kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитание гражданина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьное краеведение воспитывает у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее- качества, на основе которых формируется гражданственность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М.И.Насонова Воспитание гражданина»

М.И. Насонова, учитель географии и биологии МБОУ «Гимназии имени Героя Советского Союза И. М. Макаренкова» с. Ольговка Добринского муниципального района Липецкой области

Воспитание гражданина, патриота малой Родины через школьное краеведение


«Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Духовно- нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современного образования и представляют собой важный компонент социального заказа для образования, которому отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Основной целью духовно-нравственного воспитания является ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирование у них бережного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому.

Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит, у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла».

Поэтому надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем. И в этом помогает курс «Краеведения» в школе.

Необходимость введения курса связана с социальным заказом общества, которому нужны культурные, образованные люди, любящие свою Родину. Чем содержательнее будут занятия, тем более действенными окажется они для воспитания любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа.

Программа курса по краеведению предполагает не только работу с книгой, но и экскурсии по родному краю, области, встречи с интересными людьми, игры, викторины, сбор материалов о земляках, лекции, беседы, уроки, конференции. Приемлемы активные формы: интеллектуально - познавательные игры, телепередачи, ролевые игры, компьютерные презентации, поиск в Интернете, защита проектов и др.

Школьное краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью и практикой. Оно содействует осуществлению общего образования, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Значение краеведения в процессе обучения велико и многообразно.

Краеведение помогает приблизить школьное обучение к проблемному пониманию материала, к самостоятельной исследовательской работе. Вместе с тем, краеведение воспитывает у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее – качества, на основе которых формируется гражданственность, патриотизм, гордость за свою Родину.

В качестве главной цели использования школьного краеведения в образовании рассматривается воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, город, село, его традиции, памятники природы, истории и культуры и желающего принять активное участие в его развитии. При этом реализуется связь между формированием знаний о природном, культурно - историческом наследии с задачами образования школьников.

Патриотизм, как многогранное по своему содержанию понятие, включает в себя любовь к родным местам, почтение прошлого своей Родины, гордость за свой народ; уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни; желание сохранить, приумножить богатства своей страны, готовность защищать Отечество и служить его интересам.

Основные цели курса краеведения:

– дать учащимся основные знания об истории, географии своего родного края, о культурных, политических и экономических особенностях Липецкой области;

– познакомить с достопримечательностями и людьми, прославившими родной край.

К окончанию школы формируется личность, обладающая гражданско-патриотическим сознанием, чувством сопричастности к судьбам Отечества, любящая родной край, уважающая земляков и знающая историю, географию своего родного края;

- личность, обладающая более высоким уровнем знаний, дающим вероятную возможность поступления в высшие учебные заведения;

- личность, обладающая общей культурой;

- личность творческая, с развитым эстетическим вкусом, эмоционально-чувственной сферой, богатым воображением.

Исходным в определении задач развития российского образования при реализации принципа краеведения в настоящий период является опора на личный опыт школьника, который отражает приобретенные им знания из различных источников: восприятия предметов, наблюдения явлений, процессов, и опыт, приобретаемый в результате взаимодействия с окружающей образовательной средой, трансформируемый обучающимися в знания во время учебно – познавательной деятельности по овладению учебными предметами.

В школьном краеведении в качестве учебной информации выступает природоведческий (отражает взаимосвязь и взаимозависимость природы и человека, пространственные представления), экономический (исторический аспект, перспективы развития территории), искусствоведческий (облик городов, сел, архитектура, живопись), культурологический материал (быт, материальные условия и духовные ценности, достижения), формирующие эмоционально – ценностное отношение школьников к местной природе, культуре. В отборе краеведческого содержания важно опираться на культурологический и социокультурный подход, так как они обеспечивают усвоение культурного наследия региона как части страны с ориентацией на духовно- нравственные ценности.

Для обеспечения условий по формированию понимания учащимися того, что они являются частью природной и социальной целостности (семьи, класса, школы, города, края, страны), носителями культурных ценностей и представителями своего государства, необходимо подключать кроме практического обоснования краеведческого содержания, приемы работы, методы и технологии, способствующие развитию речевых умений, выстраиванию процесса обучения, системно включающие соответствующие формы внеурочной работы с характерной для нее деятельностью. [1]

Местная культура является эффективным фактором в духовно – нравственном развитии обучающихся, усиливает понимание своеобразия своей культуры, обеспечивает усвоение ее ценностей, традиций, что способствует реализации личностно- ориентированного подхода к обучению. [2]

Учитывая данные теоретические позиции, можно сделать вывод о том, что духовно-нравственное воспитание, как и воспитание вообще, должно основываться на знании тех компонентов бытия, культуры, которые формируют в целом представления учащихся о Родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее представителях.


Cписок литературы:


  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: метод. конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. - 223с.- (Стандарты второго поколения).

  2. Погорелая Г.В. Школьное краеведение как компонент иноязычного образования. Иностранные языки в школе. - 2012. -№6.- с.63- 65.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Воспитание гражданина

Автор: Насонова Маргарита Игоревна

Дата: 23.12.2018

Номер свидетельства: 492346

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Программа по нравственно - патриотическому  воспитанию детей "Воспитание гражданина своей Родины" "
    ["seo_title"] => string(103) "proghramma-po-nravstvienno-patriotichieskomu-vospitaniiu-dietiei-vospitaniie-ghrazhdanina-svoiei-rodiny"
    ["file_id"] => string(6) "180166"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425134511"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "«Воспитание гражданина в процессе формирования нравственных ценностей у воспитанников детского дома с интеллектуальными нарушениями»."
    ["seo_title"] => string(135) "vospitaniieghrazhdaninavprotsiessieformirovaniianravstviennykhtsiennostieiuvospitannikovdietskoghodomasintielliektualnyminarushieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "291530"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455127109"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "«Воспитание гражданина в процессе формирования нравственных ценностей у воспитанников детского дома с интеллектуальными нарушениями»."
    ["seo_title"] => string(136) "vospitaniieghrazhdaninavprotsiessieformirovaniianravstviennykhtsiennostieiuvospitannikovdietskoghodomasintielliektualnyminarushieniiami1"
    ["file_id"] => string(6) "291531"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455127117"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Воспитание гражданина и патриота Родины"
    ["seo_title"] => string(42) "vospitaniie-ghrazhdanina-i-patriota-rodiny"
    ["file_id"] => string(6) "324208"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1462377338"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Программа внеурочной деятельности "Я Гражданин""
    ["seo_title"] => string(48) "proghrammavnieurochnoidieiatielnostiiagrazhdanin"
    ["file_id"] => string(6) "275757"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452616013"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства