Конспект урока " Растительные ресурсы. Влияние хозяйственной деятельности на биологические ресурсы, их охрана, восстановление и рациональное использование."
Конспект урока " Растительные ресурсы. Влияние хозяйственной деятельности на биологические ресурсы, их охрана, восстановление и рациональное использование."
Цель урока: побудить учащихся к изучению растительных ресурсов; показать роль органического мира в жизни и деятельности человека; сформировать понимание необходимости охраны природы; создать условия для эффективного обучения и реализации цели.
Задачи:
углубить представление о роли растений и животных в природе и жизни человека;
сформировать понятия «растительные ресурсы», «заповедник»;
формировать понимание необходимости охраны природы;
Домашнее задание …………………………………………………………………………………. 2 мин
Ход урока
Организационный момент:
Приветствие с классом. Проверка отсутствующих в классе.
Проверка домашнего задания:
Фронтальный опрос по предыдущей теме
Что же такое природа?
И что же окружает нас?
Это компоненты чего?
Их ещё называют ресурсами.
Какая наука изучает растения и животных?
Значит, какие это ресурсы?
Как к ним нужно относиться
Мотивация учебной и познавательной деятельности:
«Природа милая, тебе одной я внемлю,
Ты подарила мне и небеса и землю.
И их помощником я буду век за веком
Лишь оттого, что я родился человеком»
М.Чоконаи.
О чём это стихотворение?
Изучение нового материала:
Биологические ресурсы
- Велика, роль растительного и животного мира в жизни человека. Освоение природных ресурсов людьми началось с освоения биологических ресурсов.
Биологические ресурсы — это природные источники получения необходимых человеку материальных благ (пищи, сырья для промышленности, материала для селекции культурных растений, сельскохозяйственных животных, микроорганизмов, для рекреационного использования).
« Роль живых организмов».
Микроорганизмы разлагают органические вещества
Растения обогащают
Воздух кислородом
Растительность влияет на климат, увлажняя воздух
Создают почву,
Повышают её плодородие
Деревья и кустарники защищают почву от эрозии
Участвуют в образовании горных пород (торф, известняк)
Роль живых организмов
2. Роль растений и животных в жизни человека.
Растения дают пищу (ягоды) и очищают воздух;
Животные тоже дают пищу (молоко)
Растения, например лён и хлопок, используют для изготовления одежды.
Из ржи и пшеницы делают хлеб.
Растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
Из шерсти животных делают одежду.
«Как человек использует животный и растительный мир».
Растительный мир
Пища
Сырьё
Корма
1.Плоды дикорастущих растений.
-ягоды
-орехи
-фрукты
-грибы
2.Лекарственные растения.
-женьшень
-крапива
-зверобой
3.Древесина.
-поделочный материал
-строительный материал
-химическое сырьё
-топливо
4.Луга.
-пастбища
-сенокос
Животный мир
1.Охотничий промысел.
-пушные звери
-шкура
-мясо
-лекарства
-пернатая дичь
2.Рыбный промысел.
3. Понятие о рациональном использовании природных ресурсов.
—Мы часто слышим о необходимости рационального использования природных ресурсов.
—Что вы понимаете под “рациональным использованием”?
При рациональном природопользовании осуществляется максимально полное удовлетворение потребностей в материальных благах при сохранении экологического баланса и возможностей восстановления природно-ресурсного потенциала. Поиск такого оптимума хозяйственной деятельности для конкретной территории или объекта является важной прикладной задачей науки природопользования.
4. Влияние человека на живую природу
5. Охрана животных и растений в Донецкой области.
Запове́дник — участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена. Кроме того, на территории заповедника запрещена любая хозяйственная деятельность человека, а земли навечно изъяты из любых форм пользования.
Кальмиусский заповедник - природный заповедник в Тельмановском районе Донецкой области. Основан в 2008 году. Отделение Украинского степного природного заповедника.
Каменные могилы — отделение Украинского государственного степного естественного заповедника. Комплексный заповедник. Расположен возле села Назаровка в Никольском районе Донецкой области (300 га) и Розовском районе Запорожской области (100 га) вдоль правого берега реки Каратыш, левого притока реки Берды. Основан 5 апреля 1927 года. Статус заповедника присвоен постановлением Совета министров УССР № 1118 от 22 июля 1961 года.
В 2008 году заповедник «Каменные могилы» попал в топ-21 всеукраинского конкурса «Семь природных чудес Украины».
Меловая флора — самый молодой филиал Украинского степного природного заповедника. Заповедник состоит из двух участков общей площадью 1134 га, расположенных к западу и востоку от села Кривая Лука Лиманского района Донецкой области.
Святогорский государственный историко-архитектурный заповедник — комплекс памятников истории и культуры ХVII-XX вв. Расположен у подножья меловых (Святых гор), на правом берегу реки Северский Донец (возле города Святогорск, Украина
Создан в 1980 г. постановлением правительства УССР
Украинский степной природный заповедник — заповедник на востоке Украины, созданный для охраны степных природных комплексов.
Хомутовская степь — центральное отделение Украинского государственного степного естественного заповедника. Ботанический заповедник. Статус заповедника Хомутовская степь получила в 1926 году. Заповедник расположен в Новоазовском районе Донецкой области на левом берегу реки Грузской Еланчик.
Закрепление изученного материала:
Биологические ресурсы – это…
Какова роль живых организмов в природе?
Как человек использует животный и растительный мир?
Что такое заповедник?
Подведение итогов урока:
Выставление оценок
Домашнее задание:
Выучить конспект
Подготовить рефераты про заповедники (по желанию)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Растительные ресурсы. Влияние хозяйственной деятельности на биологические ресурсы, их охрана, восстановление и рациональное использование."»
Предмет: география родного края
Класс: 8
Дата:
Урок №
Тема. Растительные ресурсы. Влияние хозяйственной деятельности на биологические ресурсы, их охрана, восстановление и рациональное использование.
Цель урока: побудить учащихся к изучению растительных ресурсов; показать роль органического мира в жизни и деятельности человека; сформировать понимание необходимости охраны природы; создать условия для эффективного обучения и реализации цели.
Задачи:
углубить представление о роли растений и животных в природе и жизни человека;
сформировать понятия «растительные ресурсы», «заповедник»;
формировать понимание необходимости охраны природы;
Домашнее задание ………………………………………………………………………………….. 2 мин
Ход урока
Организационный момент:
Приветствие с классом. Проверка отсутствующих в классе.
Проверка домашнего задания:
Фронтальный опрос по предыдущей теме
Что же такое природа?
И что же окружает нас?
Это компоненты чего?
Их ещё называют ресурсами.
Какая наука изучает растения и животных?
Значит, какие это ресурсы?
Как к ним нужно относиться?
Мотивация учебной и познавательной деятельности:
«Природа милая, тебе одной я внемлю,
Ты подарила мне и небеса и землю.
И их помощником я буду век за веком
Лишь оттого, что я родился человеком»
М.Чоконаи.
О чём это стихотворение?
Изучение нового материала:
Биологические ресурсы
- Велика, роль растительного и животного мира в жизни человека. Освоение природных ресурсов людьми началось с освоения биологических ресурсов.
Биологические ресурсы — это природные источники получения необходимых человеку материальных благ (пищи, сырья для промышленности, материала для селекции культурных растений, сельскохозяйственных животных, микроорганизмов, для рекреационного использования).
« Роль живых организмов».
Создают почву,
Повышают её плодородие
Растительность влияет на климат, увлажняя воздух
Растения обогащают
Воздух кислородом
Микроорганизмы разлагают органические вещества
Роль живых
организмов
Деревья и кустарники защищают почву от эрозии
Участвуют в образовании горных пород (торф, известняк)
2. Роль растений и животных в жизни человека.
Растения дают пищу (ягоды) и очищают воздух;
Животные тоже дают пищу (молоко)
Растения, например лён и хлопок, используют для изготовления одежды.
Из ржи и пшеницы делают хлеб.
Растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
Из шерсти животных делают одежду.
«Как человек использует животный и растительный мир».
Биоресурсы
Использует
Растительный мир
Пища
Сырьё
Корма
1.Плоды дикорастущих растений.
-ягоды
-орехи
-фрукты
-грибы
2.Лекарственные растения.
-женьшень
-крапива
-зверобой
3.Древесина.
-поделочный материал
-строительный материал
-химическое сырьё
-топливо
4.Луга.
-пастбища
-сенокос
Животный мир
1.Охотничий промысел.
-пушные звери
-шкура
-мясо
-лекарства
-пернатая дичь
2.Рыбный промысел.
3. Понятие о рациональном использовании природных ресурсов.
Мы часто слышим о необходимости рационального использования природных ресурсов.
Что вы понимаете под “рациональным использованием”?
При рациональном природопользовании осуществляется максимально полное удовлетворение потребностей в материальных благах при сохранении экологического баланса и возможностей восстановления природно-ресурсного потенциала. Поиск такого оптимума хозяйственной деятельности для конкретной территории или объекта является важной прикладной задачей науки природопользования.
4. Влияние человека на живую природу
5. Охрана животных и растений в Донецкой области.
Запове́дник — участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена. Кроме того, на территории заповедника запрещена любая хозяйственная деятельность человека, а земли навечно изъяты из любых форм пользования.
Кальмиусский заповедник - природный заповедник в Тельмановском районе Донецкой области. Основан в 2008 году. Отделение Украинского степного природного заповедника.
Каменные могилы — отделение Украинского государственного степного естественного заповедника. Комплексный заповедник. Расположен возле села Назаровка в Никольском районе Донецкой области (300 га) и Розовском районе Запорожской области (100 га) вдоль правого берега реки Каратыш, левого притока реки Берды. Основан 5 апреля 1927 года. Статус заповедника присвоен постановлением Совета министров УССР № 1118 от 22 июля 1961 года.
В 2008 году заповедник «Каменные могилы» попал в топ-21 всеукраинского конкурса «Семь природных чудес Украины».
Меловая флора — самый молодой филиал Украинского степного природного заповедника. Заповедник состоит из двух участков общей площадью 1134 га, расположенных к западу и востоку от села Кривая Лука Лиманского района Донецкой области.
Святогорский государственный историко-архитектурный заповедник — комплекс памятников истории и культуры ХVII-XX вв. Расположен у подножья меловых (Святых гор), на правом берегу реки Северский Донец (возле города Святогорск, Украина
Создан в 1980 г. постановлением правительства УССР
Украинский степной природный заповедник — заповедник на востоке Украины, созданный для охраны степных природных комплексов.
Хомутовская степь — центральное отделение Украинского государственного степного естественного заповедника. Ботанический заповедник. Статус заповедника Хомутовская степь получила в 1926 году. Заповедник расположен в Новоазовском районе Донецкой области на левом берегу реки Грузской Еланчик.
Закрепление изученного материала:
Биологические ресурсы – это…
Какова роль живых организмов в природе?
Как человек использует животный и растительный мир?