Урок "География сельского хозяйства и рыболовства" для 10 класса (учебник Максаковский В.П. "география. 10 класс", издательство "Прсвещение"). Цельурока: показать диалектику развития сельского хозяйства - второй ведущей отрасли материального производства, а также выявить особенности структуры и географии сельского хозяйства. Урок отвечает требований стандартов 2004 года. Главная особенность - его практическая направленность, что особенно важно для обучающихся вечерней школы, имеющих большие пробелы в знаниях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««География сельского хозяйства и рыболовства» »
Управление образования
администрации Угличского муниципального района
Муниципальный конкурс
профессионального мастерства педагогов
«Мой лучший урок»
2010 г.
Номинация: естественно – научное направление
Предмет: география
Класс: 10
Тема: «География сельского хозяйства и рыболовства»
Учитель: Родионова Ольга Васильевна
МОУ Вечерняя (сменная)
общеобразовательная школа
Углич
2010
Тема: ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И
РЫБОЛОВСТВА
10 класс
Учебно-воспитательные задачи:
Показать диалектику развития сельского хозяйства - второй ведущей отрасли материального производства.
Выявить особенности структуры и географии сельского хозяйства.
Оборудование: цветные карты учебника «Производство пшеницы, риса, сахарного тростника, хлопка-волокна», карты атласа, мировая карта «Сельское хозяйства»; карточки – задания, рабочая тетрадь, статистический материал, кроссворд, контурная карта, компьютер, проектор.
Тип урока: стандартный. Работа по предложенному плану, с картами атласа, учебником, участие в дискуссии.
Структура урока:
План
Сельское хозяйство - ведущая отрасль материального производства.
Понятие о «зеленой революции».
Растениеводство: зерновые культуры, продовольственные культуры, непродовольственные культуры.
Животноводство: три ведущие отрасли.
Рыболовство.
На доске новые понятия: агробизнес, «зеленая революция», аквакультура
Ход урока
I.Изучение нового материала.
1. Сельское хозяйство - вторая ведущая отрасль материального производства.
Сельское хозяйство - древнейшая отрасль материального производства.
Смежные отрасли сельского хозяйства: 1) лесное хозяйство; 2) охота; 3) рыболовство. В них занято около 1,1 млрд. чел. в мире.
Задание: определить по рисунку долю занятых в сельском хозяйстве по предложенным странам.
В мире выделяют 50 различных типов сельского хозяйства, которые можно объединить в две большие группы:
А) товарное с/х, которое включает:
- интенсивное земледелие
- интенсивное животноводство
- агробизнес – производство с/х продукции, ее переработка, хранение, перевозка и сбыт, выпуск техники, удобрений
Б) традиционное потребительское с/х:
- плужное и мотыжное земледелие
- пастбищное, кочевое животноводство
- собирательство, охота, рыболовство
(Слайд № 12)
Традиционное потребительское с/х
Товарное с/х
- представлено мелкими хозяйствами, выращивают потребительские культуры, дающие «дешевые» калории
- сохраняется подсечно – огневое земледелие
- мотыжная обработка
- хорошо организованные земли, плантации, использование дешевой наемной рабочей силы, машины, удобрения, искусственное орошение
- производство ориентированное в основном на внешний рынок
- типичные культуры – чай, бананы, кофе, какао, тростник, каучук
2. Понятие о «зеленой революции».
Это понятие получило широкое распространение в 1960-х гг. Первоначально «зеленая революция» охватила экономически развитые страны.
■ Понятие: «Зеленая революция» — это преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники. Она представляет собой одну из форм проявления НТР.
«Зеленая революция» включает три основных компонента:
1) Выведение новых скороспелых сортов зерновых культур.
Расширение ирригации (при условии улучшения искусственного орошения).
Широкое применение современной техники, удобрений и других химикатов.
Прогрессивные последствия «зеленойреволюции»:
В результате некоторые из развивающихся стран стали удовлетво рять свои потребности в зерне путем собственного производства.
Урожайность зерновых возросла в 2-3 раза.
Увеличился спрос на машины и удобрения.
Она носит очаговыйхарактер и получила наибольшее распространение в Мексике, ряде стран Южной и Юго-Восточной Азии, мало затронув другие регионы.
Хо ходу рассказа учителя учащимися заполняется схемы «Сельское хозяйство» , которая будет оцениваться.
Растениеводство. Зерновые культуры — основа мирового сель- ского хозяйства.
Зерновые культуры занимают в мире 1/2 всей обрабатываемой площади.
Задание:назвать пять крупнейших стран – производителей пшеницы.
Пшеница - главный хлеб для половины человечества.Это степная и лесостепная культура. Главный пшеничный пояс протягивается в Северном полушарии, меньший по размерам - в Южном полушарии. Выращивают в 70 странах.
На заметку учителю:
вапреле - июле пшеницу убирают в южных районах США, в Среди- земноморье, Китае, Индии;
в июле - августе - в остальных районах США, на большей части Ев- ропы;
в сентябре - в Канаде, Северной Европе;
в декабре - марте - в Аргентине, Австралии, Новой Зеландии.
Задание:назвать пять крупнейших стран – производителей риса. Главные страны-экспортеры зерна - США, Канада, Австралия и Франция. Канада и Австралия экспортируют 80% ежегодного сбора пшеницы.
Рис — основной продукт питания, заменяющий хлеб, также почти для половины человечества. Рис - одна из древнейших культур, которая воз-делывалась в Китае еще задолго до нашей эры. Рисосеянием занимаются почти в ста странах, 9/10 его мирового сбора приходится на «рисовые» страны Азии. В мире 2/3 всех орошаемых площадей - под рисом. Культура муссонного климата. Площади в 2 раза меньше, чем пшеница, но урожаи одинаковы (т.к. собирают 2 раза в год).
Задание:назвать пять крупнейших стран – производителей риса.
Кукуруза«родилась» в Мексике. Посевы этой культуры совпадают с посевами пшеницы. В США, европейских странах она кормовая, в развивающихся – продовольственная.
На мировой рынок поступает 10-15% производимого в мире зерна, в основном пшеницы и кукурузы.
Вопрос: какие зерновые культуры вы еще знаете.
Вывод по слайдам учащихся у о зерновых культурах.
Продовольственные культуры.
Масличные культуры занимают 2-е место в пищевом рационе населения нашей планеты после пшеницы. Требуют больших затрат. Их доля велика в пищевом рационе населения стран Азии, Африки и Латинской Америки.
По сбору:
сои 1-е место в мире занимает США (более 1/2 мирового сбора);
арахиса - 1-е место Индия ;
оливок - 1-е место Италия .
– подсолнечник
Сообщения учащихся по заранее подготовленной теме: «Рапс», «Тунг».
Самая распространенная клубнеплодная культура — картофель. Родина картофеля - Южная Америка, нагорье Перу (но теперь это в основном культура умеренного пояса Северного полушария). Первое место в мире по сбору картофеля занимают Китай, Россия, США, Польша.
Сахарные культуры. В мире ежегодно производится более 120 млн. т сахара: 2/3 - сахарного тростника, 1/3 - сахарной свеклы. Главная особенность выращивания сахарного тростника и сахарной свеклы - трудоемкость. Родина сахарного тростника - Бангладеш. На Кубе - 150 сахарных заводов, производящих 4-5 млн. т сахара в год (из сахарного тростника).
Сахарные культуры:
а) сахарный тростник выращивается на его «второй родине» — в Аме- рике, в районах с тропическим и субтропическим климатом;
б) сахарная свекла - культура умеренного пояса. Главные ее произ водители - Россия, Украина, страны Зарубежной Европы и Северной Америки.
Тонизирующие культуры - чай, кофе, какао. Они возделываются в тропиках (чай - в субтропиках) и имеют ограниченные ареалы:
а) родина чая - Китай. И теперь 4/5 мирового сбора чая дают страны Азии - особенно Индия, Китай и Шри-Ланк;
Задание: назовите вам известные марки чая.
б) родина кофе - Африка. В наши дни2/3 его сбора дают страны Ла тинской Америки, особенно Бразилия и Колумбия. Около 50 стран экс портируют кофе. По стоимости в международной торговле среди продо вольственных товаров кофе занимает второе место после пшеницы.
Задание: определите какого рода кофе.
в)родина какао - Америка, но теперь основные его производители находятся на Гвинейском побережье Африки.
По мере роста благосостояния людей все большую роль в их питании играют овощи и фрукты. Первое место по объему производства овощей и бахчевых культур занимает Китай, по сбору капусты - СНГ, помидоров -США, лука - Китай. Первое место в мире по сбору винограда - Италия, бананов - Бразилия, апельсинов и лимонов - США, мандаринов – Япония.
Мы рассмотрели продовольственные культуры переходим к следующей категории -
Непродовольственные культуры.
Из волокнистых культур известен
а) хлопчатник - мировое производство хлопка-волокна составляет 20 млн. т; первое место по посевам хлопчатника и сбору хлопка занимают страны Азии, второе место - страны Америки, третье место - страны Африки. Другие волокнистые культуры;
б) лен – посевы ограничены, 3/4 мирового производства льна приходится на Россию и Беларусь (у нас работал льнозавод);
в) каучук – 85% приходится на юго – восточную Азию, Малазию, Индонезию, Таиланд (показать) – где используют;
б) сизаль — ареалы распространения культуры ограничены;
в)джут - Бангладеш; 85% дают страны Юго-Восточной Азии, осо бенно Таиланд, Индонезия, Малайзия;
г) табак.
Вывод учащимися по растениеводству.
4. Животноводство: три ведущие отрасли.
Работа в тетради. Используя текст учебника и карту мирового сельского хозяйства в атласе, составьте в тетради систематизирующую таблицу «Распространение главных отраслей животноводства» по следующей форме:
Отрасли животноводства
Главные страны распространения
Скотоводство
Свиноводство
Овцеводство
Вывод учащихся: животноводство получило распространение во всех странах мира. В развитых странах – высокотоварное молочно – мясное животноводство, свиноводство, птицеводство; в развивающихся – низкая продуктивность скота. Наиболее крупные экспортеры продукции животноводства – Австралия, Аргентина, Дания, Нидерланды, Новая Зеландия.
5. Рыболовство – один из древнейших промыслов человечества.
Вопрос учителя: Каковозначение рыбы? – удовлетворяет потребности человечества в животном белке.
Мировая добыча рыбы и морепродуктов достигла 110 млн. т в год.
В географии мирового морского рыболовства во второй половине XX века произошли большие изменения:
После второй мировой войны традиционно главным районом рыбо- ловства была Северная Атлантика (Норвегия, Дания, Великобритания, Германия, США). Улов рыбы и добыча морепродуктов в Атлантическом океане составили в наши дни 27%.
Позднее «эпицентр» этой отрасли переместился в северную и восточную часть Тихого океана. В наши дни улов рыбы и добыча морепродуктов составляют 64%.
Улов рыбы и добыча морепродуктов в Индийском океане составля- ют 9%.
115 видов рыб вылавливают в Баренцовом море, остальные моря бедны.
Именно в этих акваториях расположено большинство стран, формирующих «первую десятку» рыболовецких держав в конце 1990-х гг.
Из общемировой добычи рыбы и морепродуктов около 30 млн. т приходится на искусственное рыборазведение - аквакультуру. 85% ее дают Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Филиппины, Индонезия. Аквакультура зародилась в Китае 4 тыс. лет назад, и до сих пор эта страна не уступает мирового первенства. (
Проверочная работа
Вывод учащиеся.
ИТОГ урока: рефлексия
Задание на дом: контурная карта, кроссворд (по желанию)
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Задание №1. Проанализируйте карту «Занятость населения в сельском хозяйстве».
1).В какой группе стран преобладает доля занятых в с/х? 2).Какова доля занятых в с/х в: России % США % Мозамбике % Испании % Польше %
Задание №3. Какие регионы являются лидерами по производству с/х продукции на душу населения.