Конспект открытого урока на тему: "Численность и естественный прирост населения. Воспроизводство населения".
Конспект открытого урока на тему: "Численность и естественный прирост населения. Воспроизводство населения".
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид (форма проведения) урока: традиционный урок.
Используемые технологии (методики): технология применения опорных логических конспектов, информационные технологии (мультимедийная презентация).
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический.
Цель:
- изучить основные демографические показатели, их взаимозависимость, влияние их значений на направление демографической политики государства
Задачи:
- обеспечить освоение учащимися представления о численности, воспроизводстве и размещении населения России;
- уточнить численность населения России;
- сформировать определение понятий «демографический кризис», «естественный прирост населения»;
- выяснить особенности размещения населения и их причины;
- научить устанавливать особенности воспроизводства населения России и его основные исторические типы (архетип, традиционный и современный тип);
- раскрыть особенности демографической революции и демографического перехода в России.
- развивать и углублять интерес учащихся к познанию характеристик населения России;
- развивать умение анализировать статистические данные, графики, составлять таблицы и схемы, делать выводы
- способствовать формированию научного мировоззрения, воспитывать положительное отношение к знаниям.
Оснащение урока:
Доска: используется для размещения карт и таблиц (Политико-административная карта России, график динамики рождаемости и смертности, таблица «Средняя плотность населения»); для составления учителем схем используется авторская мультимедийная презентация.
Дидактический раздаточный материал: формы для составления опорных логических конспектов, статистические данные.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока на тему: "Численность и естественный прирост населения. Воспроизводство населения". »
Конспект открытого урока по географии в 9 классе
(составлен по материалам УМК по географии; четвертый урок в разделе «Общая часть курса», второй урок в теме 2: «Население России», §5)
Дата: 13.09.2012
Тема: Численность и естественный прирост населения. Воспроизводство населения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид (форма проведения) урока: традиционный урок.
Используемые технологии (методики): технология применения опорных логических конспектов, информационные технологии (мультимедийная презентация).
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический.
Цель:
- изучить основные демографические показатели, их взаимозависимость, влияние их значений на направление демографической политики государства
Задачи:
- обеспечить освоение учащимися представления о численности, воспроизводстве и размещении населения России;
- уточнить численность населения России;
- сформировать определение понятий «демографический кризис», «естественный прирост населения»;
- выяснить особенности размещения населения и их причины;
- научить устанавливать особенности воспроизводства населения России и его основные исторические типы (архетип, традиционный и современный тип);
- раскрыть особенности демографической революции и демографического перехода в России.
- развивать и углублять интерес учащихся к познанию характеристик населения России;
- развивать умение анализировать статистические данные, графики, составлять таблицы и схемы, делать выводы
- способствовать формированию научного мировоззрения, воспитывать положительное отношение к знаниям.
Оснащение урока:
Доска: используется для размещения карт и таблиц (Политико-административная карта России, график динамики рождаемости и смертности, таблица «Средняя плотность населения»); для составления учителем схем используется авторская мультимедийная презентация.
Дидактический раздаточный материал: формы для составления опорных логических конспектов, статистические данные.
Подготовка учащихся к усвоению нового материала (5 мин).
Изучение нового материала (20 мин).
Наука демография и предмет ее исследования
Численность населения России и место страны в мире по численности населения.
Динамика численности и факторы, ее определяющие:
Рождаемость;
Смертность;
ЕП (естественный прирост населения);
Демографический кризис и его причины.
Особенности размещения населения России и их причины.
Особенности воспроизводства населения России:
Тип воспроизводства;
Демографическая революция;
Демографический переход.
Закрепление изученного материала (5 мин).
Целевая установка: в процессе беседы выяснить особенности динамики численности и особенностей воспроизводства населения России.
Обобщение, итог урока (5 мин).
Целевая установка: провести обобщение изученного материала.
Домашнее задание (3 мин).
Целевая установка: инструктаж по выполнению домашнего задания.
ХОД УРОКА
Слайд 1
Оргмомент (1-2 мин).
Приветствие.
Сообщение темы и цели урока.
Слайд 2
Подготовка учащихся к усвоению нового материала (5 мин).
Назовите основные этапы освоения территории нашей страны.
Постарайтесь выявить сходство и различия, сравнивая процессы заселения территорий на разных этапах. В чем состоит главное общее изменение?
Уточните, как меняется численность и состав населения.
Постарайтесь объяснить понятие «численность населения» - каков его смысл?
Что такое состав населения? Как можно сгруппировать население нашей страны – по каким признакам выделим группы?
Слайд 3
Изучение нового материала (20 мин): составление схем.
Численность населения количество (совокупность) людей, живущих на Земном шаре (человечество) или в пределах конкретной территории, континента страны.
Каждая страна характеризуется численностью населения.
Выясним, какое место в мире по численности населения занимает Россия.
Используя статистические материалы и текст (1 и 2 абзацы) на стр.30 учебника (Дронов), ответить на вопросы.
а) Какова численность населения России? (144,6 - 144).
б) Какое место в мире занимает Россия по численности населения?
1. Китай 1 млрд 300 млн чел.
2. Индия более 1 млрд чел.
3. США 280 млн чел.
4. Индонезия 230 млн чел.
5. Бразилия 175 млн чел.
6. Пакистан более 150 млн чел.
7. Россия 141,956 млн чел.
8. Бангладеш более 130 млн чел.
в) Как изменилась численность России по сравнению с СССР? (Сократилась)
С чем это связано? (Распад СССР)
Какие причины влияют на динамику (изменение) численности населения?
Заполнение схемы.
Промежуточное закрепление – работа с учебником.
Рассмотрим график стр. 30 рис. 10.
Ответьте на вопросы:
Чему равен ЕП в 1991 г.? Почему?
Как выглядят графики?
Какова ситуация после 1991г.?
Что преобладает рождаемость или смертность?
В какой период резкое снижение рождаемости приостановлено ир наметился рост? (1994-1998г.г.)
В каком году начался новый спад рождаемости? (1998 г.)
Как вы думаете, почему? Назовите возможные причины.
Как ситуация, представленная на графике, влияет на численность населения нашей страны? (численность сокращается).
Слайд 3
Рассмотрим схему, которая наглядно показывает, как факторы динамики численности населения оказывает свое влияние.
Используя знания по истории России, назовите события указанных периодов. Учащимся называются даты, пояснения – самостоятельно.
Слайд 4
Демографические кризисы в России
1914-1923
первая Мировая война (1914-1918)
революция (1917)
голод (1921-1922)
гражданская война
1931-1936
индустриализация,
коллективизация,
репрессии,
голод (1933-1934).
Революционная внутренняя политика в СССР (резкие изменения)
1942-1946
Великая Отечественная война, эпидемии, голод
с 90-хг.г. XX в.
экономический кризис в стране, инфляция, рост цен, неуверенность в завтрашнем дне (нестабильность), неблагоприятная экономическая ситуация
Особенности размещения населения России, причины.
За последние 5 лет участились выступления демографов и некоторых политиков, в которых рассматривается территориальный вопрос России: опасность потери значительной части земель на востоке.
Как вы думаете, почему возникает такая угроза?
Слайд 5
Ответ: дает такая величина, как
ПЛОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ – численность / площадь (чел/км2)
Плотность населения – степень населенности конкретной территории; численность постоянного населения, приходящаяся на единицу площади (обычно 1 км2).
Слайд 6
Далее следует анализ таблицы «Средняя плотность населения»
Средняя плотность населения
Государство, территории
Площадь,
млн км2
Численность населения,
млн чел.
Средняя плотность населения,
чел/км2
Китай
9,572
1300 (2002)
135,8
Япония
0,377
128 (2002)
339,5
Монголия
1,566
2 (2000)
1,3
Северная Корея
1,121
22,6 (1999)
186,8
Южная Корея
1,098
44 (1999)
449
Европа
ок. 10
726 (2000)
72,6
Азия
43,4
3536 (2002)
81,5
Рассмотрим на карте атласа, как изменяется плотность населения России с запада на восток.
Подумайте, какие причины определяют эту закономерность. Для этого
Рассмотрите рис. В стр. 51 в учебнике.
Сравните рис. В и Д. Как соотносятся эти природные районы с сельскохозяйственными, где развито интенсивное земледелие и животноводство?
Сравните рис. В и Б. Каковы результаты сравнения?
С помощью рис. А и Г определите географическое положение основных промышленных районов России и направление грузопотоков. Сделайте вывод о размещении населения.
На физической карте России (настенная) отметьте флэш-дисками крупные и крупнейшие города страны. Каково их расположение на территории страны? Укажите причины такого размещения.
Слайд 7
Воспроизводство населения
Данный вопрос рассматривается параллельно с заполнением опорного конспекта, при этом абстрактный вопрос конкретизируется за счет применения учителем «моделей типов воспроизводства». Используются разноцветные геометрические фигуры, наложение которых показывает разницу между режимами замещения поколений.
Р
Р
Д
Д
Д
Р
РАСШИРЕННЫЙ ПРОСТОЙ СУЖЕННЫЙ
Д – дети, Р – поколение родителей
Далее, согласно схеме, учитель рассказывает о типах воспроизводства населения и обсуждаются особенности демографической политики государства.
IV. Слайд 8, 9, 10
Вопросы закрепления (5 мин)
Что изучает демография?
Каковы особенности размещения населения на территории страны?
В чем причины таких особенностей?
Какую политику в отношении населения (демографическую политику) необходимо проводить государству? Почему?
Обобщение, итог урока (5 мин)
Какое место в мире занимает Россия по численности населения?
Есть ли проблемы у России, связанные с численностью и воспроизводством населения? Привести примеры.
Каковы ваши прогнозы относительно демографической ситуации в России?
Домашнее задание (3 мин.)
§5, вопросы 1-3 (устно) на стр. 34, схема 6 в тетради.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(257) "Конспект урока на тему "Страны Европы. Общая характеристика региона, его состав. Населения. Характеристика хозяйства стран Западной Европы""
["seo_title"] => string(138) "konspiekturokanatiemustranyievropyobshchaiakharaktieristikarieghionaieghosostavnasielieniiakharaktieristikakhoziaistvastranzapadnoiievropy"
["file_id"] => string(6) "303199"
["category_seo"] => string(10) "geografiya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1457455282"
}
}