kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кли­мат не в мень­шей сте­пе­ни, чем ре­льеф, вли­я­ет на жизнь че­ло­ве­ка и на его хо­зяй­ствен­ную де­я­тель­ность. Со­по­став­ляя карты плот­но­сти на­се­ле­ния, можно уви­деть, что рай­о­ны наи­бо­лее вы­со­кой плот­но­сти на­се­ле­ния со­от­вет­ству­ют тер­ри­то­ри­ям с самым бла­го­при­ят­ным (по рос­сий­ским мер­кам) кли­ма­том. И на­о­бо­рот: там, где кли­ма­ти­че­ские усло­вия экс­тре­маль­ные, по­сто­ян­ное на­се­ле­ние либо во­об­ще от­сут­ству­ет, либо его плот­ность ми­ни­маль­на 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.»

Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека

Кли­мат не в мень­шей сте­пе­ни, чем ре­льеф, вли­я­ет на жизнь че­ло­ве­ка и на его хо­зяй­ствен­ную де­я­тель­ность. Со­по­став­ляя карты плот­но­сти на­се­ле­ния, можно уви­деть, что рай­о­ны наи­бо­лее вы­со­кой плот­но­сти на­се­ле­ния со­от­вет­ству­ют тер­ри­то­ри­ям с самым бла­го­при­ят­ным (по рос­сий­ским мер­кам) кли­ма­том. И на­о­бо­рот: там, где кли­ма­ти­че­ские усло­вия экс­тре­маль­ные, по­сто­ян­ное на­се­ле­ние либо во­об­ще от­сут­ству­ет, либо его плот­ность ми­ни­маль­на (см. рис. 1).

Рис. 1. Плот­ность на­се­ле­ния (чел/км²)

Кли­мат вли­я­ет на раз­лич­ные сферы че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти (см. рис. 2).

Рис. 2. Вли­я­ние кли­ма­ти­че­ских усло­вий

Ве­ли­ко вли­я­ние кли­ма­та на сель­ское хо­зяй­ство. Каж­дое из куль­тур­ных рас­те­ний предъ­яв­ля­ет опре­де­лен­ные тре­бо­ва­ния к тем­пе­ра­тур­ным усло­ви­ям и увлаж­не­нию. Среди зер­но­вых куль­тур ми­ни­маль­ное ко­ли­че­ство тепла тре­бу­ют рожь, овес, яч­мень. Более тре­бо­ва­тель­ны к теплу пше­ни­ца, ку­ку­ру­за, рис. Под­сол­неч­ни­ку для пол­но­го вы­зре­ва­ния семян тре­бу­ет­ся не толь­ко теп­лое, но и про­дол­жи­тель­ное лето. Цит­ру­со­вые во­об­ще не пе­ре­но­сят за­мо­роз­ков. Имен­но кли­ма­ти­че­ски­ми усло­ви­я­ми опре­де­ля­ет­ся раз­ме­ще­ние сель­ско­хо­зяй­ствен­ных куль­тур.

Аг­ро­кли­ма­ти­че­ские ре­сур­сы – свой­ства кли­ма­та, обес­пе­чи­ва­ю­щее сель­ско­хо­зяй­ствен­ное про­из­вод­ство

При оцен­ке аг­ро­кли­ма­ти­че­ских ре­сур­сов учи­ты­ва­ет­ся:

ко­ли­че­ство тепла по длине пе­ри­о­да с тем­пе­ра­ту­ра­ми свыше +10ºC (счи­та­ет­ся, что рост и раз­ви­тие куль­тур­ных рас­те­ний на­чи­на­ет­ся имен­но при таких тем­пе­ра­ту­рах);

усло­вия увлаж­не­ния (по ко­эф­фи­ци­ен­ту увлаж­не­ния);

режим вы­па­де­ния осад­ков (по со­от­но­ше­нию сухих и дожд­ли­вых се­зо­нов);

типы зимы (по тем­пе­ра­ту­рам са­мо­го хо­лод­но­го ме­ся­ца года).

Для рас­те­ний важна сумма по­ло­жи­тель­ных тем­пе­ра­тур. Этот по­ка­за­тель на­зы­ва­ет­ся сум­мой ак­тив­ных тем­пе­ра­тур. В южной части та­еж­ной зоны он со­став­ля­ет 1600–1800ºC. При таких усло­ви­ях воз­мож­но вы­ра­щи­ва­ние овса, ржи, льна, кар­то­фе­ля, т. е. сель­ско­хо­зяй­ствен­ных куль­тур, не слиш­ком тре­бо­ва­тель­ных к теплу. Ози­мая пше­ни­ца, под­сол­неч­ник, са­хар­ная свёк­ла уже тре­бу­ют вдвое боль­шей суммы тем­пе­ра­тур (2200º – 3400º). Такие усло­вия в Рос­сии име­ют­ся на юге ев­ро­пей­ской части в степ­ной зоне. Мно­го­лет­ние теп­ло­лю­би­вые куль­ту­ры – чай, табак, ви­но­град – в нашей стране можно вы­ра­щи­вать лишь на узкой по­ло­се Чер­но­мор­ско­го по­бе­ре­жья Кав­ка­за, в суб­тро­пи­ках. При этом по-на­сто­я­ще­му теп­ло­лю­би­вые куль­тур­ные рас­те­ния – хлоп­чат­ник, апель­си­ны, ба­на­ны, какао, кофе – в Рос­сии в есте­ствен­ных усло­ви­ях куль­ти­ви­ро­вать негде.

В целом, кли­ма­ти­че­ские усло­вия для ве­де­ния сель­ско­го хо­зяй­ства в Рос­сии небла­го­при­ят­ные (70% тер­ри­то­рии нашей стра­ны непри­год­ны для с/х).

Кли­ма­ти­че­ские усло­вия вли­я­ют и на се­зон­ность ра­бо­ты вод­но­го транс­пор­та. Боль­шин­ство мор­ских и реч­ных пор­тов нашей стра­ны в зим­нее время за­мер­за­ют. По­год­ные усло­вия (силь­ные сне­го­па­ды, ме­те­ли, туман и др.) вно­сят опре­де­лен­ные кор­рек­ти­вы в ра­бо­ту аэро­пор­тов. Кли­ма­ти­че­ские усло­вия непре­мен­но учи­ты­ва­ют­ся при стро­и­тель­стве и экс­плу­а­та­ции про­из­вод­ствен­ных по­ме­ще­ний, дорог, мо­стов и др.

Неблагоприятные погодно-климатические явления

Небла­го­при­ят­ные по­год­но-кли­ма­ти­че­ские яв­ле­ния – со­во­куп­ность по­год­но-кли­ма­ти­че­ских яв­ле­ний, ко­то­рые со­зда­ют те или иные про­бле­мы для жиз­не­де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка.

За­су­ха – про­дол­жи­тель­ный и устой­чи­вый де­фи­цит ат­мо­сфер­ных осад­ков в рай­о­нах с до­ста­точ­ным увлаж­не­ни­ем. За­су­ха свя­за­на с по­вы­ше­ни­ем тем­пе­ра­ту­ры воз­ду­ха и по­ни­же­ни­ем его от­но­си­тель­ной влаж­но­сти в теп­лое время года. За­су­хи обыч­но со­про­вож­да­ют­ся су­хо­ве­я­ми. Это го­ря­чий сухой ветер. Он бук­валь­но «вы­са­сы­ва­ет» поч­вен­ную влагу. В ре­зуль­та­те засух и су­хо­ве­ев ис­ся­ка­ют за­па­сы поч­вен­ной влаги, что при­во­дит к сни­же­нию или даже ги­бе­ли уро­жая по­ле­вых куль­тур(см. рис. 3). За­су­хи как яв­ле­ния рас­про­стра­не­ны на юге ев­ро­пей­ской части Рос­сии и в По­вол­жье.

Рис. 3. За­су­ха

Опре­де­лен­ную опас­ность для сель­ско­го хо­зяй­ства пред­став­ля­ют за­мо­роз­ки – по­ни­же­ние тем­пе­ра­ту­ры воз­ду­ха ниже 0º ран­ней осе­нью и позд­ней вес­ной. За­мо­роз­ки наи­бо­лее опас­ны в пе­ри­од цве­те­ния пло­до­вых и ягод­ных куль­тур – яб­лонь, груши, смо­ро­ди­ны.

К опас­ным для жизни и де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка яв­ле­ни­ям от­но­сят­ся ура­га­ны – ветры вы­со­кой ско­ро­сти (более 30 м/с), огром­ной раз­ру­ши­тель­ной силы. Воз­ник­но­ве­ние ура­га­нов свя­за­но с цик­ло­на­ми, у ко­то­рых крайне низ­кое ат­мо­сфер­ное дав­ле­ние в цен­траль­ной части. Ура­га­ны сры­ва­ют крыши с домов, вы­во­ра­чи­ва­ют с кор­нем де­ре­вья, опро­ки­ды­ва­ют те­ле­граф­ные стол­бы, по­вре­жда­ют линии элек­тро­пе­ре­да­чи и т. д. (см. рис. 4).

Рис. 4. Ура­ган

В ряде слу­ча­ев для че­ло­ве­ка опас­ны силь­ные ту­ма­ны – скоп­ле­ние в воз­ду­хе ка­пе­лек воды. В ре­зуль­та­те резко сни­жа­ет­ся про­зрач­ность воз­ду­ха, ухуд­ша­ют­ся усло­вия ви­ди­мо­сти, что со­зда­ет про­бле­мы в ра­бо­те любых транс­порт­ных средств (см. рис. 5).

Рис. 5. Туман

В целом кли­ма­ти­че­ские усло­вия Рос­сии труд­но на­звать бла­го­при­ят­ны­ми. С опре­де­лен­ны­ми ого­вор­ка­ми, Рос­сию можно счи­тать самой хо­лод­ной стра­ной в мире. В связи с по­ло­же­ни­ем тер­ри­то­рии в вы­со­ких ши­ро­тах есте­ствен­но­го тепла боль­шую часть года не хва­та­ет. От хо­ло­да и снега можно укрыть­ся в доме, но жи­ли­ще необ­хо­ди­мо не толь­ко осве­щать, но и отап­ли­вать. Зна­чит, в рас­че­те на одно че­ло­ве­ка надо сжи­гать боль­ше топ­ли­ва, т. е. тра­тить боль­ше денег. Вслед­ствие небла­го­при­ят­но­го кли­ма­та при­хо­дит­ся чаще чи­нить крыши домов и до­ро­ги, рас­чи­щать снеж­ные за­но­сы. Боль­шая часть пашни нашей стра­ны на­хо­дит­ся в зоне рис­ко­ван­но­го зем­ле­де­лия: там, где тепла до­ста­точ­но, но не хва­та­ет влаги, и на­о­бо­рот. Усу­губ­ля­ют кар­ти­ну и пе­ри­о­ди­че­ски слу­ча­ю­щи­е­ся за­су­хи. Кроме того, на боль­шей части тер­ри­то­рии стра­ны воз­мож­ны экс­тре­маль­но низ­кие тем­пе­ра­ту­ры. Одним из важ­ных след­ствий су­ро­во­сти кли­ма­ти­че­ских усло­вий Рос­сии яв­ля­ет­ся со­хра­не­ние на зна­чи­тель­ной части тер­ри­то­рии мно­го­лет­ней мерз­ло­ты.

Охрана атмосферного воздуха

В ре­зуль­та­те де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка про­ис­хо­дит за­гряз­не­ние ат­мо­сфер­но­го воз­ду­ха. Наи­бо­лее силь­но за­гряз­нен воз­дух в круп­ных го­ро­дах. Су­ще­ству­ют раз­ные спо­со­бы предот­вра­ще­ния за­гряз­не­ния ат­мо­сфе­ры (см. рис. 6).

Рис. 6. Спо­со­бы охра­ны ат­мо­сфер­но­го воз­ду­ха

Необ­хо­ди­мо за­ме­тить, что в ос­нов­ном за­гряз­ни­те­лем воз­ду­ха в боль­шин­стве круп­ных рос­сий­ских го­ро­дов (за ис­клю­че­ни­ем круп­ней­ших цен­тров чер­ной ме­тал­лур­гии и неф­те­пе­ре­ра­бот­ки) яв­ля­ют­ся не про­мыш­лен­ные пред­при­я­тия, а ав­то­мо­биль­ный транс­порт. По­это­му важ­ней­ши­ми ме­ра­ми по охране воз­ду­ха яв­ля­ет­ся со­вер­шен­ство­ва­ние дви­га­те­лей и улуч­ше­ние свойств ав­то­мо­биль­но­го топ­ли­ва (в на­прав­ле­нии более пол­но­го его сго­ра­ния), а также за­ме­на бен­зи­на на газ.

Ча­стич­но ре­ша­ет про­бле­му за­гряз­не­ния воз­ду­ха со­вер­шен­ство­ва­ние до­рож­ной сети, стро­и­тель­ство транс­порт­ных раз­вя­зок, под­зем­ных пе­ре­хо­дов. Эта мера поз­во­ля­ет умень­шить время ра­бо­ты ав­то­мо­биль­ных дви­га­те­лей на хо­ло­стом ходу, когда топ­ли­во сго­ра­ет не пол­но­стью и об­ра­зу­ет­ся боль­шое ко­ли­че­ство от­хо­дов, за­гряз­ня­ю­щих ат­мо­сфе­ру.

Подведем итоги

Кли­мат ока­зы­ва­ет су­ще­ствен­ное вли­я­ние на жизнь и хо­зяй­ствен­ную де­я­тель­ность людей.

Кли­ма­ти­че­ские усло­вия нашей стра­ны ма­лобла­го­при­ят­ны для жизни и хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка в первую оче­редь из-за де­фи­ци­та влаги.

Ослож­ня­ют жизнь че­ло­ве­ка небла­го­при­ят­ные по­год­но-кли­ма­ти­че­ские яв­ле­ния.

Ат­мо­сфер­ный воз­дух нуж­да­ет­ся в охране, осо­бен­но в круп­ных го­ро­дах.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Автор: Семенова Татьяна Алексеевна

Дата: 21.05.2023

Номер свидетельства: 632042

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Поурочный план по географии на тему: Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека  8 класс "
    ["seo_title"] => string(122) "pourochnyi-plan-po-ghieoghrafii-na-tiemu-vliianiie-klimata-na-zhizn-i-khoziaistviennuiu-dieiatiel-nost-chielovieka-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "201566"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429089442"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека "
    ["seo_title"] => string(73) "vliianiie-klimata-na-zhizn-i-khoziaistviennuiu-dieiatiel-nost-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "145053"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418834772"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(290) "Конспект урока " Растительные ресурсы. Влияние хозяйственной деятельности на биологические ресурсы, их охрана, восстановление и рациональное использование.""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_rastitiel_nyie_riesursy_vliianiie_khoziaistviennoi_dieiatiel_nos"
    ["file_id"] => string(6) "431335"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507469501"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока на тему "Климат. Значение климата" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-na-tiemu-klimat-znachieniie-klimata"
    ["file_id"] => string(6) "212265"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431794116"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Разработка урока "Влияние климата на жизнь и хояйственную деятельность человека" "
    ["seo_title"] => string(89) "razrabotka-uroka-vliianiie-klimata-na-zhizn-i-khoiaistviennuiu-dieiatiel-nost-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "215580"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432731961"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства