конспект урока географии в 6 классе по теме "Породы, слагающие земную кору"
Конспект урока географии в 6 классе по теме "Породы, слагающие земную кору"
Тема №3. Литосфера.
Урок №2. «Породы, слагающие земную кору».
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: Познакомить учащихся с разнообразием горных пород и минералов, слагающих нашу планету и применением минералов в жизни человека.
Задачи:
образовательная: дать знания учащимся о разнообразии горных пород и минералов, слагающих нашу планету;
развивающаяся: формирование умения различать по внешним признакам осадочные, магматические и метаморфические горные породы, стимулировать любознательность;
воспитательная: воспитать интерес учащихся к предмету, формирование бережного отношения к объектам природы Способствовать развитию товарищеских отношений и взаимопонимания при групповой работе
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока географии в 6 классе по теме "Породы, слагающие земную кору"»
Тема №3. Литосфера.
Урок №2. «Породы, слагающие земную кору».
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: Познакомить учащихся с разнообразием горных пород и минералов, слагающих нашу планету и применением минералов в жизни человека.
Задачи:
образовательная: дать знания учащимся о разнообразии горных пород и минералов, слагающих нашу планету;
развивающаяся: формирование умения различать по внешним признакам осадочные, магматические и метаморфические горные породы, стимулировать любознательность;
воспитательная: воспитать интерес учащихся к предмету, формирование бережного отношения к объектам природы Способствовать развитию товарищеских отношений и взаимопонимания при групповой работе
Тип урока: изучение нового материала
Средства обучения:
Вербально-информационный;
Наглядный.
Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный; Репродуктивный.
Настрой на урок. Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
Все готовы – все готовы
Все в порядке – все в порядке
И учебники – и учебники
И тетрадки – и тетрадки
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и искать
Соберем в пакет всю лень, плохое настроение и выбросим в урну. Всё можно работать.
Постановка целей и задач. Сегодня мы продолжим изучение темы литосферы. Давайте определим формулировку темы урока с помощью кроссворда. (Кроссворд висит на доске).
Вопросы кроссворда.
Горные породы и минералы, которые использует человек.
Наука, которая отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? находится на Земле.
Твердая оболочка, расположенная над мантией.
Центральная часть земного шара с радиусом около 3500 км.
Плотные и рыхлые массы, состоящие из минералов, слагающие земную кору.
Примечание. За каждыйправильный ответ при отгадывании кроссворда учащиеся получают по жетону.
Этап 2. Изучение и усвоение новых знаний
Разнообразие минералов и горных пород.
Земная кора состоит из горных пород. Многие из них существуют миллионы лет, но в наши дни продолжают возникать новые породы.
В природе известно несколько тысяч минералов и горных пород. Они различаются между собой строением, твердостью, плотностью, цветом и др. свойствами.
Главная причина этого – различия в условиях их образования и изменения, которые происходят с ними в земной коре и на ее поверхности.
Классификация горных пород по происхождению.
По происхождению горные породы и минералы можно разделить на магматические, осадочные, метаморфические.
а) Магматические горные породы образовались в результате застывания магмы на поверхности и в глубине Земли.
При растяжении в земной коре возникают разломы - трещины, достигающие мантии. Из-за резкого уменьшения давления вещество мантии становится жидким и по трещинам проникает к поверхности Земли.
Поднимаясь к поверхности, магма медленно остывает и может затвердеть на глубине. Поэтому из вещества, составляющего магму, образуются крупные кристаллы. Так образуются глубинные магматические породы. К ним относится гранит, имеющий зернистое строение.
Магма, прорвавшаяся на поверхность по трещинам и разломам, застывает быстрее. Поэтому горные породы, образованные излившейся магмой, состоят из мелких кристаллов, их иногда трудно различить невооруженным глазом.
В том случае, если магма содержит много газов, она при излиянии вспенивается, газы улетучиваются, и образуется магматическая порода, которая имеет губчатое, пористое строение. Как же это происходит.
Инсценируется извержение вулкана:
Материалы:
Пластилин
Пустой контейнер от фотопленки
1 столовая ложка пищевой соды
Столовая ложка уксуса
Ход опыта:
Заранее вылепить из пластилина «вулкан»
Сделать отверстие на вершине вулкана. Отверстие должно быть достаточно большим, чтобы в него поместилась пустая баночка от фотопленки.
Вставить пустой контейнер в отверстие.
Сначала добавить в пустую баночку пищевую соду, затем уксус.
Посмотрите, как вулкан оживет.
Так образуются излившиеся магматические породы. К таким породам относится пемза или вулканический туф.
Горные породы и минералы, образовавшиеся из магмы, обычно твердые, тяжелые, плотные.
б) Осадочные горные породы
Эти породы, в отличие от магматических образуются только на поверхности земной коры, в результате оседания под действием силы тяжести и накопления осадков на дне водоемов и на суше. По способу образования осадочные горные породы делятся на группы:
Обломочные. Они состоят из обломков различных пород. Происхождение их связано с процессами выветривания, перемещения обломков текущими водами, ледником или ветром и накопления их. При этом обломки дробятся, измельчаются, окатываются. К горным породам такой группы относится щебень, галька, гравий, песок, глина.
Химические. Горные породы, относящиеся к этой группе, образуются из водных растворов минеральных веществ. Это оседающие на дно водоемов калийная и поваренная соль. Из воды горячий источников выпадает кремнезем.
Органические или органогенные. К этой группе относятся осадочные породы, состоящие в основном из остатков растений и животных, накопившихся за миллионы лет на дне озер, морей, океанов. Сюда входят:
С помощью подручных средств я попыталась создать осадочную горную породу и вот , что получилось.
Материалы:
Стеклянная банка
Цемент
Песок
Гипс
Вода
Пищевой краситель
Инструкция:
Заполняют банку водой
Засыпают в нее слой цемента толщиной примерно 4 см.
Оставить на 2 дня
Засыпать еще один слой, на этот раз из песка, смешанного с цементом. Оставить затвердевать.
Засыпать еще на один слой, на этот раз из гипса и песка. Оставить затвердевать.
Налить немного воды с пищевым красителем.
Насыпать еще один слой гипса и песка. Дать ему затвердеть.
Удалить банку
Между слоями осадочных горных пород можно найти остатки и отпечатки растений и животных (демонстрация иллюстраций).
в) Метаморфические горные породы.
При медленном прогибании земной коры, горные породы могут погрузиться на большую глубину. Под воздействием высокого давления и температуры происходит их нагревание, сжатие и в результате их свойства изменяются.
Просмотр видеофрагмента
Итак ,горные породы, претерпевшие изменения на глубине, называются метаморфическими.
Этап 3.Физминутка.
— Добрый день, мой милый друг (рукопожатие)
— Посмотри— ка ты вокруг (участники поворачивают головы из стороны в сторону).
Здесь есть ты (игроки кладут правую руку на плечо соседа).
Здесь есть я (правую руку участники кладут себе на грудь).
Будем вместе (каждый игрок обе руки ладонями соединяет с руками партнёра, руки необходимо держать на уровне груди)
Жить (каждый участник хлопает в ладоши),
Друзья (партнёры соединяют руки ладонями, держа их на уровне груди).
Минералы вокруг нас.
Минералы добываются из Земли и из них изготавливаются многие вещи, которыми мы пользуемся ежедневно:
а) головки спичек покрывают серой, которая легко загорается;
б) грифели карандашей, содержат графит, легко оставляющий след на бумаге;
д) каменная соль применяется в пищевой промышленности. Но кроме этого, порой служила строительным материалом, в тех местах, где климат сух и дожди редки. В индийском городе Амб многие постройки сооружены из обточенных глыб каменной соли. Ее залежи находящиеся по соседству, начали разрабатывать около тысячи лет назад.
Приблизительно тогда же стали добывать соль и в местечке Величко, близ Кракова (координаты 50 с.ш., 20 в.д.). Поначалу с поверхности Земли, потом стали строить шахты, такие как угольные шахты. Из года в год все дальше тянулись коридоры штреков, все глубже погружались колодцы штолен, созданные тяжелым трудом тысяч людей.
В старину на работу в соляные копи направляли провинившихся крепостных крестьян. Стоя на коленях, они кирками и ломами разбивали пласты соли. А на -гора - в мешках и ящиках - поднимали полупрозрачные, со стеклянным блеском глыбы каменной соли. Они работали по пятнадцать часов. Часто так уставали, что здесь же, в забое, засыпали. Не было сил подняться на поверхность по витой, насчитывающей свыше пятисот ступенек, лестнице.
Неизвестно, кто первый решил не выходить из шахты, обосноваться здесь на житье. По его примеру последовали многие, стали строиться, высекать себе жилища в толще каменной соли. В копьях возникли новые площади, улицы с переулками и тупичками. Вслед за ними - продовольственные склады, лавки, церкви, конюшни для лошадей, которые подвозили вагонетки с солью к подъемной клети, сараи для сена...
В конце концов шахты превратились в подземный город в несколько этажей. Здесь добывали соль и ходили по соляным улицам, жили в домах из соли.
Позднее польские короли устраивали здесь пышные праздники, задавали пиры. А затем изумленным гостям предлагали покататься на лодках по озеру, которое возникло из-за просачивающейся сквозь соляные пласты воды. По озеру и сейчас можно совершить лодочную прогулку, любуясь игрой света на соляных водах.
Интересная география
Космические осадочные пришельцы
Интересно, что часть осадочных пород на Земле имеет космическое происхождение. По подсчетам ученых, каждые сутки на поверхность нашей планеты из космоса оседает от 1000 до 10 000 т космической пыли. Итак, пополнение земной коры твердым веществом из космоса осуществляется постоянно.
Разминка для глаз.
Быстро поморгать и посмотреть на красный квадрат или на оранжевый треугольник.
Движение глазами вверх и вниз с максимальной амплитудой.
Круговые движения глазами по часовой стрелке и против.
Зажмуривание глаз изо всех сил, потом широко раскрыть («взгляд испуганного человека»).
Моргать веками подобно тому, как машет крылышками бабочка..
Этап 4. Первичная проверка усвоенных знаний.
Учащимся предложено закончить предложения:
1. По условиям образования горные породы делятся на-
2.На какие группы делятся магматические горные породы?
3.На какие группы делятся осадочные горные породы?
4. Как образуются метаморфические горные породы?
5.Указать происхождение пород: Гранит – Известняк – Торф – Мрамор – Пемза –
Этап 5. Постановка домашнего задания .
На дом: 1.параграф №17,
2.в рабочей тетради с № 53 по №56.
3. Творческое задание «Минералы – часть нашей жизни»:
Возьми ручку и бумагу
Поброди по дому и запиши все, что, как ты думаешь, изготовлено из минералов.
Напиши список как можно длиннее.
Подсказка: У тебя на кухне есть соль? Из чего сделана ваша плита? Что находится в карандаше?
Этап 6. Рефлексия.
У вас на столе лежат два воздушных шарика. Сейчас я вам предлагаю вспомнить все, чем мы занимались на уроке, выполнили ли мы все что планировали. и определить для себя понравился вам урок или нет. Если понравился ,то надувайте шарик цвета, ну а если нет, то шарик цвета. (спросить почему понравился , что понравилось или не понравилось на уроке) урок заканчивать:
«выбрасыванием» усталости;
«умыванием лица» теплом близко поднесённых к лицу рук;