Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация знаний
Формулирование темы урока-экскурсии и целей .
Работа по теме Практическая работа в группах Работа по теме .
Физкультминутка.
Работа по теме
Организация рефлекси Физкультминутка.
| МЫ СЮДА ПРИШЛИ УЧИТЬСЯ, НЕ ЛЕНИТЬСЯ, А ТРУДИТЬСЯ. РАБОТАЕМ СТАРАТЕЛЬНО, СЛУШАЕМ ВНИМАТЕЛЬНО. Слайд1 Девиз урока: Наблюдай, исследуй, делай вывод. Сегодня на уроке-экскурсии нам будут помогать наши старые знакомые. Как их зовут? Слайд 2 - Мудрая черепаха принесла к нам на урок –экскурсию несколько моделей. Найдите среди них модель солнца. Слайд 3 - Почему именно эту модель вы выбрали? Слайд 4 Отгадайте загадку : - Из какого ковша не пьют, не едят, А только на него глядят? -Кто может нарисовать звезды-точки так, чтобы получился ковш Большой Медведицы Слайд 5 - Что еще можно увидеть над головой? (Облака, звезды, луну). Слайд 6 - На прошлом уроке-экскурсии мы узнали о том, что у нас головой. А вот Муравьишка собрал на наш урок-экскурсию целую коллекцию камешков. Слайд 7 -Кто попробует сказать, о чем мы сегодня будем говорить на уроке. Муравей Вопросик задаёт нам следующий вопрос. Прочитайте его на странице 20 учебника. {Что у нас под ногами?) На этот вопрос мы сегодня будем отвечать. -Что вы можете рассказать о камнях, которые вам принёс Муравьишка? Одинаковые камешки у вас или чем-то отличаются друг от друга? - Мы узнаем какие бывают камни. Научимся сортировать камни по форме, размеру, цвету. Задание для I группы: разложите камни 1)по форме; 2)по размерам. Задание для II группы: разложите камни 1) по цвету; 2) по размерам. -Кто может сделать вывод этой работе? Слайд8 -Если посмотреть по сторонам, то всюду можно увидеть горные породы, или, как их называют, камни. Слайд 9 Уже первобытные люди использовали их. Из камня делали орудия труда, оружие, украшения. Слайд10 Присматриваясь к тому, что их окружает, люди заметили, что некоторые камни очень прочные и из них можно строить .Другие, расплавляясь, меняют форму и из них можно что-то сделать. Со временем был найден камень, с помощью которого можно было разводить огонь Слайд11.. С некоторыми камнями мы сегодня познакомимся. -Рассмотрите рисунок .Кого вы видите? Что люди делают? С помощью чего мужчина пытается развести огонь? В руках мужчины два камня. Ударяя один о другой, он высекал искры. Под слайдом даны фотографии трёх камней. Прочитайте их названия. У Муравьишки есть к вам несколько вопросов. -Может быть, кто-то из вас слышал, какой из этих камней помогал древним людям разводить огонь? Речь идёт о кремне.Слайд 12. Что это за камень? Прочитаем о нём на слайде. -Может кто- то вспомнит пословицы связанные со свойствами этого камня? Давайте прочтём пословицы со слайда. Слайд 13. - Прочитайте в толковом словаре, что означает это слово. И в наще время кремень имеет очень широкое применение. Его используют в изготовлении солнечных батарей, в медицине, электронике и химии . Слайд14 Чтобы познакомиться со следующими горными породами, Муравьишка предлагает вам разделиться на группы. Учитель в это время раздаёт лупы и коллекции «Гранит» и «Известняк». Возьмите в руки коробки с надписью «Известняк». Рассмотрите образцы. Какого они цвета? Известняк часто встречается в природе. Из него могут быть сложены целые горы, или он может залегать глубоко в земле мощными толстыми слоями. Слайд15 С давних пор люди получали из известняка известь, известковые растворы, строительные камни. Слайд16 Дома и стены часто делали из этого камня. Существует выражение «Москва белокаменная». Многие здания в старой Москве были построены из известняка.Слайд17 Сейчас из особых сортов известняка делают цемент, бетон, железобетон, которые используются в современном строительстве.Слайд18 В обычном известняке остатки организмов, из которых он состоит, не видны. Но у вас в коробках есть образец под названием известняк- ракушечник. Рассмотрите его. Слайд19 Найдите раковинки, из которых он состоит. Благодаря этим ракушкам известняк-ракушечник не спутаешь с его другими родственниками. Найдите этих «родственников» в коробках. Прочитайте названия.Слайд20.(Мел,мрамор) Мел - это разновидность известняка. Слайд 21 ( Мрамор - видоизменённый известняк. Слайд 22. Он бывает белым, серым, розовым. Мрамором отделывают стены вокзалов, метро, ступени лестниц. Мы с вами познакомились с семьёй известняка. Какой камень у нас остался? Слайд 23 Презентация или Мы дружно трудились, немного устали. Быстро все сразу за партами встали. Руки поднимем, потом разведём И очень глубоко всей грудью вздохнём. По дорожке все мы шли, шли Много камешков нашли. Присели , собрали, Дальше пошли. Положите перед собой коробки с надписью «Гранит». Гранит ». Слайд 24.известен людям очень давно - это крепкий и красивый камень. Залегает он в глубине земли и на её поверхности. Из него могут быть целые горы. ». «Гранит» Слайд25 - название нерусское и переводится как «зернистый». Чтобы понять, почему этот камень так назвали, рассмотрим его. Возьмите лупы, поднесите их к камням. Что вы видите? В состав гранита входят маленькие зёрнышки. Чёрные - это слюда; Слайд26 мелкие зёрна, похожие на стекло, белого или дымчатого цвета - кварц; Слайд27 розовая или серая часть - полевой шпат. Слайд28 Шпат придаёт граниту цвет и соответственно гранит бывает красный или серый. Слюда, кварц и шпат - составные части гранита. -Найдите среди этих названий двухсложное слово.Докажите. Какий слог будет ударным? Дети рассматривают образцы . Где именно можно увидеть гранит? Из этого камня делают памятники, стены в метро, ступени на лестницах. Ещё гранит используют при строительстве мостов, зданий, дорог. Это очень прочный камень, поэтому люди часто делают из него вещи, которые должны быть прочными и долговечными.Слайд 29 - Как мы можем ответить на вопрос Муравья, что у нас под ногами? А Мудрая черепаха спрашивает: - С какими горными породами мы познакомились? - Какого цвета бывают камни? - Какого размера бывают камни? - Какой формы? -Кто хочет подвести итог нашему уроку-экскурсии? Презентация« Физминутка для глаз» - Если вам понравился урок-экскурсия и вы довольны своей работой ,то вы берёте пластилиновую основу на жёлтой бумаге ,а если было что- то непонятно, трудно- на синей бумаге и Мудрая черепаха предлагает почувствовать себя мастерами художниками и выложить на пластилиновой основе узор из наших камней. .Слайд30 Выставка детских работ. .
| Проговаривают стихотворение написанное на доске. Проговаривают девиз урока, определяют тип урока. Ответы детей (Мудрая черепаха и Муравьишко Вопросик) Ответы детей Ответы детей (у доски ребенок соединяет звезды- точки , чтобы получился ковш, а остальные дети определяют по рисункам на слайде ,построенный ковш и найденный на слайде дети сравнивают) Рассматривают камни. Высказывание предположения детей Работают с учебником Ответы детей - (Разные) Дети делают вывод, что камни могут быть разного цвета, размера и формы. Дети рассматривают слайды. Дети читают название камней. Ответы детей. Читают несколько учеников. Кремень, а не человек. Наши народы — одного кремня искры. Тот в слове кремень, кому слово дорого. Читает подготовленный ученик.( Кремень, -мня, мужской род 1. Очень твёрдый камень, первоначально употребляется для высекания огня. 2. переносное значение О человеке с твёрдым характером (разговорное). уменьшительное кремешок, -шка, мужской род прилагательное кремнёвый, -ая, -ое (к 1 знач.). Дети рассаживаются на группы Ответы детей. (Белого, серого, жёлтого) Дети читают название камней на слайде. Дети выполняют движения за героями презентации или за подготовленными учениками. Ответы детей. Ответы детей. (из него делают ступени лестниц, памятники, стены в метро, мосты, дороги) Ответы детей. Подводят итог. Камни вокруг нас разнообразны.Они различаются по форме,размеру, цвету. Среди камней есть гранит,кремень,известняк. | мин. 0,5мин. 2мин. 1,5мин. 0,5мин. 10мин. 1.5мин. . 10мин 2мин. 1,5мин. 2мин. |