2. Изучение нового материала: А. Актуализация знаний Б. Основные виды хозяйственной деятельности человека, влияющие на земную кору. В. Влияние хозяйственной деятельности человека на земную кору нашей местности: Рост населен-ных пунктов Добыча полезных ископаемых | -Как земная кора воздействует на человека -Почему население нашей планеты живет преимущественно на равнинах? -Как человек вмешивается в жизнь земной коры? -Чем различается жизнь человека в горах и на равнине? -Узнайте какими полезными ископаемыми богат наш край. Как они используются людми? - Почему мы начали изучение оболочек с литосферы? - Дайте определение литосфере. - Как называется верхняя часть литосферы? - Какие типы земной коры вам известны? - Чем они отличаются друг от друга? - Какие формы рельефа характерны для материковой земной коры? - Дайте определение горам и равнинам. - Чем сложены данные формы рельефа? -Какие формы рельефа характерны для наших населенных пунктов и чем они сложены? - Как использует человек горы и равнины? - Какая на ваш взгляд форма рельефа используется человеком наиболее активно? И почему? Вы перечислили возможные варианты использования земной коры человеком, теперь попытаемся: - Определить основные виды хозяйственной деятельности человека, оказывающие наибольшее влияние на земную кору и заполнить схему в опорном конспекте. - Какие виды хозяйственной деятельности человека, оказывают наибольшее влияние на земную кору? -Основные занятия людей в сельской местности и городе. По мере роста численности населения для него требуется все больше природных богатств, но людей беспокоит ухудшение состояния окружающей среды. - Объясните, в чем заключается отрицательное влияние данных видов деятельности на земную кору. Еще к виду хозяйственной деятельности можно отнести строительство и рост населенных пунктов (сел, городов). - Как влияет человек земную кору в данном случае? Сделаем вывод из сказанного: Мы выделили несколько видов деятельности человека, которые оказывают значительное влияние на земную кору. - Как влияют перечисленные нами виды деятельности на земную кору? Самое, пожалуй, важное – это понимание вами последствий деятельности человека. - Выделите, тип деятельности, который оказывает наибольшее влияние. Докажем это используя фотографии показывающие различные способы добычи полезных ископаемых. (4 фото: добыча угля шахтный и открытый способы, карьер по добыче железной руды и добыча нефти) Сейчас мы обсудим, как влияет человек на земную кору в нашей местности, в результате обсуждения выполните задание 4 (таблицу) в опорном конспекте. Вы самостоятельно записываете предприятия и объекты, влияющие на земную кору: - Какие виды деятельности человека вы можете выделить в нашем селе? - Какое предприятие располагается в селе Васильевка? - Какие виды деятельности характерны для данного предприятия? - Как вы считаете, как осуществляется влияние в этом случае на земную кору? Неправильная обработка полей приводит к такому явлению как эрозия. - Как вы понимаете слово эрозия? Эрозией называют разрушение почв. В нашей местности преобладает водная эрозия – разрушение почв водой. - Как вы считаете, что является результатом действия водной эрозии? - Можно ли остановить процесс разрушения почв? Для жизни и деятельности населения необходимы земельные площади – территории для населенных пунктов, строительства предприятий и дорог. Населенные пункты нашей местности – Васильевка, Кантюковка, Новая Васильевка занимают достаточно большую площадь. При этом значительная часть территории находится под строениями. - Опишите и объясните влияние жителей Васильевка и Кантюковка, Новая Васильевка на земную кору. - Проиллюстрируем сказанное: Любой населенный пункт сопровождают свалки, которые совсем не украшают территории поселков. В селе Кантюковка и Новая Васильевка от этого страдает поле, в поселке Васильевка – лесопосадки. Около наших сел проходят железная дорога ,крупные автодороги и дороги местного значения. . При неправильном проектировании и строительстве дорог наблюдается отрицательное влияние. В нашей местности мы, к сожалению, наблюдаем, как растет карьер за с.Васильевка, в котором идет добыча строительных материалов (гравий). Так выглядит бывшая когда-то ровной земная поверхность в результате добычи гравия. В настоящее время ведутся работы по рекультивации земель – возвращение изначального облика территории: измененный ландшафт подлежит окультуриванию. Запишите определение в опорный конспект (определение рекультивации). Как еще можно окультурить ландшафт? Приведите примеры и запишите их в опорный конспект. | Записывают тему урока в тетрадь, ставят цели и задачи к уроку. Учащиеся дают определение. -литосфера твердая оболочка Земли -земная кора океаническая и материковая -толщина и состав -горы и равнины Ученики формулируют и дают ответ: -Части земной поверхности, высоко приподнятые над равниной и сильно расчлененные; Части земной поверхности с различием относительных высот неровностей на ней более 200м - минералами, горными породами Для ответа на последний вопрос учащиеся пользуются материалами краеведческого музея школы Учащиеся предлагают свои варианты ответов - добыча полезных ископаемых в горах - равнины, так как наиболее удобны для освоения и.т.д. Работа со схемой в опорном конспекте. Предположительные ответы учащихся - сельское хозяйство: земледелие, скотоводство, промышленность. - снижение плодородия почвы, усиление эрозии, овраги; скотоводство- уплотнение почвы, вытаптывание растительности, усиление эрозии, овраги; Ученики формулируют вывод, высказывают свое мнение Промышленность-истощение природных ресурсов, загрязнение, изменение внешнего вида рельефа. Работают по слайдам и готовят аргументированный ответ Физкультминутка (гимнастика для глаз) Высказывают свое мнение - Снижение площадей лесов, опустынивание, загрязнение, изменение рельефа - элеватор, нефтебаза., ж/д станция - хранение и обработка зерна, хранение нефтепродуктов Аргументированно отвечают на вопросы по слайдам Дают определение понятию «эрозия» Работа с опорным конспектом Описывают влияние деятельности жителей --животноводство -земледелие -бытовые отходы Работа по слайдам - записывают определение эрозии в опорный конспект. Отвечают на вопрос Работа по слайдам. Составляют описание местности. Записывают в тетрадь определение понятия «рекультивация» Учащиеся готовят аргументированный ответ с примерами и записывают в опорный конспект | 5 минут 10 минут 1 минута 19 минут |