статья «Качество образования в мире и в Казахстане».
Статья «Качество образования в мире и в Казахстане».
Тематика данной статьи сегодня актуальна, 21 век, мир стремительно меняется, меняется и система образования. Современный ученик-выпускник должен уметь использовать имеющие знания, помимо того что они у него формально имеются, быть востребованным в 21 веке. Учителя должны не только развивать у учащихся знания и навыки, но и развивать их личностное становление, принимая во внимание важность индивидуализации обучения и формирования у учащихся метасознания –навыков обучения тому: как учиться.Тематика данной статьи сегодня актуальна, 21 век, мир стремительно меняется, меняется и система образования. Современный ученик-выпускник должен уметь использовать имеющие знания, помимо того что они у него формально имеются, быть востребованным в 21 веке. Учителя должны не только развивать у учащихся знания и навыки, но и развивать их личностное становление, принимая во внимание важность индивидуализации обучения и формирования у учащихся метасознания –навыков обучения тому: как учиться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«статья «Качество образования в мире и в Казахстане».»
«Качество образования в мире и в Казахстане».
Туралинова Кымбат Закировна учитель географии, истории Казахстана
КГУ « Тарангульская средняя школа»
Есильского района, Северо-Казахстанской области.
Мир стремительно меняется ,время неумолимо бежит,мы сами не замечаем ее ритм. Динамика происходящего вокруг нас перемен в современном мире неоценима.
Стремительно и глобально происходят перемены в мировых системах образования.Каким должен быть ученик 21 века?Что подлежит изучению учащихся в 21 веке? Каким образом учителя подготовят учащихся к 21 веку?(Руководство для учителя,с 103.)
Переосмысливание функционирующих мировых систем образования стало необходимым явлением в динамичном ,развивающемся современном мире.
Реформы в системе образования ежегодно проводятся, зачем ? Почему? Чем это вызвано? Мировое сообщество нуждается в них? Я думаю –да,как говорят в народе «Все что не делается ,делается к лучшему».
Мировые страны ,где экономика стабильна,где жизненный статус населения высок,так и рейтинг образования соответствует исследованиям проводимых ОЭСР.
Данные страны ,а именно, я хотела бы перечислить некоторые из них - Финляндия, Япония, Южная Корея, Сингапур и многие другие в свое время осознали необходимость перемен ,продумали и разработали программы реформирования систем образования,учитывая требования происходящих изменений ,рекомендации ОЭСР.
Я думаю , что данные страны и многие другие,в том числе и моя страна, не перестанут проводить реформирование с достижением высоких результатов, нельзя останавливаться на достигнутом,надо совершенствоваться,двигаться вперед!
Современный учитель должен располагать достаточным объемом времени, проявлять компетентность не только в развитии у учащихся знаний и навыков,но и в личностном становлении,принимая во внимание важность индивидуализации обучения и формирования у учащихся метасознания –навыков обучения тому как учиться.
Думаю, что данная направленность применяется, или правильнее сказать прослеживается в методике преподавания стран- лидеров в рейтинге систем образования.
Обучение по Программе курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан первого (продвинутого) уровня заставило меня, моих коллег четко осознать «профессиональное развитие требует от учителя позиционирования себя в рамках образовательного сообщества, в котором практика преподавания и обучения разрабатывается при непосредственном участии самого учителя на основе результатов исследований».
В своей практике мы рассматриваем международные системы образования ведущих стран – лидеров в системе образования. «Тому как учиться» - прослеживающийся в международной системе. Высокие результаты исследования PISA,TIMSS,по данным ОЭСР, показывают пятнадцатилетние школьники Финляндии, Японии, Южной Кореи и многих других стран мира.
Что способствовало или способствует такому высокому и стабильному результату, мне захотелось более углубленно изучить систему образования некоторых стран.
Японская школа, школа, где главной целью является воспитание уверенных в своих силах граждан миролюбивого и демократического общества, это школа, где дети с первых дней обучения узнают о правилах работы в группе и учатся обучаться в соответствии с ними, это школа, где уважают права человека, любящих мир и правду ». Это школа ,где главный упор ставится на обучение колабаративной среды, где учащиеся делятся на группы не по способностям ,а в соответствии с тем ,что может сделать их деятельность в школе эффективной.
Взаимооценка, самооценка, критериальное оценивание уже в начальной школе Японии и Финляндии прослеживается это и привлекло мое внимание , внимание моих коллег.
Цель школьного образования Финляндии является немаловажной частью успеха в данной стране, раскрытие личности способной к самораскрытию своего таланта, постоянно обучающейся, и быстро адаптирующейся в постоянно изменяющемся обществе.
Самой важной задачей Финляндских основных школ является : научить детей учиться-что реализуется через главный приоритет-обучение в малых группах, где сами дети обучают друг друга. (система LAL.Жана -Поля Мартана «Учение через обучение».
Оценивание финских учащихся, что и японских, я думаю, учит детей понимать свои собственные способности и уметь их сконцентрировать их, чтобы добиться хороших учебных результатов.
Учащиеся данных стран могут критически мыслить, умеют находить нужную информацию в разных источниках, могут использовать информационно-коммуникативные технологии, данные качества и эффективность обучения дает им их учитель, потому как время, политика их государств, реформирование образования не дают учительству работать «спустя рукава».
Образование в рассматриваемых мною стран является главным звеном внутренней политики своих государств, где высоко ценится труд учителя, поднимается профессиональный статус учителя.
Учитель сам понимает требования общества, потому он совершенствуется, рассматривает свой профессиональный рост, как необходимый в современном мире, быстро меняющемся мире .
Я вижу глубокую мотивацию учителей, так как она происходит из - за того, что в Финляндии « учителям еженедельно выделяется свободное дневное время для совместного планирования и разработки школьной программы. Финская система образования стремится, чтобы передовой опыт быстро распространялся ,чтобы школы ,расположенные в одном муниципальном округе ,работали вместе и могли бы делиться материалами среди своих коллег».(Кусаинов А «Качество образования в мире и в Казахстане,Алматы 2013,с 48).
Учитель должен быть профессионалом своего дела, его высокий статус должен быть уважаемым в глазах общества, это закономерность проявляется в системах образования Финляндии, Японии, Южной Кореи. Это позволило привлечь к данной профессии более квалифицированных людей, тем самым повысив статус учителя. К тому же в Финской системе образования пришли к выводу, что статус учителя зависит от его уровня образованности, потому и было введено требование, чтобы все учителя имели степень магистра. Особо уделяется внимание коммуникативным навыкам и мотивации к учительской работе.
В Японии, когда учитель уходит на пенсию, он оставляет за собой наследие. Как мудро, правильно, а самое главное нужно. В японской системе образования также как и финской, учителя изучают , понимают методы работы своих коллег ,обмениваются, посещают уроки, совместно планируют ,обсуждают, а затем оценивают различные педагогические стратегии, для достижения каких -либо определенных педагогических задач.
В ходе учебы по уровневым программам я познакомилась с тем, что в Японии реализуется сотрудничество Lesson study, подход Lesson study в последнее время получил популярность за пределами Японии, после того как в 2007 году Макото Йошида презентовал его в Соединенных штатах Америки и Великобритании. Исследователи данных стран заинтересовались высокими академическими достижениями японских учеников, продемонстрированными в рамках международных исследований. (Руководство для учителя с149).
Я думаю, что в данном подходе в ходе совместной работы» оттачиваются и анализируются способы проведения тех или иных уроков, проводится совместное планирование, обсуждаются применение и затем оценка различных педагогических стратегий для достижения определенных образовательных целей».(Кусаинов А «Качество образования в мире и в Казахстане» Алматы, 2013г,с 48).
Я думаю, что нам учителям надо глубоко задуматься, а так ли я учу детей? Почему в своей жизни я выбрал данную профессию? Ведь во многих странах мира, в странах - лидерах образования работа школьным учителем - это выбранная карьера, а не как в нашем казахстанском обществе, иметь цель - получить высшее образование, или же получить педагогическое образование для карьеры в другой сфере деятельности учительское образование является как бы стартовой площадкой... Часто в последние годы, после сдачи ЕНТ многие выпускники поступают на педагогические факультеты, потому как там очень много грантов, но огромное количество «молодых учителей», окончивших педагогические факультеты , не стремятся идти работать в систему образования. Наверно следовало бы нам брать пример у финских коллег, им удается « привлечь очень хорошие кадры на учительскую работу. Как было сказано выше, будущих преподавателей набирают из лучших по успеваемости 10% выпускников школ, тщательно контролируют их обучение и назначают им высокую стартовую зарплату. Благодаря такому жесткому отбору получаются высококвалифицированные педагоги. Кроме того этому содействует и предварительная подготовка , и наставничество в школе , и сильный учительский коллектив...»( Кусаинов А, « Качество образования в мире и в Казахстане», Алматы ,2013,с.51.)
Сегодня мы живем в молодом, динамично развивающемся государстве, которое предъявляет необходимость в высококвалифицированных специалистах, обеспеченность которых напрямую зависит, конечно же, от системы образования. Казахстан занял 50-е место в ежегодном рейтинге национального благосостояния стран Legatum Prospertity index 2010.Что еще раз доказывает нам факт динамичного развития Казахстана во всех направлениях. Сегодня мы ощущаем и видим реформирование казахстанской системы образования, мы знаем, что попытки реформировать систему образования предпринимаются нашим государством регулярно, но правильно ли они направлены? Понятны ли пути их решения? Известен ли конечный результат принятых реформ? Сможет ли наша система образования «примерить рубашку» мировых систем образования для образовательной системы нашего государства? Много вопросов,проблем, которые должны решить,мы учителя, наше государство.Мы , учителя , являемся «дирижерами» в образовании.
Наш Президент сказал, решающим фактором в достижении успехов в социальном прогрессе Казахстана является успешное проведение модернизации системы образования. Система образования Японии и Казахстана имеют свои сходства и различия, перед данными странами стоят и решаются следующие задачи:
*охват обучением всех детей школьного возраста.
*реализация государственных общеобразовательных стандартов среднего общего образования.
*обеспечение мер по охране здоровья учащихся и педагогов, а самое главное - это повышение качества образования путем усовершенствования содержания и методов обучения, введение других критериев и подходов к оценке знаний учащихся и профессиональной деятельности учителей.
Система образования Казахстана поставлена так, что для каждого гражданина Республики Казахстан является обязательное среднее образование, оно осуществляется путем усвоения трех ступеней, при чем данные ступени 4+6+2,нет ни в одной из развитых стран мира, прав профессор Кусаинов – «Почему до сих пор, (цитирую его слова), ученые предлагающие эту модель в нашей стране, не докажут ее правильность?» (А.Кусаинов «Качество образования в мире и в Казахстане, Алматы,2013,с 13. И я думаю уместно сказать, почему же наша система образования долго находится на «данном плаву» несколько десятилетий, кардинально надо менять ее. В системе модуля 12-летнего образования необходимо продлить время обучения на начальной ступени с 4-5 лет, потому как основной фундамент, «скелет» закладывается в начальной школе. Модель 12-летней казахстанской школы 5+5+2,вместо 4+6+2 является радикальным предложением Госпрограммы развития образования в Республике Казахстан, так как сравнивая качество образования ряда стран Финляндии, Японии, Южной Кореи, Сингапура и многих других с казахстанской, мы понимаем, что нужны другие «инструменты», методы, подходы, способы, для того чтобы вывести из « застоявшегося, кризисного состояния на новый уровень качественного образования, соответствующего требованиям сегодняшнего времени. Я думаю, что еще немаловажным фактором в современной системе нашего образования является само отношение учительства к образованию, отношения между самими педагогами, способны ли они сотрудничать в сообществе, это отношения администрации и педагогов, отношения между педагогами, детьми и родителями, педагогами и детьми в целом ,между руководителями различных рангов.
«Страна не умеющая развивать знания, в 21 веке обречена на провал». «Реформа образования – это один из важнейших инструментов, позволяющих обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана»-подчеркнул Президент в своем Послании народу Казахстана,
Слова Президента нашего государства дают нам повод для размышления, надо быть конкурентоспособным в данном направлении, а именно в системе образования, для этого надо изучить то, что мы имеем , поэтому в 2009 году Казахстан впервые приняли участие в PISA -2009,результаты были неутешительными, но они дали объективную оценку математической и естественнонаучной грамоте, а также грамотности чтения пятнадцатилетних обучающихся, и это сподвигнуло нашему государству принятию Государственной программы развития образования Республики Казахстан 2011-2020г.г. она взяла нужное направление образовательной политики для улучшения, изменения качества образования. И все же , возвращаясь к системе нашего образования, мы видим, что ключевой фигурой является – УЧИТЕЛЬ. Именно ему, мне, моим коллегам придется на практике реализовать новые подходы, методы, требования для улучшения качества знаний. Я работаю в сельской школе, которая близка к 45 –юбилею , школа с богатым багажом своих традиций, к сожалению «застоявшихся». За последние годы коллектив «омолодился», наравне с молодыми работают учителя-стажеры, многие из них понимают и положительно относятся к ново изменениям в системе образования. В моем коллективе работают три педагога, которые прошли и внедряют новые подходы в обучении и преподавании, учителя стараются внедрить новые инновационные технологии, но к сожалению не все ,а ведь это так необходимо требованиям сегодняшнего времени, многие владеют ИКТ, применяют в практику работу в группах, используют работу в парах. Многое меняется, развивается инклюзивное образование, ученица 11 класса, имеющая диагноз, предполагающей обучение на дому, изъявила желание учиться со своими сверстниками за партой в школе, а не дома, в условиях общеобразовательной школы, учителя, сами ребята создали такие условия, что ученица успешно адаптировалась, и имеет по всем предметам оценку пять. Выпускники нашей школы успешно продолжают учиться в вузах Казахстана и России. Это радует, есть возможности обучаться за границей, это тоже прекрасно. Сама я, проходя уровневые курсы, пришла к выводу, что надо пересмотреть новые подходы, методику преподавания и обучения, которые предлагают нам уровневые программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, разработанные Центром Педагогического мастерства при участии факультета образования Кембриджского университета. Я хочу чтобы поняли мои коллеги, моей школы, что следует перезагрузиться , встать на « новые рельсы» образования. Нужно отойти от «традиционной формы обучения», взять за основу преподавание основанное «на конструктивисткой теории». При планировании уроков уже не достаточно предметных знаний, каждому учителю надо нужно совершенствовать свои педагогические и технологические знания!(Руководство для учителя, с 106.) .Каждый учитель моей школы, школ Казахстана должен понимать, как добиться улучшения в классах где он работает, в школе где он трудится, но и задуматься- ДЛЯ ЧЕГО? Учитель обязан создать благоприятную среду для учащихся, для их родителей, что надеюсь будет способствовать достижению поставленных целей, максимальному успеху в преподавании и обучении .
Современное время, глобальный мир требует от нас учителей мобилизации всех наших достижений, не останавливаться на достигнутом, быть на одной ступени со странами лидерами в системе образования, двигаться вперед, я осознаю, что в данный момент, я « локомотив» и мой «Поезд»- моя школа на «новых рельсах», и я постараюсь повести свой поезд вперед, к достижению качественного образования, через терни к звездам. Я думаю это в наших силах, это в нашем разуме, это так необходимо всем нам, нашим детям, нашему государству, «без хорошего учителя нет хорошего знания. Это простая аксиома. Но нельзя забывать о том, что не каждый рожден быть хорошим воспитателем или учителем, Это профессия от Бога». (Кусаинов А,»Качество образования в мире и в Казахстане»,Алматы 2013,с 7.