kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Геологическое время.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Земля существует более 5 млрд.лет. На протяжении этого времени происходит процесс формирования земной коры. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Геологическое время.»

Геологическое время.

Цель:

Образовательная – Сформировать представление о геологическом летоисчислении. Познакомить с понятиями эра, период, эпохи, складчатости.

Воспитательная -  умение действовать самостоятельно, развивать инициативность;

Развивающая – способствовать развитию умений учащихся оценивать результат своей деятельности, делать выводы: развитие умений работать с картой, учебником применять знания на практике.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2.1этап - Актулизация знаний.

          Земля существует почти 5 млрд. лет. На протяжении  этого времени происходит процес развития нашей планеты. Время в течении которого развивается наша планета называется? -Правильно, геологическое время  оно делится на эры и периоды   то есть у Земли есть геологическая история и её формирование.

  Что такое литосфера? Каково строение литосферы?

Литосфера неоднородна, она состоит из семи крупных и ряда мелких литосферных плит. (Каких?) Литосферные плиты перемещаются по поверхности мантии, вещество которой находится в расплавленном, пластичном состоянии, «плавают» по ней как гигантские льдины по поверхности океана.

На Земле был период, когда литосферные плиты двигались с невероятной скоростью.

Большая часть суши на Земле  существовала в виде суперконтинента Пангея. Вокруг него плескался суперокеанПанталасса.

Постепенно Пангея раскололась на два крупных материка Лавразия и Гондвана.

 Согласно теории дрейфа материков Альфреда  Вегенера, внешний вид планеты менялся.

Движение литосферных плит продолжается. Так же, как льдины, они скользят одна относительно другой, расходятся или сближаются друг с другом.

Геология – наука изучающая Землю: её состав, структуру, внутренние

и внешние процессы, историю. Современная геология делится на ряд отраслей, многие из которых стали самостоятельными науками:

Историческая геология – изучает историю и закономерности развития земной коры и Земли в целом.

Геотектоника – учение о строении земной коры и формирования тектонических структур.

Палеонтология – наука о вымерших организмах и о развитии органического мира Земли.

 Минералогия – наука, изучающая минералы, их состав, свойства, условия образования и нахождения в природе.

Петрография – наука, изучающая горные породы.

       Раскрывая и расшифровывая историю нашей планеты, геологи сталкиваются с увлекательным и динамичным сценарием, написанным природой. История эволюции Земли – своеобразный красочный и яркий спектакль, полный драматических событий, многие участники и зрители которого давно ушли в небытиё, оставив свой след в земных слоях. Каждый пласт, каждый слой земной коры представляет собой. Как бы страницу огромной каменной книги, на которой своеобразным языком в виде отпечатков растений и ископаемых остатков животных записаны события, произошедшие на Земле и в её недрах многие сотни миллионов лет назад. Прочесть эту каменную книгу нелегко, но возможно. Однако сложно составить полную картину эволюции нашей планеты, т.к. одни страницы каменной летописи утеряны, другие сильно повреждены временем, а третьи перепутаны и искажены.

     Вспомним, наша планета существует уже многие миллионы лет, в течение которых её поверхность претерпела изменения. Точную дату рождения Земли определить довольно сложно. Существует много гипотез о времени и особенностях её возникновения. По мнению современных учёных, Земля родилась 4,6 млрд. лет назад из плотного облака космической пыли и газа. Несколько миллионов лет Протоземля провела в виде холодного скопления космического вещества. Постепенно она начала разогреваться, это привело к изменению вещества из которого она состояла. Расплавленное земное вещество стало распределяться по удельному весу. На поверхности остались лёгкие соединения, а тяжёлые  соединения и элементы опустились на глубину. Так появилась мантия и ядро. Земная кора образовалась, когда Земля стала остывать. Планета покрылась тонкой твёрдой оболочкой, хотя в её глубинах продолжал кипеть расплав. Именно со временем образования земной коры начинается геологическая история нашей планеты. Самые древние горные породы свидетельствуют о том, что возраст литосферы более 3,5 млрд. лет.

 -Как называется наука которая изучает историю развития Земли?(Геология) Геохронология- изучает последовательность геологических событий, происходивших в прошлом, путем установления временных взаимоотношений между накопившимися слоями горных пород, в которых эти события оказались запечатленными.

Результатом исследования учёных явилась "шкала Геологического времени".

Рассмотрим её.

В таблице указаны эры - это очень крупные отрезки времени. Эры делятся на периоды - более мелкие временные отрезки, они получили своё название по имени той местности, где  в первые были описаны горные породы этого возвраста. Например, название юрского периода мезозойской эры связано с горной системой Юра (Юрскими горами) на границе Франции и Швейцарии, кембрийский период палеозойской эры получил название по одноимённым горам в Шотландии, карбоновый, или каменноугольный, период палеозойской эры обязан своим названием мощным толщам каменного угля, образовавшимся в это время, а антропогеновый период кайнозойской эры связан своим названием с появлением человека (от греч. antropos - человек, genos - рождение).

  Работа с геохронологической таблицей, стр. учебника.

1. Перечислите геологические эры, начиная с древнейшей?

2. Назовите самую короткую эру и самую длинную?

3. Прочтите названия периодов каждой эры?

4. Как происходило развитие жизни на Земле в различные эры?

         В истории Земли было несколько эпох, с вязанных с планетно – космическими причинами, когда изменялась скорость вращения Земли, подвижность плит возрастала, учащались их столкновения и происходили процессы складкообразования (горообразования). Эти эпохи называли эпохами складкообразования. Их было несколько:

Байкальская складчатость

Каледонская складчатость

Герцинская складчатость

Мезозойская складчатость

Кайнозойская складчатость

Работа с геологическими часами и геохронологической таблицей: на внешнем круге «часов» выделим складчатости.

     По геологическим часам и картам атласа  вы теперь можете узнать

время (возраст) образования каждого участка земной коры на территории России.

 Работа с картами: Путём наложения физической и

тектонической карт России выясните какие горы образовались в различные эпохи складкообразовании?

Байкальская складчатость (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская и Сибирская платформы).

Каледонская складчатость (Саяны).

Герцинская складчатость (Урал, горы Бырранга).

Мезозойская складчатость (Верхоянский хребет, Сихотэ – Алинь, горы Северо-Восточной Сибири).

Кайнозойская складчатость или альпийская (Кавказ, Курило – Камчатская область).

         Таким образом, мы выяснили, что территория России формировалась постепенно, в разные геологические эпохи или складчатости.  Поэтому рельеф России  - очень разнообразен. (Что такое – рельеф?)Одни участки находятся на границе литосферных плит и сейчас, там происходит активное горообразование (Какие участки?), другие находятся в центральных частях литосферных плит и испытывают воздействие в основном внешних факторов (Каких?).

         По степени активности на Земле выделяются две основные тектонические структуры -  складчатые области (пояса) и платформы.

         Записать определения в тетрадь:

Платформа– это обширный малоподвижный участок земной коры. Имеет двухъярусное строение: фундамент из смятых метаморфизированных пород и чехол, сложенный осадочными породами.

Складчатый пояс– подвижный участок земной коры, имеющий сложную складчатую структуру.

         В пределах России встречаются складчатые области разного возраста. Образование складчатых поясов связано (с чем?)со столкновением литосферных плит и сминанием в складки горных пород, магматизмом, землетрясениями.

         Кайнозойские складчатые пояса активны и сейчас. Палеозойские и Мезозойские складчатые пояса были образованы на границах древних литосферных плит, многие из них разрушались и вновь поднимались.

         В противоположность складчатым областям, древние, спокойные участки земной коры получили название платформ. В пределах России расположены две крупнейшие древние платформы: Восточно-Европейска и Сибирская.

         Платформы имеют двухслойное строение. Нижний слой состоит в основном из кристаллических древних пород и называется фундаментом. Верхний – осадочный чехол. Чехол не везде закрывает фундамент, в тех местах, где фундамент выходит на поверхность, образуются щиты.

Щитывыход фундамента платформы на поверхность.

Траппы– излившиеся в разное время и наслоившиеся друг на друга лавовые потоки, они образуют ступенчатые склоны.

В России характерны для Среднесибирского плоскогорья.

Закрепление:

  1. Что вспомнили?

  2. Что узнали нового?

  3. На какие эры делится история развития Земли?

  4. Какие эпохи складкообразования выделяются?

  5. Самая молодая эпоха?

  6. Какими элементами рельефа выражены складчатые пояса? Платформы?

Домашнее задание: § 2, вопросы и задания






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Геологическое время.

Автор: Сагайдакова Ирина Леонидовна

Дата: 21.11.2021

Номер свидетельства: 592156

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Геологическое время "
    ["seo_title"] => string(26) "gieologhichieskoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "129195"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415644771"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока по теме: "Геологическая история и геологическое строение территории России" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-po-tiemie-gieologhichieskaia-istoriia-i-ghieologhichieskoie-stroieniie-tierritorii-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "128338"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415471478"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Урок на тему "Геологическая история развития рельефа и тектоническая структура территории Казахстана". "
    ["seo_title"] => string(115) "urok-na-tiemu-gieologhichieskaia-istoriia-razvitiia-riel-iefa-i-tiektonichieskaia-struktura-tierritorii-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "133867"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416591590"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Геологическое строение. Восточно – Африканские разломы земной коры."
    ["seo_title"] => string(67) "gieologhichieskoiestroieniievostochnoafrikanskiierazlomyziemnoikory"
    ["file_id"] => string(6) "265809"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450026087"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Геологическое строение и рельеф Северной Америки. "
    ["seo_title"] => string(60) "gieologhichieskoie-stroieniie-i-riel-ief-sieviernoi-amieriki"
    ["file_id"] => string(6) "142985"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418401885"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства