Цель урока: рассмотрение общих особенностей размещения природныхзонЕвразии, подтвердить проявление широтной зональности; ознакомление учащихся с особенностями природы и типичными представителями растительного и животного мира арктического, субарктического и умеренного поясов; формирование эмоционально – чувственного восприятия окружающего мира.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Вид урока: беседа с элементами практической работы.
Методы обучения:
— словесные: рассказ учителя с опорой на знания, фронтальная беседа
— наглядные: работа с с картой природных зон, работа с группой ( с карточками – заданиями).
Способы организации деятельности преподавателя и учащихся: фронтальный, индивидуальный, коллективный.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания
1) Дайте общую характеристику рек Евразии
План описания реки: 1. В какой части материка течет река?
2. Где берет начало река? Куда впадает эта река?
3. В каком направлении течет река?
4. Объясните зависимость характера течения рек.
5. Определите источники питания реки.
6. Каков режим реки и как он зависит от климата?
2.Проверка пройденного материала
Тест «Внутренние воды Евразии»(письменно на листочках)
Какие реки относятся к бассейну Тихого океана?
1. Ганг, Амур, Дунай
2. Янцзы, Хуанхэ, Волга
3. Лена, Енисей, Амур
4. Хуанхэ, Янцзы, Амур
Какие реки относятся к бассейну Индийского океана?
1. Амур, Ганг
2. Ганг, Инд
3. Хуанхэ, Янцзы
4. Янцзы, Дунай
Какие реки имеют ледниковое питание?
Какие реки относятся к бассейну внутреннего стока?
1. Амударья, Амур, Сырдарья
2. Волга, Лена, Амударья
3. Волга, Амударья, Сырдарья
4. Енисей, Лена, Амур
В каком озере есть и пресная, и соленая вода?
1) в Байкале
2) в Балхаше
3) в Аральском
4) в Каспийском
Укажите самое глубокое и самое большое озера мира
Байкал, Каспийское
Мы повторили домашнюю работу и знаем, что такое климатический пояс, природная зона. Сегодня мы на уроке поговорим о природныхзонахЕвразии.
Изучение нового учебного материала
Учитель географии: — Наше путешествие мы начнём с географической разминки. Давайте вспомним, что называется природной зоной?
Дети: Природная зона — это природный комплекс.
Учитель географии: — Что представляет собой природный комплекс?
Дети: Природный комплекс — совокупность природных компонентов одной территории или другими словами называется географическим комплексом.
Учитель географии: — Природный комплекс — это сочетание природных компонентов, каких? Перечислите природные компоненты.
Дети: Природные компоненты — климат, рельеф, вода, животный мир, растительный мир, почвы.
Человек взаимодействует со всеми природными компонентами, влияет на их изменение
Учитель географии: Каким образом?
Дети: Распашка земель, строительство каналов, создание водохранилищ.
Учитель географии: Ребята, а как называется природный комплекс, подверженный изменению в результате хозяйственной деятельности человека?
Дети: Антропогенный природный комплекс
Учитель географии: Назовите и покажите на карте какие природные зоны Евразии вам уже знакомы?
Дети: выходят к доске и показывают зоны
1) распределите природные зоны с севера на юг (ребята прикрепляют номера по порядку с севера на юг соответствующим зонам)
Евразия расположена во всех климатических поясах северного полушария, поэтому в ее пределах есть все типы природных зон Земли. Как правило, зоны вытянуты с запада на восток.
Почему происходит такая смена природных зон?
Дело в том, что сложное строение поверхности материка и циркуляция атмосферы определяют неравномерное увлажнение разных его частей. Из – за этого зональная структура сильно усложняется, многие зоны не имеют сплошного распространения. Подобно Северной Америке, Евразия наиболее вытянута с запада на восток в умеренных и субарктических широтах, поэтому зоны этих поясов занимают большую часть материка.
Также здесь есть области высотной поясности – смена природных зон и ландшафтов в горах по мере возрастания высоты над уровнем моря.
Горные территории занимают почти половину площади материка. Наиболее отчетливо высотную поясность можно наблюдать на южных склонах Гималаев, обильно увлажненных муссонами, а также на южных склонах Альп.
Работа учащихся в группах
Предлагаю изучить природные зоны Евразии самостоятельно, работая в группах (выдаются карточки с заданиями)
Сейчас вы должны будете выбрать в каждой группе лидера, спикера и таймера. Результатом работы каждой группы будет заполнение таблицы, карточки, и выступление спикера.
Ну вот, теперь можно отправляться в путь. У вас на столах географические атласы, путеводные листы, а также таблица природных зон (частично не заполненная). Вам необходимо воспользовавшись путеводным листом, климатической картой и картой природных зон составить краткое выступление, характеризующее предложенную природную зону. На выполнение работы по путеводным листам вам даётся 7 минут +3 минуты (на обсуждение в группе).
Каждой команде в течение 3 минут предстоит презентовать свою природную зону. В это время представители остальных команд должны очень быстро и кратко заполнять таблицу. Записываем самое важное из представляемого материала.
Поверка усвоения материала
В чем уникальность материка Евразия с точки зрения размещения природных зон? (На материке Евразия, в отличие от других материков, размещены все природные зоны).
Назовите причину смены природных зон на материке Евразия. (Основной причиной смены природных зон с севера на юг на материке является изменение количества поступающего тепла по мере удаления от экватора – широтная зональность, и уменьшение количества влаги в умеренном поясе по мере удаления от Атлантического океана – в связи с западным направлением воздушных масс происходит изменения в климате)
Итог урока
– Сегодня на уроке мы познакомимся с природными зонами Евразии
– Взгляните на карту природных зон, назовите природные зоны материка
– Какие природные зоны протягиваются с запада на восток по всему материку?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: рассмотрение общих особенностей размещения природныхзонЕвразии, подтвердить проявление широтной зональности; ознакомление учащихся с особенностями природы и типичными представителями растительного и животного мира арктического, субарктического и умеренного поясов; формирование эмоционально – чувственного восприятия окружающего мира.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Вид урока: беседа с элементами практической работы.
Методы обучения:
— словесные: рассказ учителя с опорой на знания, фронтальная беседа
— наглядные: работа с с картой природных зон, работа с группой ( с карточками – заданиями).
Способы организации деятельности преподавателя и учащихся: фронтальный, индивидуальный, коллективный.
Ход урока
Проверка домашнего задания
1) Дайте общую характеристику рек Евразии
План описания реки: 1. В какой части материка течет река?
Где берет начало река? Куда впадает эта река?
В каком направлении течет река?
Объясните зависимость характера течения рек.
Определите источники питания реки.
Каков режим реки и как он зависит от климата?
2.Проверка пройденного материала
Тест «Внутренние воды Евразии»(письменно на листочках)
Какие реки относятся к бассейну Тихого океана?
Ганг, Амур, Дунай
Янцзы, Хуанхэ, Волга
Лена, Енисей, Амур
Хуанхэ, Янцзы, Амур
Какие реки относятся к бассейну Индийского океана?
Амур, Ганг
Ганг, Инд
Хуанхэ, Янцзы
Янцзы, Дунай
Какие реки имеют ледниковое питание?
Какие реки относятся к бассейну внутреннего стока?
Амударья, Амур, Сырдарья
Волга, Лена, Амударья
Волга, Амударья, Сырдарья
Енисей, Лена, Амур
В каком озере есть и пресная, и соленая вода?
1) в Байкале
2) в Балхаше
3) в Аральском
4) в Каспийском
Укажите самое глубокое и самое большое озера мира
Байкал, Каспийское
Мы повторили домашнюю работу и знаем, что такое климатический пояс, природная зона. Сегодня мы на уроке поговорим о природныхзонахЕвразии.
Изучение нового учебного материала
Учитель географии: — Наше путешествие мы начнём с географической разминки. Давайте вспомним, что называется природной зоной?
Дети: Природная зона — это природный комплекс.
Учитель географии: — Что представляет собой природный комплекс?
Дети: Природный комплекс — совокупность природных компонентов одной территории или другими словами называется географическим комплексом.
Учитель географии: — Природный комплекс — это сочетание природных компонентов, каких? Перечислите природные компоненты.
Дети: Природные компоненты — климат, рельеф, вода, животный мир, растительный мир, почвы.
Человек взаимодействует со всеми природными компонентами, влияет на их изменение
Учитель географии: Каким образом?
Дети: Распашка земель, строительство каналов, создание водохранилищ.
Учитель географии: Ребята, а как называется природный комплекс, подверженный изменению в результате хозяйственной деятельности человека?
Дети: Антропогенный природный комплекс
Учитель географии: Назовите и покажите на карте какие природные зоны Евразии вам уже знакомы?
Дети: выходят к доске и показывают зоны
1) распределите природные зоны с севера на юг (ребята прикрепляют номера по порядку с севера на юг соответствующим зонам)
Евразия расположена во всех климатических поясах северного полушария, поэтому в ее пределах есть все типы природных зон Земли. Как правило, зоны вытянуты с запада на восток.
Почему происходит такая смена природных зон?
Дело в том, что сложное строение поверхности материка и циркуляция атмосферы определяют неравномерное увлажнение разных его частей. Из – за этого зональная структура сильно усложняется, многие зоны не имеют сплошного распространения. Подобно Северной Америке, Евразия наиболее вытянута с запада на восток в умеренных и субарктических широтах, поэтому зоны этих поясов занимают большую часть материка.
Также здесь есть области высотной поясности – смена природных зон и ландшафтов в горах по мере возрастания высоты над уровнем моря.
Горные территории занимают почти половину площади материка. Наиболее отчетливо высотную поясность можно наблюдать на южных склонах Гималаев, обильно увлажненных муссонами, а также на южных склонах Альп.
Работа учащихся в группах
Предлагаю изучить природные зоны Евразии самостоятельно, работая в группах (выдаются карточки с заданиями)
Сейчас вы должны будете выбрать в каждой группе лидера, спикера и таймера. Результатом работы каждой группы будет заполнение таблицы , карточки, и выступление спикера.
Ну вот, теперь можно отправляться в путь. У вас на столах географические атласы , путеводные листы, а также таблица природных зон (частично не заполненная). Вам необходимо воспользовавшись путеводным листом, климатической картой и картой природных зон составить краткое выступление, характеризующее предложенную природную зону. На выполнение работы по путеводным листам вам даётся 7 минут +3 минуты (на обсуждение в группе).
Каждой команде в течение 3 минут предстоит презентовать свою природную зону. В это время представители остальных команд должны очень быстро и кратко заполнять таблицу. Записываем самое важное из представляемого материала.
Поверка усвоения материала
В чем уникальность материка Евразия с точки зрения размещения природных зон? (На материке Евразия, в отличие от других материков, размещены все природные зоны).
Назовите причину смены природных зон на материке Евразия. (Основной причиной смены природных зон с севера на юг на материке является изменение количества поступающего тепла по мере удаления от экватора – широтная зональность, и уменьшение количества влаги в умеренном поясе по мере удаления от Атлантического океана – в связи с западным направлением воздушных масс происходит изменения в климате)
Итог урока
– Сегодня на уроке мы познакомимся с природными зонами Евразии
– Взгляните на карту природных зон, назовите природные зоны материка
– Какие природные зоны протягиваются с запада на восток по всему материку?
– В каком климатическом поясе смена природных зон происходит с запада на восток?
– В какой природной зоне располагаются: о. Калимантан, п-ов Индокитай, п-ов Аравийский, о. Исландия, о. Врангеля, о. Крит, о Сахалин