~~Тема: Геологическая история развития рельефа и тектоническая структура
территории Казахстана.
Образовательные цели: сформировать знания учащихся о геологической истории развития рельефа и тектонических структурах Казахстана;
Развивающие цели: развивать приемы сопоставления и навыки работы с тектонической, геологической и физической картами, развивать коммуникативные навыки в ходе фронтальной работы, работы в паре и группе.
Воспитательные цели: формировать представление о дружбе как важнейшей нравственной
ценности.
Оборудование: физическая и тектоническая карты Казахстана, атласы, проектор, компьютеры, электронный учебник «Физическая география Казахстана 8 класс»
Ход урока:
I. Оргмомент. Психологический настрой. - 3 мин.
(Поздороваться локотками) Первая парта складывает руки за голову так, чтобы локти были направлены в разные стороны; вторая парта упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево; третья парта нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны. Учитель говорит учащимся, что на выполнение задания им дается 30секунд. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто, назвав свое имя, и коснувшись друг друга локтями.
На экране проектора вашему вниманию представлен синквейн, но первое слово в нем пропущено. О чем идет речь в пятистишье? Конечно о дружбе.
искренняя мужская
уважать, доверять, помогать
бескорыстная, позитивная связь между людьми
межличностные отношения
- Мы с вами на уроке будем не только решать географические задачи, но и говорить о дружбе.
- Ребята, обратите внимание на слова Цицерона:
« Истинная дружба должна быть свободна от притворства и поддакивания » – эти слова будут эпиграфом нашего сегодняшнего урока.
- Скажите, пожалуйста, кто такой Цицерон? (Древнеримский политик, писатель, оратор.)
-Правильно!
-Как вы понимаете эти слова? (Отвечают.)
II. Проверка домашнего задания. (4 мин)
1) Заполни схему:
Этапы развития Земли
2) Какой этап истории развития охватывает геохронологическая таблица?
_____________________________________________________________________
3) Что из себя представляла в древнюю эру наша планета?
_____________________________________________________________________
4) Заполни пропуски в таблице:
Эра Период Складчатость
Силурийский
Герцинская
Мезозой
Палеогеновый
Байкальская.
Самопроверка. Подчеркнуть ошибки.
0-1 ошибка – оценка «5» Молодец!
2-4 ошибки – оценка «4» Поработай над своими ошибками.
5-7 ошибок – оценка «3» Тебе необходимо вернуться к данной теме.
III. Работа над новым материалом.
1. Мозговой штурм (3 мин)
1) Сколько эр выделяют в развитии Земли? _____
2) Самая древняя эра ____________________
3) Эра, в которой появился человек __________________
4) Эра, в которой выделяется наибольшее количество периодов _______________
5) Самая молодая складчатость _____________________
6) Триасовый, юрский, меловой – это периоды эры _____________
7) Какие сведения можно получить из геохронологической таблицы?
8) Назвать последовательность расположения эр, начиная с самой первой.
9) Назвать по отдельности каждую эру и соответствующие ей периоды.
10) Расскажите о самой древней допалеозойской истории развития Земли.
11) Чем запомнилась вам палеозойская эра?
12) Мезозойская?
13) Кайнозойская?
14) Расположить эры и складчатости в определенном порядке (используя электронный учебник)
Критерии оценивания: при ответах на вопросы учитель выдает кружочки:
Красный цвет – ученик дал правильный и полный ответ.
Синий – ответил хорошо, но не полностью.
Желтый – не смог ответить на поставленный вопрос. (приложение №1)
При подведении итогов учитывается количество и цвет кружков. Если у ученика все красные кружки, он получает оценку «5», если большинство кружков синих, но встречаются красные, оценка «4», если есть и синие и желтые кружки – оценка «3».
2. Стадия вызова. (1мин)
1) Постановка темы урока. Итак, мы с вами изучили геохронологическую таблицу, поговорили об истории развития Земли. А теперь назовите, какие формы рельефа имеются на территории Казахстана. (Равнины и горы) А как вы считаете, почему они образовались и когда? (затрудняются ответить). Вот это нам и предстоит сегодня выяснить. Итак, какова же тема нашего урока?
2) Формулирование исходя из темы целей урока (выяснить геологическую историю развития рельефа на территории Казахстана, т. е. как формировался рельеф в прошлом, и какие тектонические структуры расположены на территории Казахстана)
3.Стадия осмысления.
1) Работа в парах. (7 мин)
А) Заполнение кластера (используя запас знаний из курса 7 класса
Земная кора
Устойчивые участки Подвижные участки
Платформы Геосинклинали
(складчатые области)
Равнины Горы
Б) Ответить на вопросы, сопоставляя физическую, тектоническую и геологическую карты, используя электронный учебник ( работа в парах).
- Когда образовалась Восточно-Европейская платформа на территории Казахстана? (Архей, Протерозой)
- Какие формы рельефа соответствуют данной платформе?
-Какие еще плиты расположены на территории нашей Республики? (Туранская и Западно-Сибирская).
-В какую эру они образовались? (Палеозойскую)
-Что старше Восточно-Европейская платформа или Туранская и Западно-Сибирская платформы? Почему? (образовалась Архей и Протерозой)
-Чем они кроме возраста отличаются друг от друга? (Слоем осадочных пород).
-На какой платформе больше слой осадочных пород и почему?
Физминутка «Друзья».
Деление класса на 2 группы по цвету картинок. (3 мин)
IV. Закрепление.
1. Путешествие по геохронологической таблице в геологическую историю развития рельефа Казахстана, используя тектоническую карту и текст учебника на стр.46-50. В конце путешествия представить итоговый отчет в виде постера. Время выполнения 15 минут
Задание группам - Провести исследование, как происходило развитие рельефа в разные эры жизни на Земле.
1группа – Путешествие в Архейскую, Протерозойскую и Палеозойскую эры.
2 группа – Путешествие в Мезозойскую и Кайнозойскую эры.
2. Защита постера (по 2 мин на каждую группу). Взаимооценивание с помощью стикеров.
V. Контроль знаний. Тест (3 мин) Взаимооценивание. Проверка по приложению №2( на слайде презентации)
Тест по теме:
Геологическая история развития и тектоническая структура территории Казахстана.
1. Платформа – это:
А) устойчивые участки земной коры. В) складчатые горные области
С) межгорная впадина д) приподнятые выровненные участки
Е) котловина, заполненная водой
2. Всего тектонических платформ на территории Казахстана:
А) 1 в) 2 с) 3 д) 4 е) 5
3. Территория Казахстана представляла выровненную поверхность в:
А) архейскую эру в) протерозойскую эру с) мезозойскую эру
Д) кайнозойскую эру е) палеозойскую эру.
4. На территории Казахстана к молодым палеозойским платформам относят:
А) Западно-Сибирскую и Туранскую в) Западно-Сибирскую
С) Восточно-Европейскую и Туранскую д) Туранскую
Е) Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую
5. Альпийское горообразование произошло в:
А) юрском периоде в) меловом периоде с) палеогеновом периоде
Д) неогеновом периоде е) четвертичном периоде.
Критерии оценивания:
«5» - выполнил все задания правильно
«4» - выполнил все задания с одной ошибкой
«3» - часто ошибался, выполнил правильно только половину задания
«2» - почти ничего не смог выполнить правильно.
VI. Итог урока (Рефлексия) 1 мин.
Наш урок подходит к концу.
1. Выполнили ли мы цели, которые ставили в начале урока.
2. Что вам понравилось на уроке? Чтобы вы хотели изменить?
3. А теперь скажите, пожалуйста, какими качествами должен обладать человек, чтобы вы с ним захотели дружить?
(Дети отвечают - Оказывать помощь. Уважать других. Требовательным к себе и к другу. Совестливым. Ненадежным. Добрым.)
- А обладаете ли вы сами этими качествами. Подумайте.
VII. Домашнее задание 1 мин.
Повторить материал, пройденный на уроке, составить вопросы к тексту на сопоставление и вопросы, требующие развернутых ответов.