kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Создание проблемных ситуаций на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это методическая статья  о создании проблемных ситуаций (вопросов, заданий) на уроках географии с авторскими примерами.

Просмотр содержимого документа
«Создание проблемных ситуаций на уроках географии»

Создание проблемных ситуаций на уроках географии


Петрова В.Н.


Сделать обучение интересным, научить мыслить и получить конкретный результат - это главные составляющие современного образования. При этом развитие творческого мышления, как правило, возможно, лишь при создании творческого «затруднения», проблемы или несоответствия. А это в педагогике называется проблемным обучением. Психологами доказано, что активное мышление возникает в проблемной ситуации и направлено на её разрешение. Проблемная ситуация означает, что в процессе деятельности человек натолкнулся на что-то непонятное или неизвестное. По И.Я. Лернеру, “проблемная ситуация представляет собой явно или смутно осознанное субъектом затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действий”. Но не всякая проблемная ситуация побуждает мышление.

Мышление не возникает, если у субъекта нет потребности в разрешении проблемной ситуации, а также отсутствуют исходные знания, необходимые для начала поиска. Для возникновения этого начала надо проанализировать проблемную ситуацию, тогда определяется само затруднение (элемент проблемной ситуации) – проблема (М.И.Махмутов). Поэтому, созданная проблема (ситуация) должна быть интересной, быстро и наглядно проверяемой, а решение должно основываться на базовых первичных знаниях.

В учебной деятельности проблема выражается в форме проблемного вопроса или задания, как правило, познавательного. Это могут быть задания на нахождение причинно-следственных связей, группировку фактов, сравнение, обобщение. Однако “познавательный вопрос” много шире, чем понятие “проблемный вопрос”. Как правило, всякий проблемный вопрос является познавательным, но не всякий познавательный вопрос проблемный. Познавательный вопрос можно считать проблемным, если на его основе учителем на уроке будет создана проблемная ситуация, разрешение которой приведёт к получению новых знаний (В.А. Щенёва).

Решение созданной учебной проблемы чаще всего ограничивается уроком и включает основные этапы: осознание проблемы (противоречия), формулировка гипотезы (пути) решения, доказательство гипотезы (нахождение пути решения) и общий вывод. Ниже представлены варианты авторских проблемных ситуаций на уроках географии.


Тема урока, класс

Класс

Проблемная ситуация

«Народы Африки»


7 класс

Вопрос: «О чем мечтает рассказчик из стихотворения?»

Не так названье важно для страны

И очертания не так важны

Как важно то, кто в том краю живет,

Зачем живет и чем живет народ!

Узнать любой страны особый нрав

Мы сможем, лишь людей ее узнав,

Чья Африка? Спросите у меня,

И я отвечу вам «Она моя!»

До смерти, до скончания времен –

Родная мать для всех, кто здесь рожден!»

«Народы Африки»


7 класс

«Страшный сон ученицы» (был снять видео вопрос по данному тексту)

Здравствуйте! Меня зовут Яна! И вот какая страшная история со мной произошла! Сижу я как – то в Одноклассниках, ой, делаю уроки! И, как положено – уснула! Снится мне, что окружают меня странные люди: темнокожие, красные, желтые, низкие, высокие, что – то поющие и кричащие….о, ужас! Некоторые просто подпрыгивают вверх, другие - стоят на одной ноге!

У меня паника, где я? Что происходит? И кто все эти люди?

Атмосферные осадки

6 класс

Вещи, принесенные на урок. Вопрос: почему именно эти вещи были взяты учителем на урок?

Ведро, зонт, перо

Атмосферное давление

6 класс

Проведение опыта со стаканом воды и листом бумаги.

Вопрос: что за процесс привел к тому, что вода стакана при опрокидывании не выливается, придерживаемая только листом бумаги

Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, лесотундра


Вопрос: «Как сильно ошибается один из рассказчиков в диалоге?»

Я поспорил с другом. Говорю ему: «Еду в пустыню, покататься на снегоходе». На что он мне отвечает: «Это невозможно, друг, в пустынях - песок!». Но я продолжал спорить: «Я, кстати, купил очень теплую белую куртку!», на что он мне ответил: «Может ты имел ввиду футболку?». А я говорю: «Нет, именно куртку, там все такие, в белых, теплых шубах.» Но мой друг не унимался: « Не может быть, в пустынях жарко! Там не носят шуб, друг!». «Я еще с собой возьму фотоаппарат, ведь там так красиво, сияния и звезды, совсем близко…». Но друг продолжал спорить: «Пустыни – это центр Земли, экватор, так звезды почти не видны, может ты еще, и ласты захватишь, поплаваешь…!» Друг явно мне не верил! «Нет, там много своих профессионалов – ныряльщиков, с ластами, боюсь, на финише буду последним, да и как-то холодновато!» «Холодновато?»,-не унимался друг, ты смеешься надо мной, в пустынях всегда сухо и жарко, ты возьми лучше воду!». «Нет, как раз воды там много, правда, она другая…», стал обижаться я! « Уж лучше я просто порыбачу на берегу! На что друг сказал утвердительно: «Ну, ты и фантазер, тебе романы писать, друг!»

Япония

7 класс

Проблемный вопрос о вещах, взятых на урок: черная краска, палочки, сухие цветы и буквы наоборот

Австралия. Климат

7 класс

Австралийский анекдот. Вопрос: Что особенного в этом анекдоте?

«Однажды австралийскому фермеру упали на лоб капли дождя, и он от удивления упал в обморок. Родственники, конечно, пытались привести его в чувство, брызгая на лицо холодную воду, но безуспешно! И, наконец, один из них догадался – «выплеснул» в лицо несчастному два ведра пыли. И фермер сразу пришел в себя?!»

Другу я сказал, что да, это смешно, и что я пошел смотреть свой любимый фильм ужасов под названием «Крик»! Но поводу анекдота, я, если честно, ничего не понял! Может быть, вы разберетесь?

Южная Сибирь. ГП. Состав. Факторы формирования района

9 класс

Монолог ученицы. Был снять видео вопрос

Здравствуйте! Меня зовут Юлия! Я практически выпускница! После того, как закончится один из самых трудных периодов в моей жизни – поступление этим летом в институт, я мечтаю наконец-то хорошо отдохнуть!

У меня много друзей, в самых разных уголках нашей страны! Так вот, этим летом меня пригласили в Иркутск! Сказали: «Будет отлично! Ведь это удивительные места! Тебе - понравится!»

Я, конечно, открыла карту, нашла Иркутск и очень удивилась! Далековато будет! Совсем нет моря и судя по географическому положению, придется взять с собой любимые бабушкины теплые носки! Какой уж тут отдых! Я засомневалась….

Для активизации работы по решению подобного типа заданий важным считаю создание заинтересованности каждого ученика путем создания эмоциональной окраски самого материала, его подачи, создание значимости решения абсолютно для каждого ученика, личностного отношения к проблеме, творческий подход (нестандартность и не повторяемость) в создании таких заданий, учет возрастных и психологических особенностей обучающихся. Тогда, такие задания запоминаются, легко решаются, и предмет становится чуть интереснее, а результат – более эффективным!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Создание проблемных ситуаций на уроках географии

Автор: Петрова Виктория Николаевна

Дата: 18.04.2018

Номер свидетельства: 466787

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения в 8 классе "
    ["seo_title"] => string(152) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-ghieoghrafii-chieriez-ispol-zovaniie-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "121586"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413998548"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Технология организации исследовательских практикумов на уроках географии. "
    ["seo_title"] => string(85) "tiekhnologhiia-orghanizatsii-issliedovatiel-skikh-praktikumov-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "133682"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416567076"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока географии в 6 кл. "Система географических координат" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-6-kl-sistiema-ghieoghrafichieskikh-koordinat"
    ["file_id"] => string(6) "108025"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403537412"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "конспект урока  географии по теме : "Австралия" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-po-tiemie-avstraliia-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "161304"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422200037"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "конспект урока  географии по теме : "Австралия" 8 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-po-tiemie-avstraliia-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "161318"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422201016"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства