Тема: ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЫБОЛОВСТВА
Учебно-воспитательный задачи:
Показать диалектику развития сельского хозяйства - второй ведущей отрасли материального производства.
Выявить особенности структуры и географии сельского хозяйства.
Оборудование: цветные карты учебника «Производство пшеницы, риса, сахарного тростника, хлопка-волокна», карты атласа, мировые карты: физическая и природных зон.
Тип урока: стандартный урок. Работа по предложенному плану, с картами атласа, учебником, участие в дискуссии.
Структура урока:
План изучения нового материала
Сельское хозяйство — вторая ведущая отрасль материального производства.
Понятие о «зеленой революции».
Растениеводство. Зерновые культуры - основа мирового сельского хозяйства.
Растениеводство. Другие продовольственные культуры.
Растениеводство. Непродовольственные культуры.
Животноводство: три ведущие отрасли.
Рыболовство.
Ход урока
Проверка ранее изученного материала.
Устный опрос.
Какие различия между странами наблюдаются в уровне развития и размещения черной и цветной металлургии? Чем они объясняются? Какие сдвиги и почему происходят в металлургии в 1990-е годы и до настоящего времени?
Как изменяется доля развитых капиталистических стран и развивающихся в производстве машин? Как изменяется структура машиностроения в данных странах?
3) В чем проявляется влияние НТР на развитие машиностроения мира' Какие отрасли утрачивают свое значение и почему?
II. Изучение нового материала.
1. Сельское хозяйство - вторая ведущая отрасль материальное производства.
Сельское хозяйство — древнейшая отрасль материального производства, Смежные отрасли сельского хозяйства: 1) лесное хозяйство; 2) охота
3) рыболовство. В них занято около 1,1 млрд чел. в мире.
Сельское хозяйство разнообразно - в мире выделяют 50 различных его типов, но все их можно объединить в две большие группы:
1) Товарное сельское хозяйство, которое включает:
а) интенсивное земледелие;
б) интенсивное животноводство.
2) Традиционное потребительское сельское хозяйство, которое
включает:
а) плужное и мотыжное земледелие;
б) пастбищное, кочевое, полукочевое животноводство;
в) собирательство, охоту, рыболовство.
• В экономически развитых странах (постиндустриальных) сельское хозяйство высокотоварное.
Задание: изучите схему «Изменения в сельскохозяйственном производстве под влиянием НТР». Перенесите схему в тетрадь. Устно обсудить данные направления развития АПК мира.
Изменения в сельскохозяйственном производстве под влиянием НТР
Интенсификация сельского хозяйства
НТР
Усиление разрыва в приоритетах развития АПК:
Для «сытых» регионов – борьба за качество продукции («чистоту»)
Для «голодных» регионов – за кол-во
Углубление специализации
Задание: работа с учебником и дополнительным материалом.
В эпоху НТР интенсификация сельского хозяйства достигается благодаря (чему?):
механизации и химизации (доп. материал: высокий уровень механизации и химизации сельского хозяйства имеют страны Западной Европы и Япония; в начале 1990-х гг. в Японии на 1000 га приходилось 450 тракторов, в ФРГ - 200, в Италии - 150; минеральных удобрений вносилось на 1 га: в Нидерландах - 780 кг, в Бельгии - 570 кг, в ФРГ - 420 кг, в Японии - 380 кг. В Новой Зеландии удобряются луга и пастбища, на 1 га - 1000 кг удобр-ий);
внедрению микроэлектроники, автоматизации (бройлерное производство цыплят);
новейшим достижениям селекции:
а) генетике;
б) биотехнологии.
• В постиндустриальных странах агропромышленный комплекс приобретает форму агробизнеса.
. Агробизнес включает производство сельскохозяйственной продукции и ее переработку, хранение, перевозку и сбыт, а также выпуск техники, удобрений и др.
Вывод. Агробизнес придает сельскому хозяйству индустриальный характер.
В развивающихся странах преобладает:
1) традиционное потребительское (или малотоварное) сельское хозяйство;
2) товарное сельское хозяйство.
Назовите основные черты традиционного и товарного сельского хозяйства.
Традиционное потребительское сельское хозяйство | Товарное сельское хозяйство развивающихся стран - |
представлено сотнями миллионов мелких и мельчайших хозяйств, которые выращивают потребительские культуры, дающие самые «дешевые» калории. | это хорошо организованные плантации и фермы, которые занимают лучшие земли и используют дешевую наемную рабочую силу, машины, удобрения, искусственное орошение. |
• В этом секторе сохраняется подсечно-огневое земледелие (после вырубки и поджога леса участок используют 1-3 года, а затем на20-30 лет участок забрасывается), Подсечно-огневое хозяйство связано с охотой и собирательством. | • Производство этих стран ориентировано в основном на внешний рынок, и представляют они собой «государство в государстве». |
• По уровню интенсификации сельского хозяйства Юг отстает очень сильно (мотыжная обработка). | • Типичные культуры плантационных хозяйств - чай, каучук, бананы, кофе, какао, тростник, масличные пальмы. |
• Крупнейшие производители продукции:
Китай - более 11 % мировой продукции;
США-около 10%; Индия - 7%; Бразилия - 6%.
• По производству аграрной продукции на душу населения лидировали:
Греция, Швейцария, Дания, Финляндия, Норвегия.
2. Понятие о «зеленой революции».
Это понятие получило широкое распространение в 1960-х гг. Первоначально «зеленая революция» охватила экономически развитые страны.
• Понятие: «Зеленая революция» - это преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники. Она представляет собой одну из форм проявления НТР.
«Зеленая революция» включает три основных компонента:
1)Выведение новых скороспелых сортов зерновых культур.
2) Расширение ирригации (при условии улучш. искусственного орошения).
3) Широкое применение современной техники, удобр. и других химикатов.
Прогрессивные последствия «зеленой революции»:
В результате некоторые из развивающихся стран стали удовлетворять
свои потребности в зерне путем собственного производства.
Урожайность зерновых возросла в 2-3 раза.
Увеличился спрос на машины и удобрения.
Вопросы: Почему же тем не менее «зеленая революция» далеко не полностью оправдала возлагавшиеся на нее надежды? В чем ее проблемы?
Ответ: Во-первых, она носит очаговый характер и получила наибольшее распространение в Мексике, ряде стран Южной и Юго-Восточной Азии, мало затронув другие регионы.
Мексика - родоначальница «зеленой революции», так как здесь в начале 1960-х гг. были выведены новые высокоурожайные сорта короткостебельной пшеницы, имеющей непривычный красноватый цвет. Затем они получили распространение в Индии, Пакистане и некоторых других странах Азии.
На Филиппинах удалось вывести сорта «чудо-риса», также обеспечивающие большой рост урожайности.
Во-вторых, она коснулась крупных хозяйств, принадлежащих иностранным компаниям, почти ничего не изменив в традиционном потребительском секторе.
Вывод. «Зеленая революция» еще раз продемонстрировала, что отставание сельского хозяйства развивающихся стран обусловлено не столько природными, сколько социально-экономическими причинами.
3. Растениеводство. Зерновые культуры - основа мирового сельского хозяйства, поэтому следует отметить следующие особенности.
Зерновые культуры занимают в мире 1/2 всей обрабатываемой площади.
Мировое производство зерновых возрастает и уже достигло 2 млрд т в год.
Задание: работа с круговой диаграммой «Структура валового сбора зерновых культур» (презентация).
Зерновое хозяйство мира держится: а) на пшенице; б) рисе; в) кукурузе, которые дают 4/5 валового сбора.
Пшеница - главный хлеб для половины человечества.
Академик Н. И. Вавилов (1887-1943) установил очаги происхождения пшеницы в Передней Азии и Средиземноморье.
Главный пшеничный пояс протягивается в Северном полушарии, меньший по размерам - в Южном полушарии.
В апреле - июле пшеницу убирают в южных районах США, в Средиземноморье, Китае, Индии;
в июле - августе - в остальных районах США, на большей части Европы;
в сентябре - в Канаде, Северной Европе;
в декабре - марте - в Аргентине, Австралии, Новой Зеландии.
Практикум.
Используя карты атласа, определите главные страны-экспортеры зерна.
Главные страны-экспортеры пшеницы США, Канада, Австралия и Франция. Канада и Австралия экспортируют 80% ежегодного сбора
Рис - основной продукт питания, заменяющий хлеб, также почти для половины человечества. Рис - одна из древнейших культур, которая возде-лывалась в Китае еще задолго до нашей эры. Рисосеянием занимаются почти в ста странах, 9/10 его мирового сбора приходится на «рисовые» страны Азии. В мире 2/3 всех орошаемых площадей - под рисом.
Главные страны-экспортеры риса - Таиланд, США, Индия, Пакистан, Италия.
Кукуруза «родилась» в Мексике, откуда после открытия Нового Света была завезена в другие районы мира. Посевы этой культуры совпадают с посевами пшеницы. Основными ее производителями остаются США (кукурузный пояс США находится к югу от Великих озер; особенно славится производством кукурузы штат Айова), а также Китай и Бразилия.
На мировой рынок поступает 10-15% производимого в мире зерна, в основном пшеницы и кукурузы.
Главные страны-экспортеры кукурузы — США, Франция и Аргентина.
Кормовое зерно поступает в основном в страны Западной Европы и Японию, продовольственное — в развивающиеся страны, которым своего зерна не хватает.
Растениеводство. Другие продовольственные культуры.
Заслушиваются сообщения о масличных, сахароносных, тонизирующих культурах
Итоговое задание (работа в тетради): составьте таблицу «Главные страны-экспортеры сельскохозяйственной продукции» по следующей форме:
Экспортные товары | Главные страны-экспортеры |
| |
Растениеводство. Непродовольственные культуры.
Задание: работа с учебником- «Главные районы волокнистых культур».
Из волокнистых культур известен хлопчатник: мировое производство хлопка-волокна составляет 20 млн т; первое место по посевам хлопчатника и сбору хлопка занимают страны Азии, второе место — страны Америки, третье место - страны Африки.
Другие волокнистые культуры:
а) лен - 3/4 мирового производства льна приходится на Россию и Беларусь;
б) сизаль - ареалы распространения культуры ограничены;
в) джут - Бангладеш; 85% дают страны Юго-Восточной Азии, особенно Таиланд, Индонезия, Малайзия.
6. Животноводство: три ведущие отрасли.
• Животноводство учащиеся изучают самостоятельно, пользуясь инструкцией, которую учитель выдает ученикам в виде визитных карточек:
Вспомните основные отрасли животноводства.
По цветной карте «Животноводство мира» в атласе выявите районы разведения крупного рогатого скота и установите страны, входящие в первую десятку по численности его поголовья.
3) По карте атласа «Животноводство мира» выявите районы овцеводства и свиноводства, установите страны и регионы, выделяющиеся высокой долей в поголовье овец и свиней.
4)Работа в тетради. Используя текст учебника и карту мирового сельского хозяйства в атласе, составьте в тетради систематизирующую таблицу «Распространение главных отраслей животноводства» по следующей форме:
Отрасли животноводства | Главные страны распространения |
Скотоводство Свиноводство Овцеводство | |
Вопрос: Как бы вы объяснили причины такого распространения отдельных отраслей животноводства?
5) Сформулируйте общий вывод о закономерностях в развитии и размещении животноводства мира. (Ответ. Животноводство получило распространение практически во всех странах мира. В развитых капиталистических странах - интенсивное высокотоварное молочно-мясное животноводство, свиноводство и птицеводство. В развивающихся странах - экстенсивные формы животноводства (здесь характерна низкая продуктивность скота). Так, животноводство, ведущееся экстенсивными методами, во многом остается еще «визитной карточкой» Монголии. Наиболее крупные экспортеры продукции животноводства - Австралия, Аргентина, Дания, Нидерланды, Новая Зеландия.)
7. Рыболовство - один из древнейших промыслов человечества.
Заслушивается сообщение заранее подготовленного учащегося.
В тетрадях ученики делают пометки:
об объемах добычи,
районах размещения рыболовного промысла,
странах-лидерах производства,
искусственном рыборазведении.
III. Итоги урока.
Задание на дом:
Подготовить к следующему уроку выступления на т е м ы :
Экологически чистая продукция.
Генно-модифицированная продукция.
Крупнейшие авиакомпании мира.
Транспорт и окружающая среда.