~~ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЕВРАЗИИ
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями растительного и животного мира Евразии; углубить понятие природной зоны.
Задачи урока: Обучающие: рассмотрение общих особенностей размещения природных зон Евразии и подтверждение проявления широтной зональности; ознакомление обучающихся с особенностями природы и типичными представителями растительного и животного мира арктического, субарктического и умеренного поясов; повышение компьютерной грамотности обучающихся.
Развивающие: совершенствование умения раскрывать связи и взаимосвязи между компонентами природы отдельных зон, составление образного описания зон, развитие монологической речи, навыков работы с различными источниками информации, умения анализировать и передавать информацию.
Воспитывающие: формирование целостного эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира.
Программное обеспечение: мультимедийная презентация учителя, мультимедийный проектор и экран, компьютеры, карты физические и природных зон Евразии; атласы, таблицы природных зон, контурные карты.
Средства обучения: учебник В. А. Коринской, И. В. Душиной, В. А. Щенёва «География материков и океанов», электронная карта природных зон Евразии, таблицы для практической работы, контурные карты, атласы. Компьютер, презентация «Природные зоны Евразии. Влажные экваториальные леса», видеофильм «Природные зоны России. Тайга».
Тип урока: проблемный урок
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя. (1-2 мин)
Учитель - Здравствуйте ребята! Сегодня ребята, у нас очень сложная работа. Много нового материала ждет нас на этом уроке. Вот только о чем будет этот урок вы должны догадаться сами. Для этого я принесла один предмет, хорошо вам знакомый, давно забытый. Что это – определите сами и сами постараетесь дать название темы урока.(с завязанными глазами ученик определяет, что это за предмет)
Ответ- ПАНДА, бамбуковый медведь. Является эмблемой Всемирного фонда дикой природы .Миссия WWF – в предотвращении нарастающей деградации естественной среды планеты и достижении гармонии человека и природы. Главная цель – сохранение биологического разнообразия Земли. А панда – обитает только на материке Евразия. (Слайд 2)
Учитель- Тема нашего занятия ПРИРОДА Евразии. Мы с вами должны вспомнить, что мы уже изучили по материку Евразии. Познакомиться с особенностями растительного и животного мира некоторых природных зон. Для этого давайте вспомним некоторые моменты изученного
2. Проверка знаний. ТЕСТ (2мин)
Учитель На столе у вас лежат тетради для тестовых заданий. Тест будет состоять из 2-х частей по 5 вопросов- в начале урока (Слайд 4)
Тест1. Установите соответствие гор и их вершин:
1. Альпы а) Эверест
2. Гималаи б) Монблан
3. Кавказ в) Эльбрус
2.Крайняя восточная точка Евразии:
а) м. Челюскин б) м. Дежнева в) м. Пиай
3.Климатический пояс, занимающий большую часть Евразии:
а) арктический б) умеренный в) тропический
4. Выберите реки, относящиеся к внутреннему стоку:
а) Волга, Амударья б) Лена, Енисей в) Амур, Обь
5. Самое глубокое озеро:
а) Ладожское
б) Каспийское
в) Байкал
Учитель Нам необходимо подвести к уроку научную базу, поэтому проведем словарную работу, небольшой «мозговой штурм».(на столах лежат словари)
3. «Мозговой штурм» (словарная работа-3 мин) (Слайд 5)
- Что такое природный комплекс?
Ответ Природный комплекс или природный территориальный комплекс (ПТК) – это территория, обладающая определённым единством природы, обусловленным общим происхождением и историей развития, своеобразия географического положения и действующими в её пределах современными процессами.
- Что называют природной зоной?
Ответ Природная зона – часть географического пояса с однородными климатическими условиями.
- Дать определение понятия – широтная зональность.
Ответ : Широтная зональность – закономерное изменение физико-географических процессов, компонентов и комплексов геосистем от экватора к полюсам.
- Дать определение понятия – высотная поясность
Ответ: Высотная поясность, высотная зональность - закономерная смена природных условий и ландшафтов в горах по мере возрастания абсолютной высоты (высоты над уровнем моря).
- Что называют антропогенным ландшафтом?
Ответ: Антропогенный ландшафт – один из видов культурного ландшафта, является полной противоположностью природному ландшафту. То есть антропогенный ландшафт – ландшафт, измененный человеком.
4 Выполнение задания №1 (2 мин) (Слайд 6,7)
Используя карту Евразии «Природные зоны» (стр. 47 атласа) перечислите природные зоны по меридиану 100 градусов в. д., одного человека прошу выйти к доске и показать природные зоны Евразии
Вопрос В чем уникальность материка Евразия с точки зрения размещения природных зон? (На материке Евразия, в отличие от других материков, размещены все природные зоны).
Вопрос Назовите причину смены природных зон на материке Евразия?(Основной причиной смены природных зон с севера на юг на материке является изменение количества поступающего тепла по мере удаления от экватора - широтная зональность, и уменьшение количества влаги в умеренном поясе по мере удаления от Атлантического океана – в связи с западным переносом воздушных масс и увеличением степени континентальности климата)
Учитель Вы неоднократно слышали такое понятие, как «легкие планеты». Различные источники применяют данное выражение по отношению к отдельным природным зонам Земли. Как вы думаете, какие природные зоны могли бы претендовать на такое звание? Определите эти природные зоны по карте ( лес)
На материке Евразия выделяют несколько типов лесов. Какие? :( зону влажных экваториальных лесов и зону тайги, как самые обширные по занимаемой площади.)
Представьте, что мы ненадолго оказались в лесу. Можете ли вы с помощью звуков определить где вы находитесь. Я предлагаю вам послушать 2 звуковых файла:
- Шум тропического леса после дождя
-Звуки природы. Лес. ( включить звук)
Учитель Готовясь к уроку группа ребят получила задание подготовить сообщения об особенностях природных зон Евразии. Итак, мы приступаем к решению главной поставленной задачи на уроке и начинаем заполнять таблицу. Но у нас таблица пустая, необходимо определить, по каким параметрам мы будем характеризовать природные зоны?
Задание №2. Заполнить таблицу. ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЕВРАЗИИ (Слайд 8)
(10 мин)
Название природной зоны Почвы Растения Животные
Арктические пустыни (побережье СЛО)
Тундра и лесотундра
Тайга
Смешанные и широколиственные леса
Лесостепи и степи
Пустыни и полупустыни
Субтропические леса и кустарники
Муссонные леса
Субэкваториальные и экваториальные леса
5. Выступают Ребята с сообщениями о природной зоне. (Класс, прослушав сообщение заполняет таблицу)
Название природной зоны Почвы Растения Животные
Арктические пустыни (побережье СЛО)
Тундра и лесотундра
Тайга Дёрново-подзолистые и подзолистые (с плодородным слоем гумуса до 15 см) Хвойные: ель, сосна, кедр, лиственница. Кедровый стланник, кустарнички (брусника, черника, кислица). Лиственные (орешник, осина). Мхи и лишайники. Грибы. Травянистые растения Бурый медведь, волк, рысь, лось, благородный олень, косуля, заяц-беляк, лисица, тетерев, глухарь, совы, кедровка, клест, ястреб, белка, бурундук, лесная мышь…
Смешанные и широколиственные леса
Лесостепи и степи
Пустыни и полупустыни
Субтропические леса и кустарники
Муссонные леса
Субэкваториальные и экваториальные леса Красные ферралитные, красно-желтые ферралитные (малоплодородные, с небольшим содержанием гумуса Мангры, вечнозеленые диптерокарпус, фикус-сикомора, раффлезия, дуриан, пальмовые, лианы Индокитайский и су-матранский тигр, малайский медведь, долгопяты, обезьяны – макаки, носачи, орангутаны, балийский и дымчатый леопард, аноа, гаур, бородатая свинья, бабирусса…
6 . Физкульт-минутка. (доска временно отключена) -1 мин
7. Продолжение работы с таблицей самостоятельно с помощью учебника (Слайд 9)
8. Закрепление (2 мин) (Слайды 10-19)
Мы изучили все природные зоны Евразии. Для того, чтобы еще раз вспомнить об особенностях природных зон материка, проведем небольшое тестирование. Определить соответствие
а) Арктические пустыни;
б) Тундра;
в) Тайга;
г) Широколиственные леса;
д) Степи;
е) Пустыни и полупустыни.
1. Занимает самую большую область в Евразии.
2. Зона состоит из хвойных лесов.
3. На территории зоны произрастают такие деревья как дуб, граб, бук.
4. Характерны моховая и лишайниковая флора, а также произрастают ку-старнички.
5. Преобладают открытые равнинные ландшафты. Произрастают различные злаки.
6. Растительность очень скудная, местами отсутствует, типичное растение- саксаул.
7. Растительность почти отсутствует, есть только лишайники и мхи.
8. Рефлексия (воспитанникам раздаются листочки с вопросами; подписывать листочки необязательно) Если вам понравился урок нарисуйте на обратной стороне смайлик и ответьте на вопрос?
-Мне было интересно
-Я узнал много нового
-Я был равнодушен на уроке
-Я скучал
-У меня хорошее настроение
-Я продолжу изучать природные зоны.
9. Домашнее задание. § 64 и 65, ответьте на вопросы на с. 250 и 253 учебника; с помощью текста учебника составьте прогноз антропогенных изменений в каждой зоне
10. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
11. САМОЕ. САМОЕ. САМОЕ материк Евразия. (дополнительный материал)
• Самый большой материк Земли — Евразия, его площадь 50,6 млн. км2.
• Самая северная точка суши расположена на материке Евразия. Это мыс Челюскин (77°43').
• Наибольшая высота суши над уровнем океана — г. Джомолунгма (Эверест) — 8848 м над уровнем моря и самая низкая — побережье Мертвого моря, лежащего на 408 м ниже уровня моря; расположены на материке Евразия.
• Наибольшая глубина мирового океана — Марианский желоб — 11 022 м.
• Наиболее низкая температура воздуха наблюдалась в районе Оймякона: —71 °С.
• Самая большая годовая амплитуда колебания температуры — в Евразии. Здесь, в Оймяконе, расположен полюс холода Северного полушария. Морозы зимой иногда достигают —70 °С, среднеянварская температура: —50 °С, среднеиюльская температура: + 18,8° С. Нигде в мире нет такого теплого лета под такой широтой.
• Наибольшее среднегодовое количество осадков выпадает в районах Черапунджи (Индия) — 10 854 мм;
• Самое большое озеро — Каспийское; его площадь 371 тыс. км2.
• Самое глубокое озеро — Байкал; его глубина 1620 м.
• Самое большое и самое высокое нагорье — Тибетское (площадь около 2 млн. км2, средняя высота — 4000 м над уровнем моря) — расположено в Евразии.
Долина Гейзеров, расположенная в долине реки Гейзерная на Камчатке, является рекордсменом по количеству крупных и мелких гейзеров. Здесь их более сотни! Температура воды в гейзерах — от +94 до +99 °С, продолжительность извержения воды — от 1 до 20 мин. Самый большой гейзер — Великан, высота его фонтана достигает 50 м, столб пара над ним поднимается выше 400 м. От бесконечных извержений вся долина — в клубах пара. Открыта эта уникальная долина в 1941 г. геологом Т. И. Устинов
~~Краткие рекомендации к использованию.
Презентация используется на уроке географии в 7 классе при изучении темы «Природные зоны России» -заключительной теме природных зон мира. На уроке используются данные о рельефе, климате, почвах, растительности и животном мире Евразии. Эта тема дает возможность еще раз показать взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными компонентами природы. Презентация содержит вопросы для обсуждения изучаемой темы, тест для проверки изученного материала. Презентация иллюстрирована фотографиями, содержит карту, таблицу и фотографии.