Тема: Лекарственные растения.
Предмет: Естествознание
Класс: 5 «Б»
Школа: Канайский КШДС
Цели: 1. Образовательные – изучить биологические особенности лекарственных растений.
2. Воспитательные – воспитание бережного отношения к природе.
3. Развивающая – развитие у школьников умений распознавать лекарственные растения, развитие памяти и речевых функций, в целях развития эмоций учащихся обеспечить в ходе урока создание ситуаций эмоциальных переживаний.
Методы: объяснительно-иллюстративные.
Оборудование: учебники, интерактивная доска.
Тип урока: Комбинированный.
Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Актуализация знаний фронтальная беседа.
1. На сколько царств подразделяются все живые организмы? (ответ – на 4, бактерии, грибы, растения и животные).
2. Животный мир составляет? (ответ – фауну).
3. Растительный мир составляет? (ответ – флору).
4. Как называется оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими? (ответ – биосфера).
5. На какие 2 группы делятся многоклеточные животные? (ответ – позвоночные и беспозвоночные).
6. На какие группы подразделяются все позвоночные животные? (ответ – рыбы, земноводные (амфибии), пресмыкающиеся (рептилии), птицы и млекопитающие).
7. На какие два подцарства подразделяются все растения? (ответ – низшие и высшие).
Задание. Исправьте ошибки : индивидуальная проверка знаний.
Окраску растениям придает именно это вещество…
…подсолнух
Водоросли – это…
…цветковое растение.
Розы, тюльпаны – это…
…хвойное растение
Вечнозеленые деревья и кустарники – это…
.низшее растение
Сосна, лук, чеснок и другие выделяют…
…хлорофилл
Именно из этого растения в нашей стране получают масло…
…фитонциды
Индивидуальный опрос по параграфу 47 «Комнатные растения».
3.Развитие новых понятий.
Беседа:
-Ребята, какие вы знаете лекарственные растения?
-Какие растения вы использовали в своей жизни в качестве лекарств?
Затем идут слайды с иллюстрациями лекарственных растений, параллельно объяснению новой темы.
4.Объяснение новой темы:
Все растения, окружающие нас, так или иначе, обладают целебными свойствами. Издавна люди использовали настои трав в качестве единственного средства лечения, ведь тогда в Древнем Риме или Греции не было развита фармацевтика и налажено как сейчас массовое производство таблеток.
обращаю внимание детей на иллюстрации учебника на странице 113:
Шиповник – один из самых распространенных источников аскорбиновой кислоты.
Шалфей – произрастает и в нашей области, используют в качестве вяжущего, противовоспалительного и дезинфицирующего средства.
Марьин – улучшает пищеварение, обладает успокаивающим действием.
Вы сами понимаете, что этот список можно продолжить до бесконечности. Недаром сегодня можно увидеть на прилавках книжных магазинов толстые сборники по описанию целебных свойств растений и способах их применения.
Мы сегодня на уроке упомянем только лишь небольшую часть из того перечня лекарственных растений, что известны на сегодняшний день.
Они повсюду нас, весной или летом, прогуливаясь по парку или саду, мы не замечаем, что у нас под ногами целый клад лекарственных растений – одуванчик, ромашка, подорожник, солодка, крапива, лопух, полынь и т. д.
В число лекарственных растений входят и овощи и фрукты. Особо богаты витамином С такие фрукты как лимон, апельсин, а также капуста. (Выводится слайд с изображением этих растений).
Но для того, чтобы собранные растения служили человеку в качестве лекарства нужно соблюдать правила сбора и хранения растений. (Выводится слайд «Правила сбора растений»).
Нужно помнить о том, что у определенных растений целебными свойствами обладают не все части. (Выводится слайд «Классификация лекарственных растений в зависимости от целебных свойств разных частей растений, затем слайды с примерами растений).
Наверняка каждый из вас пользовался касторовом маслом, а получают его из плодов клещевины, рисунок на странице 114.
Затем рассказ об этом растении.
Но в последнее время люди, занимаясь сборами лекарственных растений, нарушают правила, нанося урон природе. Заросли растений стали исчезать на глазах. Очень часто растение выдергивают прямо с корнем, а порой уничтожая весь куст. Поэтому людям приходятся выращивать некоторые лекарственные растения на плантациях, создавая специальные условия для ее размножения.
А сейчас девочки нам приготовили небольшие сообщения о лекарственных растениях. (Опережающее задание).
Сообщение 1: Шалфей.
Сообщение 2: Боярышник
Сообщение 3: Валериана.
4) Закрепление:
А теперь мы с вами немного поиграем в загадки. Выводятся слайды с загадками.
1) Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая. (Морковь)
2) Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи -
Меня в них ищи. (Капуста)
3) Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук)
4) Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла,
Сладка на вкус.
Узнали вы? Я. (свекла).
5)Маленький,
Горький,
Луку брат. (Чеснок)
6) Как на нашей грядке
Выросли загадки -
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры)
7) Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? (Арбуз)
8) Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни маленьких галчат. (Подсолнух)
9)На сучках висят шары,
Посинели от жары. (Слива)
10) Стоят в лугах сестрички -
Золотой глазок,
Белые реснички. (Ромашки)
11) Колкую, зеленую
Срубили топором.
Колкая, зеленая
К нам приходит в дом. (Елка)
12) Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза).
13) Ах, не трогайте меня!
Обожгу и без огня. (Крапива)
14) На зеленой хрупкой
Ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик)
15) Я румяную Матрешку
От подруг не оторву,
Подожду, когда Матрешка
Упадет сама в траву. (Яблоко)
5) Обобщение: Ребята, что нового мы сегодня узнали?
(предположительный ответ учащихся - сегодня на уроке мы познакомились с некоторыми видами лекарственных растений, изучили ряд биологических свойств растений, сделали заключение о том, что, несмотря на то, что видовой состав растений многообразен некоторые виды находятся под угрозой исчезновения.
Какой вывод мы можем сделать? (далее дети должны высказать свое мнение о том, что природу нужно охранять, и если люди занимаются сбором лекарственных растений, то это нужно делать правильно).
Итоги урока.
Домашнее задание: параграф 48, подготовить доклады на тему «Лекартсвенные растения ЗКО».