Урок качества
Тема: "Экологическая маркировка"
План урока
Цель урока: Способствовать формированию активной жизненной позиции в отношении экологической безопасности, употребления экологически чистых продуктов. Развивать умения принимать собственные решения и сопротивляться социальному неэкологическому давлению.
Задачи урока:
Образовательные:
Учебные:
-
Актуализировать и расширить знания учащихся о маркировке продуктов питания; -
Способствовать формированию знаний об экологической маркировке продуктов питания путём практического исследования;
Развивающие:
-
Способствовать развитие коммуникативных компетенций через умение кратко излагать свои мысли; -
Способствовать формированию информационной компетенции через умения работать с различными источниками информации, извлекать из них факты, анализировать, получать новые знания;
Воспитательные:
-
Формировать умения принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и брать ответственность за работу членов команды; -
Способствовать воспитанию у учащихся культуры межличностного общения; -
воспитывать критическую и объективную самооценку знаний.
Методические:
-
активизировать пропаганду экологического образа жизни среди детей и подростков; -
изучить опыт коллег и дополнительную литературу и применить на занятии использование исследовательской деятельности учащихся; -
изучить дополнительные источники информации и интернет-ресурсы по теме «Экологическая маркировка и упаковка продуктов питания»
Организационные
-
обеспечить наличие на занятии продуктов с различной экологической маркировкой и в различной упаковке; -
разделить учащихся на микрогруппы;
комбинированный урок
Ход урока.
1.Что такое «экомаркировка»?
Экологическая маркировка — знак, который можно найти на упаковках российских и зарубежных товаров. Его может получить только та компания, которая прошла экспертизу и доказала экологическую безопасность и высокое качество своей продукции.
Экомаркировка была создана, чтобы, с одной стороны, дать потребителю надежный критерий выбора качественной продукции, а с другой стороны — помочь производителям экологически безопасной продукции в продвижении их товаров и в повышении конкурентноспособности на рынке.
Существует и официальное определение экологической маркировки — экологической этикетки или декларации:
«Экологические этикетки и декларации дают информацию о продукции или услугах в отношении их общих экологических характеристик, одного или нескольких экологических аспектов. Покупатели и потенциальные покупатели могут использовать эту информацию при выборе продукции или услуг, если такой выбор основывается на соображениях экологичности или других факторах» .
ГОСТ Р ИСО 14020-2000
«Экологическая маркировка и декларация. Основные принципы.»
Постановление Госстандарта России от 25.12.00 N 410-ст
К сведению
На Западе система экологического маркирования продукции активно развивается и охватывает уже практически все группы товаров. Наиболее популярными представителями этой системы являются 2 экомаркировки непищевой продукции — северный («Белый лебедь») и европейский («Европейский цветок»). «Лебедь» и «Цветок» охватывают множество товарных групп, начиная с туалетной бумаги и матрасов и заканчивая отелями и компьютерами.
Существующие в мире экомаркировки можно разделить на следующие основные группы — по информации, которую они несут:
·
информация об экологичности продукции в целом, учитывающая весь жизненный цикл ее производства;
·
информация об экологичности отдельных свойств продукции. Сюда также относятся знаки, отражающие отсутствие веществ, приводящих к уменьшению озонового слоя вокруг Земли; знаки на предметах потребления, отражающие возможность их утилизации с наименьшим вредом для окружающей среды, и многие другие;
·
информация для идентификации натуральных продуктов питания (органическое производство).
Следует отметить, что на практике существуют и другие виды экомаркировки, например призывы бережно относиться к окружающей природной среде в целом и ее отдельным объектам, и т. п.
В России также представлены все эти типы экомаркировок. Ниже будут представлены экомаркировки из всех описанных 3 групп.
Потребительские предпочтения в отношении экологически безопасной продукции
Кому нужна экологическая маркировка? Как потребитель определяет для себя понятие «экологически безопасная продукция»? Готов ли потребитель покупать такую продукцию? Знаком ли он с экологической маркировкой?
На все эти и другие вопросы удалось найти ответы благодаря социологическому опросу, проведенному «Агентством Социальной Информации» по заказу Санкт-Петербургского Экологического союза (СПбЭС).
Опрос был проведен в рамках Программы малых проектов в сфере охраны окружающей среды (SEPS-3). Программа осуществляется Британским Советом при поддержке Министерства охраны окружающей среды, продовольствия и развития сельских районов Великобритании (Defra).
Осенью 2005 года в Санкт-Петербурге проводилось количественное социологическое исследование методом личных уличных интервью. Опрос проводили с целью выяснения наличия предпочтений у потребителя к экологически безопасной продукции и уровня информированности граждан в этой области. Ставились следующие задачи: выявить а) особенности понимания жителями Санкт-Петербурга термина «экологически безопасная продукция» и б) мотивацию ее приобретения, а также определить в) уровень известности принципа добровольной экологической сертификации, разных типов экомаркировки и г) потребительские предпочтения относительно экомаркировок.
Проведенный опрос показал, что 52 % покупателей знают об экологической маркировке продукции или что-то слышали о ней. При этом можно с уверенностью утверждать, что этот не слишком высокий уровень информированности связан с отсутствием широкой рекламной кампании, так как большинство «незнающих» принадлежат к таким группам населения, для которых основным источником информации являются средства массовой информации (рабочие, служащие,