Формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии
Формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии
Внимание и интерес к содержанию урока предполагается стимулировать применением разнообразных форм и методов проведения этапов урока, сменой видов деятельности учеников: работа с кроссвордом или тестом при проверке домашнего задания, организация самостоятельной работы по таблице (схеме) во время изучения новой темы, работа с атласом и интересные сообщения при закреплении материала. Смена видов деятельности и возможность применить свои знания в практической работе могут способствовать активизации внимания учащихся в течение всего урока. Весь материал, предполагаемый к использованию на уроке, соответствует возрасту ребят и стимулирует их на поисковую деятельность.
Целью мастер-класса было показать различные методы и приёмы для формирования у учащихся различных УУД. Основными результатами на данном этапе стало формирование познавательных и коммуникативных результатов: поиск и выделение необходимой информации в тексте и учебнике, построение логических цепочек, объяснение своего выбора и аргументация. Постановка перед ребятами новых задач на каждом этапе урока позволят поддерживать внимание учеников при выполнении каждого задания: работа с картой и атласом, текстом (использование дополнительной литературы), учебником и т.д.
Значимым является то, что ученики должны самостоятельно изучить новый материал, применяя ранее сформированные навыки самостоятельной работы.
Важную роль в усвоении нового материала, повышении внимания и активизации познавательной деятельности учащихся на уроке играет применение разных технологий, обеспечивающих яркость и новизну изучаемого материала. Анимация слайдов в презентации привлекает внимание учеников, акцентирует их на наиболее значимых моментах изучаемой темы.
Вывод: Учитель должен грамотно планировать и поддерживать внимание учащихся на всех этапах урока. Для достижения этого будут применяться такие формы организации учебной деятельности, как НИТ (презентация и тест), самостоятельная работа с таблицами, учебником и картами атласа, беседа и интересный дополнительный материал, то есть использоваться словесные, наглядные и практические методы обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о единстве водной оболочки Земли – гидросфере, её роли в жизни человека.
Задачи: - обучающие:
сформировать общие представления о водной оболочке Земли – гидросфере, ее составе и строении, о Мировом круговороте воды;
доказать единство всех частей гидросферы, а также связь между сушей и гидросферой;
расширить знания учащихся о значении воды в природе и для человека.
- развивающие:
развивать наблюдательность, память, логическое мышление (при работе с ЭОР), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;
развивать умение владеть картой, развивать умения и навыки работы с различными источниками географической информации, развивать умение приводить примеры, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
продолжить развивать навыки работы с современными средствами информатизации;
развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения;
создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала.
- воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам, окружающему миру;
воспитывать информационную культуру;
воспитывать чувства интереса к открытиям на уроке;
формировать научное мировоззрение.
Планируемые результаты обучения: Предметные:
Учащиеся извлекают информацию из текста учебника и дают определение понятиям «гидросфера», «Мировой круговорот воды»;
Учащиеся самостоятельно определяют состав гидросферы;
Учащиеся оценивают значение Мирового круговорота воды в жизни человека и природы;
Знать состав гидросферы;
знать три состояния воды;
умение приводить примеры перехода воды из одного состояния в другое.
Метапредметные:
Умеют определять понятия (гидросфера) по существенным признакам.
Умеют находить причины и следствия (на примере анализа круговорота воды в природе).
Развивают способность излагать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам, выслушивать мнения других и конструктивно обсуждать их.
Личностные:
Осознают ценности воды во всех ее проявлениях для жизнедеятельности.
Учащиеся осуществляет коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий.
экологическая ориентация – работа с текстом, в котором обсуждаются экологические проблемы, связанные с водой.
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации в учебнике, картах атласа; работа со схемами;
работа с текстом: поиск нужной информации в тексте;
постройка логической цепи рассуждений (Мировой круговорот воды в природе).
Регулятивные:
направлены на формирование контрольно – оценочной деятельности: планировать свою деятельность (в начале урока), оценивать результаты своей деятельности;
анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.
Коммуникативные:
умение объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать свой ответ;
умение организовывать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах, группах).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная работа.
Методы обучения: проблемный метод, частично-поисковый.
Ход урока:
Организационно – мотивационный этап:
Здравствуйте ребята!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать и экспериментировать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
Актуализация знаний.
Угадайте, о чём мы будем сегодня говорить. Предлагаю следующую подсказку:
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких, стройных елей,
Рушится потоком селей,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Вы меня в пруду найдёте
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница – … (вода)!
Именно вода является составной частью той оболочки, которую мы начнем изучать сегодня.
Может кто- то догадался, о какой оболочке я говорю?
ГИДРОСФЕРА («Гидро»- от греческого вода, влага; «Сфера»- от греческого шар). Таким образом, гидросфера – это водная оболочка Земли. Какая тема нашего урока? Тема нашего урока: «Гидросфера. Мировой круговорот воды». Запишите тему в тетрадь.
Какие вопросы у вас возникают, узнав тему нашего урока, посовещайтесь в парах, запишите в тетради, а потом запишем на доске: минута на размышление и минута на запись вопросов.
Записываем на доске:
Сколько воды на Земле?
Из чего состоит гидросфера?
Что происходит с водой в природе?
Как происходит мировой круговорот воды?
Открытие новых знаний
3.1. Состав гидросферы.
Учитель. Посмотрите на глобус или карту полушарий в атласах. (Перед вами круг разделенный на четыре части, выделите синим цветом ¾ части круга.)
Учащиеся устанавливают, сколько воды на Земле, и делают вывод, что 3/4 поверхности земного шара занято водой.
Вода создает «внешность» планеты. Но воды Земли сосредоточены не только в Мировом океане.
Вопрос к учащимся: Где еще находится вода в природе?
Ожидаемые ответы учащихся: в реках, озерах, ледниках, прудах, водохранилищах, подземных водах и т.д.
Учитель. Все это составные части гидросферы, которые мы отразим на схеме.
Я рисую на доске, а вы в тетрадях.
Все части гидросферы связаны между собой. Вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается.
Работа с учебником. Анализ рис. «Объём воды на земле». Где содержится самый большой объём воды, самый маленький? Где больше всего пресной воды содержится? (в ледниках). Ледники пока недоступны человечеству. Люди испытывают недостаток в пресной воде. Самый маленький объем воды содержится на поверхности суши. Поэтому необходимо бережно и рационально её использовать.
3.2. Мировой круговорот воды в природе.
Учитель: У вас на столах лежат стихи о воде, прочитайте их и ответьте на вопрос.
Работайте парами.
Ученики работают с раздаточным материалом, по итогам работы составляют схему круговорота воды.
Обратите внимание на слова известного географа А. А. Григорьева о том, что вода не только образует гидросферу, т. е. одну из самостоятельных сфер Земли, но и проникает в другие ее сферы — литосферу, атмосферу, биосферу. Она входит с ними в теснейшее соприкосновение и, возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придает ей часть приобретенных от других сфер свойств. Не случайно поэт А. Дитрих писал:
В звонкой льдинке и слезинке, И в дождинке, и в росинке — Нам откликнется всегда Океанская вода!
Приложение 1.
Прочитайте, о каком явлении идёт речь.
«Откуда берётся вода»
Вода появляется из ручейка, Ручьи по пути собирает река. Вода полноводно бежит на просторе. Пока, наконец, не вливается в море. Моря пополняют запас океана Сгущается влага над ним, как сметана Она поднимается выше пока Не превращается в облака. А облака, пролетая над нами, Дождём проливаются, сыплют снегами. Снега превращаются весной в ручейки Ручьи побегут до ближайшей реки. Всё это и зовут в народе Круговорот воды в природе. Воду дают не одни родники, Тают в горах весной ледники.
Приложение 2.
Прочитайте, о каком явлении идёт речь.
В природе путешествует вода. Она не исчезает никогда: То в снег превратится, то в лед, Растает и снова в поход. По горным вершинам, широким долинам, Вдруг в небо взорвется, дождями вернется, Вокруг оглянись, в природу вглядись Вас окружает везде и всегда, Это волшебное чудо – вода!
Приложение 3.
Прочитайте, о каком явлении идёт речь.
Хоть в это поверить не очень легко,
Но Волги вода есть в реке Лимпопо.
И, путешествуя облаком пара,
Воды из Волги текут в Ниагару.
Волги вода и в Байкале, и в Ниле,
И в Танганьике, и в нашей квартире.
Значит, должны понимать это все мы:
Реки – часть водной единой системы.
Но, чтоб не быть с географией в споре,
Волга впадает в Каспийское море.
Приложение 4.
Прочитайте, о чём идёт речь.
Вода – чудесный дар природный, Живой, текучий и свободный, Картины нашей жизни красит В своих трех важных ипостасях. То ручейком, то речкой вьется, То из стакана наземь льется. То застывает тонкой льдинкой, Красиво названной снежинкой. То обретает легкость пара: Была – и вдруг ее не стало. Великий труженик водица, Ну, как же ей не восхититься! Она плывет к нам облаками, Поит снегами и дождями, И разрушает, и наносит, И так заботы нашей просит.