kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья по краеведению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура написания исследовательских работ учашимися

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья по краеведению»

Манихина Наталия Александровна, учитель географии высшей категории

МОАУ «СОШ № 56 имени Хана В.Д. с углубленным изучением русского языка, обществознания и права»


Манихина Наталия Александровна

учитель географии, высшая категория

МОАУ «СОШ № 56

имени Хана В.Д. с

углубленным изучением русского языка,

обществознания и права»

г.Оренбург, ул.Бебеля 11

[email protected]

Исследовательская деятельность во внеурочной работе по географии

Аннотация.

В статье раскрывается современное понимание дидактического понятия «метод исследовательского проекта», структура написания исследовательских работ. Анализируются подходы к структуре данной технологии, приводится своё понимание, подтверждённое практикой преподавания в сельской школе на уроках географии и во внеурочное время. Делается вывод, что изучение своего родного края учащимися развивает интерес к изучению предмета географии.

Ключевые слова: технология, «написание исследовательской работы», этапы исследовательской деятельности, работа индивидуально и в мини группах. 

Введение.

На современном этапе, когда информационный век вовлек наших детей часто встречаешься с тем, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, им скучно и неинтересно на уроках, а иногда они и совсем не посещают их, ищут повод остаться дома за компьютером. Перед каждым педагогом встает вопрос, как повысить мотивацию к изучению своего предмета. Передо мной тоже встала такой вопрос. Так как на предмет отводится мало часов, то я привлекаю детей во внеурочное время на кружке «Географическое краеведение» от центра внешкольной работы на базе МОБУ «1-Федоровская ООШ». Свои занятия стараюсь проводить под девизом «Любить Родину, значит знать ее». Любовь к России начинается с любви к родным местам, к селу в котором родился и вырос. Оренбургская область является неотъемлемой частью России.

Основной целью курса является- воспитание патриотических чувств , развитие познавательного интереса к родному краю, формирование ценностного отношения к своей малой родине средствами туристко-краеведческой и проектной деятельности.

Районная программа «Моя малая родина» и конкурс «Растим патриотов» дает возможность расширить диапазон своих действий, оценивать его на фоне района, области .Это дает стимул для дальнейшей активной деятельности и возможность подключить к работе ребят младших и средних классов.

Задачи:

Воспитательные

  • формировать уважительное, бережное отношение к историческому и географическому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

  • воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;

  • формировать личные принципы здорового образа жизни;

  • воспитывать трудолюбие и аккуратность;

  • воспитывать ответственность за результат индивидуальной и коллективной работы, толерантное отношение друг к другу;

Развивающие

  • развивать навыки поисково-исследовательской работы;

  • способствовать развитию общего кругозора обучающихся.

стремиться к творческой самореализации;

  • развивать творческие способности учащихся

Образовательные

  • сформировать представление о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;

  • расширить знания о природе родного края,(области, района ,села) о культуре, обычаях и традициях своего народа через использование исследовательской деятельности и написания исследовательских работ о родном крае;

  • дать знания о конкретных природных комплексах, исторических местах, географическом положении и природных особенностях Оренбургского края;

  • формировать умения и навыки краеведческой деятельности.


В своей педагогической практике я отвожу важное место проектно-исследовательской деятельности. Данный вид деятельности связан с решением исследовательских задач с заранее неизвестным результатом. Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения. Исследовательская работа –это творческая работа с применением исследовательского метода. Он определяет деятельность, как логическую цепочку: потребность-мотив. [1]

Ход исследования можно представить в виде цепочки:

  • Обоснование темы;

  • Постановка целей и задач ;

  • Понимание сущности проблемы и формулирование проблемного  вопроса;
    Отбор используемой литературы;

  • Определение объекта и предмета исследования ;

  • Разработка гипотезы исследования ;

  • Непосредственно исследования ;

  • Результаты :

  • Оценка полученных результатов и выводы.

В кружок приходят учащиеся разного возраста(5-9класс) и не каждый знает что такое исследование и как его начать. Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо, прежде всего, опираться на их интересы. При планировании работы учитываются все психологические особенности разновозрастных групп. Вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом, демократическом государстве, в условиях рыночной экономики, - главная задача, она определяет новую идеологию воспитательной деятельности, важнейшим направлением которой является патриотическое воспитание.

Л. Н. Толстой писал: «Патриотизм – чувство самое стыдливое. Береги святые слова и дорожи ими. Не кричи о любви к Родине, а трудись во имя ее блага, счастья, могущества». Любовь к Родине деятельна, сопричастна с ее историей, природой, достижениями и проблемами, это фундамент общественной и политической систем, духовно – нравственная основа их жизнедеятельности. Только совместная деятельность педагога и учащихся приводит к результату. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.

Важнейшим подходом в моей работе является краеведческий, базирующийся на привнесении в учебный предмет конкретности, образности, личного социального опыта школьника, основанного на изучении родного края своей малой родины. Цели реализации краеведческого подхода направлены на развитие личности в условиях национально-региональных традиций, воспитание личной сопричастности к культуре своего края.

Все это придает работе особую значимость в решении проблемы патриотического воспитания, социализации личности гражданина России. Наблюдения детьми сначала простейших, а затем и более сложных природных явлений, проникновение в их сущность В. А. Сухомлинский считал необходимыми шагами на пути формирования научного мировоззрения: «Я стремился к тому, чтобы все годы детства окружающий мир, природа постоянно питали сознание учащихся яркими образами, картинами, восприятиями, представлениями… чтобы чтение «Книги природы»… было началом активного мышления, теоретического познания мира, началом системы научных знаний».

С учетом местных условий, национальных обычаев и традиций, имеет немаловажное значение воспитании школьников. Задания исследовательского характера увлекают детей. Исследовательскую деятельность провожу в три этапа: исследовательские работы для учеников 5-6 классов; проекты для среднего звена 7-8 классы; научно-исследовательские работы 9 класс. Получая собственный экспериментальный материал, обучающиеся проводят анализ и делают выводы о характере исследуемого материала.
Поэтому и темы исследовательских работ самые различные Участвуя в исследовании окружающей природной среды в процессе краеведческой работы, школьники лучше познают естественнонаучную картину мира, устанавливают причинно-следственные связи в изменении и развитии природной среды, связи и взаимозависимости между ее отдельными компонентами. Кроме того, изучение природных условий и ресурсов своей местности и хозяйственной деятельности населения своего села, района способствует пониманию учащимися диалектической связи между природной средой и хозяйственной деятельностью населения родного края.

Для учащихся 5-6 классов приобретенные умения и навыки позволяют писать исследовательские работы с применение готового краеведческого материала о своем селе. Цель:

  • изучить историю села Федоровка Первая и села Кананикольска из Башкирии, (сходство и различие)

исследовать процесс истории происхождения своих предков «мосолей»,

  • провести сравнение между жителями, найти общие черты и различия.

Задачи:

  • Научиться анализировать исторические, статистические материалы, статьи средств из средств массовой информации, Интернета;

  • находить на карте района, отличающиеся по основным природным, историческим, культурным признакам, особенности ;

  • Познакомиться с основными методами исследования;

  • Нучиться представлять результаты своей работы с использованием информационных технологий ;

  • Воспитать интерес к истории семьи, села, государства;

  • Сформировать среди одноклассников познавательный интерес к истории родного села.

Провели опрос старожилов села, администрации , использование архивных данных на основании этого была написаны работы: «Из истории села Федоровка Первая» и «Как обманули сакмарких казаков». Результатом являлась встреча жителей села Федоровка Первая и села Кананикольска, откуда были завезены первые предки наших селян на родной земле.
Практическая значимость исследования заключается в том, что учащиеся смогли скоординировать собственную учебную деятельность, свой режим дня, общее физическое состояние, удалось заинтересовать других, привлечь их к исследованию, при наличии знаний сделать более эффективной учебную деятельность учащихся.

Одним из наиболее интересным проектом был проект ученицы 6 класс Чикуновой Арины «Экологические проблемы реки Сакмара на территории села Федоровка Первая»

Цель: показать уникальность и необходимость воды в реки Сакмара для жизни наших людей, проживающих в районе села Федоровка Первая., а также экологические проблемы и пути их решения.

Задачи:

  • Изучить происхождения названия реки Сакмара и исторические сведения о реке Сакмара;

  • Познакомиться с объёмом и потреблением воды из р.Сакмара;

  • провести теоретический анализ по данной проблеме

  • -изучить различные источники информации:ресурсы Интернета, научно-популярную и краеведческую литературу.

  • охарактеризовать виды загрязнения и предложить меры по охране водных ресурсов;

  • привлечение учащихся МОБУ «1-Федоровской ООШ» , родителей, администрации села и населения к изучению экологических проблем воды в нашей реке;

  • воспитание экологической грамотности учащихся;

  • формирование у школьников МОБУ «1-Федоровской ООШ» активной жизненной позиции по охране природных ресурсов;

  • установление связи между знаниями в различных учебных предметах;

  • установление гармоничных отношений с природой, со всеми живыми существами, с обществом и самим собой.

Практическая значимость исследования состояла в том, что бы научить школьников бережно относиться к окружающей нас природе, к реке протекающей по территории нашего села. Результаты работы могут быть использованы для решения задач экологического воспитания не только детей, но и взрослых. Были использованы следующие исследовательские методы: изучение литературных и интернет-источников, эксперимент, анкетирование, наблюдение. Ребята выступили с результатами исследования перед учащимися 4-5 классов, выпустили экологические листовки и развесили их на улицах села Федоровка Первая, в районе реки Сакмара провели акцию «Чистые берега». Это позволило ещё раз обратить внимание жителей на проблему засорения мусором береговой линии реки в нашем селе и напомнить, что мы сами в ответе за чистоту .
Большое значение в работе имеют походы и экскурсии, совместная поисковая деятельность в процессе работы способствуют развитию чувства товарищества и дружбы между учащимися, взаимопомощи, осознанию ими своего общественного долга, приучают учащихся работать в коллективе, подчинять свои интересы интересам коллектива. Так работая над проектом «Моя малая родина» (ученица 8 класса Богрякова Настя) , большое значение уделяла проектной деятельности по экскурсионно-туристическому направлению по своему селу ,который в последнее время утратил свое значение по разным причинам: потеря интереса у учащихся, недостаточное финансирование этого мероприятия, занятость родителей и т.д. Учащиеся в ходе этого похода увидели красоту природы своими глазами и смогли передать другим людям через составленную топографическую карту похода по нашим природным объектам: «Гора Самбула» (легенда, рассказанная старожилами села о горе), «Река Сакмара» ( географическое положение, природные ресурсы реки, сделаны фотографии, рисунки, презентация), «Озеро Барское», «Родники нашего села» и др.

Актуальностью проекта явилось рост негативных тенденций общевоспитательной системы , ухудшение объективных условий для занятий активными формами познавательного и оздоровительного досуга, в том числе туристско-экскурсионной деятельности школьников.

На сегодняшний день основные моменты воспитания современного подрастающего поколения обуславливаются следующими проблемами:

  • отсутствие должных ценностных ориентаций у молодежи;

  • экологический кризис;

  • малоподвижный образ жизни детей и подростков, гиподинамия;

  • нехватка специализированных учебно-воспитательных программ, направленных на рост духовного потенциала школьников.

  • Задачи:

  • Изучить историко-культурное наследие Федоровского сельского поселения

  • Исследовать природно-территориальный комплекс (ПТК) Федоровского сельского поселения для создания учебно-методического комплекса «Моя малая родина»

  • Научить учащихся добывать знания из различных источников и обмениваться информацией, поддерживать разговор, умению вести диалог, отстаивая и обосновывая свою точку зрения, соглашаться или аргументировано опровергать идеи своих товарищей

  • Развить чувство ответственности за порученное дело, быть готовыми прийти на помощь нуждающимся, проявлять выносливость и взаимовыручку

  • Научить анализу и оценке собственных творческих и деловых возможностей

  • Составить и провести экскурсионно-туристический маршрут для своих селян и для гостей, посещающий наш славный уголок.

Этот проект занял 2-место в конкурсе «Растим патриотов», награжден грамотой, сертификатом и денежной премией , на которые в школу был приобретен ноутбук.

Обзор литературных источников, обобщение передового опыта и наших исследований позволили установить, что использование исследовательского подхода, проводимое в соответствии с научно-педагогическими требованиями, имеет неисчерпаемые возможности в активизации всего учебно-воспитательного процесса в преподавании географии. Превратить эти возможности в сельской школе в действительность — мой патриотический долг как учителя географии. Ведь неуклонное повышение эффективности и качества учебной и воспитательной работы учителя с учащимися способствует развитию их познавательных интересов, воспитанию любви к труду, глубокого уважения к людям труда и готовности работать в сфере материального производства. Особенно сильно помогает в работе материал местного краеведа Богрякова И.Ф.

Богрякова Настя собрала материал о своих родственниках до «седьмого колена» и написала исследовательскую работу «Моя родословная» .

Актуальность данной темы в том, что через историю родов вживую  постигается  история и современность. Стихийно это происходит в каждой семье через рассказы и живое общение, но устные рассказы и предания недолговечны, многое со временем утрачивается, поэтому необходимы  специальные усилия, чтобы  история рода не исчезла бесследно.

Цель работы в том, чтобы лучше узнать свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений.

Задачи:

-расширение знаний о науке-генеалогии;

-составление генеалогическое древо моей семьи;

-выяснение происхождения родословной (до седьмого колена);

-сбор исторического материала о предках;

-изучение и систематизация моей родословной;

-гордость за свою семью, уважения к родителям;

-развить интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной не только меня, но и будущих поколений.

Практическая значимость данного исследования в том, что Настя стала хранительницей истории своего рода и всем родственникам смогу  рассказать о наших предках, о тех людях с кого мы можем брать пример, на кого мы можем  равняться и не будем «Иванами, не помнящими родства», так как знать свои корни должен каждый, ибо без этого не может развиваться история, не может успешно развиваться наша цивилизация.

Вывод.

Работа с учащимися нашей школы способствует профессиональной ориентации учащихся и выборе будущей профессии. Большое познавательное и воспитательное значение при изучении географии своей местности имеет выполнение учащимися практических работ, основанных на материале своего родного края (составление диаграмм, картограмм, схем, таблиц и т. д.).-  получают коммуникативные навыки, учатся пользоваться ими в различных обстоятельствах деятельности и общения. Занятие исследовательской деятельностью — это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях. Задача учителя — организатора исследовательской работы выявить одаренных учащихся и спланировать совместную работу таким образом, чтобы ребята смогли проявить себя в том или ином направлении деятельности.
Жизнь идет вперед, явления окружающей нас действительности находятся в постоянном развитии и изменении, эти изменения являются неиссякаемым источником пополнения экспозиции новыми материалами. У поисково-исследовательской работы предела нет, как нет его в совершенствовании экспозиций. Здесь надо иметь в виду главное: поиск материала должен вестись планомерно и целенаправленно. Главным достоинством каждого краеведа является их уважение к родной истории, культуре, к судьбам родителей и дедов, обеспечивающее прочную связь поколений в этом цель всей моей работы.

Используемая литература

1. Дмитриева, А.Н. Современные образовательные технологии в преподавании географии // География в школе. – 2001. - №4.

2. Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. - 2000. - № 7.

3. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист. - 2004. - № 1. 5. Понурова, Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.

4 Соколова, Н.Ю. Как активизировать познавательную деятельность учащихся // Педагогика. – 2001. - № 7.


5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Статья по краеведению

Автор: Манихина Наталия Александровна

Дата: 14.02.2018

Номер свидетельства: 457464

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ"
    ["seo_title"] => string(128) "uchiebno-mietodichieskii-kompliekt-po-kraieviedieniiu-kak-sriedstvo-formirovaniia-lichnostnykh-i-mietapriedmietnykh-riezul-tatov"
    ["file_id"] => string(6) "269334"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450800127"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Статья "Использование ИКТ на уроках краеведения""
    ["seo_title"] => string(46) "statiaispolzovaniieiktnaurokakhkraieviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "268840"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450704672"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "ПОКРОВ–БАТЮШКА  Методическая разработка внеклассного мероприятия  по краеведению "
    ["seo_title"] => string(93) "pokrov-batiushka-mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-kraieviedieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "124584"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414746056"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья " Использование проектно-исследовательской технологии  в краеведческой деятельности" "
    ["seo_title"] => string(102) "stat-ia-ispol-zovaniie-proiektno-issliedovatiel-skoi-tiekhnologhii-v-kraieviedchieskoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "127419"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415299756"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Эффективный путь формирования творческой личности на уроках краеведения в средней  школе"
    ["seo_title"] => string(90) "effiektivnyiputformirovaniiatvorchieskoilichnostinaurokakhkraieviedieniiavsriednieishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "294918"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455749673"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства