ответом. Учитель дополняет ответ учеников и просит записать самые распространенные языки в тетрадь. Учитель показывает страны-путешествия на настенной карте и демонстрирует государственные флаги этих четырех стран. (слайд сопроводительной презентации) Учитель оказывает помощь учащимся, имеющим трудности в работе на компьютере. Учитель вводит определение расовых признаков Учитель помогает, исправляет, дополняет Учитель подводит итог сказанного с помощью сопроводительной презентации. Учитель демонстрирует правильный ответ с помощью презентации. Учитель подводит итог. Учитель благодарит учащихся за проделанную работу. |