Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии Население мира. Численность и воспроизводство населения »
Тема: «Население мира. Численность и воспроизводство населения».
Цель: Способствовать усвоению знаний о численности и воспроизводстве населения мира.
Задачи:
1. Организовать деятельность учащихся по изучению численности населения мира, процессов воспроизводства через отработку навыков работы с разными источниками географической информации. Способствовать формированию умения вести наблюдения за процессами в жизни и объяснять их.
3. Создать условия по формированию навыка самооценки на основе критерия успешной деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
Предметные: давать определение «демография». «депопуляция», «воспроизводство», давать характеристику типам воспроизводства, приводить примеры стран.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: комбинированный.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование: политическая карта мира, географические атласы, мультимедийное оборудование статистические материалы.
Формаорганизации: фронтальная, индивидуальная.
План урока
Мотивация темы урока.
Блок “Численность населения”.
Блок “Воспроизводство населения”.
Блок “Типы воспроизводства”.
Подведение итогов.
Этапы
урока
Содержание урока
Примечание
1 этап
Мотивация учебной деятельности.
На самом первом уроке географии в 10 классе вы познакомились с полным названием предмета география. Вспомните его.
Что означает в этом названии слово “социальная”?
Почему при изучении хозяйства невозможно обойтись без знакомства с населением?
Почему население изучается даже раньше, чем хозяйство?
Из всего сказанного можно сделать вывод, что знакомство с населением на уроках экономической географии просто необходимо! Только не стоит забывать, что география изучает не население, а лишь закономерности его размещения. Поэтому на уроках по этой теме будем пользоваться знаниями и других наук, например, демографии, этнографии и др.
Вспомните, что изучает демография?
Что изучает этнография?
Итак, вы убедили себя и одноклассников, что изучение темы необходимо. С чего начать? С чего обычно начинается знакомство с населением страны, района, мира? Конечно, с численности и процессов, которые на нее влияют. Это и есть тема нашего урока.
- Тема урока: Население мира. Численность и воспроизводство населения мира.
Изучим ее по отдельным блокам (см. план урока).
- Подобную тему мы уже изучали, или она совсем новая для нас?
- Какие понятия мы будем использовать, изучая эту тему? ( Численность населения, естественный прирост, миграции и т.д.).
2 этап
Актуализация.
А сколько нас всего на планете? Просмотр видеоролика.
Это сейчас мы можем точно назвать цифру. А всегда ли так было?
Выступление учащегося (опережающее задание)
Вопрос о том, сколько населения живет в мире и сейчас кому-то может показаться праздным, несущественным. Стоит ли удивляться тому, что первые попытки ответить на него относятся лишь к XVIII веку и принадлежат английскому экономисту Уильяму Пети. Он предположил, что на Земле проживает 320 млн. человек. Как считают современные ученые, он допустил большую ошибку, так как в то время численность населения была в два раза больше. И не мудрено, ведь его предположение было основано на догадках. Что сейчас делается для того, чтобы уточнить численность населения? Переписи населения.
Первые переписи прошли только в конце XVIII века в Скандинавии, Австро-Венгрии, США, в XIX веке - в Англии, России, Латинской Америке; в Азии - после II мировой войны; в Африке - в конце 50-х годов XX века. Во многих развивающихся странах эти переписи были первыми и последними, поэтому абсолютно точных данных о численности их населения нет.
Например: в Нигерии в 1973 году проживало 79 млн. человек. По прогнозам к 1985 году население должно было увеличиться до 95 млн. человек. В реальности же и в 1991 году в стране проживало лишь 86 млн. человек. О населении Бангладеш известно, что его численность от 120 до 140 млн. человек. Погрешность в 20 млн. очень велика, что не позволяет точно определить место этой страны в десятке стран-гигантов по населению.
Из всего этого следует, что численность населения Земли известна лишь приблизительно, и по подсчетам ООН в 2004 году она составила 6,4 млрд. человек, а 31 октября 2011 года родился 7 миллиардный житель планеты. Мы воспринимаем эту цифру как данность. А чтобы понять ее, надо с чем-то сравнить. Но с чем? В Солнечной системе обитаема только наша планета, значит, сравнить население Земли можно лишь с населением Земли, только проживавшим здесь в другое историческое время. Ученые считают, что за всю историю обитания человечества на Земле прожило 89 млрд. человек, поэтому в Англии об умершем человеке говорят: “Он присоединился к большинству”. Но никогда еще на Земле не жило столько народа одновременно! И никогда оно еще не увеличивалось столь быстрыми темпами!
3 этап
Выявление места и причины затруднения.
-Итак главный вопрос урока. Какова же численность населения планеты и ее динамика.
4 этап
Построение проекта выхода из затруднения.
- Начинаем с численности населения.
- Какие источники информации помогут нам в работе? (Статистические материалы, атласы и т.д.)
- С помощью, каких приемов можно обрабатывать информацию? (Строить графики, диаграммы, сравнивать результаты и т.д.)
5 этап
Реализация
построенного проекта.
Работа по вариантам.
I вариант :
- Составьте диаграмму регионов – лидеров по численности населения по данным в учебнике. (Азия, Африка, Лат. Америка, Зар. Европа, Сев. Америка, Россия, Австралия)
- Укажите место России в этом списке. (6 из 7)
II вариант:
- Постройте график динамики численности населения земного шара
Рассчитайте, сколько лет понадобилось для увеличения численности населения на каждый миллиард (начиная с 1830 года).
-О чем говорят эти цифры? Запишите ответ в тетради. (3-4 предложения).
годы
1830
1930
1960
1975
1987
2000
2011
Численность населения (в млрд. чел.)
1
2
3
4
5
6
7
Стр.62, табл.2.
Стат. материалы
Стр.62, рис.10.Стат материалы
6 этап
Первичное закрепление.
Выступление учащихся.
- Мы разобрали вопрос о численности населения мира.
- Как вы думаете, почему в 20 веке произошел такой скачок в росте численности населения? (Улучшение качества жизни).
- Какие государства по уровню развития должны давать основной прирост населения? (Развитые).
- Давайте посмотрим на диаграмму.
- Мы правы?
- Как вы думаете, что нужно знать, чтобы объяснить выявленное противоречие? (Процессы воспроизводства населения).
Мы переходим ко второму блоку.
- Вспомните, определение «воспроизводство населения» формулу воспроизводства населения.
Воспроизводство населения — смена поколений в результате естественного движения населения. Определяется как разница между рождаемостью и смертностью.
Р – С = ЕП
Динамика численности населения зависит от воспроизводства населения.
7 этап
Самостоятель-ная
работа с проверкой по эталону.
Работа в тетрадях (в парах).Задание 1, 2
- Рассчитайте воспроизводство населения в разных регионах мира, используя таблицу
Естественная убыль или естественный прирост до 12 человек на 1000 жителей.
Естественный прирост выше 12 человек на 1000 жителей.
Сев. Америка (13-8=5)
СНГ (13-13,5=-0,5)
Австралия и Океания
(17-8=9)
Зарубежная. Европа (9-11=-2)
Латинская. Америка (21-6=15)
Африка (37-14=23)
Зар. Азия (21-8=13)
- Итак, 2 разных типа воспроизводства населения (I тип и IIтип)
Какие показатели характерны для них?(составить схему на доске и распределить регионы ).
1 тип воспроизводства
ЕП↓=Р↓-С↓ Такой тип воспроизводства приводит к депопуляции.
2 тип воспроизводства ЕП↑=Р↑- С↓ - демографический взрыв.
Демографический взрыв — это резкое увеличение численности населения в результате снижения смертности при слишком высокой рождаемости.
Задание 3. Распределите регионы по типам воспроизводства.
I тип
II тип
Сев. Америка
СНГ
Австралия и Океания
Зарубежная. Европа (9-
Латинская. Америка
Африка
Зар. Азия
Работа со словарем
Стр.63
рис 13
рис14
8 этап
Включение в систему знаний и повторение.
В наши дни большинство стран мира стремится управлять воспроизводством населения. Как это можно делать?
Демографическая политика.
- Вы, наше будущее. Вы будущие родители!
- Сколько детей вы бы хотели иметь в ваших семьях? Напишите на карточках. Мы их поместим на доску. «Будущее 10 класса».
- Давайте посчитаем. Когда в будущем вы будете принимать во взрослой жизни такое решение, надеюсь, вспомните наш урок и сделаете правильный выбор.
Работа со словарем
9 этап
Рефлексия
учебной
деятельности
Какие задачи ставили на урок?
- Смогли решить?
- Молодцы!
- Оцените свою деятельность на уроке.
Домашнее задание:
Миниисследование:
Составить столбчатую диаграмму, показывающую количество детей в семье вашей прабабушки, в семье бабушки, в вашей семье.
-Демографы, анализируя процессы рождаемости и смертности, заметили существенные изменения за последние 200 лет. Что же произошло? Ответ на этот вопрос дает теория демографического перехода.