Тема «Географическая карта» (5 класс)
 
 
 Цель урока: Сравнить глобус и карту.
  Задачи урока:
 Сравнить  глобус и карту, сделать вывод (на доске)
 Показать роль карты в жизни человека
  «Глобус и карта» (два ключевых слова)  
 Ход урока.
 1. Актуализация опорных знаний (два ученика выходят с рюкзаком, у одного в нем карта, а у другого глобус) Ребята, вы куда собрались? в поход. Что в рюкзаке? Вам удобного его нести?
 Глобус это?
 Географическая карта-это? (стр.103 учебника)
 2 .Сравнение глобуса и карты (разбить на 2 группы)
  Именно апельсин помог прославиться фламандскому картографу Герарду Меркатору, когда он представил земной шар в виде апельсина и вспомнил, как мы его чистим.
  А я взяла мяч.(показываю, он разрезан)
  Потом дольки апельсина он разложил на листе бумаги так, как они покрывали его.
  Помогите мне разложить мяч на доске.
  -Что-то не так? Почему у вас не получается?
  Вывод: мяч выпуклый, а доска плоская.
 А чтобы получилась карта, то изображение пришлось растянуть, то есть немного исказить. Следовательно, и географические объекты в этом месте искажены.
 А чтобы получилась карта, то изображение пришлось растянуть, то есть немного исказить. Следовательно, и географические объекты в этом месте искажены.
 Но на географических картах изображение этих линий выглядит по-другому из-за искажений при перенесении выпуклой поверхности Земли на плоскость.
 Задание. Сравните глобус и карту
 
 
 
 
 
    
 
 
 
 Задание. Сравните глобус и карту, сделайте вывод. (отмечают на моделях)
 
 
        |   №   |         |    Глобус   |    Карта     |    Рефлексия     |  
  |   1   |    Удобство в обращении   |    Менее удобна   |    Карта более удобна в использовании   |    +   |  
  |   2   |    Время появления   |    Глобус появился позже.   |    Карта появилась раньше   |    +   |  
  |   3   |    По форме   |    объёмная модель земли   |    Карта - плоская   |    -   |  
  |   4   |    Полюса   |    Самые крайние точки Земли. Северный в центральной части СЛО(90 СШ), южный –в центральной части Антарктиды (90 ю.ш)   |    Не видно   |    +   |  
  |   5   |    Экватор   |    форму окружности   |    Форму прямой линии   |    +   |  
  |   6   |    Меридианы   |    полуокружности    |    По разному, зависит от проекции (дуги)   |    -   |  
  |   7   |    Параллели     |    окружности     |    По разному, зависит от проекции (прямые)   |    +   |  
  |   8   |    Масштаб   |    мелкомасштабные   |    разные   |    +   |  
  |   9   |    Определить протяженность о. Гренландия с севера на юг по 450з.д.   |    7см*500=3500км   |    5см*1000км=5000км   |    +   |  
  |   10   |    Искажения     |    На глобусе Земля показана без искажений   |    на карте-с искажениями, особенно к полюсам вытянутые объекты       |    +   |  
  |   10   |    Масштаб изображения (где можно показать наиболее подробно?)     |    На глобусе всегда изображена вся Земля   |    на карте можно показать отдельную часть Земли, она более подробна.       |    +   |  
  |   11   |    По видам   |    Мало видов (общегеографические и политические)   |    Видов карт довольно много (по содержанию,по масштабу,по охвату территории)   |    +   |  
  |   12   |    Определить направление от Средиземного моря к Карибскому   |    Юго-запад   |    Юго-запад   |    +   |  
  |   13   |    Определить координаты г.Каира   |    30 сш, 31 вд   |    30 сш, 31 вд   |    +   |  
 
  Изобразите + либо на глобусе или на карте. Где больше?
  
 
  Вывод: Глобус и карта дополняют друг друга. На глобусе невозможно увидеть территорию полностью, а на карте это возможно;
  карты удобны для хранения - занимают гораздо меньшее место;
  глобус не всегда удобен в использовании.
  3. Закрепление.
  Отличие географической карты от глобуса.
  1 Глобус-это …… модель земли,а карта-…...
  2 На глобусе Земля показана ………..,а на карте-…………..
  3 Карта появилась ……….,чем глобус.
  4 На глобусе всегда изображена ………,а на карте можно показать ……..часть Земли,она более ……...
  5 Карта ……….. в использовании, чем глобус.
  6 Видов карт ………. (по содержанию,по масштабу,по охвату территории),чего нельзя сказать о глобусе.
  4. Рефлексия. В таблице отмечают « +» и « -»
  
 
  5. Оценивание: оценки (по жетонам) красный-5, зеленый -4, синий-3, подписать
  
  6. Домашнее задание: параграф 18, Ответ на 2 вопроса по выбору ученика стр.106-107