Тема «Географическая карта» (5 класс)
Цель урока: Сравнить глобус и карту.
Задачи урока:
Сравнить глобус и карту, сделать вывод (на доске)
Показать роль карты в жизни человека
«Глобус и карта» (два ключевых слова)
Ход урока.
1. Актуализация опорных знаний (два ученика выходят с рюкзаком, у одного в нем карта, а у другого глобус) Ребята, вы куда собрались? в поход. Что в рюкзаке? Вам удобного его нести?
Глобус это?
Географическая карта-это? (стр.103 учебника)
2 .Сравнение глобуса и карты (разбить на 2 группы)
Именно апельсин помог прославиться фламандскому картографу Герарду Меркатору, когда он представил земной шар в виде апельсина и вспомнил, как мы его чистим.
А я взяла мяч.(показываю, он разрезан)
Потом дольки апельсина он разложил на листе бумаги так, как они покрывали его.
Помогите мне разложить мяч на доске.
-Что-то не так? Почему у вас не получается?
Вывод: мяч выпуклый, а доска плоская.
А чтобы получилась карта, то изображение пришлось растянуть, то есть немного исказить. Следовательно, и географические объекты в этом месте искажены.
А чтобы получилась карта, то изображение пришлось растянуть, то есть немного исказить. Следовательно, и географические объекты в этом месте искажены.
Но на географических картах изображение этих линий выглядит по-другому из-за искажений при перенесении выпуклой поверхности Земли на плоскость.
Задание. Сравните глобус и карту
Задание. Сравните глобус и карту, сделайте вывод. (отмечают на моделях)
№ | | Глобус | Карта | Рефлексия |
1 | Удобство в обращении | Менее удобна | Карта более удобна в использовании | + |
2 | Время появления | Глобус появился позже. | Карта появилась раньше | + |
3 | По форме | объёмная модель земли | Карта - плоская | - |
4 | Полюса | Самые крайние точки Земли. Северный в центральной части СЛО(90 СШ), южный –в центральной части Антарктиды (90 ю.ш) | Не видно | + |
5 | Экватор | форму окружности | Форму прямой линии | + |
6 | Меридианы | полуокружности | По разному, зависит от проекции (дуги) | - |
7 | Параллели | окружности | По разному, зависит от проекции (прямые) | + |
8 | Масштаб | мелкомасштабные | разные | + |
9 | Определить протяженность о. Гренландия с севера на юг по 450з.д. | 7см*500=3500км | 5см*1000км=5000км | + |
10 | Искажения | На глобусе Земля показана без искажений | на карте-с искажениями, особенно к полюсам вытянутые объекты | + |
10 | Масштаб изображения (где можно показать наиболее подробно?) | На глобусе всегда изображена вся Земля | на карте можно показать отдельную часть Земли, она более подробна. | + |
11 | По видам | Мало видов (общегеографические и политические) | Видов карт довольно много (по содержанию,по масштабу,по охвату территории) | + |
12 | Определить направление от Средиземного моря к Карибскому | Юго-запад | Юго-запад | + |
13 | Определить координаты г.Каира | 30 сш, 31 вд | 30 сш, 31 вд | + |
Изобразите + либо на глобусе или на карте. Где больше?
Вывод: Глобус и карта дополняют друг друга. На глобусе невозможно увидеть территорию полностью, а на карте это возможно;
карты удобны для хранения - занимают гораздо меньшее место;
глобус не всегда удобен в использовании.
3. Закрепление.
Отличие географической карты от глобуса.
1 Глобус-это …… модель земли,а карта-…...
2 На глобусе Земля показана ………..,а на карте-…………..
3 Карта появилась ……….,чем глобус.
4 На глобусе всегда изображена ………,а на карте можно показать ……..часть Земли,она более ……...
5 Карта ……….. в использовании, чем глобус.
6 Видов карт ………. (по содержанию,по масштабу,по охвату территории),чего нельзя сказать о глобусе.
4. Рефлексия. В таблице отмечают « +» и « -»
5. Оценивание: оценки (по жетонам) красный-5, зеленый -4, синий-3, подписать
6. Домашнее задание: параграф 18, Ответ на 2 вопроса по выбору ученика стр.106-107