kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока географии Население мира. Численность и воспроизводство населения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока географии для 10 класса на тему: Население мира. Численность и воспроизводство населения. (ФГОС).

Урок разбит на блоки

1. Мотивационный блок

2. Блок "Численность населения"

3. Блок "Воспроизводство населения"

4. Блок "Типы воспроизводства"

5. Подведение итогов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии Население мира. Численность и воспроизводство населения »

Тема: «Население мира. Численность и воспроизводство населения».

Цель: Способствовать усвоению знаний о численности и воспроизводстве населения мира.

Задачи:

1. Организовать деятельность учащихся по изучению численности населения мира, процессов воспроизводства через отработку навыков работы с разными источниками географической информации. Способствовать формированию умения вести наблюдения за процессами в жизни и объяснять их.

2. Содействовать формированию деятельностных, коммуникативных навыков.

3. Создать условия по формированию навыка самооценки на основе критерия успешной деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.

Предметные:  давать определение «демография». «депопуляция», «воспроизводство», давать характеристику типам воспроизводства, приводить примеры стран.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока:  комбинированный.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: политическая карта мира, географические атласы, мультимедийное оборудование статистические материалы.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

План урока

  1. Мотивация темы урока.

  2. Блок “Численность населения”.

  3. Блок “Воспроизводство населения”.

  4. Блок “Типы воспроизводства”.

  5. Подведение итогов.

Этапы

урока


Содержание урока

Примечание

1 этап

Мотивация учебной деятельности.

На самом первом уроке географии в 10 классе вы познакомились с полным названием предмета география. Вспомните его.

Что означает в этом названии слово “социальная”?

Почему при изучении хозяйства невозможно обойтись без знакомства с населением?

Почему население изучается даже раньше, чем хозяйство?

Из всего сказанного можно сделать вывод, что знакомство с населением на уроках экономической географии просто необходимо! Только не стоит забывать, что география изучает не население, а лишь закономерности его размещения. Поэтому на уроках по этой теме будем пользоваться знаниями и других наук, например, демографии, этнографии и др.

Вспомните, что изучает демография?

Что изучает этнография?

Итак, вы убедили себя и одноклассников, что изучение темы необходимо. С чего начать? С чего обычно начинается знакомство с населением страны, района, мира? Конечно, с численности и процессов, которые на нее влияют. Это и есть тема нашего урока.


- Тема урока: Население мира. Численность и воспроизводство населения мира.

Изучим ее по отдельным блокам (см. план урока).


- Подобную тему мы уже изучали, или она совсем новая для нас?

- Какие понятия мы будем использовать, изучая эту тему? ( Численность населения, естественный прирост, миграции и т.д.).


2 этап

Актуализация.

А сколько нас всего на планете? Просмотр видеоролика.

Это сейчас мы можем точно назвать цифру. А всегда ли так было?

Выступление учащегося (опережающее задание)

Вопрос о том, сколько населения живет в мире и сейчас кому-то может показаться праздным, несущественным. Стоит ли удивляться тому, что первые попытки ответить на него относятся лишь к XVIII веку и принадлежат английскому экономисту Уильяму Пети. Он предположил, что на Земле проживает 320 млн. человек. Как считают современные ученые, он допустил большую ошибку, так как в то время численность населения была в два раза больше. И не мудрено, ведь его предположение было основано на догадках. Что сейчас делается для того, чтобы уточнить численность населения? Переписи населения.

Первые переписи прошли только в конце XVIII века в Скандинавии, Австро-Венгрии, США, в XIX веке - в Англии, России, Латинской Америке; в Азии - после II мировой войны; в Африке - в конце 50-х годов XX века. Во многих развивающихся странах эти переписи были первыми и последними, поэтому абсолютно точных данных о численности их населения нет.

Например: в Нигерии в 1973 году проживало 79 млн. человек. По прогнозам к 1985 году население должно было увеличиться до 95 млн. человек. В реальности же и в 1991 году в стране проживало лишь 86 млн. человек. О населении Бангладеш известно, что его численность от 120 до 140 млн. человек. Погрешность в 20 млн. очень велика, что не позволяет точно определить место этой страны в десятке стран-гигантов по населению.

Из всего этого следует, что численность населения Земли известна лишь приблизительно, и по подсчетам ООН в 2004 году она составила 6,4 млрд. человек, а 31 октября 2011 года родился 7 миллиардный житель планеты. Мы воспринимаем эту цифру как данность. А чтобы понять ее, надо с чем-то сравнить. Но с чем? В Солнечной системе обитаема только наша планета, значит, сравнить население Земли можно лишь с населением Земли, только проживавшим здесь в другое историческое время. Ученые считают, что за всю историю обитания человечества на Земле прожило 89 млрд. человек, поэтому в Англии об умершем человеке говорят: “Он присоединился к большинству”. Но никогда еще на Земле не жило столько народа одновременно! И никогда оно еще не увеличивалось столь быстрыми темпами!


3 этап

Выявление места и причины затруднения.

-Итак главный вопрос урока. Какова же численность населения планеты и ее динамика.



4 этап

Построение проекта выхода из затруднения.

- Начинаем с численности населения.

- Какие источники информации помогут нам в работе? (Статистические материалы, атласы и т.д.)

- С помощью, каких приемов можно обрабатывать информацию? (Строить графики, диаграммы, сравнивать результаты и т.д.)


5 этап

Реализация

построенного проекта.

Работа по вариантам.

I вариант :

- Составьте диаграмму регионов – лидеров по численности населения по данным в учебнике. (Азия, Африка, Лат. Америка, Зар. Европа, Сев. Америка, Россия, Австралия)

- Укажите место России в этом списке. (6 из 7)


II вариант:

- Постройте график динамики численности населения земного шара



Рассчитайте, сколько лет понадобилось для увеличения численности населения на каждый миллиард (начиная с 1830 года).

-О чем говорят эти цифры? Запишите ответ в тетради. (3-4 предложения).


годы



1830

1930

1960

1975

1987

2000

2011

Численность населения (в млрд. чел.)

1

2

3

4

5

6

7




Стр.62, табл.2.

Стат. материалы


Стр.62, рис.10.Стат материалы

6 этап

Первичное закрепление.

Выступление учащихся.

- Мы разобрали вопрос о численности населения мира.


- Как вы думаете, почему в 20 веке произошел такой скачок в росте численности населения? (Улучшение качества жизни).

- Какие государства по уровню развития должны давать основной прирост населения? (Развитые).


- Давайте посмотрим на диаграмму.


- Мы правы?

- Как вы думаете, что нужно знать, чтобы объяснить выявленное противоречие? (Процессы воспроизводства населения).

Мы переходим ко второму блоку.

- Вспомните, определение «воспроизводство населения» формулу воспроизводства населения.

Воспроизводство населения — смена поколений в результате естественного движения населения. Определяется как разница между рождаемостью и смертностью.

Р – С = ЕП

Динамика численности населения зависит от воспроизводства населения.


















































7 этап

Самостоятель-ная

работа с проверкой по эталону.

Работа в тетрадях (в парах).Задание 1, 2

- Рассчитайте воспроизводство населения в разных регионах мира, используя таблицу

Регион

Рождаемость

Смертность

ЕП

Северная Америка

13

8

5

Латинская Америка

21

6

15

Зарубежная Европа

9

11

-2

СНГ

13

13,5

-0,5

Зарубежная Азия

21

8

13

Африка

37

14

23

Австралия и Океания

17

8

9


- Распределите регионы в представленной таблице.

- Сравните показатели рождаемости, смертности, ЕП.


Естественная убыль или естественный прирост до 12 человек на 1000 жителей.

Естественный прирост выше 12 человек на 1000 жителей.

Сев. Америка (13-8=5)

СНГ (13-13,5=-0,5)

Австралия и Океания

(17-8=9)

Зарубежная. Европа (9-11=-2)


Латинская. Америка (21-6=15)


Африка (37-14=23)


Зар. Азия (21-8=13)



- Итак, 2 разных типа воспроизводства населения (I тип и IIтип)

Какие показатели характерны для них?(составить схему на доске и распределить регионы ).

1 тип воспроизводства

ЕП↓=Р↓-С↓ Такой тип воспроизводства приводит к депопуляции.

2 тип воспроизводства ЕП↑=Р↑- С↓ - демографический взрыв.

Демографический взрыв — это резкое увеличение численности населения в результате снижения смертности при слишком высокой рождаемости.


Задание 3. Распределите регионы по типам воспроизводства.

I тип


II тип

Сев. Америка

СНГ

Австралия и Океания

Зарубежная. Европа (9-


Латинская. Америка


Африка


Зар. Азия











































Работа со словарем

Стр.63

рис 13

рис14


8 этап

Включение в систему знаний и повторение.

В наши дни большинство стран мира стремится управлять воспроизводством населения. Как это можно делать?

Демографическая политика.

- Вы, наше будущее. Вы будущие родители!

- Сколько детей вы бы хотели иметь в ваших семьях? Напишите на карточках. Мы их поместим на доску. «Будущее 10 класса».

- Давайте посчитаем. Когда в будущем вы будете принимать во взрослой жизни такое решение, надеюсь, вспомните наш урок и сделаете правильный выбор.



Работа со словарем






















9 этап

Рефлексия

учебной

деятельности

Какие задачи ставили на урок?

- Смогли решить?

- Молодцы!

- Оцените свою деятельность на уроке.



Домашнее задание:

Миниисследование:

Составить столбчатую диаграмму, показывающую количество детей в семье вашей прабабушки, в семье бабушки, в вашей семье.

-Демографы, анализируя процессы рождаемости и смертности, заметили существенные изменения за последние 200 лет. Что же произошло? Ответ на этот вопрос дает теория демографического перехода.








Выполнить в тетради.


Стр. 64 – 66

рассказать.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока географии Население мира. Численность и воспроизводство населения

Автор: Креулян Светлана Александровна

Дата: 09.09.2015

Номер свидетельства: 229669

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока по географии.  Тема урока: Население станицы Бессергеневской Ростовской области. "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-tiema-uroka-nasielieniie-stanitsy-biessierghienievskoi-rostovskoi-oblasti"
    ["file_id"] => string(6) "196122"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427998420"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект и презентация к уроку географии в 10 классе «Численность и воспроизводство населения мира» "
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-i-priezientatsiia-k-uroku-ghieoghrafii-v-10-klassie-chisliennost-i-vosproizvodstvo-nasielieniia-mira"
    ["file_id"] => string(6) "171976"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423748164"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "конспект урока географии в 10 классе по теме Численность и воспроизводство населения "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-10-klassie-po-tiemie-chisliennost-i-vosproizvodstvo-nasielieniia"
    ["file_id"] => string(6) "166316"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422948596"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспекты уроков по теме: "Европа. Общий обзор." "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekty-urokov-po-tiemie-ievropa-obshchii-obzor"
    ["file_id"] => string(6) "103773"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402632122"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "конспект урока по географии с презентацией "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "128894"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415603422"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства