kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

География сельского хозяйства

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока учитель решает следующие задачи: 

1.Показать диалектику развития сельского хозяйства - второй ведущей отрасли материального производства.

2. Выявить особенности структуры и географии сельского хозяйства.

Оборудование: цветные карты учебника «Производство пшеницы, риса, сахарного тростника, хлопка-волокна», карты атласа, мировые карты: физическая и природных зон.

Тип урока: стандартный урок. Работа по предложенному плану, с кар­тами атласа, учебником, участие в дискуссии.

Понятия: "зеленая революция", товарное и потребительское сельское хозяйство. 

К конспекту прилагается презентация

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«География сельского хозяйства и рыболовства 10 класс»

Тема: ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЫБОЛОВСТВА

Учебно-воспитательный задачи:

  1. Показать диалектику развития сельского хозяйства - второй ведущей отрасли материального производства.

  2. Выявить особенности структуры и географии сельского хозяйства.

Оборудование: цветные карты учебника «Производство пшеницы, риса, сахарного тростника, хлопка-волокна», карты атласа, мировые карты: физическая и природных зон.

Тип урока: стандартный урок. Работа по предложенному плану, с кар­тами атласа, учебником, участие в дискуссии.

Структура урока:

План изучения нового материала

  1. Сельское хозяйство — вторая ведущая отрасль материального произ­водства.

  2. Понятие о «зеленой революции».

  3. Растениеводство. Зерновые культуры - основа мирового сельского хозяйства.

  4. Растениеводство. Другие продовольственные культуры.

  5. Растениеводство. Непродовольственные культуры.

  6. Животноводство: три ведущие отрасли.

  7. Рыболовство.

Ход урока

  1. Проверка ранее изученного материала.

Устный опрос.

  1. Какие различия между странами наблюдаются в уровне развития и размещения черной и цветной металлургии? Чем они объясняются? Какие сдвиги и почему происходят в металлургии в 1990-е годы и до настоящего времени?

  2. Как изменяется доля развитых капиталистических стран и развивающихся в производстве машин? Как изменяется структура машиностроения в данных странах?

3) В чем проявляется влияние НТР на развитие машиностроения мира' Какие отрасли утрачивают свое значение и почему?

II. Изучение нового материала.

1. Сельское хозяйство - вторая ведущая отрасль материальное производства.

Сельское хозяйство — древнейшая отрасль материального производства, Смежные отрасли сельского хозяйства: 1) лесное хозяйство; 2) охота

3) рыболовство. В них занято около 1,1 млрд чел. в мире.

Сельское хозяйство разнообразно - в мире выделяют 50 различных его типов, но все их можно объединить в две большие группы:

1) Товарное сельское хозяйство, которое включает:

а) интенсивное земледелие;

б) интенсивное животноводство.

2) Традиционное потребительское сельское хозяйство, которое
включает:

а) плужное и мотыжное земледелие;

б) пастбищное, кочевое, полукочевое животноводство;

в) собирательство, охоту, рыболовство.

В экономически развитых странах (постиндустриальных) сельское хозяйство высокотоварное.

Задание: изучите схему «Изменения в сельскохозяйственном производстве под влиянием НТР». Перенесите схему в тетрадь. Устно обсудить данные направления развития АПК мира.

Изменения в сельскохозяйственном производстве под влиянием НТР

Интенсификация сельского хозяйства


НТР


Усиление разрыва в приоритетах развития АПК:

  1. Для «сытых» регионов – борьба за качество продукции («чистоту»)

  2. Для «голодных» регионов – за кол-во


Углубление специализации




Задание: работа с учебником и дополнительным материалом.

В эпоху НТР интенсификация сельского хозяйства достигается благодаря (чему?):

  1. механизации и химизации (доп. материал: высокий уровень механизации и химизации сельского хозяйства имеют страны Западной Евро­пы и Япония; в начале 1990-х гг. в Японии на 1000 га приходилось 450 тракторов, в ФРГ - 200, в Италии - 150; минеральных удобрений вносилось на 1 га: в Нидерландах - 780 кг, в Бельгии - 570 кг, в ФРГ - 420 кг, в Япо­нии - 380 кг. В Новой Зеландии удобряются луга и пастбища, на 1 га - 1000 кг удобр-ий);

  2. внедрению микроэлектроники, автоматизации (бройлерное произ­водство цыплят);

  3. новейшим достижениям селекции:

а) генетике;

б) биотехнологии.

В постиндустриальных странах агропромышленный комплекс приобретает форму агробизнеса.

. Агробизнес включает производство сельскохозяйственной продукции и ее переработку, хранение, перевозку и сбыт, а также выпуск техники, удоб­рений и др.

Вывод. Агробизнес придает сельскому хозяйству индустриальный характер.

В развивающихся странах преобладает:

1) традиционное потребительское (или малотоварное) сельское хозяйст­во;

2) товарное сельское хозяйство.

Назовите основные черты традиционного и товарного сельского хозяйства.

Традиционное потребительское

сельское хозяйство

Товарное сельское хозяйство развивающихся стран -

представлено сотнями миллионов мелких и мельчайших хозяйств, которые выращивают потребительские культуры, дающие самые «дешевые» калории.

это хорошо организованные плантации и фермы, которые занимают лучшие земли и используют дешевую наемную рабочую силу, машины, удобрения, искусственное орошение.

• В этом секторе сохраняется подсечно-огневое земледелие (после вырубки и поджога леса участок используют 1-3 года, а затем на20-30 лет участок забрасывается), Подсечно-огневое хозяйство связано с охотой и собирательством.

• Производство этих стран ориентировано в основном на внешний рынок, и представляют они собой «государство в государстве».


• По уровню интенсификации сельского хозяйства Юг отстает очень сильно (мотыжная обработка).

• Типичные культуры плантационных хозяйств - чай, каучук, бананы, кофе, какао, тростник, масличные пальмы.

• Крупнейшие производители продукции:
Китай - более 11 % мировой продукции;
США-около 10%; Индия - 7%; Бразилия - 6%.

• По производству аграрной продукции на душу населения лидировали:
Греция, Швейцария, Дания, Финляндия, Норвегия.

2. Понятие о «зеленой революции».

Это понятие получило широкое распространение в 1960-х гг. Первона­чально «зеленая революция» охватила экономически развитые страны.

• Понятие: «Зеленая революция» - это преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники. Она представляет собой одну из форм проявления НТР.

«Зеленая революция» включает три основных компонента:

1)Выведение новых скороспелых сортов зерновых культур.

2) Расширение ирригации (при условии улучш. искусственного орошения).

3) Широкое применение современной техники, удобр. и других хи­микатов.

Прогрессивные последствия «зеленой революции»:

  1. В результате некоторые из развивающихся стран стали удовлетворять
    свои потребности в зерне путем собственного производства.

  2. Урожайность зерновых возросла в 2-3 раза.

  3. Увеличился спрос на машины и удобрения.

Вопросы: Почему же тем не менее «зеленая революция» далеко не полностью оправдала возлагавшиеся на нее надежды? В чем ее проблемы?

Ответ: Во-первых, она носит очаговый характер и получила наи­большее распространение в Мексике, ряде стран Южной и Юго-Восточной Азии, мало затронув другие регионы.

  • Мексика - родоначальница «зеленой революции», так как здесь в на­чале 1960-х гг. были выведены новые высокоурожайные сорта короткостебельной пшеницы, имеющей непривычный красноватый цвет. Затем они получили распространение в Индии, Пакистане и некоторых других стра­нах Азии.

  • На Филиппинах удалось вывести сорта «чудо-риса», также обеспечи­вающие большой рост урожайности.

Во-вторых, она коснулась крупных хозяйств, принадлежащих ино­странным компаниям, почти ничего не изменив в традиционном потреби­тельском секторе.

Вывод. «Зеленая революция» еще раз продемонстрировала, что от­ставание сельского хозяйства развивающихся стран обусловлено не столь­ко природными, сколько социально-экономическими причинами.

3. Растениеводство. Зерновые культуры - основа мирового сельско­го хозяйства, поэтому следует отметить следующие особенности.

Зерновые культуры занимают в мире 1/2 всей обрабатываемой площа­ди.

Мировое производство зерновых возрастает и уже достигло 2 млрд т в год.

Задание: работа с круговой диаграммой «Струк­тура валового сбора зерновых культур» (презентация).

Зерновое хозяйство мира держится: а) на пшенице; б) рисе; в) кукурузе, которые дают 4/5 валового сбора.

Пшеница - главный хлеб для половины человечества.

Академик Н. И. Вавилов (1887-1943) установил очаги происхождения пшеницы в Передней Азии и Средиземноморье.

Главный пшеничный пояс протягивается в Северном полушарии, меньший по размерам - в Южном полушарии.

  • В апреле - июле пшеницу убирают в южных районах США, в Среди­земноморье, Китае, Индии;

  • в июле - августе - в остальных районах США, на большей части Ев­ропы;

  • в сентябре - в Канаде, Северной Европе;

  • в декабре - марте - в Аргентине, Австралии, Новой Зеландии.

Практикум.

Используя карты атласа, определите главные страны-экспортеры зерна.

Главные страны-экспортеры пше­ницы США, Канада, Австралия и Франция. Канада и Австралия экспортируют 80% ежегодного сбора

Рис - основной продукт питания, заменяющий хлеб, также почти для половины человечества. Рис - одна из древнейших культур, которая возде-лывалась в Китае еще задолго до нашей эры. Рисосеянием занимаются поч­ти в ста странах, 9/10 его мирового сбора приходится на «рисовые» страны Азии. В мире 2/3 всех орошаемых площадей - под рисом.

Главные страны-экспортеры риса - Таиланд, США, Индия, Пакистан, Италия.

Кукуруза «родилась» в Мексике, откуда после открытия Нового Света была завезена в другие районы мира. Посевы этой культуры совпадают с посевами пшеницы. Основными ее производителями остаются США (кукурузный пояс США находится к югу от Великих озер; особенно славится производством кукурузы штат Айова), а также Китай и Бразилия.

На мировой рынок поступает 10-15% производимого в мире зерна, в основном пшеницы и кукурузы.

Главные страны-экспортеры кукурузы — США, Франция и Аргентина.

Кормовое зерно поступает в основном в страны Западной Европы и Японию, продовольственное — в развивающиеся страны, которым своего зерна не хватает.

  1. Растениеводство. Другие продовольственные культуры.

Заслушиваются сообщения о масличных, сахароносных, тонизирующих культурах

Итоговое задание (работа в тетради): составьте таблицу «Главные страны-экс­портеры сельскохозяйственной продукции» по следующей форме:

Экспортные товары

Главные страны-экспортеры



  1. Растениеводство. Непродовольственные культуры.

Задание: работа с учебником- «Главные районы волокнистых культур».

Из волокнистых культур известен хлопчатник: мировое производство хлопка-волокна составляет 20 млн т; первое место по посевам хлопчатника и сбору хлопка занимают страны Азии, второе место — страны Америки, третье место - страны Африки.

Другие волокнистые культуры:

а) лен - 3/4 мирового производства льна приходится на Россию и Бела­русь;

б) сизаль - ареалы распространения культуры ограничены;

в) джут - Бангладеш; 85% дают страны Юго-Восточной Азии, особен­но Таиланд, Индонезия, Малайзия.

6. Животноводство: три ведущие отрасли.

• Животноводство учащиеся изучают самостоятельно, пользуясь ин­струкцией, которую учитель выдает ученикам в виде визитных карточек:

  1. Вспомните основные отрасли животноводства.

  2. По цветной карте «Животноводство мира» в атласе выявите районы разведения крупного рогатого скота и установите страны, входящие в первую десятку по численности его поголовья.

3) По карте атласа «Животноводство мира» выявите районы овцеводства и свиноводства, установите страны и регионы, выделяющиеся высокой долей в поголовье овец и свиней.


4)Работа в тетради. Используя текст учебника и карту ми­рового сельского хозяйства в атласе, составьте в тетради систематизирую­щую таблицу «Распространение главных отраслей животноводства» по следующей форме:

Отрасли животноводства

Главные страны распространения

Скотоводство Свиноводство Овцеводство


Вопрос: Как бы вы объяснили причины такого распространения от­дельных отраслей животноводства?

5) Сформулируйте общий вывод о закономерностях в развитии и раз­мещении животноводства мира. (Ответ. Животноводство получило распространение практически во всех странах мира. В развитых капиталистических странах - интенсивное высокотоварное молочно-мясное животноводство, свиноводство и птицеводство. В развивающихся странах - экстенсивные формы животноводства (здесь характерна низкая продуктивность скота). Так, животноводство, ведущееся экстенсивными методами, во мно­гом остается еще «визитной карточкой» Монголии. Наиболее крупные экс­портеры продукции животноводства - Австралия, Аргентина, Дания, Ни­дерланды, Новая Зеландия.)

7. Рыболовство - один из древнейших промыслов человечества.

Заслушивается сообщение заранее подготовленного учащегося.

В тетрадях ученики делают пометки:

  • об объемах добычи,

  • районах размещения рыболовного промысла,

  • странах-лидерах производства,

  • искусственном рыборазведении.

III. Итоги урока.

Задание на дом:

Подготовить к следующему уроку выступления на т е м ы :

  1. Экологически чистая продукция.

  2. Генно-модифицированная продукция.

  3. Крупнейшие авиакомпании мира.

  4. Транспорт и окружающая среда.

Просмотр содержимого презентации
«Сельское хозяйство»

Вопросы: Сельское хозяйство — вторая ведущая отрасль материального производства. Понятие о «зеленой революции». Растениеводство. Зерновые культуры- основа мирового сельского хозяйства

Вопросы:

  • Сельское хозяйство — вторая ведущая отрасль материального производства.
  • Понятие о «зеленой революции».
  • Растениеводство. Зерновые культуры-

основа мирового сельского хозяйства

  • Животноводство: три ведущие отрасли.
  • Рыболовство.
Товарное сельское хозяйство включает: а)  интенсивное земледелие; б)  интенсивное животноводство.  Традиционное потребитель-ское с/х включает: а)  плужное и мотыжное земледелие; б)  пастбищное, кочевое, полукочевое животноводство; в)  собирательство, охоту, рыболовство.

Товарное сельское хозяйство включает:

а) интенсивное земледелие;

б) интенсивное животноводство.

Традиционное потребитель-ское с/х включает:

а) плужное и мотыжное земледелие;

б) пастбищное, кочевое, полукочевое животноводство;

в) собирательство, охоту, рыболовство.

Изменения в с/х производ-стве под влиянием НТР НТР Углубление специализации Интенсификация с/хозяйства  Усиление разрыва в приоритетах развития АПК

Изменения в с/х производ-стве под влиянием НТР

НТР

Углубление

специализации

Интенсификация

с/хозяйства

Усиление разрыва

в приоритетах

развития АПК

« Зеленая революция »  (зародилась в Мексике)

« Зеленая революция » (зародилась в Мексике)

Зерновые культуры дают 4/5 валового сбора

Зерновые культуры

дают 4/5 валового сбора

Экспортеры зерна Пшеница США, Канада, Австралия, Франция, Аргентина, Россия Рис Таиланд, США, Индия, Пакистан, Италия Кукуруза США, Франция, Аргентина

Экспортеры зерна

Пшеница

США, Канада, Австралия, Франция, Аргентина, Россия

Рис

Таиланд, США, Индия, Пакистан, Италия

Кукуруза

США, Франция, Аргентина

Масличные культуры

Масличные культуры

  • Соя
  • Арахис
  • Оливы
  • Подсолнечник
Сахарные культуры сахарный тростник (Родина – Бангладеш Экспорт -Бразилия, Куба, Австралия,     Мавритания сахарная свекла Производители - Россия, Украина,   страны Зарубежной Европы и  Северной Америки

Сахарные культуры

сахарный тростник

(Родина – Бангладеш

Экспорт -Бразилия, Куба, Австралия, Мавритания

сахарная свекла

Производители - Россия, Украина, страны Зарубежной Европы и Северной Америки

Клубнеплодная культура

Клубнеплодная культура

Тонизирующие культуры а)родина чая - Китай  4/5 мирового сбора - Индия, Китай и Шри-Ланка; б)родина кофе – Африка  2/3 его сбора - Бразилия и Колумбия в)  родина какао - Америка,  Кот-д'Ивуар, Либерия, Гана, Того г)Табак США, Китай, Индия, Бразилия, Куба

Тонизирующие культуры

а)родина чая - Китай

4/5 мирового сбора - Индия, Китай и Шри-Ланка;

б)родина кофе – Африка

2/3 его сбора - Бразилия и Колумбия

в) родина какао - Америка,

Кот-д'Ивуар, Либерия, Гана, Того

г)Табак США, Китай, Индия, Бразилия, Куба

Виноград – Италия, США Бананы – Бразилия, Коста-Рика,     Колумбия, Эквадор Лимоны – США Мандарины – Япония Апельсины – Бразилия и США
  • Виноград – Италия, США
  • Бананы – Бразилия, Коста-Рика, Колумбия, Эквадор
  • Лимоны – США
  • Мандарины – Япония
  • Апельсины – Бразилия и США
    Молочного направления Мясного направления Животноводство Скотоводство 1,3млрд Свиноводство 1,1 млрд Овцеводство ок. 1млрд Китай Япония Юж.Корея Украина ФРГ Франция Италия Польша США Австралия Н.Зеландия ЮАР Аргентина Индия Великобритания Испания Турция Китай Аргентина Бразилия Мексика юг США Н.Зеландия Сев.Европа (Дания, Швеция) Россия

    Молочного

    направления

    Мясного

    направления

    Животноводство

    Скотоводство

    1,3млрд

    Свиноводство

    1,1 млрд

    Овцеводство

    ок. 1млрд

    Китай

    Япония

    Юж.Корея

    Украина

    ФРГ

    Франция

    Италия

    Польша

    США

    Австралия

    Н.Зеландия

    ЮАР

    Аргентина

    Индия

    Великобритания

    Испания

    Турция

    Китай

    Аргентина

    Бразилия

    Мексика

    юг США

    Н.Зеландия

    Сев.Европа

    (Дания,

    Швеция)

    Россия

    Говядина и телятина - Германия, Аргентина,     Франция, США, Нидерланды,     Венгрия, Дания, Новая Зеландия Свинина -  Китай, Нидерланды, Бельгия,     Дания, США, Канада, Венгрия Баранина и ягнятина - Новая Зеландия,        Австралия, Великобритания Мясо птицы - США (4 млрд бройлеров), Франция,     Нидерланды, Бразилия Шерсть - Австралия, Новая Зеландия, Аргентина,   Уругвай, ЮАР
    • Говядина и телятина - Германия, Аргентина, Франция, США, Нидерланды, Венгрия, Дания, Новая Зеландия
    • Свинина - Китай, Нидерланды, Бельгия, Дания, США, Канада, Венгрия
    • Баранина и ягнятина - Новая Зеландия, Австралия, Великобритания
    • Мясо птицы - США (4 млрд бройлеров), Франция, Нидерланды, Бразилия
    • Шерсть - Австралия, Новая Зеландия, Аргентина, Уругвай, ЮАР
    (на жителя в год) Исландия - 6500 кг Норвегия – 650 кг Фарерские о-ва – 5560 кг Кирибати – 390 кг Гренландия – 2065 кг Перу – 370 кг Фолклендские о-ва – 780кг Дания – 365 кг

    (на жителя в год)

    Исландия - 6500 кг

    Норвегия – 650 кг

    Фарерские о-ва –

    5560 кг

    Кирибати – 390 кг

    Гренландия – 2065 кг

    Перу – 370 кг

    Фолклендские о-ва – 780кг

    Дания – 365 кг

    Рыболовство

    Рыболовство

      (улов в млн.т)

      (улов в млн.т)


      Получите в подарок сайт учителя

      Предмет: География

      Категория: Уроки

      Целевая аудитория: 10 класс

      Скачать
      География сельского хозяйства

      Автор: Казанчиди Елена Николаевна

      Дата: 23.11.2015

      Номер свидетельства: 257156

      Похожие файлы

      object(ArrayObject)#853 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(87) "«География сельского хозяйства и рыболовства» "
          ["seo_title"] => string(50) "gieoghrafiia-siel-skogho-khoziaistva-i-rybolovstva"
          ["file_id"] => string(6) "111532"
          ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
          ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
          ["date"] => string(10) "1407593894"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#875 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(45) "Сельское хозяйство мира "
          ["seo_title"] => string(27) "siel-skoie-khoziaistvo-mira"
          ["file_id"] => string(6) "129632"
          ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
          ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
          ["date"] => string(10) "1415729326"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#853 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(116) "Кружок по географии  «Общая характеристика мира»   10класс(34час) "
          ["seo_title"] => string(70) "kruzhok-po-ghieoghrafii-obshchaia-kharaktieristika-mira-10klass-34chas"
          ["file_id"] => string(6) "132044"
          ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
          ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
          ["date"] => string(10) "1416263614"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#875 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(114) "Сельское хозяйство-вторая ведущая отрасль мирового хозяйства"
          ["seo_title"] => string(65) "sielskoiekhoziaistvovtoraiaviedushchaiaotraslmirovoghokhoziaistva"
          ["file_id"] => string(6) "267773"
          ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
          ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
          ["date"] => string(10) "1450455414"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#853 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(96) "Сельское хозяйство Ростовской области. Презентация."
          ["seo_title"] => string(57) "siel-skoie-khoziaistvo-rostovskoi-oblasti-priezientatsiia"
          ["file_id"] => string(6) "315096"
          ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
          ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
          ["date"] => string(10) "1459836395"
        }
      }
      


      Получите в подарок сайт учителя

      Видеоуроки для учителей

      Курсы для учителей

      ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

      Добавить свою работу

      * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

      Удобный поиск материалов для учителей

      Проверка свидетельства