kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Атмосфера. Строение и состав атмосферы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели данного урока:

Сформировать понятие об атмосфере, как в нашей газовой оболочке, её составе и строении.

О тропосфере, как части атмосферы. Наиболее важной для жизни человеческого общества, о мерах по охране чистоты атмосферы воздуха ознакомить со способами изучения атмосферы.

Развивать наблюдательность за явлениями погоды, способности анализировать, делать выводы, воспитывать интерес к изучению предмета, экологическое воспитание, формирование научного мировоззрения.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Атмосфера. Строение и состав атмосферы »

Тема: Атмосфера. Состав и строение атмосферы.

Цели и задачи:

Сформировать понятие об атмосфере, как в нашей газовой оболочке, её составе и строении.

О тропосфере, как части атмосферы. Наиболее важной для жизни человеческого общества, о мерах по охране чистоты атмосферы воздуха ознакомить со способами изучения атмосферы.

Развивать наблюдательность за явлениями погоды, способности анализировать, делать выводы, воспитывать интерес к изучению предмета, экологическое воспитание, формирование научного мировоззрения.

Оборудование:

На доске тема, эпиграф. Историческая справка. Состав атмосферы, диаграмма. Учебная таблица строение атмосферы, охрана воздуха, оболочки земли.

Тип урока:

Изучение новой темы

Методы:

Словесно - наглядный эвристическая беседа.

Частично-поисковое опережающее задания.

Форма урока:

Коллективная индивидуально групповая парная.

Ход урока:

Итак, на протяжении нескольких уроков мы будем разгадывать тайны атмосферы. А сегодня мы должны узнать, что такое атмосфера, из чего она состоит и каково ее строение. Почему люди стремятся познать тайны атмосферы.

Конечно, вы уже кое-что знаете. А сейчас заполняем таблицу.

Я знаю

Я узнал



Учащиеся записывают индивидуально, затем по команде, работают в паре, затем по 4. И один из четверки говорит. Учитель записывает в таблицу. Уч-ся тоже записывают и дополняют.

Вторую часть вы заполните дома, а может быть, начнем и на уроке.

1. Видим ли мы воздух?

2. Но он существует? Как мы это узнаем? Атмосфера окутывает нашу планету, как одеяло и вращается вместе с ней вокруг оси.

Историческая справка.

Ученые считают, что современное облако атмосферы появилось 1 млрд. лет назад. В 1756 году М.В.Ломоносов открыл атмосферу Венеры и ввел в науку понятие «атмосфера».

Из чего же состоит воздух? В 1774 г. ученый Антон Лавуазье изучил газовый состав атмосферы и установил, что есть кислород и азот, позднее обнаружили другие газы в воздухе.

Читаю диаграмму. Читаю газовый состав воздуха.

Запишем.

Воздух - это смесь газов. Состав воздуха. Каждый газ выполняет свою работу, функцию, имеет свое значение. А это мы сейчас узнаем.

Посмотрим. Инсценировка. Спор братьев.

1. О2. Здравствуйте, я кислород. Вы узнали меня. Я главный в воздухе. Я необходим человеку и животным для дыхания. Без меня не будет горения и др. процессов.

2. N. Нет, я самый главный и зовут меня Азот, меня в воздухе много - 78%. Хотя я не участвую в процессе дыхания, но для жизни растений я необходим. Растения получают от меня из воздуха являюсь минеральным питанием для растений.

3. Со2 . Самый главный — это я и спорить не надо (отодвигает кислород и азот). Меня не много, но без меня не смогут жить, и расти растения. Кроме того, я являюсь «утеплителем» Земли. Я пропускаю солнечные лучи на Землю, но препятствую их обратному возвращению, поэтому Земля не перегревается и быстро не остывает, как на Луне.

4. Озон. Нет, нет, хотя я и живу выше вас, но роль моя велика. Я образую «озоновый экран» и поглощаю ультрафиолетовые лучи, которые в больших дозах губительны для живых организмов. Без меня погибли бы все полезные бактерии и люди погибли от раковых болезней.

Учитель: Давайте поможем решить спор братьям. Кто же, по-вашему, мнению главный? (ученики высказывают).

Братья! Хватит спорить. Ведь мы знаем, что мы друг без друга не образуем воздушную оболочку. И все мы главные.

III. Первичное закрепление.

1. Что такое воздух?

2. какие компоненты входят в состав воздуха?

IV. Строение атмосферы. Какое строение имеет атмосфера? Есть ли у нее границы? Везде ли воздух одинаков, начиная от литосферы?

Попробуем найти и на эти вопросы ответ.

1. считают, что все мы живем на дне воздушного океана. Нижнюю границу установить трудно. Потому что воздух проникает глубоко в почву и горные породы, но и трудно определить верхнюю границу. До 3000 км. воздух разрежен, что обнаружены только его следы. С высотой меняются свойства воздуха, газовый состав, температура, плотность и т.д. Значит, выделяются слои.

2. По учебнику, рис. 48, знакомимся со строением атмосферы. Назвать слои. Каждый слой характеризуется своими особенностями, признаками. Задание у вас на столе. В вашем распоряжении учебник, пожалуйста, ответьте на вопросы. Затем вы будете отвечать.

3. Работаем по 2 человека

1 ряд - тропосфера

2 ряд - стратосфера

3 ряд — верхние слои атмосферы.

Ответы уч-ся по слоям. После тропосферы учитель дополняет:

Тропосферу называют «кухней погоды». Люди давно заметили, что по определенным признакам можно узнать, какая завтра будет погода, т.е. ветер, дождь, мороз и т.д.

Творческие задания. Подбираем признаки хорошей и плохой погоды. Продолжаем вести наблюдения за погодой.

А сейчас назовите для примера признаки хорошей и плохой погоды. Рассказ уч-ся о стратосфере.

Дополнить:

Хотя воздух сух, но обнаружили серебристые облака, из кристаллов льда.

Первичное закрепление.

1. Назвать слои атмосферы.

2. Почему температура в тропосфере понижается с высотой.

3. В каком слое серебристые облака, ветер, осадки.

4. Почему в стратосфере нет облаков.

5. В каком слое находится «озоновый экран»? Какова его роль?

6. Вы слышали об озоновых дырах. Хорошо это или

плохо. Ответ обосновать.

А сейчас я вам прочитаю сказку-загадку. Слушаем внимательно. «Сказка о глупом тролле».

Вопросы: Почему замерз тролль? О каком слое атмосферы идет речь?

Записать. На каждые 100 м. Температура понижается на 0,6. в тропосфере.

V. Значение атмосферы. Работа с учебником. Какое имеет значение атмосфера?

Заполнение кластера (жучка).




Образуются облака

дыхание


От перегрева

Защита от сохраняет тепло

метеоритов



Проверка заполнения учителем. Я буду заполнять, а вы мне подскажете. Кто что-то не успел дописать, допишите.

Экология.

Если воздух имеет такое огромное значение, значит, он должен быть каким? (чистым).

Вспомним.

1. Где воздух чище, в лесу или в городе?

2. Почему в городе загрязнен? Конечно, в природе тоже есть загрязнители - вулканы, пыльный ветер, но больше, конечно от экономической деятельности людей. В настоящее время говорят об утончении «озонового слоя», о парниковом или тепловом эффекте. Все это приводит к

нежелательным последствиям.

Прочитать о загрязнении «смог», «кислородный дождь»

3. Что бы вы предложили, чтобы сохранить воздух чистым. Отказаться от плохой пищи, воды, но от воздуха нет, мы дышим тем, какой есть. Уч-ся дают свои предложения. Учитель дополняет.

1. Очистка сооружений.

2. Безотходная технология.

3. Сохранение леса, «легких планет», больше вокруг промышленных городов.

Сейчас государство следит за чистотой воздуха, есть специальные службы.

VI. Изучение атмосферы. Дома вы самостоятельно изучите. Но немного. Человечество давно изучает воздушный океан.

1. как изучают? (наблюдения, измерения).

2. для измерения нужны приборы. Какие?

3. кто такие синоптики?

4. место, где ведут наблюдение синоптики (метеостанции).

5. Какова толщина тропосферы?

6. Сколько водяного пара содержится в тропосфере?

7. Какие природные явления происходят в тропосфере?

Стратосфера.

1. Что означает стратосфера?

2. Как изменяется температура с высотой?

2. Почему в стратосфере на большой высоте высокая температура?

3. Какова толщина слоя?

4. Сколько водяного пара содержится в тропосфере?

5. Есть ли облака?

Верхние слои атмосферы.

1. Как изменяется температура воздуха?

2. Почему такая высокая температура?

3. Заметил ли бы человек такую высокую температуру, если бы оказался там?

4. Какова толщина слоя?

5. Какое природное явление там наблюдается? Почему?

Оборудованная площадка. Косм. Будка. Для измерения 2 м. От земной поверхности, У них есть сейчас помощники, об этом вы узнаете, прочитав изучение атмосферы.

VII. Итог урока:

Что же мы узнали. Послушаем ребят. Уч-ся читают стихи об атмосфере.

Что такое атмосфера?

Может, это литосфера?- Нет!

Может, это гидросфера? - нет!

Может, это просто точка? - Нет!

Значит, это оболочка? - Да!

Из чего состоит она? Из камня? - Нет!

Состоит из смеси газов? - Да!

Той, что воздухом зовут,

Они жизнь для нас дают!

У Земли он очень плотный,

И тяжелый он на вес,

Но чем выше, это точно,

Воздух там разрежен весь.

В чем причина? Что за диво?

Что ты там ни говори,

Но внизу на воздух мирно

Давят верхние слои.

В атмосфере выделяют -

Посчитайте раз, два, три -

Тропосферу, стратосферу.

Ну и верхние слои.

Тропосфера - самый нижний!

В ней туман и облака,

Там невидимо, неслышно

Происходят чудеса.

В ней погодные явленья

Происходят каждый раз.

Гром и молния, осадки

Формируются подчас.

Здесь летают пыль и копоть,

Здесь, чем выше, - холодней!

Пар и 80% воздуха -

Все содержится в ней.

Еще выше - стратосфера!

Проплывают изредка

Там по небу серебристые,

Из кристалликов льда облака.

Но в ней воздух, конечно, разрежен

И отсутствует пар водяной.

Ртуть в термометре поднимается

Нечем сразу дышать нам с тобой.

Ну, а в верхних слоях еще круче!

Воздух сильно разрежен. И здесь

Не поглощается солнышка лучик,

Не рассеивается солнечный свет.

Но значительна роль атмосферы

Для земли и для жизни людей,

Ведь такая воздушная сфера

Защищает от многих вещей:

От мороза ли темною ночью,

От перегрева в солнечный день.

От паденья на Землю точно

Самых разных космических тел.

Выполняя защитную функцию,

Атмосфера нам воздух дает.

Значит, вывод верный, но грустный:

Человек без нее не живет!


Учитель. Вот и подошел к концу урок. Нам пора подводить итог. Спасибо за работу, ребята. А я поставлю вам отметки.

Оценки. До свидания. Дома не забудьте заполнить 2-ю часть таблицы. Приметы и календарь наблюдений за погодой.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Атмосфера. Строение и состав атмосферы

Автор: Махметова Жанна Омирзаковна

Дата: 21.11.2014

Номер свидетельства: 133669

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Атмосфера, её строение, состав воздуха."
    ["seo_title"] => string(42) "atmosfiera_ieio_stroieniie_sostav_vozdukha"
    ["file_id"] => string(6) "378285"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484193659"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Атмосфера, ее строение, состав воздуха"
    ["seo_title"] => string(42) "atmosfiera_ieie_stroieniie_sostav_vozdukha"
    ["file_id"] => string(6) "415716"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1494904465"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Воздушная оболочка Земли-атмосфера "
    ["seo_title"] => string(39) "vozdushnaia-obolochka-ziemli-atmosfiera"
    ["file_id"] => string(6) "118365"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413122297"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Урок по географии в 6 классе  специального (коррекционного) обучения «Атмосфера: состав, строение, значение, изучение» "
    ["seo_title"] => string(131) "urok-po-ghieoghrafii-v-6-klassie-spietsial-nogho-korriektsionnogho-obuchieniia-atmosfiera-sostav-stroieniie-znachieniie-izuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "234050"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443338413"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "календарный план 6,7,8 класс"
    ["seo_title"] => string(24) "kaliendarnyiplan678klass"
    ["file_id"] => string(6) "278361"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453057206"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства