Просмотр содержимого документа
««Географическое положение, история открытия Южной Америки»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14 г. Вологды»
Предмет География
Тема урока «Географическое положение, история открытия Южной Америки», 7 класс
УМК, учебник- Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы» в соответствии с ФГОС ООО (второго поколения), авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. М., Дрофа, 2013 год.Учебник:География: материки, океаны, народы и страны. 7 класс: учебник /И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенёв; под ред. В.П. Дронова. – М. : Дрофа, 2017. – 398с
.
Тип урока урок применения предметных и метапредметных знаний
Работу выполнила:
Шустова Елена Николаевна
учитель географии
МОУ «Средняя
общеобразовательная
школа № 14 г. Вологды»
г. Вологда
2020 год
Технологическая карта урока
Место урока: Урок №1 в теме «Южная Америка».
Предыдущие уроки: Урок обобщающего повторения по теме «Австралия»
Следующие уроки: «Природа Южной Америки», «Население Южной Америки»
Цель: Закрепление навыков составления характеристики географического положения материка, знакомство с историей исследования материка
Задачи:образовательные:
выявление особенностей ГП и изучение истории исследования Южной Америки.
воспитательные:
воспитание умения слушать других, культуры речи, общения;
воспитание способности сопереживать товарищам при их неудачах, радоваться их успехам;
воспитание потребности в овладении географическими и метапредметными знаниями, умениями, навыками;
воспитание веры в свои силы и потребности раскрыть потенциальные способности;
воспитание умения управлять собой, своим поведением
развивающие:
развитие способностей анализировать, выделять главное, сравнивать;
умение обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и решать вопросы и задачи;
умение рефлексировать свою деятельность;
развитие исследовательской культуры: умение использовать научные методы познаний;
развитие кругозора, любознательности, привитие интереса к путешествиям
Планируемые результаты:
Предметные:
Учащиеся должны знать:
- особенности ГП Южной Америки и их влияние на природу материка, имена путешественников и их вклад в исследование Южной Америки
Учащиеся должны уметь:
1.определять по карте элементы географического положения материка
- определять координаты крайних точек
- определять расстояния по карте, используя масштаб и линии градусной сетки
2.объяснять влияние географического положения на природу материка
3.рассказать о вкладе разных исследователей в изучение Южной Америки по таблице
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
- анализировать изучаемые объекты
- выделять существенные признаки объекта
-сравнивать изучаемые объекты
-выявлять существенные признаки территории и классифицировать по группам
-находить информацию об объектах, анализировать и оценивать ее, переводить информацию из одной формы в другую
-выполнять задания по образцу
-отработка навыков коммуникативного общения при работе в группе и в парах
-слушать других, владеть навыками культуры речи.
Личностные:
-формирование заинтересованности в приобретении и расширении знаний;
-формирования навыков организации своей деятельности в составе группы, пары;
-формирование способов обобщения и систематизации знаний;
-формирование навыков анализа, самоанализа и самоконтроля;
-формирований умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи
Формы работы: групповая, в парах, фронтальная, индивидуальная
Оборудование: физическая карта Южной Америки, атласы, учебники разных авторов
Образовательные технологии: технология развивающего обучения, здоровьесберегающая технология
Методы и приёмы обучения: интерактивный, работа с текстом, заполнение таблицы, работа с картами, создание единого рисунка-конспекта
Способы оценки результатов урока: самооценивание, взаимооценивание, рефлексия
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1. Организа- ционный момент
приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку.
приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.
Регулятив- ные:
- целеполага- ние,
- планирова -ние,
- прогнозиро- вание,
- волевая саморегуля -ция
Коммуника- тивные
- планирова- ние учебного сотрудни- чества с учителем и сверстника- ми,
- умение слушать, вступать в диалог, полилог,
- участие в коллектив- ном обсуждении,
- умение выражать свои мысли,
- владение диалогичес -кой речью
Познаватель-ные
- выделение познаватель-ной цели в ходе коллективно-го обсуждения,
- умение строить речевое высказыва -ние
2.Мотива- ционный этап
Актуализа- ция знаний и формули -ровка темы урока
Целепо -лагание и определение путей достижения цели
создает проблемную ситуацию путем предложения задания:
1. Из предложенных характеристик выберите те, что соответствуют уже изученным материкам (к доске магнитами прикреплены характеристики и написаны названия материков).
создаёт ситуацию рассогласования между имеющимися знаниями и результатами работы, создает условия для формулирования темы урока
1.Какие из характеристик остались невостребованными?
2.Для какого из южных материков они могут подходить??
3.От чего зависят особенности природы материка?
4.Как человечество узнало об этих особенностях?
5.Сформулируй-те, пожалуйста, тему сегодняшнего урока
Создаёт учебную ситуацию целеполагания: побуждает обучающихся формулировать цели урока, структурирует предложенные формулировки
1. Какие вопросы вам интересно было бы узнать по теме урока и почему?
2.Сформулируй-те общую цель
3. Вспомните и перечислите пункты плана изучения ГП материка
4. Какими источниками информации можно воспользоваться на уроке?
5. В какой форме можно зафиксировать полученную информацию?
выполняют задание: распределяют характеристики по материкам
Африка:
- самый жаркий, занимает 2 место по площади, находится самая большая пустыня мира
Австралия: самый сухой, самый удалённый, самый малонаселённый
последовательно отвечая на вопросы, делают вывод, что речь идет о географическом положении и исследовании материка, определяют тему урока
- самый влажный
- протекает самая полноводная река
- находится самый высокий водопад
- для Южной Америки
- от географического положения
- Южную Америку долго изучали и исследовали разные путешественники
- «Географическое положение и исследование Южной Америки»
Формулируют цели урока, предлагают пути их достижения
- предлагают интересующие вопросы по ГП Южной Америки, истории исследования материка, аргументируя свой выбор
- составление характеристики географического положения материка, знакомство с историей исследования материка
- перечисляют пункты плана
- физическая карта Южной Америки
- атлас для 7 класса, текст учебника
- предложения учащихся (таблица, картосхема, план-конспект)
3. Операцио- нальный
этап
построе- ние «откры- тия» новых знаний (задача 1)
Первич- ное закрепле- ние по задаче 1
Построе- ние «откры- тия» новых знаний (задача 2)
Первич -ное закрепле- ние по задаче 2
Создаёт учебные ситуации по изучению нового материала
Каждой группе учащихся предлагает выполнить задание по определению ГП (на доске - крупный контур Южной Америки)
Предложите критерии, по которым будем проверять уровень и качество выполнения задания (записываются на доске)
- организует первичное закрепление
- каждому отвечающему предлагает провести самооценку ответа
Создаёт учебные ситуации по изучению нового материала
1.Как люди узнали о материке?
2.Какой источник информации даст больше сведений по этому вопросу?
3.Есть ли в вашем учебнике информация по данному вопросу?
4.Где ещё можно найти информацию по данному вопросу?
Предлагает несколько разных учебников
Предложите форму фиксирования информации
В какой форме вам удобнее работать?
- организует первичное закрепление
- каждому отвечающему предлагает провести самооценку ответа
Решают учебные ситуации по изучению нового материала
Каждая группа учащихся, выполняя задания, сама определяет форму фиксирования информации по ГП Южной Америки
- предлагают критерии (полнота и правильность выполнения задания, умение работать в группе, умение отбирать нужную информацию…)
каждая группа выступает по одному из пунктов, при необходимости учащиеся корректируют ответы. Создаётся единый рисунок-конспект
- слушают, проводят взаимооценку
- в результате исследования материка
-учебник
-есть
-воспользоваться другими учебниками, энциклопедией
- из нескольких выбирают учебник
И.В.Душиной, В.А.Коринской, В.А.Щенёва §31 (данный вопрос освещён в этом учебнике подробнее)
-таблица из трёх граф (дата, кто изучал, путешествовал, результат)
-парами
Решают учебные ситуации по изучению нового материала
Да та
Кто путешествовал
Результат
Проверка таблицы и корректировка (фронтально)
Рассказ по таблице в парах
-слушают, проводят взаимооценку
Познаватель- ные
- поиск информации,
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
-установление причинно-следственных связей,
-доказательст- во,
- выполнение задания по аналогии,
- перенос информации из одной знаковой системы или из одной формы в другую
Коммуника -тивные
- участие в коллективном обсуждении вопросов,
- умение слушать и
4. Рефлексивно-оценочный этап
Создаёт учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения материала
1.Какую цель мы ставили в начале урока?
2.Как вы считаете, достигли мы этой цели?
3.Вернёмся к заданию, которое было в начале урока.
Предположите, какие из предложенных особенностей Южной Америки обусловлены её ГП?
4.А какую особенность вы не можете сейчас объяснить ? Почему?
5.Предположи- те тему нашего следующего урока. Своё решение аргументируйте
6.Кого на уроке вам сегодня хотелось бы поблагодарить и оценить?
7.Кто из вас не получил сегодня ответы на вопросы, которые ставили в начале урока?
Проводят анализ достигнутых результатов путём сравнения с эталоном (целями урока)
- составление характеристики географического положения материка, знакомство с историей исследования материка
- да
-пункты 1и 2 с первичным доказательством
-пункт 3, не хватает знаний
- ГП материка влияет на его природу. Значит, тема следующего урока – «Природа Южной Америки»
- называют наиболее отличившихся учеников
- некоторые ученики
Регулятивные:
- само - и взаимооценка достижений планируемых результатов,
- коррекция результатов в соответствии с критериями оценки,
- волевая саморегуляция
Познавательные
- рефлексия способов и условий действий,
Коммуникативные
- участие в коллективном обсуждении вопросов,
- умение слушать и вступать в диалог,
- умение выражать свои мысли,
- владение диалогической речью
5. Домашнее задание
1.Сформулируйте домашнее задание по интересующим вас вопросам
2. Какое общее домашнее задание мы определим?
- несколько человек формулируют своё индивидуальное домашнее задание
-знание и умение определения особенностей ГП, история исследования Южной Америки
Список литературы:
1.Учебник:География: материки, океаны, народы и страны. 7 класс: учебник /И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенёв; под ред. В.П. Дронова. – М. : Дрофа, 2017. – 398с
2.Крылова О.В. «Уроки географии 7 класс». М.: Просвещение, 1990 г.
3.Баринова И.И. «Современный урок географии. Методические разработки уроков для 7 класса: Материки и океаны», М., «Школьная Пресса», 2003г.
4.Бенькович Т. М., Бенькович Д. Л. Опорные конспекты в обучении географии: 7 кл.: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1995.
Приложения.
Задания для работы в группах:
1. Определите, как расположен материк Южная Америка относительно экватора, тропиков и 00 меридиана. Нанесите основные линии на контур материка. В каких климатических поясах находится материк? Можете ли вы сказать, как расположение материка повлияло на его природу?
2. Определите координаты крайней северной и крайней южной точек материка. Отметьте их на контуре.
3. Определите координаты крайней западной и крайней восточной точек материка. Отметьте их на контуре.
4. Определите протяжённость материка с севера на юг по 700 з.д., и протяжённость с запада на восток по 100 ю.ш. Отметьте на контуре. Сделайте вывод, в каком направлении природные условия будут изменяться в большей степени.
5.Какие моря и океаны омывают Южную Америку. Отметьте их на контуре. Сделайте вывод, какой из океанов оказывает наибольшее влияние на природу материка и почему. Узнайте, какие течения есть у берегов Южной Америки. Отметьте их на контуре. Будут ли течения как-то влиять на природу материка?
6.Как расположен материк относительно других материков. Можете ли вы сказать, будут ли оказывать близлежащие материки на природу Южной Америки