kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внимание и интерес к содержанию урока предполагается стимулировать  применением разнообразных форм и методов проведения этапов урока, сменой видов деятельности учеников: работа с кроссвордом или тестом при проверке домашнего задания, организация самостоятельной работы по  таблице (схеме) во время изучения новой темы, работа с атласом  и интересные сообщения при закреплении материала. Смена видов деятельности и возможность применить свои знания в практической работе могут способствовать  активизации  внимания учащихся в течение всего урока. Весь материал, предполагаемый к использованию на уроке, соответствует возрасту ребят и стимулирует  их на поисковую деятельность.

Целью  мастер-класса было показать различные методы и приёмы для формирования у учащихся различных УУД. Основными результатами на данном этапе стало формирование познавательных и коммуникативных результатов: поиск и выделение необходимой информации в тексте и учебнике, построение логических цепочек, объяснение своего выбора и аргументация. Постановка перед  ребятами новых задач на каждом этапе урока позволят поддерживать внимание учеников при выполнении каждого задания: работа с картой и атласом, текстом (использование дополнительной литературы), учебником и т.д.

Значимым  является то, что ученики  должны самостоятельно изучить  новый материал, применяя ранее сформированные навыки самостоятельной работы.

Важную роль в усвоении нового материала, повышении внимания и активизации познавательной деятельности учащихся на уроке  играет применение разных  технологий, обеспечивающих яркость и новизну изучаемого материала. Анимация  слайдов в презентации привлекает  внимание учеников, акцентирует их на наиболее  значимых моментах изучаемой темы.

Вывод:  Учитель должен грамотно планировать и  поддерживать внимание учащихся на всех этапах урока. Для достижения этого будут применяться  такие формы организации учебной деятельности, как НИТ (презентация и тест), самостоятельная работа с таблицами, учебником и картами атласа, беседа и интересный дополнительный материал, то есть использоваться словесные, наглядные и практические методы обучения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии»

Мастер-класс



ТЕМА: Формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии.

Цель: Показать, как с помощью различных методов и приемов формировать у учащихся на уроках географии различные УУД.

Участники: ученики 6 классов МОУ «Клепиковская

СОШ №1», педагоги района.

Виды работ: фронтальная, парная, индивидуальная.

Провела: Осокина С.Н., учитель географии МОУ «Клепиковская СОШ №1»





















2014 год



Фрагмент урока географии по теме

«Гидросфера и ее части. Мировой круговорот воды».



Цель  урока: создание условий для формирования знаний учащихся о единстве водной оболочки Земли – гидросфере, её роли в жизни человека.

Задачи:
- обучающие:

  • сформировать общие представления о водной оболочке Земли – гидросфере, ее составе и строении, о Мировом круговороте воды; 

  • доказать единство всех частей гидросферы, а также связь между сушей и гидросферой;

  • расширить знания учащихся о значении воды в природе и для человека.

- развивающие:

  • развивать наблюдательность, память, логическое мышление (при работе с ЭОР), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;

  • развивать умение владеть картой, развивать умения и навыки работы с различными источниками географической информации, развивать умение приводить примеры, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

  •  продолжить развивать навыки работы с современными средствами информатизации;

  • развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения;

  • создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого  материала.

- воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам, окружающему миру;

  • воспитывать информационную культуру;

  • воспитывать чувства интереса к открытиям на уроке;

  • формировать  научное мировоззрение.

Планируемые результаты обучения: 
    Предметные:

  • Учащиеся извлекают информацию из текста учебника и дают определение понятиям «гидросфера», «Мировой круговорот воды»;

  • Учащиеся самостоятельно определяют состав гидросферы;

  • Учащиеся оценивают значение Мирового круговорота воды в жизни человека и природы;

  • Знать состав гидросферы;

  • знать три состояния воды;

  • умение приводить примеры перехода воды из одного состояния в другое.

Метапредметные:

  • Умеют  определять понятия (гидросфера) по существенным признакам.

  • Умеют  находить причины и следствия (на примере анализа круговорота воды в природе).

  • Развивают способность излагать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам, выслушивать мнения других и конструктивно обсуждать их.

Личностные:

  • Осознают  ценности воды во всех ее проявлениях для жизнедеятельности.

  • Учащиеся осуществляет коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий.

  • экологическая ориентация – работа с текстом, в котором обсуждаются экологические проблемы, связанные с водой.

Познавательные:

  • поиск и выделение необходимой информации в учебнике, картах атласа; работа со схемами;

  • работа с текстом: поиск нужной информации в тексте;

  • постройка логической цепи рассуждений (Мировой круговорот воды в природе). 

Регулятивные:

  • направлены на формирование контрольно – оценочной деятельности: планировать свою деятельность (в начале урока), оценивать результаты своей деятельности;

  • анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

Коммуникативные:

  • умение объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать свой ответ;

  • умение организовывать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах, группах).

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная работа.

Методы обучения: проблемный метод, частично-поисковый.









Ход урока:

    1. Организационно – мотивационный этап:

Здравствуйте ребята!

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать и экспериментировать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

    1. Актуализация знаний.

Угадайте, о чём мы будем сегодня говорить. Предлагаю следующую подсказку:

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Средь высоких, стройных елей,

Рушится потоком селей,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Вы меня в пруду найдёте

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница – … (вода)!

Именно вода является составной частью той оболочки, которую мы начнем изучать сегодня.

Может кто- то догадался, о какой оболочке я говорю?


ГИДРОСФЕРА («Гидро»- от греческого вода, влага; «Сфера»- от греческого шар). Таким образом, гидросфера – это водная оболочка Земли. Какая тема нашего урока? Тема нашего урока: «Гидросфера. Мировой круговорот воды». Запишите тему в тетрадь.


Какие вопросы у вас возникают, узнав тему нашего урока, посовещайтесь в парах, запишите в тетради, а потом запишем на доске: минута на размышление и минута на запись вопросов.

Записываем на доске:

Сколько воды на Земле?

Из чего состоит гидросфера?

Что происходит с водой в природе?

Как происходит мировой круговорот воды?


    1. Открытие новых знаний

3.1. Состав гидросферы.

Учитель. Посмотрите на глобус или карту полушарий в атласах. (Перед вами круг разделенный на четыре части, выделите синим цветом ¾ части круга.)

Учащиеся устанавливают, сколько воды на Земле, и делают вывод, что 3/4 поверхности земного шара занято водой.

Вода создает «внешность» планеты. Но воды Земли сосредоточены не только в Мировом океане.

Вопрос к учащимся: Где еще находится вода в природе?

Ожидаемые ответы учащихся: в реках, озерах, ледниках, прудах, водохранилищах, подземных водах и т.д.

Учитель. Все это составные части гидросферы, которые мы отразим на схеме.

Я рисую на доске, а вы в тетрадях.

Все части гидросферы связаны между собой. Вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается.

Работа с учебником. Анализ рис. «Объём воды на земле». Где содержится самый большой объём воды, самый маленький? Где больше всего пресной воды содержится? (в ледниках). Ледники пока недоступны человечеству. Люди испытывают недостаток в пресной воде. Самый маленький объем воды содержится на поверхности суши. Поэтому необходимо бережно и рационально её использовать.

3.2. Мировой круговорот воды в природе.

Учитель: У вас на столах лежат стихи о воде, прочитайте их и ответьте на вопрос.

Работайте парами.

Ученики работают с раздаточным материалом, по итогам работы составляют схему круговорота воды.

Обратите внимание на слова известного географа А. А. Григорьева о том, что вода не только образует гидросферу, т. е. одну из самостоятельных сфер Земли, но и проникает в другие ее сферы — литосферу, атмосферу, биосферу. Она входит с ними в теснейшее соприкосновение и, возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придает ей часть приобретенных от других сфер свойств. Не случайно поэт А. Дитрих писал:


В звонкой льдинке и слезинке,
И в дождинке, и в росинке —
Нам откликнется всегда
Океанская вода!








Приложение 1.


    1. Прочитайте, о каком явлении идёт речь.

«Откуда берётся вода»


Вода появляется из ручейка, 
Ручьи по пути собирает река.
Вода полноводно бежит на просторе. 
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана
Сгущается влага над ним, как сметана
Она поднимается выше пока
Не превращается в облака.
А облака, пролетая над нами, 
Дождём проливаются, сыплют снегами.
Снега превращаются весной в ручейки
Ручьи побегут до ближайшей реки.
Всё это и зовут в народе
Круговорот воды в природе.
Воду дают не одни родники, 
Тают в горах весной ледники.







































Приложение 2.



    1. Прочитайте, о каком явлении идёт речь.



В природе путешествует вода.
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед, 
Растает и снова в поход.
По горным вершинам, широким долинам,
Вдруг в небо взорвется, дождями вернется,
Вокруг оглянись, в природу вглядись
Вас окружает везде и всегда,
Это волшебное чудо – вода!



































Приложение 3.

    1. Прочитайте, о каком явлении идёт речь.

Хоть в это поверить не очень легко,

Но Волги вода есть в реке Лимпопо.

И, путешествуя облаком пара,

Воды из Волги текут в Ниагару.

Волги вода и в Байкале, и в Ниле,

И в Танганьике, и в нашей квартире.

Значит, должны понимать это все мы:

Реки – часть водной единой системы.

Но, чтоб не быть с географией в споре,

Волга впадает в Каспийское море.











































Приложение 4.

    1. Прочитайте, о чём идёт речь.

Вода – чудесный дар природный,
Живой, текучий и свободный,
Картины нашей жизни красит
В своих трех важных ипостасях.
То ручейком, то речкой вьется,
То из стакана наземь льется.
То застывает тонкой льдинкой,
Красиво названной снежинкой.
То обретает легкость пара:
Была – и вдруг ее не стало.
Великий труженик водица,
Ну, как же ей не восхититься!
Она плывет к нам облаками,
Поит снегами и дождями,
И разрушает, и наносит,
И так заботы нашей просит.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Осокина Светлана Николаевна

Дата: 03.12.2015

Номер свидетельства: 261476

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Мастер-класс к уроку географии"Хождение за три моря""
    ["seo_title"] => string(52) "mastierklasskurokughieoghrafiikhozhdieniiezatrimoria"
    ["file_id"] => string(6) "323204"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1461776413"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Урок географии 5 класс ФГОС " Как люди открывали Землю." "
    ["seo_title"] => string(58) "urok-ghieoghrafii-5-klass-fgos-kak-liudi-otkryvali-ziemliu"
    ["file_id"] => string(6) "128137"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415443900"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Реализация деятельностного подхода на уроке географии  по теме "Охрана природы""
    ["seo_title"] => string(81) "riealizatsiiadieiatielnostnoghopodkhodanaurokieghieoghrafiipotiemieokhranaprirody"
    ["file_id"] => string(6) "303184"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457451772"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Разработка урока географии на тему «Погода и климат»."
    ["seo_title"] => string(48) "razrabotkaurokaghieoghrafiinatiemupoghodaiklimat"
    ["file_id"] => string(6) "331905"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464777717"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Урок географии в 6 классе на тему: "Великие географические открытия" "
    ["seo_title"] => string(79) "urok-ghieoghrafii-v-6-klassie-na-tiemu-vielikiie-ghieoghrafichieskiie-otkrytiia"
    ["file_id"] => string(6) "154245"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421140203"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства