КОНСПЕКТ УРОКА.
Тема урока. Геологическое строение. Восточно – Африканские разломы земной коры.
Цель урока: Формирование знаний учащихся об особенностях геологического строения и рельефа материка Африка.
Задачи:формировать знания об особенностях рельефа Африки; древности материка; преобладании плоскогорий;
Развивающие, формировать навыки самостоятельной и групповой работы.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, аласы и контурные карты.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Актуализация опорных знаний учащихся
Фронтальная работа по вопросам учителя:
Какая платформа лежит в основании материка?
Какой картой мы будем пользоваться?
Определите по карте возраст складчатости.
- Вспомните, что называют рельефом.
- Какие формы рельефа вам известны?
- Как они различаются по высоте?
- Как на карте изображается рельеф?
- Африка – часть какого древнего материка?
- Что такое платформа?
3.Мотивация учебной деятельности
Прием «Привлекательная цель»
Учитель, суммирующие знания учащихся, замечает, что Африка - это один из самых высоких материков мира. Почему Африку считают кладовою человечества?
- Каковы главные особенности рельефа материка А. ? (т. к. в основании материка лежит древняя Африкано - Аравийская платформа, то в рельефе преобладают равнины, главным образом плоскогорья, с выступами кристаллического фундамента; низменностей мало; протяженных и высоких гор нет, они уже разрушились, выделяются лишь горы Атлас на северо - западе, горы Капские – на юге и Драконовы горы – на юго - востоке).
4.Изучение нового материала
Слово учителя
Геологическое строение. Еще 180 млн лет назад Африка входила в состав древнего суперматерикГондвана. Когда произошел раскол Гондваны, от нее отделилась Африканская литосферная плита. В основе же современной Африки лежит часть этой плиты Африкано-Аравийская платформа.
Нижнюю часть платформы – фундамент - Составляют твердые кристаллические горные породы, имеющие магматические и метаморфические происхождения. Они очень древние по возрасту, ведь образовались около 3 млрд лет назад. На фундаменте вследствие действия внешних сил (выветривания, работы ветра, поверхностных и подземных вод) образовывались континентальные осадочные отложения, а в пониженияхнакапливались морские осадочные отложения. По миллионы лет они образовали многокилометровыйосадочный чехол платформы.
Осадочный чехол покрывает фундамент неравномерно, так как течение геологического времени тяжелая платформа подвергалась медленных вертикальных колеблющихся движений (поднятий и опусканий. На тех участках, длительное время поднимались, древние кристаллические породы фундамента оказались на поверхности, образовав щиты. Другие же участки платформы, опускались, заливались водами древних морей. Там фундамент перекрывался мощной толщей морских осадочных отложений, поэтому в этих местах платформы образовались плиты. Через миллионы лет древнее докембрийска платформа на северо-западе и юге была «достроена» частями океанического дна, толщи осадочных пород которого зимьялися в складки, образовав складчатые области.
Наконец (около 60 млн лет назад) вся Африкано-Аравийская платформа интенсивно поднималась. Это сопровождалось гигантскими разломами земной коры. Тогда образовалась крупнейшая на суше системаВосточноафриканских разломов (рифтов). Она протянулась на 4 000 км от Суэцкого перешейка дном Красного моря и далее по суше до реки Замбези. Ширина рифтов местами 120 км. Эти разломы, будто ножом, рассекли Африкано-Аравийскую платформу. Вдоль них дают о себе знать землетрясения, кое-где действуют вулканы.
Восточно-Африканская зона разломов
земной коры, система крупных разломов (сбросов) и грабенов(рифтов), развитых на фоне новейших поднятий Восточной Африки. Простирается в меридиональномнаправлении от северной окраины Красного моря до низовьев р. Замбези; включает также грабен Красногоморя с ответвлениями (Суэцким заливом и заливом Акаба) и грабен Аденского залива. К С. от залива АкабаВ. з. р. продолжается через Мёртвое море и долину р. Иордан до подножия гор Тавра параллельноСредиземноморскому побережью Аравийского полуострова. В пределах Африки состоит из 2 ветвей.Продолжением грабена Красного моря служит грабен Афар в Эфиопии и далее полоса грабенов,проходящая восточнее озера Виктория, мимо вулканов Элгон, Кения, Килиманджаро, от впадины озераРудольф к озеру Ньяса. Грубо параллельно этому Восточному рифту с западной стороны озера Виктория,через озёра Альберт, Эдуард, Киву, Танганьика, Руква к северному концу озера Ньяса прослеживаетсяЗападный рифт. К югу от озера Ньяса В. з. р. следует вдоль грабена долины р. Шире к р. Замбези.
В. з. р. в своём современном виде начала формироваться с олигоцена одновременно с ростом крупныхподнятий и горообразованием в восточной части Африки и Аравии. При этом новейшие разломы частичноиспользовали направления более древних разломов, вплоть до докембрийских. Движения по разломампривели к мощной вспышке вулканической деятельности, достигшей максимума в неогене ипродолжающейся до современной эпохи; все действующие вулканы Африки (кроме Камеруна) находятся вданной зоне. Сейсмичность зоны свидетельствует о новейших подвижках по разломам. В. з. р. входит вРифтов мировую систему (См. Рифтов мировая система) и обнаруживает большое сходство с океаническимирифтами. Общей причиной развития рифтов, вулканизма и сейсмичности в зоне является, по мнениюнекоторых геологов, разуплотнение подкорового вещества верхней мантии вследствие повышенноготеплового потока из более глубоких недр Земли; другие связывают эти явления с раздвижением земной коры(см. Тектонические гипотезы).
Лит.: Дикси Ф., Великие африканские разломы, пер. с англ., М., 1959; Милановский Е. Е., Основныечерты строения и формирования рифтовой системы Восточной Африки и Аравии, «Вестник МГУ. Геология»,1969, в. 1.
Рис. Строение земной коры Африки
Работа с картой
1. На которой литосферные плиты лежит Африка?
2. В каком направлении и с какой скоростью перемещается эта плита?
3. Где проходят границы литосферных плит по отношению к материку?
4. Какая платформа лежит в основе Африки? Какую часть Африканской литосферной плиты она занимает?
5. В каких частях Африки фундамент древней Африкано-Аравийской платформы выходит на поверхность?
6. Какие полезные ископаемые залегают в фундаменте платформы?
7. В каких местах Африкано-Аравийская платформа была достроена складчатыми областями? В какой геологический период они сформировались?
8. В какой части Африки проходит зона разломов (рифтов)?
5. Закрепление изученного материала
Прием «Лови ошибку картографа»
Ученик (учитель) показывает и называет горы, равнины, вулканы Африки, иногда намеренно допуская ошибки. Учащиеся выражают свое согласие или несогласие.
-ФИЗКУЛЬТМИНУТКА-
6. Итог урока
Ученики подводят итоги самостоятельно, отвечая на вопросы: что нового об Африке узнали на уроке?
Прием «Вызываю ассоциации»
Дети по очереди называют и проговаривают те понятия и названия, которые возникли при слове «Африка». После этого, не глядя в атлас, наносят основные формы рельефа и полезные ископаемые на контурную карту.
7. Домашнее задание
• Проработать текст параграфа.
• Доделать таблицу.