kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Природные зоны Евразии

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЕВРАЗИИ
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями растительного и животного мира Евразии; углубить понятие природной зоны.
Задачи  урока:  Обучающие: рассмотрение общих особенностей размещения природных зон Евразии и  подтверждение  проявления  широтной зональности; ознакомление обучающихся с особенностями природы и типичными представителями растительного и животного мира арктического, субарктического и умеренного поясов; повышение компьютерной грамотности обучающихся.
Развивающие: совершенствование умения раскрывать связи и взаимосвязи между компонентами природы отдельных зон, составление образного описания зон, развитие  монологической  речи, навыков  работы с различными источниками информации, умения анализировать и передавать информацию.
Воспитывающие:  формирование целостного эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира.
Программное обеспечение: мультимедийная презентация учителя, мультимедийный проектор и экран, компьютеры, карты физические и природных зон Евразии; атласы, таблицы природных зон, контурные карты.
Средства обучения: учебник В. А. Коринской, И. В. Душиной, В. А. Щенёва «География материков и океанов», электронная карта природных зон Евразии, таблицы для практической работы, контурные карты, атласы. Компьютер, презентация «Природные зоны Евразии. Влажные экваториальные леса», видеофильм «Природные зоны России. Тайга».
Тип урока: проблемный урок
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя. (1-2 мин)
Учитель - Здравствуйте ребята! Сегодня ребята, у нас очень сложная работа. Много нового материала ждет нас на этом уроке. Вот только о чем будет этот урок вы должны догадаться сами. Для этого я принесла один предмет, хорошо вам знакомый, давно забытый. Что это – определите сами и сами  постараетесь дать название темы урока.(с завязанными глазами ученик определяет,  что это за предмет)
Ответ- ПАНДА, бамбуковый медведь. Является эмблемой Всемирного фонда дикой природы  .Миссия WWF – в предотвращении нарастающей деградации естественной среды планеты и достижении гармонии человека и природы. Главная цель – сохранение биологического разнообразия Земли. А панда – обитает только на материке Евразия. (Слайд 2)
Учитель- Тема нашего занятия ПРИРОДА Евразии. Мы с вами должны вспомнить, что мы уже изучили по материку Евразии. Познакомиться с особенностями растительного и животного мира некоторых природных зон. Для этого давайте вспомним некоторые моменты изученного
2. Проверка знаний. ТЕСТ (2мин)
Учитель На столе у вас лежат тетради для тестовых заданий. Тест будет состоять из 2-х частей по 5 вопросов- в начале урока (Слайд 4)
Тест1. Установите соответствие гор и их вершин:
1. Альпы                            а) Эверест
2. Гималаи                         б) Монблан
3. Кавказ                             в) Эльбрус
2.Крайняя восточная точка Евразии:
а) м. Челюскин б) м. Дежнева в) м. Пиай
3.Климатический пояс, занимающий большую часть Евразии:
а) арктический б) умеренный в) тропический
4. Выберите реки, относящиеся к внутреннему стоку:
а) Волга, Амударья б) Лена, Енисей в) Амур, Обь
5. Самое глубокое озеро:
а) Ладожское
б) Каспийское
в) Байкал
Учитель Нам необходимо подвести к уроку научную базу, поэтому проведем словарную работу, небольшой  «мозговой штурм».(на столах лежат словари)
3.  «Мозговой штурм» (словарная работа-3 мин) (Слайд 5)
- Что такое природный комплекс?
Ответ Природный комплекс или природный территориальный комплекс (ПТК) – это территория, обладающая определённым единством природы, обусловленным общим происхождением и историей развития, своеобразия географического положения и действующими в её пределах современными процессами.
- Что называют природной зоной?
Ответ Природная зона – часть географического пояса с однородными климатическими условиями.
- Дать определение понятия – широтная зональность.
Ответ : Широтная зональность – закономерное изменение физико-географических процессов, компонентов и комплексов геосистем от экватора к полюсам.
- Дать определение понятия – высотная поясность
Ответ: Высотная поясность, высотная зональность - закономерная смена природных условий и ландшафтов в горах по мере возрастания абсолютной высоты (высоты над уровнем моря).
- Что называют антропогенным ландшафтом?
Ответ: Антропогенный ландшафт – один из видов культурного ландшафта, является полной противоположностью природному ландшафту. То есть антропогенный ландшафт – ландшафт, измененный человеком.
4 Выполнение задания №1 (2 мин) (Слайд 6,7)
Используя карту  Евразии «Природные зоны» (стр. 47 атласа) перечислите природные зоны по меридиану 100 градусов в. д., одного человека прошу выйти к доске и показать природные зоны Евразии
Вопрос В чем уникальность материка Евразия с точки зрения размещения природных зон?  (На материке Евразия, в отличие от других материков, размещены все природные зоны).
Вопрос Назовите причину смены природных зон на материке Евразия?(Основной причиной смены природных зон с севера на юг на материке является изменение количества поступающего тепла по мере удаления от экватора - широтная зональность, и уменьшение количества влаги в умеренном поясе по мере удаления от Атлантического океана – в связи с западным переносом воздушных масс и увеличением степени континентальности климата)
Учитель Вы неоднократно слышали такое понятие, как «легкие планеты». Различные источники применяют данное выражение по отношению к отдельным природным зонам Земли. Как вы думаете, какие природные зоны могли бы претендовать на такое звание? Определите эти природные зоны по карте  ( лес)
На материке Евразия выделяют несколько типов лесов. Какие? :( зону влажных экваториальных лесов и зону тайги, как самые обширные по занимаемой площади.)
Представьте, что мы ненадолго оказались в лесу. Можете ли вы  с помощью звуков определить где вы находитесь. Я предлагаю вам послушать 2 звуковых файла:
- Шум тропического леса после дождя
-Звуки природы. Лес. ( включить звук)
Учитель Готовясь к уроку группа ребят получила  задание подготовить сообщения об особенностях природных зон Евразии. Итак, мы приступаем к решению  главной поставленной задачи на уроке и начинаем заполнять таблицу. Но у нас таблица пустая, необходимо определить, по каким параметрам мы будем характеризовать природные зоны?
Задание №2.  Заполнить таблицу. ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЕВРАЗИИ (Слайд 8)
(10 мин)
Название природной зоны Почвы Растения Животные
Арктические пустыни (побережье СЛО) 
  
Тундра и лесотундра   
Тайга   
Смешанные и широколиственные леса 
  
Лесостепи и степи   
Пустыни и полупустыни 
  
Субтропические леса и кустарники 
  
Муссонные леса   
Субэкваториальные и экваториальные леса   

5. Выступают Ребята с сообщениями о природной зоне. (Класс, прослушав сообщение заполняет таблицу)
Название природной зоны Почвы Растения Животные
Арктические пустыни (побережье СЛО) 
  
Тундра и лесотундра   
Тайга Дёрново-подзолистые и подзолистые (с плодородным слоем гумуса до 15 см) Хвойные: ель, сосна, кедр, лиственница. Кедровый стланник, кустарнички (брусника, черника, кислица). Лиственные (орешник, осина). Мхи и лишайники. Грибы. Травянистые растения Бурый медведь, волк, рысь, лось, благородный олень, косуля, заяц-беляк, лисица, тетерев, глухарь, совы, кедровка, клест, ястреб, белка, бурундук, лесная мышь…
Смешанные и широколиственные леса 
  
Лесостепи и степи   
Пустыни и полупустыни 
  
Субтропические леса и кустарники 
  
Муссонные леса   
Субэкваториальные и экваториальные леса Красные ферралитные, красно-желтые ферралитные (малоплодородные, с небольшим содержанием гумуса Мангры, вечнозеленые диптерокарпус, фикус-сикомора, раффлезия, дуриан, пальмовые, лианы Индокитайский и су-матранский тигр, малайский медведь, долгопяты, обезьяны – макаки, носачи, орангутаны, балийский и дымчатый леопард, аноа, гаур, бородатая свинья, бабирусса…

6 . Физкульт-минутка. (доска временно отключена) -1 мин
7. Продолжение работы  с таблицей самостоятельно с помощью учебника (Слайд 9)
8. Закрепление (2 мин) (Слайды 10-19)
Мы изучили все природные зоны Евразии. Для того, чтобы еще раз вспомнить об особенностях природных зон материка, проведем  небольшое тестирование. Определить соответствие
а) Арктические пустыни;
б) Тундра;
в) Тайга;
г) Широколиственные леса;
д) Степи;
е) Пустыни и полупустыни.
1. Занимает самую большую область в Евразии.
2. Зона состоит из хвойных лесов.
3. На территории зоны произрастают такие деревья как дуб, граб, бук.
4. Характерны моховая и лишайниковая флора, а также произрастают ку-старнички.
5. Преобладают открытые равнинные ландшафты. Произрастают различные злаки.
6. Растительность очень скудная, местами отсутствует, типичное растение- саксаул.
7. Растительность почти отсутствует, есть только лишайники и мхи.
8. Рефлексия (воспитанникам раздаются листочки с вопросами; подписывать листочки необязательно) Если вам понравился урок нарисуйте на обратной стороне смайлик и ответьте на вопрос?
-Мне было интересно
-Я узнал много нового
-Я был равнодушен на уроке
-Я скучал
-У меня хорошее настроение
-Я продолжу изучать природные зоны.

9.  Домашнее задание. § 64 и 65, ответьте на вопросы на с. 250  и 253 учебника; с помощью текста учебника составьте прогноз антропогенных изменений в каждой зоне
10. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
11. САМОЕ. САМОЕ. САМОЕ материк Евразия. (дополнительный материал)
• Самый большой материк Земли — Евразия, его площадь 50,6 млн. км2.
• Самая северная точка суши расположена на материке Евразия. Это мыс Челюскин (77°43').
• Наибольшая высота суши над уровнем океана — г. Джомолунгма (Эверест) — 8848 м над уровнем моря и самая низкая — побережье Мертвого моря, лежащего на 408 м ниже уровня моря; расположены на материке Евразия.
• Наибольшая глубина мирового океана — Марианский желоб — 11 022 м.
• Наиболее низкая температура воздуха наблюдалась в  районе Оймякона: —71 °С.
• Самая большая годовая амплитуда колебания температуры — в Евразии. Здесь, в Оймяконе, расположен полюс холода Северного полушария. Морозы зимой иногда достигают —70 °С, среднеянварская температура: —50 °С, среднеиюльская температура: + 18,8° С. Нигде в мире нет такого теплого лета под такой широтой.
• Наибольшее среднегодовое количество осадков выпадает в районах Черапунджи (Индия) — 10 854 мм;
•   Самое большое озеро — Каспийское; его площадь 371 тыс. км2.
•   Самое глубокое озеро — Байкал; его глубина 1620 м.
•   Самое большое и самое высокое нагорье — Тибетское (площадь около 2 млн. км2, средняя высота — 4000 м над уровнем моря) — расположено в Евразии.
  Долина Гейзеров, расположенная в долине реки Гейзерная на Камчатке, является рекордсменом по количеству крупных и мелких гейзеров. Здесь их более сотни! Температура воды в гейзерах — от +94 до +99 °С, продолжительность извержения воды — от 1 до 20 мин. Самый большой гейзер — Великан, высота его фонтана достигает 50 м, столб пара над ним поднимается выше 400 м. От бесконечных извержений вся долина — в клубах пара. Открыта эта уникальная долина в 1941 г. геологом Т. И. Устинов

~~Краткие рекомендации к использованию.
     Презентация используется на уроке географии в 7 классе при изучении темы «Природные зоны России» -заключительной теме природных зон мира. На уроке используются данные о рельефе, климате, почвах, растительности и животном мире Евразии. Эта тема дает возможность еще раз показать взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными компонентами природы. Презентация  содержит вопросы для обсуждения изучаемой темы, тест для проверки изученного материала. Презентация иллюстрирована фотографиями, содержит карту, таблицу и фотографии.

Просмотр содержимого документа
«Природные зоны Евразии »

Природные зоны ЕВРАЗИИ Урок географии 7 класс  Учитель географии  МКОУ СОШ №5 г. Михайловска Котельникова Татьяна Михайловна

Природные зоны ЕВРАЗИИ

Урок географии 7 класс

Учитель географии

МКОУ СОШ №5 г. Михайловска

Котельникова Татьяна Михайловна

Всемирный фонд дикой природы World Wildlife Fund

Всемирный фонд дикой природы World Wildlife Fund

Цель урока:

Цель урока:

  • ОБУЧАЮЩАЯ: сформировать у обучающихся представление об особенностях природных зон материка Евразия, подтвердить представление о широтной зональности; ознакомить с особенностями природы и типичными представителями растительного и животного мира .
  • РАЗВИВАЮЩАЯ: создать условия для развития умения раскрывать взаимосвязи между компонентами природы отдельных зон, развивать навыки работы с различными источниками информации, умение анализировать и передавать информацию.
  • ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: создание условий формирования целостного эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира.
ТЕСТ Определите площадь материка: А) 65. 2 млн. кв. км. Б)56, 19 млн.кв.км. В) 53, 44 млн.кв.км. 2.Самая минимальная отметка материка – это уровень: А) Балтийского моря б) Каспийского моря в) Мертвого моря 3. Самая высокая отметка материка Евразия: А) Казбек б) Эльбрус в) Джомолунгма 4.Найдите самое влажное место на Земле, расположенное на материке Евразия: А) долина реки Меконг б) Черапунджи в) бассейн реки Амур 5) Укажите самое крупное озеро материка. А) Каспийское б) Байкал в) Балхаш

ТЕСТ

  • Определите площадь материка:

А) 65. 2 млн. кв. км. Б)56, 19 млн.кв.км. В) 53, 44 млн.кв.км.

2.Самая минимальная отметка материка – это уровень:

А) Балтийского моря б) Каспийского моря в) Мертвого моря

3. Самая высокая отметка материка Евразия:

А) Казбек б) Эльбрус в) Джомолунгма

4.Найдите самое влажное место на Земле, расположенное на материке Евразия:

А) долина реки Меконг б) Черапунджи в) бассейн реки Амур

5) Укажите самое крупное озеро материка.

А) Каспийское б) Байкал в) Балхаш

Работа со словарем

Работа со словарем

  • Что такое природный комплекс?
  • Что называют природной зоной?
  • Широтная зональность.
  • Высотная поясность.
  • Антропогенный ландшафт.
ЗВУКИ ПРИРОДЫ № 1 № 2 Тайга Тропический лес

ЗВУКИ ПРИРОДЫ

№ 1

№ 2

Тайга

Тропический лес

Таблица «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЕВРАЗИИ»

Таблица «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЕВРАЗИИ»

Арктические пустыни

Арктические пустыни

Тундра и лесотундра

Тундра и лесотундра

Тайга

Тайга

Смешанные и широколиственные леса

Смешанные и широколиственные леса

Лесостепь и степь

Лесостепь и степь

Пустыни и полупустыни

Пустыни и полупустыни

Субтропические леса и кустарники

Субтропические леса и кустарники

Муссонные леса

Муссонные леса

Субэкваториальные и экваториальные леса

Субэкваториальные и экваториальные леса

Тестирование   6. Выберите представителей флоры тайги. А) ель, сосна, бук, дуб, граб Б) лиственница, пихта, береза, клен В) ель, сосна, лиственница, пихта 7.Отметьте представителей фауны зоны влажных экваториальных лесов. А) гиена, антилопа, лисица, фенек, обезьяна Б) тигр, носорог, тапир, дикий бык, орангутанг В) леопард, антилопа, обезьяна, змея ОТВЕТЫ

Тестирование

6. Выберите представителей флоры тайги.

А) ель, сосна, бук, дуб, граб

Б) лиственница, пихта, береза, клен

В) ель, сосна, лиственница, пихта

7.Отметьте представителей фауны зоны влажных экваториальных лесов.

А) гиена, антилопа, лисица, фенек, обезьяна

Б) тигр, носорог, тапир, дикий бык, орангутанг

В) леопард, антилопа, обезьяна, змея

ОТВЕТЫ

15 апреля по 5 июня 2013 года   ДНИ ЗАЩИТЫ ОТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОПАСТНОСТИ В этом году мы будем бороться за сохранение защитных лесов.

15 апреля по 5 июня 2013 года

ДНИ ЗАЩИТЫ ОТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОПАСТНОСТИ

В этом году мы будем бороться за сохранение защитных лесов.

Домашнее задание

Домашнее задание

  • § 64 65, ответьте на вопросы на с. 250 и 253 учебника; с помощью текста учебника составьте прогноз антропогенных изменений в каждой зоне
Природный комплекс или природный территориальный комплекс (ПТК) – это территория, обладающая определённым единством природы, обусловленным общим происхождением и историей развития, своеобразия географического положения и действующими в её пределах современными процессами.
  • Природный комплекс или природный территориальный комплекс (ПТК) – это территория, обладающая определённым единством природы, обусловленным общим происхождением и историей развития, своеобразия географического положения и действующими в её пределах современными процессами.
Природная зона – часть географического пояса с однородными климатическими условиями.
  • Природная зона – часть географического пояса с однородными климатическими условиями.
Широтная зональность – закономерное изменение физико-географических процессов, компонентов и комплексов геосистем от экватора к полюсам.
  • Широтная зональность – закономерное изменение физико-географических процессов, компонентов и комплексов геосистем от экватора к полюсам.
Высотная поясность, высотная зональность - закономерная смена природных условий и ландшафтов в горах по мере возрастания абсолютной высоты (высоты над уровнем моря).
  • Высотная поясность, высотная зональность - закономерная смена природных условий и ландшафтов в горах по мере возрастания абсолютной высоты (высоты над уровнем моря).
Антропогенный ландшафт – один из видов культурного ландшафта, является полной противоположностью природному ландшафту. То есть антропогенный ландшафт – ландшафт, измененный человеком.
  • Антропогенный ландшафт – один из видов культурного ландшафта, является полной противоположностью природному ландшафту. То есть антропогенный ландшафт – ландшафт, измененный человеком.
Ответы на тест В В В Б А В В Критерии оценки: 6-7 «+»- оценка 5;  5 «+» - 4 4 «+» -3

Ответы на тест

  • В
  • В
  • В
  • Б
  • А
  • В
  • В

Критерии оценки:

6-7 «+»- оценка 5;

5 «+» - 4

4 «+» -3


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Природные зоны Евразии

Автор: Котельникова Татьяна Михайловна

Дата: 21.10.2014

Номер свидетельства: 121051

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) ""Природные зоны Евразии" "
    ["seo_title"] => string(26) "prirodnyie-zony-ievrazii-1"
    ["file_id"] => string(6) "211047"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431533586"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока на тему "Природные зоны Евразии" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-na-tiemu-prirodnyie-zony-ievrazii"
    ["file_id"] => string(6) "177231"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424606392"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Природные зоны Евразии"
    ["seo_title"] => string(24) "prirodnyie_zony_ievrazii"
    ["file_id"] => string(6) "444061"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1513158703"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Природные зоны "
    ["seo_title"] => string(15) "prirodnyie-zony"
    ["file_id"] => string(6) "121055"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413874595"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Практическая работа "Сравнение природных зон по 40 параллели  ""
    ["seo_title"] => string(66) "praktichieskaia-rabota-sravnieniie-prirodnykh-zon-po-40-parallieli"
    ["file_id"] => string(6) "254180"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447700279"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства