Просмотр содержимого документа
««Дикие и домашние животные».»
Конспект урока по окружающему миру
2 класс
Тема: «Дикие и домашние животные».
Тип урока:комбинированный
Цель урока: сформировать знания о диких и домашних животных, их сходстве и различиях; показать разнообразие домашних животных, их значение для человека.
Задачи урока:
1. Познавательные:
Формировать понятия " домашние " и " дикие " животные, формировать представления об особенностях ухода за домашними животными, условиях необходимых для их жизни;
Формировать представления о сходстве и различии домашних и диких животных;
Познакомить учащихся со значением домашних животных в жизни человека.
*Формировать навыки анализа понятий домашние и дикие животные;
2. Развивающие:
Развивать речь учащихся;
Развивать внимание и наблюдательность при работе с наглядным материалом;
Развивать логическое мышление ;
Анализировать существенные признаки домашних и диких животных;
сравнивать домашних и диких животных по существенным признакам
устанавливать связи между домашними животными и продукцией, получаемой от них;
обобщать навыки анализа понятий домашние и дикие животные;
3. Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к животным и к окружающей среде;
Воспитывать познавательный интерес к изучению новых связей в природе;
Воспитание культуры общения со сверстниками при работе в группе и в паре;
Планируемые результаты урока: Предметные: • находить связи в природе, между природой и человеком. • сравнивать объекты природы, делить их на группы. • соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных. • выделять характерные особенности домашних животных.
Метапредметные:
Регулятивные: • контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. • принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
Познавательные: • работать с разными видами информации и ориентироваться в ней. • выполнять действия по образцу. • задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них. • развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать. • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Коммуникативные:
*развивать речь учащихся; • развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в паре; • развивать умение принимать коллективное решение;
* развивать умение строить сообщение в устной форме.
Личностные: • осознание необходимости учения. • работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. • учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности. • работать над осознанием ответственности за общее дело. • учиться выражать свое мнение.
Оборудование: 1. Компьютер. 2. Мультимедиа. 3. Набор карточек « Дикие и домашние животные». 4. Индивидуальные карточки с животными. 5. Учебник: А.А. Плешаков « Окружающий мир»,
Формы и методы: 1. Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение. 2. Наглядный метод 3. Проблемно – поисковый метод. 4. Применение ИКТ (презентация)
Ход урока 1. Организационный момент.
Мы пришли сюда …. (учиться)
не лениться ,а ……(трудиться).
Аккуратно будем мы ….(писать)
И ответы полные…. (давать).
Дружно за руки…( возьмёмся) И друг другу …(улыбнёмся). Пусть сегодня для нас всех На урок придёт успех!
2. Актуализация знаний
Сегодня у нас в гостях опять Совушка. Но сейчас она очень расстроена, потому что забыла, о чём мы говорили на прошлом уроке окружающего мира. Она подготовила нам несколько вопросов. Давайте поможем ей.
Блиц опрос « Какие бывают растения»( вопросы могут появляться на экране или напечатаны на карточках у учителя)
1. Растения, которые выращивает человек, называют... (культурными).
3.Такие растения, как крыжовник, смородина, малина, называют... (кустарниками).
4.Эти растения имеют несколько довольно тонких одревесневших стеблей- стволиков. (Кустарники.)
5.У этих растений листья в виде иголок ( хвоинок). ( Хвойные.)
6.Эти растения имеют листья в виде пластинок. ( Лиственные.)
7.Эти растения имеют мягкие сочные стебли. ( Травы.)
8.У этих растений от корня отходит один толстый стебель - ствол. ( Деревья.)
Карточка (групповая работа) ( готовая карточка показана на доске или появится на экране)
Соедини слова первого столбика со словами из второго столбика.
Крапива
Кукуруза дикорастущие
Одуванчик
Пшеница
Роза культурные
Малина
-Молодцы, так много знаете о растениях.
-Совушка , мы помогли тебе вспомнить о чём был наш прошлый урок?
-Да,да! Всё в прядке. Спасибо. Но мне очень хочется узнать, а чем же сегодня мы будем заниматься на уроке ?
Ответить на этот вопрос нам поможет расшифровка анаграммы.
Работа с анаграммой ( написана на доске или экране, или на плакате) Расшифруйте анаграмму и скажите: кому будет посвящен наш урок? ЕЫНТОВИЖ -Вспомните, на какие группы делятся животные?
(Запись на доске или экране) (Животные: звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся.) 3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.
Отгадайте загадки.( Дети отгадывают загадки, на доске появляются картинки с изображением животных).
1. Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
( лиса)
2. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода кора. (заяц)
3. Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.( медведь)
4. Спереди – пятачок,
Сзади – крючок.
Посередине спинка,
А на ней щетинка.( поросенок)
5. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова.
Лыко дерёт, а лаптей не плетёт. ( коза)
6. Рыжий молокозавод
День жуёт и ночь жуёт.
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко. ( корова)
4. Изучение нового материала
-О чём же мы будем говорить сегодня?
Ответы детей
Физкультминутка. Танец (запись песни
Алина Кукушкина «Маша и Медведь» - Песенка про следы) или
Физкультминутка в стихах.
Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся,
Любят долго потянуться.
Обязательно зевнуть
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – начинает все сначала
5. Выявление темы урока.
-О каких животных была физкультминутка? Кто был внимательным?
- Возвращаемся к нашим картинкам-отгадкам.
-Посмотрите внимательно на картинки и подумайте, на какие группы можно разделить этих животных?
— Предположите, о чем мы будем говорить на урок?
Думаю, что на уроке я узнаю…
Я хочу узнать….
Какие учебные задачи мы поставим перед собой? — Проверьте свои предположения.
Прочитайте, что говорит нам Муравьишка на с. 72 учебника
-Подумайте, каких животных называют дикими, а каких — домашними?
(Ответы детей.)
Открывается тема урока.
Вопрос от Совушки.
- А как вы напишите слово Д…МАШНИЕ? Через А или черезО? От какого слова образовалось слово ДОМАШНИЕ?
-В каком слове темы нашего урока спряталась орфограмма?
- УМНИЦЫ! И Молодцы!
- Какую цель ставим?
(Узнать, каких животных называют домашними, а каких дикими и чем же отличаются домашние и дикие животные).
6. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания
Первичное закрепление
Ребята отгадайте загадки:(дети отгадывают и загадывают загадки, на доске появляются картинки с изображением животных).
С хозяином дружит, Дом сторожит, Живёт под крылечком, Хвост колечком. (Собака)
Посреди двора Стоит копна: Спереди вилы, Сзади - метла. (Корова)
Кто имеет пятачок, Не зажатый в кулачок? На ногах его копытца. Ест и пьёт он из корытца. (Поросёнок)
Не пахарь, не кузнец, не плотник, А первый на селе работник. (Лошадь)
Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, А с водой не знается. (Кошка)
- Что общего между этими животными?
- Домашние. (На доске появляется карточка со словом “домашние” над группой картинок.)
-Докажите, что этих животных называют “домашними”?
Люди кормят их, готовят комбикорм, косят и сушат траву, пасут в загонах. Строят им жилища: для поросят - свинофермы, для коней – конефермы, для коров - комплексы крупного рогатого скота, где работают операторы машинного доения.
Вопрос от Совушки: Как называют врачей ,которые лечат животных?
Ветеринары заботятся о потомстве животных, делают прививки, лечат питомцев.)
А как звали сказочного врача ,который лечил всех животных? Назовите фамилию и имя автора сказки про Айболита.
Вывод: ( делают дети, учитель помогает)домашних животных содержат люди – кормят, ухаживают, оказывают медицинскую помощь, строят им жилища, заботятся о потомстве.
— Рассматривают иллюстрацию в учебнике с.73.
— Для чего человек выращивает домашних животных?
РАБОТА ПО ГРУППАМ .Прочитайте и скажите, кто какую приносит пользу.
Молоко-… (корова, коза).
Шерсть-…. (овца, баран, коза).
Охрана -…(собака)
Ласка -…(кошка).
Перевозит грузы-…. (лошадь, конь).
На доске или на экране появляется таблица. - продукты питания - шерсть - охрана жилища - декоративное значение
- транспортное средство
работа по карточкам в парах.
Отгадайте животных. Когда всех животных отгадали ,тогда появляются картинки (волк, медведь, белка, заяц, лось, олень, ёж лиса).
-Как назовём этих животных?
- Дикие(карточка со словом “дикие” появляется над группой картинок)
-Кто заботится об этих животных?
- Чем жизнь диких животных отличается от жизни домашних животных?
(Дикие животные живут в лесах, полях, на лугах, живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомством.)
Вопрос от Совушки: в каком словаре нужно смотреть толкование слова?
ЛО́ГОВИЩЕ
Места, где обитает зверь (на земле, в неглубокой яме).
7.Контроль усвоения
Физминутка для глаз. « На лугу» под музыку или в стихах
«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза) «Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты) «Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки) «Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами) «Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз) «Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
V. Подведение итогов урока
-Послушайте стихотворение, которое нам приготовила Аександра и подумайте, как мы должны относиться ко всему живому на Земле?
Дерево, цветок, трава и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Нор звериных, птичьего гнезда Разорять не будем никогда. Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живется с нами рядом.
Игра «Верно. Неверно» Разоряем гнезда птиц. Ломаем жилища животных . Ловим и уничтожаем насекомых.
Убираем за собой мусор в лесу. Ломаем ветки деревьев. Ловим и уносим домой птенцов птиц и детенышей животных. Зимой делаем кормушки для птиц и животных!
– Могут ли домашние животные стать дикими?
(Бывает так, что люди бросают животных)
– Правильно ли они поступают?
-«Мы в ответе за тех, кого приручили», - Антуан де Сент-Экзюпери. Человек — часть природы. По мере развития цивилизации и обособления в городах и селениях люди испытывали все большую потребность окружить себя животными и растениями. Настойчивое стремление человека приблизить к себе природу не случайно. Общение с животными делает людей добрее, а их жизнь — интереснее, дает много новых знаний и впечатлений. Однако любой зверь, большой или маленький, требует к себе любви и внимания, а еще нужно тратить на него время. Не все питомцы одинаково адаптируются к соседству с человеком. Прежде чем заводить животное, обязательно познакомьтесь с его повадками и другими особенностями. Учитесь ухаживать за своими питомцами, если они у вас есть. Будьте ответственными и милосердными хозяевами.
Совушка приготовила задание для всего класса .
Тест . Дикие и домашние животные
1. Какое животное является домашним?
кролик
выдра
муха
скворец
2. Какое животное может быть только диким?
пчела
голубь
лиса
корова
3. Какое домашнее животное даёт человеку молоко и мясо?
баран
корова
свинья
курица
4. Какое домашнее животное даёт человеку шерсть?
кошка
овца
курица
корова
5 . Какие домашние животные дают человеку сырьё для одежды?
овца
кролик
свинья
голубь
Закончи предложения:
а) Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилье, выводят потомство, называются … .
б) Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …
Как вы думаете, кому из животных живется труднее: диким или домашним?
VI. Домашнее задание.
- Чтобы продолжить наше удивительное путешествие в мир животных запишем домашнее задание. Дома вы ещё раз прочитаете о диких и домашних животных на страницах 72 -75.
Задание от Совушки .
Приготовить загадку о своём любимом животном .
VII. Рефлексия.
Чему же вы сегодня научились на уроке?
Я знаю
Я запомнил
Я смог
Скажите себе: "Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия
Если сегодня вам понравилось на уроке, вы считаете, что мы поработали очень хорошо, то возьмите красный смайлик.
Если работали хорошо, но могли бы ещё лучше, жёлтый смайлик.
Если вам было не очень интересно, что-то было не так, как хотелось бы, зелёный смайлик.
Дополнительный материал
Карточка (групповая работа)
Соедини слова первого столбика со словами из второго столбика.
Крапива
Кукуруза дикорастущие
Одуванчик
Пшеница
Роза культурные
Малина
ОПОРНЫЕ СЛОВА (корова, козаовца, баран, коза,собака,кошка,лошадь, конь)
Молоко-…
Шерсть-….
Охрана -…
Ласка -…
Перевозит грузы-….
Работа по парам.
Прочитайте название и скажите, чей это домик:
(слова для справок:ёжик, мышь, лиса,медведь,волк, белка,кукушка, ласточка, утка.
Нора-…
Берлога-…
Дупло -….
Гнездо-….
Логово-….
Работа по группам.
Тест . Дикие и домашние животные
1. Какое животное является домашним?
кролик
выдра
муха
скворец
2. Какое животное может быть только диким?
пчела
голубь
лиса
корова
3. Какое домашнее животное даёт человеку молоко и мясо?
баран
корова
свинья
курица
4. Какое домашнее животное даёт человеку шерсть?
кошка
овца
курица
корова
5 . Какие домашние животные дают человеку сырьё для одежды?
овца
кролик
свинья
голубь
Закончи предложения:
а) Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилье, выводят потомство, называются … .
б) Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …