kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«География сельского хозяйства и рыболовства»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "География сельского хозяйства и рыболовства" для 10 класса (учебник Максаковский В.П. "география. 10 класс", издательство "Прсвещение"). Цельурока: показать диалектику развития сельского хозяйства - второй ведущей отрасли материального производства, а также выявить особенности структуры и географии сельского хозяйства. Урок отвечает требований стандартов 2004 года. Главная особенность - его практическая направленность, что особенно важно для обучающихся вечерней школы, имеющих большие пробелы в знаниях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««География сельского хозяйства и рыболовства» »


Управление образования

администрации Угличского муниципального района












Муниципальный конкурс

профессионального мастерства педагогов

«Мой лучший урок»

2010 г.






Номинация: естественно – научное направление

Предмет: география

Класс: 10

Тема: «География сельского хозяйства и рыболовства»






Учитель: Родионова Ольга Васильевна

МОУ Вечерняя (сменная)

общеобразовательная школа





Углич

2010



Тема: ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И

РЫБОЛОВСТВА

10 класс


Учебно-воспитательные задачи:

  1. Показать диалектику развития сельского хозяйства - второй веду­щей отрасли материального производства.

  1. Выявить особенности структуры и географии сельского хозяйства.

Оборудование: цветные карты учебника «Производство пшеницы, ри­са, сахарного тростника, хлопка-волокна», карты атласа, мировая карта «Сельское хозяйства»; карточки – задания, рабочая тетрадь, статистический материал, кроссворд, контурная карта, компьютер, проектор.

Тип урока: стандартный. Работа по предложенному плану, с кар­тами атласа, учебником, участие в дискуссии.


Структура урока:

План

  1. Сельское хозяйство - ведущая отрасль материального произ­водства.

  2. Понятие о «зеленой революции».

  3. Растениеводство: зерновые культуры, продовольственные культуры, непродовольственные культуры.

  4. Животноводство: три ведущие отрасли.

  5. Рыболовство.


На доске новые понятия: агробизнес, «зеленая революция», аквакультура

Ход урока

I.Изучение нового материала.

1. Сельское хозяйство - вторая ведущая отрасль материального производства.

Сельское хозяйство - древнейшая отрасль материального производст­ва.

Смежные отрасли сельского хозяйства: 1) лесное хозяйство; 2) охота; 3) рыболовство. В них занято около 1,1 млрд. чел. в мире.

Задание: определить по рисунку долю занятых в сельском хозяйстве по предложенным странам.


В мире выделяют 50 различных типов сельского хозяйства, которые можно объединить в две большие группы:

А) товарное с/х, которое включает:

- интенсивное земледелие

- интенсивное животноводство

- агробизнес – производство с/х продукции, ее переработка, хранение, перевозка и сбыт, выпуск техники, удобрений

Б) традиционное потребительское с/х:

- плужное и мотыжное земледелие

- пастбищное, кочевое животноводство

- собирательство, охота, рыболовство



(Слайд № 12)

Традиционное потребительское с/х

Товарное с/х

- представлено мелкими хозяйствами, выращивают потребительские культуры, дающие «дешевые» калории

- сохраняется подсечно – огневое земледелие

- мотыжная обработка

- хорошо организованные земли, плантации, использование дешевой наемной рабочей силы, машины, удобрения, искусственное орошение

- производство ориентированное в основном на внешний рынок

- типичные культуры – чай, бананы, кофе, какао, тростник, каучук



2. Понятие о «зеленой революции».

Это понятие получило широкое распространение в 1960-х гг. Первона­чально «зеленая революция» охватила экономически развитые страны.

Понятие: «Зеленая революция» это преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники. Она представляет собой одну из форм проявления НТР.

«Зеленая революция» включает три основных компонента:

1) Выведение новых скороспелых сортов зерновых культур.

  1. Расширение ирригации (при условии улучшения искусственного
    орошения).

  2. Широкое применение современной техники, удобрений и других
    химикатов.


Прогрессивные последствия «зеленой революции»:

  1. В результате некоторые из развивающихся стран стали удовлетво­
    рять свои потребности в зерне путем собственного производства.

  1. Урожайность зерновых возросла в 2-3 раза.

  2. Увеличился спрос на машины и удобрения.

Она носит очаговый характер и получила наи­большее распространение в Мексике, ряде стран Южной и Юго-Восточной Азии, мало затронув другие регионы.


Хо ходу рассказа учителя учащимися заполняется схемы «Сельское хозяйство» , которая будет оцениваться.

  1. Растениеводство. Зерновые культуры — основа мирового сель-­
    ского хозяйства.

Зерновые культуры занимают в мире 1/2 всей обрабатываемой пло­щади.

Задание: назвать пять крупнейших стран – производителей пшеницы.

Пшеница - главный хлеб для половины человечества. Это степная и лесостепная культура. Главный пшеничный пояс протягивается в Северном полушарии, меньший по размерам - в Южном полушарии. Выращивают в 70 странах.

На заметку учителю:

  • в апреле - июле пшеницу убирают в южных районах США, в Среди-­
    земноморье, Китае, Индии;

  • в июле - августе - в остальных районах США, на большей части Ев­-
    ропы;

  • в сентябре - в Канаде, Северной Европе;

  • в декабре - марте - в Аргентине, Австралии, Новой Зеландии.

Задание: назвать пять крупнейших стран – производителей риса. Главные страны-экспортеры зерна - США, Канада, Австралия и Франция. Канада и Австралия экспортируют 80% ежегодного сбора пше­ницы.


Рис основной продукт питания, заменяющий хлеб, также почти для половины человечества. Рис - одна из древнейших культур, которая воз-делывалась в Китае еще задолго до нашей эры. Рисосеянием занимаются почти в ста странах, 9/10 его мирового сбора приходится на «рисовые» страны Азии. В мире 2/3 всех орошаемых площадей - под рисом. Культура муссонного климата. Площади в 2 раза меньше, чем пшеница, но урожаи одинаковы (т.к. собирают 2 раза в год).

Задание: назвать пять крупнейших стран – производителей риса.


Кукуруза «родилась» в Мексике. Посевы этой культуры совпадают с посевами пшеницы. В США, европейских странах она кормовая, в развивающихся – продовольственная.

На мировой рынок поступает 10-15% производимого в мире зерна, в основном пшеницы и кукурузы.


Вопрос: какие зерновые культуры вы еще знаете.

Вывод по слайдам учащихся у о зерновых культурах.


Продовольственные культуры.

Масличные культуры занимают 2-е место в пищевом рационе населе­ния нашей планеты после пшеницы. Требуют больших затрат. Их доля велика в пищевом рационе населе­ния стран Азии, Африки и Латинской Америки.

По сбору:

сои 1-е место в мире занимает США (более 1/2 мирового сбора);

арахиса - 1-е место Индия ;

оливок - 1-е место Ита­лия .

– подсолнечник

Сообщения учащихся по заранее подготовленной теме: «Рапс», «Тунг».


Самая распространенная клубнеплодная культура — картофель. Ро­дина картофеля - Южная Америка, нагорье Перу (но теперь это в основ­ном культура умеренного пояса Северного полушария). Первое место в мире по сбору картофеля занимают Китай, Россия, США, Польша.


Сахарные культуры. В мире ежегодно производится более 120 млн. т сахара: 2/3 - сахарного тростника, 1/3 - сахарной свеклы. Главная особен­ность выращивания сахарного тростника и сахарной свеклы - трудоем­кость. Родина сахарного тростника - Бангладеш. На Кубе - 150 сахарных заводов, производящих 4-5 млн. т сахара в год (из сахарного тростника).


Сахарные культуры:

а) сахарный тростник выращивается на его «второй родине» — в Аме-­
рике, в районах с тропическим и субтропическим климатом;

б) сахарная свекла - культура умеренного пояса. Главные ее произ­
водители - Россия, Украина, страны Зарубежной Европы и Северной
Америки.


Тонизирующие культуры - чай, кофе, какао. Они возделываются в тропиках (чай - в субтропиках) и имеют ограниченные ареалы:

а) родина чая - Китай. И теперь 4/5 мирового сбора чая дают страны
Азии - особенно Индия, Китай и Шри-Ланк;

Задание: назовите вам известные марки чая.


б) родина кофе - Африка. В наши дни 2/3 его сбора дают страны Ла­
тинской Америки, особенно Бразилия и Колумбия. Около 50 стран экс­
портируют кофе. По стоимости в международной торговле среди продо­
вольственных товаров кофе занимает второе место после пшеницы.

Задание: определите какого рода кофе.


в)родина какао - Америка, но теперь основные его производители
находятся на Гвинейском побережье Африки.


По мере роста благосостояния людей все большую роль в их питании играют овощи и фрукты. Первое место по объему производства овощей и бахчевых культур занимает Китай, по сбору капусты - СНГ, помидоров -США, лука - Китай. Первое место в мире по сбору винограда - Италия, бананов - Бразилия, апельсинов и лимонов - США, мандаринов – Япония.


Мы рассмотрели продовольственные культуры переходим к следующей категории -

Непродовольственные культуры.

Из волокнистых культур известен

а) хлопчатник - мировое производство хлопка-волокна составляет 20 млн. т; первое место по посевам хлопчатни­ка и сбору хлопка занимают страны Азии, второе место - страны Амери­ки, третье место - страны Африки. Другие волокнистые культуры;

б) лен – посевы ограничены, 3/4 мирового производства льна приходится на Россию и Бе­ларусь (у нас работал льнозавод);

в) каучук – 85% приходится на юго – восточную Азию, Малазию, Индонезию, Таиланд (показать) – где используют;

б) сизаль — ареалы распространения культуры ограничены;

в)джут - Бангладеш; 85% дают страны Юго-Восточной Азии, осо­
бенно Таиланд, Индонезия, Малайзия;

г) табак.

Вывод учащимися по растениеводству.


4. Животноводство: три ведущие отрасли.

Работа в тетради. Используя текст учебника и карту мирового сельского хозяйства в атласе, составьте в тетради систематизирующую таблицу «Распространение главных отраслей животноводства» по следующей форме:


Отрасли животноводства

Главные страны распространения

Скотоводство

Свиноводство

Овцеводство


Вывод учащихся: животноводство получило распространение во всех странах мира. В развитых странах – высокотоварное молочно – мясное животноводство, свиноводство, птицеводство; в развивающихся – низкая продуктивность скота. Наиболее крупные экспортеры продукции животноводства – Австралия, Аргентина, Дания, Нидерланды, Новая Зеландия.


5. Рыболовство – один из древнейших промыслов человечества.

Вопрос учителя: Каково значение рыбы? – удовлетворяет потребности человечества в животном белке.

Мировая добыча рыбы и морепродуктов достигла 110 млн. т в год.

В географии мирового морского рыболовства во второй половине XX века произошли большие изменения:

  1. После второй мировой войны традиционно главным районом рыбо­-
    ловства была Северная Атлантика (Норвегия, Дания, Великобритания, Германия, США). Улов рыбы и добыча морепродуктов в Атлантическом океане составили в наши дни 27%.

  2. Позднее «эпицентр» этой отрасли переместился в северную и восточную часть Тихого океана. В наши дни улов рыбы и добыча морепродуктов со­ставляют 64%.

  3. Улов рыбы и добыча морепродуктов в Индийском океане составля­-
    ют 9%.

  4. 115 видов рыб вылавливают в Баренцовом море, остальные моря бедны.


Именно в этих акваториях расположено большинство стран, форми­рующих «первую десятку» рыболовецких держав в конце 1990-х гг.

Из общемировой добычи рыбы и морепродуктов около 30 млн. т при­ходится на искусственное рыборазведение - аквакультуру. 85% ее да­ют Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Филиппины, Индонезия. Аквакультура зародилась в Китае 4 тыс. лет назад, и до сих пор эта страна не уступает мирового первенства. (


Проверочная работа

Вывод учащиеся.

ИТОГ урока: рефлексия

Задание на дом: контурная карта, кроссворд (по желанию)




РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ




Задание №1. Проанализируйте карту «Занятость населения в сельском хозяйстве».



1).В какой группе стран преобладает доля занятых в с/х?
2).Какова доля занятых в с/х в:
России    %
США    %
Мозамбике    %
Испании    %
Польше   %






Задание №3. Какие регионы являются лидерами по производству с/х продукции на душу населения.

Выбери правильный ответ.

  1. США, Канада, Бразилия, Австралия, Япония;

  2. Зарубежная Европа, СНГ, Аргентина, Южная Африка;

  3. Юго-Восточная Азия, Центральная Америка, Австралия.


Задание №4. Проанализируйте карту «Производство пшеницы». Выпишите 5 крупнейших производителей пшеницы




1.

2.

3.

4.

5.










Задание №5. Проанализируйте карту «Главные производители риса». Выпишите 5 крупнейших производителей.



1.

2.

3.

4.

5.











Задание №6. Проанализируйте карту. Выпишите 5 крупнейших производителей хлопка.




1.

2.

3.

4.

5.










Задание №7. Определите, какие страны являются лидерами по поголовью крупного рогатого скота, свиней, овец?

  1. Китай, Австралия, Индия, Иран, Новая Зеландия.

  2. Индия, США, Бразилия, Китай, Аргентина

  3. Китай, Бразилия, США, ФРГ, Россия



Задание №8. Определите, какие сельскохозяйственные культуры производят в странах


Страна производитель

1.США

2.Бразилия

3.Мексика

4.Канада

5.Китай

6.Индия

7.Россия

8.Украина

9.Вьетнам


Название культур

а. рис

б.пшеница

в. соя

г. кофе

д. апельсины и лимоны

е. какао

ж. сахарная свекла






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
«География сельского хозяйства и рыболовства»

Автор: Родионова Ольга Васильевна

Дата: 09.08.2014

Номер свидетельства: 111532

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Мировое животноводство и рыболовство "
    ["seo_title"] => string(38) "mirovoie-zhivotnovodstvo-i-rybolovstvo"
    ["file_id"] => string(6) "171977"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423748440"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Разнообразие методов и форм изучения нового материала "
    ["seo_title"] => string(60) "raznoobraziie-mietodov-i-form-izuchieniia-novogho-matieriala"
    ["file_id"] => string(6) "137369"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417343773"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "«Кузбасс-мой край родной» (сценарий внеклассного мероприятия) "
    ["seo_title"] => string(64) "kuzbass-moi-krai-rodnoi-stsienarii-vnieklassnogho-mieropriiatiia"
    ["file_id"] => string(6) "138684"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417591882"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства