kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Биосфера - живая оболочка Земли. Урок географии в 6 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биосфера - живая оболочка Земли. Урок географии в 6 классе. Программа Домогацких Е.М.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Биосфера - живая оболочка Земли. Урок географии в 6 классе»

Биосфера - живая оболочка Земли.

Цель урока: создать условия для формирования представлений о биосфере, как оболочке Земли, населенной живыми организмами, ее границах и взаимосвязях живых организмов в процессе биологического круговорота веществ.

Образовательные задачи урока:

  • Формировать понятия: биосфера, живое вещество, круговорот веществ.

  • Формировать знания о границах распространения жизни в сферах Земли.

  • Развивать умение сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек и объяснять действие факторов, ограничивающих распространение жизни в разных сферах.

  • Развивать умение выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота.

  • Развивать умение извлекать информацию из разных источников знаний, анализировать ее и делать обобщения.

Планируемые результаты обучения:

Метапредметные:

  • определять понятия;

  • анализировать и делать обобщения на основе различных источников информации (в текстовой форме и графической);

  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

  • излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая данными;

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально, в паре и группе.  

Предметные:

учащиеся должны знать:

  • границы биосферы;

  • факторы, ограничивающие распространение жизни в разных сферах;

  • учащиеся должны уметь:

  • раскрывать суть понятий: биосфера, живое вещество, круговорот веществ;

  • сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек;

  • объяснять взаимосвязи живых организмов в процессе биологического круговорота веществ.

Личностные:

  • формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде;

  • формирование представлений о целостности природы на примере биологического круговорота веществ.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Виды деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая.



Ход урока:

  1. Орг. момент. Приветствие, выявление отсутствующих, настрой на рабочую атмосферу

  2. Актуализация знаний

Задание. Наша планета состоит из нескольких оболочек, или сфер (от греч. sphaira – шар), названия которых сообщают о веществах, из которых они состоят.

(Зарисовка схемы в тетради)



Лито Био


Атмо Гидро





















Твердая внешняя оболочка Земли называется литосферой (от греч. lithos– камень), воздушная – атмосферой (от греч. atmos – пар). Воды Земли, которые находятся в жидком, твердом и газообразном состоянии, объединяются в гидросферу (от греч. hydor – вода). Среда обитания живых организмов, в том числе человека, называется биосферой (от греч. bios – жизнь).

Объясните, о чем говорит название каждой земной оболочки и что означает названия всех оболочек Земли вместе.

Задание. Главное, что отличает Землю от других планет Солнечной системы – это наличие жизни. Объясните, почему в Солнечной системе жизнь существует только на планете Земля?

Положение Земли в Солнечной системе, ее размеры и масса позволяют ей иметь воздушную и водную оболочки, состав которых благоприятствовал созданию условий для существования на ней жизни.

3. Этап изучения нового материала.

Биосфера возникла гораздо позже, чем другие земные оболочки. Попробуйте представить себе, как бы выглядела Земля без растений и животных. Вместо травы, лесов, кустарников - голые скалы. Вместо шума листвы, шуршания травы, пения птиц - полная тишина.

Задание. Ученые считают, что образование планеты Земля произошло примерно 4,5 млрд. лет назад. Первые живые организмы появились в океане около 3,5 млрд. лет назад. Развитие растительности на суше началось 400 млн. лет назад, птиц и млекопитающих – 50 млн. лет назад. А предки человека появились всего 2 млн. лет назад.

Подсчитайте, сколько лет прошло:

  • от образования планеты до появления первых живых организмов;

  • от появления первых живых организмов до появления растительности на суше;

  • от начала развития птиц и млекопитающих суши до появления предков человека.

Какую часть времени существования Земли занимает время существования на ней человека?

Живые организмы не оставались неизменными с момента своего возникновения. Первые живые существа были очень примитивны. Прошли сотни миллионов лет, прежде чем в процессе эволюции сформировался тот разнообразный органический мир, который существует сегодня и образует на Земле особую оболочку – биосферу.

Понятие “биосфера” впервые было упомянуто в книге “Гидрология” (1802 г.) французским естествоиспытателем Ж.Б.Ламарком. Термин “биосфера” был введен в 1875 году австрийским геологом, президентом Венской академии наук, профессором Эдуардом Зюссом. Выделил эту земную оболочку как самостоятельную и создал учение о биосфере один из крупнейших отечественных исследователей, академик В. И. Вернадский (1863-1945).

Задание. Данные ученые, живя в разное время, по-разному определяли, что такое биосфера. Сформулируйте свое определение термина “биосфера”.

Эдуард Зюсс определял биосферу как “тонкую пленку на земной поверхности, которая в значительной степени определяет облик всей планеты”.

В.И.Вернадский охарактеризовал биосферу как “область распространения жизни, включая наряду с организмами и среду их обитания”.

По Вернадскому все живые организмы на Земле образуют живое вещество биосферы.

Живые организмы на Земле исключительно разнообразны. Ученые могут лишь приблизительно подсчитать, что их 3 млн. видов, которые подразделяют на четыре основных царства. (Найдите в учебнике п.29, с.184-186 все царства живой природы и запишите в виде схемы, приведите примеры организмов каждого из царств.)

Задание. Определите, о представителях какого царства живой природы идет речь?

Это мельчайшие живые существа, которые обитают всюду: в воздухе, воде, почве. Одни из древнейших организмов на нашей планете. Большинство из них использует в пищу готовые питательные (органические) вещества, разрушая мертвые остатки или паразитируя на живых организмах. (Бактерии)

Характерная черта этих организмов состоит в том, что они способны самостоятельно создавать все необходимые им органические вещества, получая достаточно света, углекислого газа из воздуха и минеральных солей из почвы. (Растения)

Представителей этого царства больше всего в природе. Практически все из них питаются готовыми органическими веществами. Отличает их от других организмов то, что они могут самостоятельно передвигаться. (Животные)

Эти организмы неподвижны, но не могут сами создавать органические вещества, используя солнечный свет, углекислый газ и минеральные соли. Среди них выделяют шляпочные и плесневые. (Грибы)

Границы биосферы

Биосфера – это земное пространство, в котором существует жизнь. Каковы же границы этого пространства?

 По теории академика В.И.Вернадского, верхняя и нижняя граница биосферы определяются факторами земной среды, которые делают возможным или невозможным существование живых организмов (зарисовка схемы в тетради.

 Физическим пределом распространения жизни в атмосфере является озоновый слой, расположенный в среднем на высоте 20 км от поверхности Земли. Озоновый слой ограничивает распространение жизни, так как выше его концентрация ультрафиолетовых лучей превосходит допустимую для живых организмов. В океанах нижняя граница жизни достигает глубины свыше 10 км. По учению В.И.Вернадского, в литосфере нижняя граница биосферы проходит на глубине 3-3,5 км ниже земной поверхности и имеет нечеткий характер. Она определяется такой температурой земных недр, при которой жизнь невозможна. За такой предел Вернадский принял температуру +100о С.

 Таким образом, толщина биосферы составляет немногим более 20 км. В современной биосфере жизнь в основном сосредоточена на земле и вблизи от нее. Наиболее густые скопления живого вещества Вернадский назвал “пленками жизни”. На суше это, прежде всего почвы и растительный покров нашей планеты, его животный мир, а в Мировом океане – так называемый планктонный приповерхностный слой.

Определите верхнюю и нижнюю границы биосферы в атмосфере, гидросфере, литосфере.

Биосфера заполняет все оболочки. Объясните, почему её границы не совпадают с границами других оболочек.

Какие факторы ограничивают распространение жизни в разных сферах?

Что произойдет с живыми организмами на Земле, если исчезнет озоновый экран?

В гидросфере густо заселены верхние слои вод морей и океанов. Почему в Мировом океане с глубиной количество живых организмов сокращается?

Основная масса организмов, обитающих в литосфере, сосредоточена в почвенном слое, глубина которого не превышает нескольких метров, почему?

Задание. Рассмотрите и проанализируйте схему биологического круговорота веществ, указав:

какие основные звенья существуют в этом круговороте;

какую роль играет каждая группа организмов в биологическом круговороте;

будет ли осуществляться биологический круговорот, если убрать хотя бы одно его звено?

Учащиеся изучают и анализируют схему, отвечают на поставленные вопросы. Представляют результаты работы.

4. Рефлексия

Вопросы для самопроверки усвоения изученного материала.

  1. Приложение 6 кл. Итоговый тест по Биосфере

  2. Выберите правильный ответ:

Учение о биосфере создал (А. Ж.Б.Ламарк Б. Э.Зюсс В. В.И.Вернадский).

Совокупность всех живых организмов на Земле образует (А. Живое Б. Неживое) вещество биосферы.

Среди живых организмов наиболее разнообразны по видовому составу (А. Грибы Б. Растения В. Животные).

По массе живого вещества среди живых организмов превосходят (А. Грибы Б. Растения В. Животные).

Биосфера охватывает нижнюю часть (А. Атмосферы Б. Гидросферы В. Литосферы), верхнюю часть (А. Атмосферы Б. Гидросферы В. Литосферы) и всю (А. Атмосферу Б. Гидросферу В. Литосферу).

Мощность биосферы составляет (А. 6-7 км Б. 20-25 км В. 30-35 км).

Процесс круговорота веществ начинается с деятельности (А. Животных Б. Микроорганизмов В. Растений).

Инструмент проверки: ключ.

1) В        2) А       3) В    4)  Б       5)  А, В, Б          6)  Б         7) В

Шкала оценивания:

За каждый правильный ответ – 1 балл (за вопрос 5 – 3 балла).

Ответ неправильный или отсутствие ответа – 0 баллов.

“5”  9 баллов        

“4”  8-7 баллов        

“3”  6-5 баллов        

“2” менее 5 баллов

Учащиеся формулируют общие выводы:

Биосфера – оболочка Земли, населенная живыми организмами. Учение о биосфере создал В.И.Вернадский.

Совокупность всех живых организмов составляет живое вещество биосферы.

Живое вещество характеризуют по его массе, месту обитания, по видовому разнообразию и по численности каждого вида.

Биосфера охватывает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и верхнюю часть литосферы.

Каждая группа организмов играет в биосфере определенную роль. Живое вещество биосферы участвует в биологическом круговороте веществ, который связывает в единое целое все части природы.

5. Домашнее задание: п.29, рабочая тетрадь п.29

Составить синквейн “Биосфера”.

Правила составления синквейна.

В синквейне пять строк, в том числе:

Понятие (одно слово, в нашем случае биосфера).

Прилагательные (два слова).

Глаголы (три слова).

Предложение, фраза (из четырех слов).

Существительное, утверждение (одно слово).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Биосфера - живая оболочка Земли. Урок географии в 6 классе

Автор: Михайлова Елена Александровна

Дата: 11.05.2017

Номер свидетельства: 414399

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Биосфера-живая оболочка Земли. "
    ["seo_title"] => string(34) "biosfiera-zhivaia-obolochka-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "126460"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415182289"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Биосфера - живая оболочка Земли. Технокарта"
    ["seo_title"] => string(43) "biosfierazhivaiaobolochkaziemlitiekhnokarta"
    ["file_id"] => string(6) "315848"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459961744"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Урок  "Природный комплекс, географическая оболочка – особая оболочка Земли" 6 класс "
    ["seo_title"] => string(88) "urok-prirodnyi-komplieks-ghieoghrafichieskaia-obolochka-osobaia-obolochka-ziemli-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "120702"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413791431"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Урок географии 6 класс  .Тема:  Обобщающий урок по теме  «Гидросфера».    Учитель географии  МБОУ «Верхнежиримская СОШ»    Котляревская Елена Леонтьевна "
    ["seo_title"] => string(166) "urok-ghieoghrafii-6-klass-tiema-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-gidrosfiera-uchitiel-ghieoghrafii-mbou-vierkhniezhirimskaia-sosh-kotliarievskaia-ieliena-lieont-ievna"
    ["file_id"] => string(6) "137821"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417438238"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Воздушная оболочка Земли-атмосфера "
    ["seo_title"] => string(39) "vozdushnaia-obolochka-ziemli-atmosfiera"
    ["file_id"] => string(6) "118365"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413122297"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства