Оборудование: физическая карта России, презентация к уроку, маршрутные листы, атласы.
Учебник: И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. География. Начальный курс. 5 класс. М.: Дрофа. 2012 г. Параграф № 7, стр.35.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1. Организационный момент | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. Проверка готовности учащихся к уроку. Определение «настроения» урока. Методический приём «Настроение урока». Учащимся предлагается выбрать картинку с любимым героем мультфильма (грустный герой или весёлый). Предлагается выбрать настроение на сегодняшний урок. | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний. Мотивационно-целевой. | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Подготовка мышления детей к проектировочной деятельности: 1) актуализация знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировка соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими. Выполнение интерактивного задания – учащимся предлагается ответить на вопросы прошлого урока. При правильном ответе – открывается часть иллюстрации (коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие, беседа). | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
3. Постановка учебной задачи. | Постановка учебной задачи. По завершении викторины перед учащимися открывается коллаж, на котором изображены символы России. Учащимся предлагается ответить на вопросы: Ребята, символы какой страны вы видите перед собой? Что вы знаете о России? (обращает внимание на правовое воспитание учащихся, говорит о том, что Россия – суверенное государство) Что вы знаете о площади нашей страны? (предлагается посмотреть на физическую карту России). Как вы думаете, как формировалась карта нашей страны, чья эта заслуга? Подводящий диалог и определение учащимися темы урока – «Открытия русских путешественников». Учитель организует коммуникативную деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. В этом задании должен обнаружиться недостаток имеющихся знаний, т.е. возникает ситуация, в которой требуется изменить известные обучающимся алгоритмы в новой ситуации или создать новые, открыть новые знания. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока. | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока | Регулятивные: целеполагание; познавательные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы Личностные: Развитие этических и моральных чувств понимания страданий и напряжения первопроходцев, развитие гордости за выдающихся первооткрывателей России. Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Изучение нового материала. | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания) На данном этапе учащимся предлагается определить содержание темы урока (работа с текстом учебника и выделение смысловых частей темы) Учитель организует коллективную деятельность учащихся по группам, в форме организации путешествия по маршрутным листам в соответствии с содержанием темы урока. Всего было определено 4 маршрута: Маршрут № 1. «Путешествия поморов и новгородцев на север Европы и Азии». Маршрут № 2. «Хождение за три моря». Маршрут № 3. Путешествия русских землепроходцев в 17 веке Маршрут № 4. Первая исследовательская экспедиция в Сибирь. Учитель создает игровую ситуацию – каждая экспедиция работает с документами, материалы которых были испорчены в архивах. Задача группы - восстановить тексты исторических документов и фрагменты карт путешественников (приложение 1. Маршрутные листы). По ходу работы групп учитель направляет учащихся. | Составляют план достижения цели и определяют средства | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательые – моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные УУД. Вычитывать все уровни текстовой информации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. |
5. Применение изученного. Рефлексия. | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. По ходу работы групп и их выступлений, учитель направляет учащихся, обращает внимание на физическую карту и правильность показа географических объектов. Во время ответов учащихся учитель демонстрирует слайды презентации. Здоровьесберегающая организация учебной деятельности (20 минута урока): Проведение физкультурной паузы | Обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия – работе в группе решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи при представлении результатов своей работы. Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения зада, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
6. Итог. Самооценка. | Учитель организует деятельность по применению новых знаний. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их взаимопроверку, пошагово сравнивая с образцом (эталоном), и сами оценивают ее. В результате организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность (проводится небольшая письменная работа, небольшого объема – географический диктант на определение имени путешественника по его описанию). Организует рефлексию На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В маршрутном листе учащимся предлагается сделать отметку - выбрать значок урока «понял», «возникли затруднения», «совсем не понял». Домашнее задание дается с элементами выбора, творчества. Подготовить кроссворд или викторину (по выбору учащихся) | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагового сравнивая с эталоном. Учащийся, работая над заданием, проводит самооценку своего труда. В маршрутных листах после каждого задания есть отметка о выполнении, куда учащийся заносит свой результат. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия. |
Приложение 1.
Ф.И. ________________________________________________класс_______
Первыми исследователями севера Европы и Азии к 12 веку были ………………………………….
Они плавали на остров ………………………………. Освоили северные берега европейской части России от ……………………………….полуострова до бассейна реки ………………………………
Суровый климат Русского Севера не благоприятствовал развитию земледелия, поэтому основными занятиями населения были здесь рыбная ловля, промысел морского зверя, охота. Старинная поморская пословица «Море — наше поле» хорошо отражает эту действительность. Жителей Русского Севера, которые рыбачили в ……………………………….. и ………………………………….морях называли …………………………………………………..Они были прекрасными ………………………………и первыми посетили острова …………………………………. и …………………………………