kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Численность и воспроизводство населения м и р а

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель сш № 46  Шохаманова Сауле Турсуновна

Урок географии

Класс 10

Тема: Численность и воспроизводство населения мира

Цель:

Образовательная: дать знание учащимся о численности населения Земли, о типах                                                                           

                             воспроизводства, демографической политике, продолжительности

                             жизни;

 Развивающая:      развивать умение и навыки работы по карте, умение выявлять

                                 закономерности динамики численности мирового населения;              

Воспитывающая: воспитывать у учащихся  чувства долга, ответственности,                                                                                коллективизма толерантности, учитывая обычаи, культуру, семейные традиции,                                         религии разных народов.

 Тип урока:             комбинированный

 Вид урока:             вводный.

 Прогнозируемый результат: учащиеся знают о численности и воспроизводстве                                            

                                                 населения  мира.

 Оборудование урока: электронная книга,  политическая карта,  контурная карта,    интерактивная доска.

 Использованные методы и приемы: педагогическая технология

 Ж. Караева  и  Ж. Кобдиковой  «Трехмерная методическая система обучения», стратегии  критического мышления.

III. Новая тема.

  1.  Происхождение человечества и его распространение на Земле.
  2.  Перепись население.
  3.  Численность населения мир

Ход урока

III. Новая тема  Ф.И.О____________________________________

Теория

Для формирования знаний:

1.«Узнавание»  Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: кто? что? где? когда? какой? и другие задания информационного характера. Задания на: различение, узнавание, запоминание, составить список, выделить, рассказать, показать, назвать и т.д.

 1) В антропологии,   изучающей происхождение, развитие и особенности человека имеются два направления.

2.) Происхождение человека:

   1. «Моногенизм»-единый для всего человека.

   2. «Полигенизм»- каждая раса распространялась от собственного корня.

3) В Кении, в ущелье Олдувай, расположенном в северной части Танзании, нашли скелет древнего человека зинджантропа, возраст примерно 1,7 млн. лет

4) По археологическим раскопкам на восточном побережье озера Рудольф, можно предположить, что люди появились гораздо раньше  5 млн. лет назад 

5) В результате этих исследований ученые пришли к выводу о том, что местом происхождения человека является Восточная Африка.

6) Сознательный человек (Homo sapiens) появился приблизительно 50-100 тыс. лет назад.

2. «Понимание» (описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому). Это задания с применением вопросов: почему? зачем? объясни, найди причину…,докажи, придумай и т.д.

1) Для какой цели в третьем тысячелетии до н. э. в Китае и Египте проводилась перепись населения?   Для проведения военной и налоговой политики.

2) Почему перепись населения в некоторых странах не может проводиться через каждый 10 лет.  Недостаток финансового фонда страны.

  3) Перечисли факторы, являющиеся тормозом в сборе  конкретных сведений о численности населения.

Нехватка финансовых средств, труднодоступность внутренних районов, неграмотность местного населения.

4) Медленный рост населения первоначально зависит  от природных катастроф,  частых войн,  эпидемий.

5) Причины увеличения численности население мира быстрыми темпами. Усовершенствование производства, улучшение качества  жизни,  развитие медицины.

3. «Анализ» (определение частей и структуры в заданиях: проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия, найти общее. Выделить главное в каждом абзаце) 

4. «Синтез»

Приведи в  

систему…,  а) (соединение частей по-новому: создать, придумать дизайн, разработать, составить план). классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, составь ребус и т.д.) б) Сделай вывод, обобщение по всему содержанию текста. в) Дай определение, напиши общую формулу и т.д.

                                         1) Коэффициент рождаемости  (отношение количества рожденных за год детей к общей численности населения в стране).

2)  Коэффициент смертности (отношение количества умерших людей в течение года к общей численности населения в стране)

3) Коэффициент младенческой смертности (Удельный вес умерших в возрасте до одного года)

Практика:               (для формирования умений и приобретения навыков через самостоятельное                    

                                   выполнение    практических заданий у доски  или на местах за партой):

5. «Применение» Выполни следующие задания (.№. №., или   упражнения) из учебника, сборника, других источников (автор……, стр…., №.№…, упр…)

1) Очаг формирования человека.

   6. «Оценка»

(рефлексия) Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте:

а) Как ты думаешь?

б) Как бы ты поступил?

в) Для чего это нужно в жизни?

г) Какое применение может найти?

1) Как ты думаешь почему в Нигере показатель младенческой смертности -  123% (это очень много). Нет возможности получения медицинской помощи.

2) От чего зависит средняя продолжительность жизни. Экономические условия, социальная стабильность, экологическая  ситуация и медицинское обслуживание в стране

3) Какие  направления демографической политики наблюдаются в государствах мира? Агитационно-пропагандистская работа в некоторых странах направлена на ограничение рождаемости, а в некоторых наоборот, осуществляются меры  нацеленные на ее повышение.
ІІІ-этап обратной связи  (оценивание)

1 - уровень (5 баллов)

Теория:

1. «Узнавание»

Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: кто? что? где? когда? какой? и другие задания информационного характера. Задания на: различение, узнавание, запоминание, составить список, выделить, рассказать, показать, назвать и т.д.

  1.  Первые люди появились в зоне Великого Восточно-Африканского  рифового разлома.
  2. В 70 х годах XX в знаменитые ученые Луис и Мэри Лики
  3. Скелеты людей обнаружены при археологических раскопках на восточном побережье  озера Рудольф
  4. Ученые полигенизма, приводят гипотезы о том, что каждая раса человечества появилась самостоятельно в отдельной части мира.

Практика

5. «Применение»

(по образцу) Применение в сходной ситуации:  выполни задания,  проиллюстрируй, реши по образцу следующие задания: №….№….или  упражнения из учебника, сборника (назв. автора, страница…)

 1) Ареалы и границы расселения древнего человека

 2) Направления древней миграции.

   Результат: Формирование 1-уровня  компетентности (удовлетв.)

2 - уровень (+ 4 балла)

Теория:

2. «Понимание»

Понимание (описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому). Это задания с применением вопросов: почему? зачем? объясни, докажи, придумай и т.д.

  1. Ученые считают, что 15 тыс. лет назад численность населения нашей планеты не превышала 3 млн.человек
  1. В XIX в. были получены официальные сведения о численности населения европейских стран, Российской империи, Индии

3. «Анализ»  (определение частей и структуры в заданиях: проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия, найти общее. Выделить главное в каждом абзаце) 

Заполни таблицу.

Демографические показателей.

2) Сделайте выводы, почему эти страны представляют тот или иной тип воспроизводства населения.

 Традиционный тип воспроизводства населения наблюдается в странах Африки, отсталых странах Азии. В  этих странах наблюдается повышение уровня  инфекционных заболеваний,а также  природных катастроф и голода.

Переходный тип: в связи с улучшением социально-экономических условий уменьшилась смертность, рождаемость остается на высоком уровне.

 Современный тип воспроизводства населения характеризуется низким уровнем демографических показателей.

             Результат: Формирование 2-уровня  компетентности ( 5+4=9 баллов = «хор.»)

 - уровень (+ 3 балла)

Теория:

 4. «Синтез»

а) Задания на синтез (соединенияе частей по-новому: создать, придумать дизайн, разработать, составить план). Приведи в систему…, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, составь ребус и т.д.) б) Сделай вывод, обобщение по всему содержанию текста. в) Дай определение, напиши общую формулу и т.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Численность и воспроизводство населения м и р а »

Учитель сш № 46 Шохаманова Сауле Турсуновна

Урок географии

Класс 10

Тема: Численность и воспроизводство населения мира

Цель:

Образовательная: дать знание учащимся о численности населения Земли, о типах

воспроизводства, демографической политике, продолжительности

жизни;

Развивающая: развивать умение и навыки работы по карте, умение выявлять

закономерности динамики численности мирового населения;

Воспитывающая: воспитывать у учащихся чувства долга, ответственности, коллективизма толерантности, учитывая обычаи, культуру, семейные традиции, религии разных народов.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: вводный.

Прогнозируемый результат: учащиеся знают о численности и воспроизводстве

населения мира.

Оборудование урока: электронная книга, политическая карта, контурная карта, интерактивная доска.

Использованные методы и приемы: педагогическая технология

Ж. Караева и Ж. Кобдиковой «Трехмерная методическая система обучения», стратегии критического мышления.


План урока

I. Организационный момент.

II. Опрос домашней работы

  1. Международные организации. Цели. Задачи.

А) ООН: главные задачи, направление, деятельность.

Б) НАТО: главные задачи, состав, деятельность.

В) ОБСЕ.

Г) ЕС.

Д) ОАЕ.

Е) АСЕАН.

Ж) ОПЕК

З) ОАГ

И) СНГ

Выводы.

III. Новая тема.

  1. Происхождение человечества и его распространение на Земле.

  2. Перепись население.

  3. Численность населения мира

  4. Демографические показатели.

  5. Воспроизводство населения

  6. Демографическая политика

  7. Типы воспроизводства населения

Ход урока

III. Новая тема Ф.И.О____________________________________


1-этап. Актуализация


мост



1. Что такое перепись? (Сбор данных разного характера о всём населении страны за определённый период).

2. Цель проведения переписи населения ( Узнать о численности населения)

«Бедные бедны не потому что они многочисленны, а они многочисленны потому, что они бедны.»

3.Слайды

.


ІІ-этап. Самостоятельное усвоение новой темы


Теория

Для формирования знаний:


  1. «Узнавание» Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: кто? что? где? когда? какой? и другие задания информационного характера. Задания на: различение, узнавание, запоминание, составить список, выделить, рассказать, показать, назвать и т.д.


1) В антропологии, изучающей происхождение, развитие и особенности человека имеются два направления.


2.) Происхождение человека:

1. «Моногенизм»-единый для всего человека.

2. «Полигенизм»- каждая раса распространялась от собственного корня.

3) В Кении, в ущелье Олдувай, расположенном в северной части Танзании, нашли скелет древнего человека зинджантропа, возраст примерно 1,7 млн. лет


4) По археологическим раскопкам на восточном побережье озера Рудольф, можно предположить, что люди появились гораздо раньше 5 млн. лет назад


5) В результате этих исследований ученые пришли к выводу о том, что местом происхождения человека является Восточная Африка.

6) Сознательный человек (Homo sapiens) появился приблизительно 50-100 тыс. лет назад.


Учителя, составьте задания с участием перечисленных вопросов

по каждому абзацу

для его подетального разбора

Для данного этапа составьте наводящие вопросы(задания) для самостоятельного изучения темы, в процессе выполнения которых ученик смог бы сам назвать тему и сделать выводы, дать определение, вывести формулу и т.д. Для этого рекомендуем использовать в условиях заданий (один или несколько раз) вопросы, соответствующие перечисленным в первой графе микроцелям в «Теории полного усвоения» Б.Блума


2. «Понимание» (описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому). Это задания с применением вопросов: почему? зачем? объясни, найди причину…,докажи, придумай и т.д.

1) Для какой цели в третьем тысячелетии до н. э. в Китае и Египте проводилась перепись населения? Для проведения военной и налоговой политики.


2) Почему перепись населения в некоторых странах не может проводиться через каждый 10 лет. Недостаток финансового фонда страны.

3) Перечисли факторы, являющиеся тормозом в сборе конкретных сведений о численности населения.

Нехватка финансовых средств, труднодоступность внутренних районов, неграмотность местного населения.


4) Медленный рост населения первоначально зависит от природных катастроф, частых войн, эпидемий.


5) Причины увеличения численности население мира быстрыми темпами. Усовершенствование производства, улучшение качества жизни, развитие медицины.




3. «Анализ» (определение частей и структуры в заданиях: проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия, найти общее. Выделить главное в каждом абзаце)

Заполни таблицу. Изменение численности населения в Казахстане



год

Тыс.чел

1

1959

9283,2

2

1970

13013,6

3

1979

14688,3

4

1986

16199,1

5

1999

14953,1


Япония


4. «Синтез»

Приведи в

систему…, а) (соединение частей по-новому: создать, придумать дизайн, разработать, составить план). классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, составь ребус и т.д.) б) Сделай вывод, обобщение по всему содержанию текста. в) Дай определение, напиши общую формулу и т.д.

Абсолютные показатели




Естественный рост.

Механический рост



Рождаемость смертность Сальдо



Иммигранты Эмигранты


Сравнительные демографические показатели


1) Коэффициент рождаемости (отношение количества рожденных за год детей к общей численности населения в стране).

2) Коэффициент смертности (отношение количества умерших людей в течение года к общей численности населения в стране)

3) Коэффициент младенческой смертности (Удельный вес умерших в возрасте до одного года)


Практика: (для формирования умений и приобретения навыков через самостоятельное

выполнение практических заданий у доски или на местах за партой):

5. «Применение» Выполни следующие задания ( ........ ...., или упражнения) из учебника, сборника, других источников (автор……, стр….., №....№…, упр…)




1) Очаг формирования человека.



6. «Оценка»

(рефлексия) Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте:

а) Как ты думаешь?

б) Как бы ты поступил?

в) Для чего это нужно в жизни?

г) Какое применение может найти?


1) Как ты думаешь почему в Нигере показатель младенческой смертности - 123% (это очень много). Нет возможности получения медицинской помощи.

2) От чего зависит средняя продолжительность жизни. Экономические условия, социальная стабильность, экологическая ситуация и медицинское обслуживание в стране

3) Какие направления демографической политики наблюдаются в государствах мира? Агитационно-пропагандистская работа в некоторых странах направлена на ограничение рождаемости, а в некоторых наоборот, осуществляются меры нацеленные на ее повышение.



ІІІ
-этап обратной связи (оценивание)

1 - уровень (5 баллов)

Теория:

1. «Узнавание»

Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: кто? что? где? когда? какой? и другие задания информационного характера. Задания на: различение, узнавание, запоминание, составить список, выделить, рассказать, показать, назвать и т.д.

  1. Первые люди появились в зоне Великого Восточно-Африканского рифового разлома.

  2. В 70 х годах XX в знаменитые ученые Луис и Мэри Лики

  3. Скелеты людей обнаружены при археологических раскопках на восточном побережье озера Рудольф

  4. Ученые полигенизма, приводят гипотезы о том, что каждая раса человечества появилась самостоятельно в отдельной части мира.


Практика


5. «Применение»

(по образцу) Применение в сходной ситуации: выполни задания, проиллюстрируй, реши по образцу следующие задания: №….№….или упражнения из учебника, сборника (назв. автора, страница…)


1) Ареалы и границы расселения древнего человека

2) Направления древней миграции.

Результат: Формирование 1-уровня компетентности (удовлетв.)







2 - уровень (+ 4 балла)


Теория:

2. «Понимание»

Понимание (описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому). Это задания с применением вопросов: почему? зачем? объясни, докажи, придумай и т.д.


  1. Ученые считают, что 15 тыс. лет назад численность населения нашей планеты не превышала 3 млн.человек


  1. В XIX в. были получены официальные сведения о численности населения европейских стран, Российской империи, Индии

3. «Анализ» (определение частей и структуры в заданиях: проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия, найти общее. Выделить главное в каждом абзаце)

Заполни таблицу.

Демографические показателей.


страны

Рождаемость %

Смертность%

Млад. смертность %

1

Нигер

54

24

123

2

Канада

11

7

55

3

Казахстан

18

10

14.5


Практика:

5. «Применение»

(в измененной ситуации) №……№….задач или упражнений (указать учебники, сборники, авторы, стр…) или учитель, сами придумайте задания на применение в измененной ситуации






1) На контурной карте отметить типы воспроизводства населения: а) традиционный б)переходный, в) современный.


2) Сделайте выводы, почему эти страны представляют тот или иной тип воспроизводства населения .

Традиционный тип воспроизводства населения наблюдается в странах Африки, отсталых странах Азии. В этих странах наблюдается повышение уровня инфекционных заболеваний,а также природных катастроф и голода.

Переходный тип: в связи с улучшением социально-экономических условий уменьшилась смертность, рождаемость остается на высоком уровне.


Современный тип воспроизводства населения характеризуется низким уровнем демографических показателей.


Результат: Формирование 2-уровня компетентности ( 5+4=9 баллов = «хор.»)


3 - уровень (+ 3 балла)

Теория:

4. «Синтез»

а) Задания на синтез (соединенияе частей по-новому: создать, придумать дизайн, разработать, составить план). Приведи в систему…, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, составь ребус и т.д.) б) Сделай вывод, обобщение по всему содержанию текста. в) Дай определение, напиши общую формулу и т.д.





Практика:

6. Оценка

(рефлексия) (рефлексия) Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте:

а) Как ты думаешь?

б) Как бы ты поступил?

в) Для чего это нужно в жизни?

г) Какое применение может найти







  1. Естественный прирост зависит от типа воспроизводства населения. Он различен в разных странах. Хотя рождаемость, смертность – процессы биологические, они зависят от социально-экономических факторов. Почему?

На уровень смертности влияют такие процессы, как питание, санитарно-гигиенические условия труда и быта людей, уровень развития доступности здравоохранения. Рождаемость также зависит от уровня социально-экономической структуры общества и от условий жизни в стране, но не всегда.


  1. Самая большая доля пожилых в Швеции 25%, детей в Йемене 52%. Меньше всего пожилых людей ОАЭ и Кувейте 2%. Какие проблемы испытывает страна с большой долей детей или пожилых людей?

В этих странах дефицит рабочей силы (экономически активное населения)



Используя приведённые в таблице данные, определите в какой из стран А, Б или С будет выше численность населения к 2025 году (при условии, что темпы роста численности населения окажутся неизменными, а влияние других факторов окажется незначительно). Для обоснования своего ответа запишите необходимые числовые данные и рассуждения.

Демографические показатели стран А, Б, С

Страна

Численность в 2003 г.
млн. чел.

Рождаемость в промил-ле

Смертность в промилле

Ожидаемая продолжительность жизни

Доля городского населения

муж.

жен.

А

3,7

44

19

42

44

68

Б

3,6

39

4

71

74

74

В

3,5

25

27

68

69

70



  1. страна Б

  2. естественный прирост выше в стране Б: 
    А 44 – 19= 25
    Б 39 – 4 =35
    В 25 - 27 = -2

  3. Ожидаемая продолжительность жизни в стране Б выше
    А 42 и 44
    Б 71 и 74
    В 68 и 69




Результат: Формирование 3-уровня компетентности ( 9+3=12 баллов = «отл.») =



= полной компетенции по данной теме




IV. Закрепление темы (вопросы - ответы)

  1. Комментарий к проставлением оценок

  2. Задание на дом.







Задание на творческое применение знаний:


    1. “Хватит ли…?” - уже сегодня не хватает! Поэтому в последние годы появился термин “золотой миллиард” - это население планеты, которому сегодня всего (сырья, энергии, денег) хватает. Где же живет этот миллиард.

Это совокупное население США (280 млн.ч.), Западной Европы (600 млн.ч.) и Японии (126 млн.ч.). Энергии они потребляют 50% мирового производства и создают 75% общей массы отходов. Остальное население мира уже сегодня за бортом этого благополучия. Им уже сегодня чего-то не хватает (работы, пищи, жилья, ресурсов и т.д.).

    1. В развитых странах, с низким приростом населения, возникают проблемы, связанные со «старением нации». В таких странах, как Венгрия, Швеция, Дания, наблюдается постоянное сокращение численности населения (то есть смертность превышает рождаемость). Приготовить небольшой конспект.

    2. С чем связана стабилизация численности населения в развитых странах Европы?

Стабилизация численности населения в странах Европы связана со снижением уровня рождаемости и смертности населения. Причинами этого явления можно считать:

  • высокий уровень жизни людей, в т. ч. медицинского обслуживания, что способствует увеличению продолжительности жизни;

  • занятость женщин в общественном производстве, что снижает общий уровень рождаемости;

  • высокий уровень урбанизации (рождаемость в городах ниже, чем в сельской местности);

  • снижение рождаемости вследствие повышения доли пожилых людей в структуре населения.

4) Не приводит ли, по-вашему, демографическая политика к ущемлению прав человека?

Демографическая политика в развивающихся странах, безусловно, ограничивает свободу иметь любое число детей в семье. Однако, во-первых, ограничение зависит от степени жесткости мер, а во-вторых, демографическая политика имеет конечной целью повышение уровня жизни населения, что не может являться ущемлением прав человека




9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Численность и воспроизводство населения м и р а

Автор: Шохаманова Сауле Турсуновна

Дата: 08.04.2015

Номер свидетельства: 198747

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Численность и воспроизводство населения мира. "
    ["seo_title"] => string(50) "chisliennost-i-vosproizvodstvo-nasielieniia-mira-1"
    ["file_id"] => string(6) "153623"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421055290"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Численность и воспроизводство населения мира 10 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "chisliennost-i-vosproizvodstvo-nasielieniia-mira-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "237597"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444332714"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока географии Население мира. Численность и воспроизводство населения "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-nasielieniie-mira-chisliennost-i-vosproizvodstvo-nasielieniia"
    ["file_id"] => string(6) "229669"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441820498"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Конспект открытого урока на тему: "Численность и естественный прирост населения. Воспроизводство населения". "
    ["seo_title"] => string(116) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-chisliennost-i-iestiestviennyi-prirost-nasielieniia-vosproizvodstvo-nasielieniia"
    ["file_id"] => string(6) "220652"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434724926"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Численность и воспроизводство населения "
    ["seo_title"] => string(43) "chisliennost-i-vosproizvodstvo-nasielieniia"
    ["file_id"] => string(6) "188158"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426616338"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства