1. Организовать деятельность учащихся по изучению численности населения мира, процессов воспроизводства через отработку навыков работы с разными источниками географической информации. Способствовать формированию умения вести наблюдения за процессами в жизни и объяснять их.
2. Содействовать формированию деятельностных, коммуникативных навыков.
3. Создать условия по формированию навыка самооценки на основе критерия успешной деятельности.
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
Предметные: давать определение «демография». «депопуляция», «воспроизводство», давать характеристику типам воспроизводства, приводить примеры стран.
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: комбинированный.
Этапы урока | Содержание урока | Примечание |
1 этап Мотивация учебной деятельности. | На самом первом уроке географии в 10 классе вы познакомились с полным названием предмета география. Вспомните его. Что означает в этом названии слово “социальная”? Почему при изучении хозяйства невозможно обойтись без знакомства с населением? Почему население изучается даже раньше, чем хозяйство? Из всего сказанного можно сделать вывод, что знакомство с населением на уроках экономической географии просто необходимо! Только не стоит забывать, что география изучает не население, а лишь закономерности его размещения. Поэтому на уроках по этой теме будем пользоваться знаниями и других наук, например, демографии, этнографии и др. Вспомните, что изучает демография? Что изучает этнография? Итак, вы убедили себя и одноклассников, что изучение темы необходимо. С чего начать? С чего обычно начинается знакомство с населением страны, района, мира? Конечно, с численности и процессов, которые на нее влияют. Это и есть тема нашего урока. - Тема урока: Население мира. Численность и воспроизводство населения мира. Изучим ее по отдельным блокам (см. план урока). - Подобную тему мы уже изучали, или она совсем новая для нас? - Какие понятия мы будем использовать, изучая эту тему? ( Численность населения, естественный прирост, миграции и т.д.). | |
2 этап Актуализация. | А сколько нас всего на планете? Просмотр видеоролика. Это сейчас мы можем точно назвать цифру. А всегда ли так было? Выступление учащегося (опережающее задание) Вопрос о том, сколько населения живет в мире и сейчас кому-то может показаться праздным, несущественным. Стоит ли удивляться тому, что первые попытки ответить на него относятся лишь к XVIII веку и принадлежат английскому экономисту Уильяму Пети. Он предположил, что на Земле проживает 320 млн. человек. Как считают современные ученые, он допустил большую ошибку, так как в то время численность населения была в два раза больше. И не мудрено, ведь его предположение было основано на догадках. Что сейчас делается для того, чтобы уточнить численность населения? Переписи населения. Первые переписи прошли только в конце XVIII века в Скандинавии, Австро-Венгрии, США, в XIX веке - в Англии, России, Латинской Америке; в Азии - после II мировой войны; в Африке - в конце 50-х годов XX века. Во многих развивающихся странах эти переписи были первыми и последними, поэтому абсолютно точных данных о численности их населения нет. Например: в Нигерии в 1973 году проживало 79 млн. человек. По прогнозам к 1985 году население должно было увеличиться до 95 млн. человек. В реальности же и в 1991 году в стране проживало лишь 86 млн. человек. О населении Бангладеш известно, что его численность от 120 до 140 млн. человек. Погрешность в 20 млн. очень велика, что не позволяет точно определить место этой страны в десятке стран-гигантов по населению. Из всего этого следует, что численность населения Земли известна лишь приблизительно, и по подсчетам ООН в 2004 году она составила 6,4 млрд. человек, а 31 октября 2011 года родился 7 миллиардный житель планеты. Мы воспринимаем эту цифру как данность. А чтобы понять ее, надо с чем-то сравнить. Но с чем? В Солнечной системе обитаема только наша планета, значит, сравнить население Земли можно лишь с населением Земли, только проживавшим здесь в другое историческое время. Ученые считают, что за всю историю обитания человечества на Земле прожило 89 млрд. человек, поэтому в Англии об умершем человеке говорят: “Он присоединился к большинству”. Но никогда еще на Земле не жило столько народа одновременно! И никогда оно еще не увеличивалось столь быстрыми темпами! | |
3 этап Выявление места и причины затруднения. | -Итак главный вопрос урока. Какова же численность населения планеты и ее динамика. | |
4 этап Построение проекта выхода из затруднения. | - Начинаем с численности населения. - Какие источники информации помогут нам в работе? (Статистические материалы, атласы и т.д.) - С помощью, каких приемов можно обрабатывать информацию? (Строить графики, диаграммы, сравнивать результаты и т.д.) | |
5 этап Реализация построенного проекта. | Работа по вариантам. I вариант : - Составьте диаграмму регионов – лидеров по численности населения по данным в учебнике. (Азия, Африка, Лат. Америка, Зар. Европа, Сев. Америка, Россия, Австралия) - Укажите место России в этом списке. (6 из 7) II вариант: - Постройте график динамики численности населения земного шара Рассчитайте, сколько лет понадобилось для увеличения численности населения на каждый миллиард (начиная с 1830 года). -О чем говорят эти цифры? Запишите ответ в тетради. (3-4 предложения). | годы | | | 1830 | 1930 | 1960 | 1975 | 1987 | 2000 | 2011 | Численность населения (в млрд. чел.) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | | Стр.62, табл.2. Стат. материалы Стр.62, рис.10.Стат материалы |
6 этап Первичное закрепление. | Выступление учащихся. - Мы разобрали вопрос о численности населения мира. - Как вы думаете, почему в 20 веке произошел такой скачок в росте численности населения? (Улучшение качества жизни). - Какие государства по уровню развития должны давать основной прирост населения? (Развитые). - Давайте посмотрим на диаграмму. - Мы правы? - Как вы думаете, что нужно знать, чтобы объяснить выявленное противоречие? (Процессы воспроизводства населения). Мы переходим ко второму блоку. - Вспомните, определение «воспроизводство населения» формулу воспроизводства населения. Воспроизводство населения — смена поколений в результате естественного движения населения. Определяется как разница между рождаемостью и смертностью. Р – С = ЕП Динамика численности населения зависит от воспроизводства населения. | |
7 этап Самостоятель-ная работа с проверкой по эталону. | Работа в тетрадях (в парах).Задание 1, 2 - Рассчитайте воспроизводство населения в разных регионах мира, используя таблицу Регион | Рождаемость | Смертность | ЕП | Северная Америка | 13 | 8 | 5 | Латинская Америка | 21 | 6 | 15 | Зарубежная Европа | 9 | 11 | -2 | СНГ | 13 | 13,5 | -0,5 | Зарубежная Азия | 21 | 8 | 13 | Африка | 37 | 14 | 23 | Австралия и Океания | 17 | 8 | 9 | - Распределите регионы в представленной таблице. - Сравните показатели рождаемости, смертности, ЕП. Естественная убыль или естественный прирост до 12 человек на 1000 жителей. | Естественный прирост выше 12 человек на 1000 жителей. | Сев. Америка (13-8=5) СНГ (13-13,5=-0,5) Австралия и Океания (17-8=9) Зарубежная. Европа (9-11=-2) | Латинская. Америка (21-6=15) Африка (37-14=23) Зар. Азия (21-8=13) | - Итак, 2 разных типа воспроизводства населения (I тип и IIтип) Какие показатели характерны для них?(составить схему на доске и распределить регионы ). 1 тип воспроизводства ЕП↓=Р↓-С↓ Такой тип воспроизводства приводит к депопуляции. 2 тип воспроизводства ЕП↑=Р↑- С↓ - демографический взрыв. Демографический взрыв — это резкое увеличение численности населения в результате снижения смертности при слишком высокой рождаемости. Задание 3. Распределите регионы по типам воспроизводства. I тип | II тип | Сев. Америка СНГ Австралия и Океания Зарубежная. Европа (9- | Латинская. Америка Африка Зар. Азия | | Работа со словарем Стр.63 рис 13 рис14 |
8 этап Включение в систему знаний и повторение. | В наши дни большинство стран мира стремится управлять воспроизводством населения. Как это можно делать? Демографическая политика. - Вы, наше будущее. Вы будущие родители! - Сколько детей вы бы хотели иметь в ваших семьях? Напишите на карточках. Мы их поместим на доску. «Будущее 10 класса». - Давайте посчитаем. Когда в будущем вы будете принимать во взрослой жизни такое решение, надеюсь, вспомните наш урок и сделаете правильный выбор. | Работа со словарем |
9 этап Рефлексия учебной деятельности | Какие задачи ставили на урок? - Смогли решить? - Молодцы! - Оцените свою деятельность на уроке. Домашнее задание: Миниисследование: Составить столбчатую диаграмму, показывающую количество детей в семье вашей прабабушки, в семье бабушки, в вашей семье. -Демографы, анализируя процессы рождаемости и смертности, заметили существенные изменения за последние 200 лет. Что же произошло? Ответ на этот вопрос дает теория демографического перехода. | Выполнить в тетради. Стр. 64 – 66 рассказать. |