Дата: ___________ Урок№ 27
Предмет: география
Класс: 8
Тема: Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Цель урока: 1) Сформировать знания о природных катаклизмах, влияющие на жизнь человека;
2) Развивать умение логически мыслить;
3) Патриотическое воспитание.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: 1. Физическая карта Казахстана. 2. Диск «ВВС-8», «Силы природы», часть III, 5 эпизод
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
1. Распределение осадков (распределены неравномерно; среднегодовое количество от 130 до 1600мм; возле озера Балхаш и Арала 100мм и меньше, наибольшее количество на Западном Алтае; количество осадков уменьшается с севера на юг; на севере 400мм, в центре 275мм, на юге 130мм; уменьшается и с запада на восток – в Уральске 374мм, в Зайсанской котловине 200мм)
2. Распределение по сезонам года (на севере 70-80% на теплое время года, особенно в июле, а на юге в это время минимум осадков; в пустынях большая часть осадков конец весны, начало лета; в холодное время года на севере 20-30%, на юге 50-60% годовой нормы)
3. Снежный покров (на севере 20-30см, лежит 125-165 дней; на юге 10-15см – 40-60 дней; в Заилийском Алатау 90см – 230 дней)
4. Увлажнение и испаряемость (если показатель испаряемости меньше годового количества осадков, то наблюдается избыток увлажнения; отношение годового количества осадков к показателю испаряемости называется коэффициентом увлажнения; К=О/И; если осадки равны испаряемости, то К=1 – увлажнение достаточное; если К<1, то увлажнение недостаточное; в Казахстане испаряемость в несколько раз превышает годовое количество осадков)
III.Всесторонняя проверка знаний.
1. Тургайская ложбина разделяет (Мугоджары и Казахский мелкосопочник)
2. Где атмосферное давление повышенное? (на равнинах)
А) на плато В) на равнинах С) в низкогорье Д) в высокогорье Е) на плоскогорьях
3. Столица Кыргызстана (Бишкек)
4. Параллели имеют направление (запад-восток)
5. Природная зона, отличающаяся высоким плодородием почв (степь)
6. Столица Казахстана Астана расположена на (Казахском Мелкосопочнике)
7. Гипотеза немецких учёных о вулканическом происхождении Тянь-Шаня была опровергнута и научно описано их образование (П.П. Семёновым)
8.В Евразии первое место по площади занимает (Россия)
IV.Объяснение новой темы.
1. Влияние климата на природу и хозяйственную деятельность (на растения, на животных, на почвообразование, распределение внутренних вод, формирование рельефа, сельское хозяйство; богарное – неполивное земледелие на севере и в центре, орошаемое – на юге; неблагоприятные климатические явления)
2. Засуха (малое количество осадков, высокие температуры; температура песка до +60 – 70°С; в последние 20 лет - 4 раза засуха; борьба – снегозадержание, лесопосадки, орошение)
3. Суховей (жаркий иссушающий ветер тропических масс; в степи 5 – 10 дней, в полупустыни 40 дней, в пустыне 100 дней; методы борьбы такие же, как и при засухе)
4. Пыльные бури (перенос большого количества песка или почвы; зависит от скорости ветра и почвенного покрова; в степи пыльные бури – 20 - 38 дней в год, в пустынях и на озере Балхаш 55 – 60 дней; на юго-востоке и востоке пыльных бурь почти не бывает – почвы каменистые и глинистые)
5. Заморозки (в конце весны и начале осени; чаще бывают в северных и центральных частях Казахстана, здесь вероятность повторения заморозков – 5 лет из 10 для кукурузы, пшеницы, огурцов, груши и др.; в пустынной зоне – 4 года из 10 для хлопка, винограда, цветов, фруктов)
6. Гололед (отложение плотного слоя льда – до 5 мм - на ветвях, проводах, земле в морозные дни после моросящих дождей; часто наблюдается в центральных и южных областях; на западе, в центральных и юго-восточных районах толщина гололеда до 22 мм)
V.Усвоение новой темы.
Работа с картой и вопросами в учебнике
VI.Домашнее задание. § 25 стр 101-102
VII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Климат оказывает большое влияние на жизнь растений и животных, почвообразование, распределение внутренних вод, формирование рельефа, развитие сельского хозяйства.