Стимулирует активное участие всех детей в обсуждении содержания текста учебника. Работа с материалом учебника. Слайд 12. Беседа 1. Когда и как на планете Земля возникла жизнь? По мнению учёных, жизнь на нашей планете зародилась в Мировом океане. Слайд 13. Первыми организмами, появившимися на нашей планете были бактерии и сине-зелёные водоросли - организмы, состоящие всего из одной клетки. Растения на нашей планете появились около 400 млн лет назад. Слайд 14. Динозавры на Земле широко распространились примерно 180-170 млн лет назад. Первые птицы и цветковые растения появились на Земле около 150-130 млн лет назад. Слайд 15. Многие растения и животные, ранее населявшие нашу планету вымерли. Растения и животные, сохранившиеся на нашей планете с доисторических времён называются реликты. Слайд 16. Задание. Попробуйте сформулировать понятие «реликт». Реликт – живой организм, сохранившийся до наших дней с доисторических времён. Слайд 17. С течение времени менялась и неживая природа: возникали и разрушались горы, сменяли друг друга периоды похолоданий и потеплений. Слайд 18. В атмосфере увеличилась доля кислорода, воздух стал прозрачнее, и солнечные лучи начали сильнее нагревать поверхность планеты. Слайд 19. 2. Как связаны все живые организмы? Задание. Найдите ошибки. Для существования на нашей планете живым организмам достаточно света и тепла. Свет и тепло они получают от Солнца - главного источника энергии для нашей планеты. Ответ: Кроме света и тепла им ещё необходимы вода и питательные вещества. Слайд 20. Зелёные растения и некоторые виды бактерий могут использовать солнечную энергию для дыхания. Ответ: Зелёные растения и некоторые виды бактерий могут использовать солнечную энергию для создания питательных веществ. Слайд 21. Растения служат пищей для травоядных животных. Хищников поедают травоядные. После смерти растений и животных их останки разлагаются микроорганизмами и грибами. Отношения между всеми группами живых организмов образуют пищевую цепь. Ответ: Растения служат пищей для травоядных животных. Хищники поедают травоядных. После смерти растений и животных их останки разлагаются микроорганизмами и грибами. Отношения между всеми группами живых организмов образуют пищевую цепь. Слайд 22. Задание. Сформулировать определение понятия «пищевая цепь». Пищевая цепь – отношения между всеми группами живых организмов. Слайд 23. Все живые организмы участвуют в биологическом круговороте, т. е. взаимосвязаны между собой. Они либо создают питательные вещества, либо поедают кого-то, либо сами оказываются съеденными. Пока круговорот не прерывается, всем живым существам хватает еды и места для жилья. Нарушение одного из звеньев биологического круговорота не окажет сильное влияние на все остальные звенья. Слайд 24. Задание. Сформулировать определение понятия «биологический круговорот». Биологический круговорот – взаимосвязь живых организмов. Слайд 25. 3. Как живые организмы изменяют нашу планету? Рассмотрите внимательно картинку. Какое отношение она может иметь к теме нашего урока? Выпишите из ученика высказывание, для которого данная картинка служит иллюстрацией. Корректирует и дополняет ответы учащихся. Слайд 26. Беседа. На данной картинке изображён атолл. Какой процесс, происходящей в природе иллюстрирует данная картинка? Выпишите из учебника предложение, которое имеет отношение к этой картинке. Слайд 27. Рассказ. 4. Что такое биосфера? Сейчас трудно найти на нашей планете место, где не ощущалось бы влияния живых организмов. За миллионы лет своего существования они создали новую земную оболочку - биосферу (от греч. «биос» - жизнь и «сфера» - шар). В пределах биосферы живые организмы взаимодействуют с неживой природой, преобразуя её. Задание. Используя текст учебника сформулировать определение понятия «биосфера». Биосфера – живая оболочка Земли Слайд 28. Выводы? Все живые организмы на нашей планете взаимосвязаны между собой: они образуют пищевые цепи и участвуют в биологическом круговороте. Организмы совершенно изменили облик нашей планеты и создали биосферу - живую оболочку Земли. | Слушают вопросы, анализируют их содержание, находят в тексте ответы на вопросы, формулируют ответы, озвучивают их. Участвуют в обсуждении ответов в парах. Дополняют и корректируют ответы товарищей. Работают с текстом учебника по формулированию понятия «реликт». Анализируют информацию. Формулируют определение понятия. Корректируют и дополняют ответы товарищей. Записывают определение понятия в рабочий лист. Работают с текстом учебника. Формулируют ответ на вопрос. Озвучивают ответ. Слушают объяснение учителя. Анализируют информацию. Работают с текстом учебника. Участвуют в обсуждении, выслушивают разные точки зрения. Озвучивают ответы. Анализируют ответы товарищей, дополняют их. Подчёркивают ошибки в тексте рабочей тетради. Участвуют в обсуждении, выслушивают разные точки зрения. Анализируют ответы товарищей, дополняют их. Формулируют понятие «пищевая цепь». Записывают понятие в рабочий лист. Участвуют в обсуждении, выслушивают разные точки зрения. Анализируют ответы товарищей, дополняют их. Формулируют понятие «биологический круговорот». Записывают понятие в рабочий лист. Анализируют содержание картинки и, используя материал учебника делают вывод о том, что эта картинка может символизировать (иллюстрировать). Работают с текстом учебника. Выписывают высказывание. Слушают рассказ учителя. Анализируют информацию. Используя текст учебника, формулируют определение понятия «биосфера». Озвучивают его и записывают в рабочий лист. Участвуют в формулировании выводов по теме и содержанию урока. |
Комментирует домашнее задание. Слайд 36. Д/З: §29; Для удовольствия: Нарисовать природу. Слайд 37. Титульный слайд. Слайд 38. Источники информации: http://enc-dic.com/polytech/Osadkomer-6654.htm l http://www.анероид.рф/info/articles/osadkomer-opisanie.htm http://istoriz.ru/barometr-istoriya-izobreteniya.html http://istoriz.ru/termometr-istoriya-izobreteniya.html http://metrologiya-story.ru/pribori/term/ http://files.onlyimage.com/free/full/044/galileo-s-telescope-for-iya-made-for-griffith-observatory-on-exhibt-at-franklin-institute-adler-planetrium-the-imss-institute-and-museum-of-the-history-of-science-in-florence-italy-where-the-original- http://images.slideplayer.it/1/569861/slides/slide_2.jpg http://ru.convdocs.org/pars_docs/refs/26/25810/25810_html_m1d103627.jpg http://www.hermes-press.com/CCC/biosphere.jpg http://gracieteoliveira.pbworks.com/f/1326583324/LmP63Q5BS35JPGmzAN2z.jpg http://scienceland.info/images/geography6/pic156.png http://www.kniga.com/books/ebooks/preview/images/ebooks331909/_01.jpg http://cecd04df9605b630ca29-1241d3348dac2d27e674997029412b55.r13.cf2.rackcdn.com/7F170E23-CB4F-4869-A4C6-2E7AAD0B3767.jpg http://s1.thingpic.com/images/Df/WTa34YKqC4HpohyxWd6PZ3Gn.jpeg http://stendeks.com/magazin/product/biosfera http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/f5ae7ca7-f897-4238-be11-ef3aab8f7ac0/[BI9ZD_8-03]_[IL_05]-k.jpg http://static.wixstatic.com/media/226848_a71738a1c2a14a8dbe5de490be7d3cb6.jpg_srz_1920_1200_85_22_0.50_1.20_0.00_jpg_srz | Записывают домашнее задание в дневники |