«Учитель учится всю жизнь» — это известная истина. Но уже через несколько лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с грехом пополам подготавливает учеников до уровня, когда с ними начинают работать репетиторы, и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.
Профессия педагога потенциально является одним из наиболее творческих видов деятельности. Предмет творчества педагога – это воспитание и образование уникальной и неповторимой человеческой личности. Соответственно педагог- должен быть личностью творческой. Учитель постоянно находится в нестандартной обстановке, в процессе живого общения с детьми, каждая новая ситуация требует творческого, оригинального решения.
Для того, чтобы повысить свой творческий уровень, уровень компетентности, необходимо не только увеличить объем получаемой информации, количество используемых форм и методов работы, но и создать вокруг себя такие органзационно – педагогические условия, которые позволят включиться в различные формы интерактивной работы и будут систематически побуждать к самоанализу и саморазвитию.
Творческий педагог – это, прежде всего исследователь, обладающий следующими личностными качествами:
– высоким уровнем педагогического мастерства, – определенной исследовательской смелостью, – развитым педагогическим чутьем и интуицией, – критическим анализом, – потребностью в профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового педагогического опыта.
В современных условиях все больше появляется творчески работающих учителей. Это педагоги, обладающие высокой культурой, владеющие альтернативными педагогическими технологиями, индивидуальным стилем работы и добивающиеся в итоге высоких результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся.
Развитие педагогического мастерства идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:
1. Развитие педагогического мастерства, управляемое извне:
а) организация методических объединений в школах, в городе;
б) курсы повышения квалификации.
2. Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого учителя:
б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности);
в) саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей);
г) изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение уроков.
Для достижения целей и педагогического мастерства эти взаимодополняемые направления должны присутствовать в деятельности каждого педагога.
В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога. На основании которых можно сделать вывод: учитель 21 века — это: — гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; — умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; — умеющий организовать рефлексивную деятельность; — обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.
Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию: — Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации. — Желание творчества. Учитель — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие. — Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека. — Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к «лучшему» учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки. — Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим учителем! — Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше. Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путём непрерывного образования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.
профессиональное (предмет преподавания);
психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
правовое;
эстетическое (гуманитарное);
историческое;
информационно-коммуникативные технологии;
охрана здоровья;
интересы и хобби.
Составляющие процесса самообразования педагога:
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.
Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Все это может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования. Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.
систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
изучение информационно-компьютерных технологий.
«Творчество». Слово такое знакомое и такое новое. В нем столько граней, сколько идей, планов, и радости новых открытий. Это слово можно часто встретить в литературе, его часто употребляют и в обыденной жизни. А отдаем ли мы себе отчёт, что такое творчество?
Творчество— это рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир. Именно так отвечают и многие философы, и большинство «обыкновенных» людей, нефилософов, задумывающихся над собственной жизнью, над тем, что они могут дать миру.
Задача расширения творческих возможностей человека в последние годы рассматривается психологами как самый эффективный способ активного развития личности. При этом всё чаще само понятие "творчество" рассматривается, как умение человека гибко относиться к самой своей жизни, как способность добиваться успеха в реализации своих идей.
«В каждом человеке скрыта мудрая сила строителя,
нужно ей дать волю развиваться и расцвести».
М. Горький
Творчество в работе педагога — это, можно сказать, особый вид деятельности,
направленный на создание нового продукта. Это «изюминка», при помощи которой учителя увлекают детей новыми знаниям. Творчествоприсутствует в работе любого педагога не зависимо от его стажа работы или образования уникальностью.
«У человека может быть много разных настроений,
но душа у него одна, и эту свою душу он неуловимо вкладывает
во все своетворчество».
Джон Голсуорси
Мы, педагоги, как никто другой должны быть креативными людьми. Ведь чтобы развивать в детях творчество, нужно самим быть творческими людьми. Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в детях, но и в себе, прежде всего в себе.
Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии.
У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики.
Упражнение «Сочиняем стихи».
Дано начало стихотворение, нужно придумать окончание (на выполнение дается 3-5 минут):
Утром настроение плохое …
Глаз накрасить не могу никак...
Вместе мы с семьёй собрались…
Весной везде повсюду лужи…
Всех решила удивить…
В ручьях кораблики плывут...
Педагоги часто сердясь и бронясь…
Упражнение «Мое видение творческого педагога».
Вы должны в течение 3 минут для каждой буквы в слове «творчество» подобрать качества, которые, по вашему мнению, характеризуют творческого педагога. После выполнения творческого задания учитель зачитывает версию расшифровки слова «творчество».
Т - …
В - …
О - …
Р – …
Ч - …
Е - …
С - …
Т -...
В - …
О - …
Задание «Музыкальная минутка».
Я буду вам зачитывать названия определённых песен, а вы дадите ответ, что это за песня, из какого она мультфильма или фильма и можно спеть пару строчек (по желанию). Названия закодированы.
Например: Песня о длительном путешествии маленькой девочки в головном уборе. (“Если долго – долго” – песня Красной Шапочки)
Песня о содержании головы одного из млекопитающих с бурой шерстью.
Песня о животных, благодаря которым наша планета совершает движение вокруг своей оси.
Песня о четырёх мужчинах в шляпах с перьями, которые за многое благодарны своей судьбе.
Песня о неизвестной игрушке с большими ушами.
Песня о мальчике, сующем свой нос в чужое дело.
Каким бы высоким не был уровень или мастерство учителя, его жизненный опыт, он никогда не должен останавливаться на достигнутом результате и считать себя идеальным педагогом. Пока учитель стремится к самосовершенствованию и саморазвитию, выполняя, при этом, все необходимые требования программы и ориентируется на потребности современного общества, он обязан заниматься самообразованием.
Профессия педагога очень важна и значима. И как писал великий чешский ученый Я.А. Коменский: «Быть учителем чрезвычайно почетно, ибо учителя поставлены на высоко почётном месте и им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». И как солнце освещает своими лучами землю, так учитель должен освещать собой своих учеников, вот к чему должен стремиться настоящий учитель.
Нельзя создавать новое, ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в других, но и в себе, прежде всего в себе. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии.
Упражнение «Пожелания».
На карточках написаны «мудрые мысли». Каждый достает себе карточку и вслух зачитывает то, что там написано:
Надейтесь на лучшее, мечтайте о лучшем будущем, подходите ко всему и ко всем с оптимизмом.
Стремитесь к знанию, к культуре, к духовно богатым людям. Помните, то, что есть в человеке, несомненно, важнее того, что есть у человека.
Не позволяйте душе лениться. Будьте требовательны к себе, строго оценивайте свои мысли и поступки.
Растите в себе счастливого человека, создавайте себе душевный настрой на счастье. Собирайте свое счастье по крупицам, берегите, не бросайтесь тем, что удастся собрать.
Будьте целеустремленны и настойчивы в достижении поставленных целей, трудитесь и творите, реализуйте себя в окружающем мире.
Не копите проблемы, а решайте их. Неразбериха проблем порождает чувство тревоги и беспокойства.
При удаче больше всего благодарите других, а во всех бедах вините, прежде всего, себя.
Чаще улыбайтесь, улыбка ничего не стоит, но дорого ценится.
Не акцентируйте внимание на недостатках других людей, ищите в людях хорошее.
Анализируйте прожитый день, сделайте так, чтобы назавтра одной ошибкой и одним огорчением стало меньше.
Если у вас случилась неприятность, постарайтесь при случае при этом поговорить, но только с человеком, которому вы доверяете.
Не мстите врагам своим и не тратьте на них свою энергию. Они этого не стоят.
Можете понять своих родителей и они понимают Вас, хотя это не всегда просто.
Вы хороший друг.
Вы добрый и отзывчивый человек.
Вы можете доставлять радость себе и другим.
Вы можете сказать «нет», когда это необходимо.
Вы могу отстаивать свою позицию.
Вы не отчаиваетесь из-за проблем, какими бы они не были.
Вы имеете право быть самим собой со всеми своими достоинствами и недостатками.
Рефлексия «Камешки».
Закончить нашу встречу я хочу обменом пожеланий:
У меня в ладонях камешки. Я согрею эти камешки своим теплом и передам по кругу со словами благодарности.
- Большое спасибо, что мы все с вами встретились, за Вашу открытость и искренность.
Хочу, Вам пожелать научиться быть счастливыми, тогда и все ваши близкие рядом с Вами будут счастливы!
А вас я попрошу, передавая эти камешки по кругу высказать своё мнение о нашей встрече и сказать друг другу пожелания.
И в заключении позвольте мне зачитать притчу «О луне».
Один человек влюбился в Луну и тосковал по ней. Чтобы быть к Луне поближе, он устроил свое жилище на горе, и каждый вечер смотрел на нее, мечтая когда-нибудь приблизиться к предмету своего обожания. Однажды ночью, увидев, как лунная дорожка достигла его жилища, человек решился вступить на нее и пошел навстречу к Луне. Он уже прошел половину пути без помех, когда засомневался в своих силах, испуганно посмотрел вниз, закачался и упал.
Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: нужно обязательно верить в себя и не сомневаться в своих силах.
Творите, дерзайте, узнавайте новое, шагайте вперед, не останавливайтесь на достигнутом.
Я вам желаю творческих успехов, эффективной работы, верить в себя, в свои силы.
Спасибо за внимание! Весны вам в душе! Будьте здоровы! Берегите себя и своих близких.
Выступление подготовила: учитель географии МОУ «БСОШ №7»