М.И. Насонова, учитель географии и биологии МБОУ «Гимназии имени Героя Советского Союза И. М. Макаренкова» с. Ольговка Добринского муниципального района Липецкой области
Воспитание гражданина, патриота малой Родины через школьное краеведение
«Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Духовно- нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современного образования и представляют собой важный компонент социального заказа для образования, которому отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Основной целью духовно-нравственного воспитания является ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирование у них бережного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому.
Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит, у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла».
Поэтому надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем. И в этом помогает курс «Краеведения» в школе.
Необходимость введения курса связана с социальным заказом общества, которому нужны культурные, образованные люди, любящие свою Родину. Чем содержательнее будут занятия, тем более действенными окажется они для воспитания любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа.
Программа курса по краеведению предполагает не только работу с книгой, но и экскурсии по родному краю, области, встречи с интересными людьми, игры, викторины, сбор материалов о земляках, лекции, беседы, уроки, конференции. Приемлемы активные формы: интеллектуально - познавательные игры, телепередачи, ролевые игры, компьютерные презентации, поиск в Интернете, защита проектов и др.
Школьное краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью и практикой. Оно содействует осуществлению общего образования, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Значение краеведения в процессе обучения велико и многообразно.
Краеведение помогает приблизить школьное обучение к проблемному пониманию материала, к самостоятельной исследовательской работе. Вместе с тем, краеведение воспитывает у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее – качества, на основе которых формируется гражданственность, патриотизм, гордость за свою Родину.
В качестве главной цели использования школьного краеведения в образовании рассматривается воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, город, село, его традиции, памятники природы, истории и культуры и желающего принять активное участие в его развитии. При этом реализуется связь между формированием знаний о природном, культурно - историческом наследии с задачами образования школьников.
Патриотизм, как многогранное по своему содержанию понятие, включает в себя любовь к родным местам, почтение прошлого своей Родины, гордость за свой народ; уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни; желание сохранить, приумножить богатства своей страны, готовность защищать Отечество и служить его интересам.
Основные цели курса краеведения:
– дать учащимся основные знания об истории, географии своего родного края, о культурных, политических и экономических особенностях Липецкой области;
– познакомить с достопримечательностями и людьми, прославившими родной край.
К окончанию школы формируется личность, обладающая гражданско-патриотическим сознанием, чувством сопричастности к судьбам Отечества, любящая родной край, уважающая земляков и знающая историю, географию своего родного края;
- личность, обладающая более высоким уровнем знаний, дающим вероятную возможность поступления в высшие учебные заведения;
- личность, обладающая общей культурой;
- личность творческая, с развитым эстетическим вкусом, эмоционально-чувственной сферой, богатым воображением.
Исходным в определении задач развития российского образования при реализации принципа краеведения в настоящий период является опора на личный опыт школьника, который отражает приобретенные им знания из различных источников: восприятия предметов, наблюдения явлений, процессов, и опыт, приобретаемый в результате взаимодействия с окружающей образовательной средой, трансформируемый обучающимися в знания во время учебно – познавательной деятельности по овладению учебными предметами.
В школьном краеведении в качестве учебной информации выступает природоведческий (отражает взаимосвязь и взаимозависимость природы и человека, пространственные представления), экономический (исторический аспект, перспективы развития территории), искусствоведческий (облик городов, сел, архитектура, живопись), культурологический материал (быт, материальные условия и духовные ценности, достижения), формирующие эмоционально – ценностное отношение школьников к местной природе, культуре. В отборе краеведческого содержания важно опираться на культурологический и социокультурный подход, так как они обеспечивают усвоение культурного наследия региона как части страны с ориентацией на духовно- нравственные ценности.
Для обеспечения условий по формированию понимания учащимися того, что они являются частью природной и социальной целостности (семьи, класса, школы, города, края, страны), носителями культурных ценностей и представителями своего государства, необходимо подключать кроме практического обоснования краеведческого содержания, приемы работы, методы и технологии, способствующие развитию речевых умений, выстраиванию процесса обучения, системно включающие соответствующие формы внеурочной работы с характерной для нее деятельностью. [1]
Местная культура является эффективным фактором в духовно – нравственном развитии обучающихся, усиливает понимание своеобразия своей культуры, обеспечивает усвоение ее ценностей, традиций, что способствует реализации личностно- ориентированного подхода к обучению. [2]
Учитывая данные теоретические позиции, можно сделать вывод о том, что духовно-нравственное воспитание, как и воспитание вообще, должно основываться на знании тех компонентов бытия, культуры, которые формируют в целом представления учащихся о Родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее представителях.
Cписок литературы:
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: метод. конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. - 223с.- (Стандарты второго поколения).
Погорелая Г.В. Школьное краеведение как компонент иноязычного образования. Иностранные языки в школе. - 2012. -№6.- с.63- 65.