учащиеся должны знать, что такое биосфера, основные этапы развития форм жизни и изменения планеты, с этим связанные, особенности взаимодействий между живыми организмами.
учащиеся должны уметь составлять пищевые цепи, объяснить смысл биологического круговорота, уметь работать с геохронологической таблицей.
учащиеся должны вести планирование собственной деятельности, дать оценку качества и уровня усвоения.
Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.
Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.
Учащиеся проявляют эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде. Осознают целостность природы Земли и её живой оболочки - биосферы.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
1.Организационный момент. | Приветствие. Настраивает учащихся на работу Интересуется самочувствием, предлагает ответить с помощью смайлика. | Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, настраиваются на работу. | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. | | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Демонстрирует слайды презентации «Биосфера – оболочка жизни». Подводит учащихся к осознанию целей и задач. Постановка проблемного вопроса: Почему именно планета Земля стала единственной обитаемой планетой Вселенной? Всегда ли на Земле обитали те живые организмы, которые рядом с нами? Вы готовы в этом разобраться? Догадались, о чём пойдёт речь на уроке? Какова же цель нашей работы на уроке? Для чего нам это необходимо? Чтобы достичь нашей цели, какую работу мы должны выполнить? Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Помогает, советует. | Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. | Смыслообразование и самоопределение действий на уроке. | Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий. | Регулятивные: целеполагание; планирование. Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
3. Актуализация знаний. | Предлагает ответить на вопросы по актуализации нового материала. Заранее показать видефрагмент о биосфере. (Приложение 1 http://www.life-nature.ru/articles/2/ http://fcior.edu.ru/card/7915/biosfera-obolochka-zhizni-biosfera.html) Вопросы: 1) Какую оболочку Земли мы изучаем? 2) Что такое биосфера? 3) Назовите составные части биосферы? 4) Всегда ли на нашей планете была жизнь? Если жизнь когда – то зародилась, то как она развивалась? 5) Чем обеспечивается единство биосферы? Как происходит круговорот веществ в природе? 6) Каково значение биосферы в жизни Земли? | Отвечают на вопросы. Представляют результаты исследования. | Личностные: осознание своих возможностей. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Анализирование и обобщение информации о значимости процессов развития жизни на Земле, формирования составных частей биосферы, её единства и значения в жизни планеты. | Регулятивные: умение регулировать свои действия. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
4. Изучение нового материала. | Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. Беседа с учащимися с использованием рисунков учебника, геохрогологической таблицы, помогает анализировать схемы пищевых цепей и биологического круговорота в природе. | Участвуют в беседе; отвечают на вопросы при помощи анализа иллюстраций, схем и геохронологической таблицы, формулируют выводы о единстве всего живого и неживого на Земле, делают записи в тетради. | Представляют доказательства и рассуждения о сопричастности с существованием биосферы. | Демонстрируют умение давать определения новым понятиям темы, определяют основную и второстепенную информацию, структуирование знаний с использованием знаково – символических средств. | Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
5. Первичное усвоение новых знаний и способов деятельности. | Предлагает составить схему: «Пищевые цепи». Помогает сформулировать определение биологического круговорота. | Работают с учебником и конспектом, выявляя закономерности пищевых связей | Осмысливают определения. Называют примеры питания организмов. | Выполнение действий по алгоритму. Работают в тетради по моделированию схемы «Пищевые цепи» с использованием знаково – символических средств. (Приложение 2 - схема) Записывают определения в тетрадь. | Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Коммуникативные: слушать и слышать собеседника. Познавательные: применять полученные знания об особенностях биосферы. |
6. Динамическая пауза (физкультминутка) | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Учитель просит учащихся вспомнить и воспроизвести движения животных: как потягивается кошка, скачет зайчик и т. д. | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. | Осознают необходимость смены видов деятельности для поддержания высокого уровня работоспособности. | | Играют, демонстрируя свои творческие таланты и умение общения в группе в процессе смены деятельности. |
7. Усвоение новых знаний и способов деятельности | Предлагает задания на «новое» знание. Инструктирует по проведению практического задания: «Как живые организмы изменяют нашу планету» (Приложение 3 – ЛОС) Учитель устанавливает осознанность ситуации. Организует деятельность по применению новых знаний, консультирует. Объяснение с элементами беседы. Задает вопросы. Инструктирует по выполнению задания с использованием текста учебника, ЛОС, рис. 148 на стр. 203. | Знакомятся с содержанием части параграфа. Объясняют, анализируют, формулируют свои мысли. Слушают. Отвечают на вопросы. Анализируют рис. 148 на стр. 203. Записывают в тетрадь дополнения к варианту ЛОС. | Обсуждают в парах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. | Осуществляют учебные действия по намеченному плану. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. |
8 Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.. | Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы. Консультирует, советует, помогает Обучает способам контроля и самооценки деятельности. | Предъявляют результаты самостоятельной работы в парах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля). | Формулируют затруднения и осуществляют самокоррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок. | Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
9. Домашнее задание. | Предлагает изучить параграф 45 устно. По желанию подготовить сообщения о приспособленности организмов к условиям обитания; способах питания организмов. | Записывают домашнее задание. | Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. | Возможность расширения знаний по теме с учётом проработки дополнительных источников информации. | Регулятивные: умение выбрать задание по силам. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем. |
10. Рефлексия. | Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке. Давайте вернемся к слайдам презентации «Биосфера – оболочка жизни». Какова была ваша учебная задача? Чему вы научились на уроке? Где можно применить полученные знания? Что вы узнали о биосфере совершенно новое? Какие затруднения у вас возникли? Дайте анализ своей деятельности на уроке. Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, выставляет оценки за работу на уроке. | Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. | Планирование сотрудничества с учителем, адекватное понимание причин успеха (неуспеха ) на уроке, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | Соотносят цель и результаты работы на уроке, степень их соответствия. | Умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Используют прием «Нарисуй свое настроение». Умение выбрать задание по силам и самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. |
фитонциды.
Растения – защита склонов от размывания.
горные породы.
острова (атоллы).