Урок первый в разделе климат,раскрывается содержание,тип и цели, даются опорные знания и умения, практические работы ( несколько задач), дополнительный материал, тема представленна в виде опорного конспета (опора составляется по ходу урока).Материал можно использовать при составлении уроков по ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Изменение температуры воздуха с высотой. Как изучают атмосферу? Значение атмосферы. Загрязнение воздуха: необходимость и способы поддержки чистоты атмосферы.
Тип урока – комбинированный.
Цель урока -сформировать у учащихся понятие об атмосфере и современных методах ее очистки.
Опорные знания и умения - состав и свойства воздуха, значение воздуха для жизни на Земле, охрана воздуха от загрязнения, элементы и явления погоды.
Практические работы - решение задач на изменение температуры воздуха с высотой.
Оборудование-глобус, кинофильм «Воздух в природе».
На первом уроке учащиеся с помощью опорного конспекта рассматривают такие вопросы, как строение и состав атмосферы, вводится понятие «атмосфера». Начало урока рекомендуется провести в виде вводной беседы в которой используются вопросы начальной школы по естествознанию.
На втором этапе урока можно использовать разнообразный дополнительный материал чтобы заинтересовать учащихся данной темой .О том . что на большой высоте даже в разгар лета стоят морозы, свидетельствует тот факт, что вершины высоких гор покрыты вечными снегами и ледниками. Здесь же предусматривается решение задач на изменение температуры с высотой. При объяснение данного вопроса учитель рисует схему» строение атмосферы», которую учащиеся переносят в тетрадь.
При рассмотрение вопроса «Состав атмосферы» учитель предлагает учащимся выполнить практическую работу по строению круговой диаграммы, которая наглядно показывает соотношение газов в атмосфере.
На этом же уроке при изучении вопроса значение атмосферы можно показать к/ф «Воздух в природе».
В конце урока фронтальное закрепление материала.
Дополнительный материал к уроку
Мы живем на дне воздушного океана.
Воздух прозрачен и мы его не видим, но он постоянно напоминает нам о себе. Из воздуха мы получаем необходимый для жизни кислород. В сутки человеку нужно около 11 тысяч литров воздуха.
Только последние 200 лет человек проникает в толщу атмосферы, и лишь 16 июля 1968года американская экспедиция на Луну вышла за пределы атмосферы.
Воздушная оболочка Земли возникла в результате выделения газов при вулканических извержениях. С появлением океанов и биосферы она формируется и за счет газообмена с водой и живыми организмами.
В 1862 году два англичанина Глешер и Коквель, решили подняться на воздушном шаре выше облаков. Шар пошел вверх и очень быстро и , чем выше он поднимался, тем становилось холоднее. На высоте 3 тыс.км.англичане достигли облаков.
Когда шар летел сквозь облака, исследователи дрожали от холода и сырости, то что мы называем облаками, есть густой, холодный туман, в котором ничего не видно.
Кончились облака стало светло. Показалось голубое небо и солнце. Облака казались сверху белым , волнистым полем, словно его покрывал снег. Через разрыв облаков кое- где можно было видеть Землю- поля, леса, города.
Выше облаков было еще холоднее. На высоте 5 км замерзает вода. Дышать стало труднее, в ушах шумело , сердце сильно билось. Но исследователи решили терпеть до последней возможности и не хотели опускаться.Напротив они высыпали песок из корзинки, так что шар стремительно пошел вверх.
На высоте 8 км один из них почувствовал сильную слабость, он не мог пошевелиться, ни поднять руки. Еще несколько минут- и он упал без памяти: воздуха стало недостаточно для дыхания.
А шар все поднимался.
Обоим смельчакам угрожала смерть. На высоте 11 км было 24градуса мороза, а на земле в это время деревья были покрыты зеленью и трава пестрела цветами.
Потерявший сознание весь посинел и лежал, как мертвец. Его товарищ едва дыша, собрал наконец последние силы и хотел поднять руки, чтобы взять шнурок от клапана, но оно не действовали. Тогда он зубами схватил и потянул шнурок. Клапан открылся- и шар начал спускаться. Через некоторое время оба англичанина спустились на землю.
Поводом для организации службы погоды в Англии, Франции и России послужила буря на Черном море 14 ноября 1854 года. Шла Крымская война, уже который раз России противостояла Европа. Англофранцузская эскадра , осаждавшая Севастополь, бросила якорь Балаклавской бухте. Неожиданная буря побила суда друг о друга и скалы. Погиб почти весь флот. Буря эта не только дала возможность укрепить оборону русской крепости, но и заставила организовать службу прогнозов погоды. Составлять прогноз погоды помогает наука метеорология- наука об атмосфере Земли и происходящих в ней процессах. Одно из направлений- синоптическая метеорология, определяющая погоду и характер ее изменений. Наблюдение за температурой воздуха, влажностью и облачностью, атмосферным давлением, осадками, ветром, прогнозирование погоды- задача службы погоды.
Задачи:
1.Известно, что при подъеме воздуха на высоту 1 км температура воздуха в тропосфере снижается на 6 градусов. Определите температуру воздуха над Москвой, Лондоном и Дели на высоте 3 км, если у поверхности земли она составляет :18 градусов, 14, 24.
2.Какова высота горы, если у ее подножья + 26 градусов , а на вершине -10градусов.
3.На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура воздуха -30, а у поверхности земли в это время +24 градуса.
4.Вычислите температуру воздуха на высоте 4 км над Москвой, Гаваной и Сиднеем, если у поверхности земли оно составляет: +22;+27;+12 градусов.