kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Совершенствование методического мастерства педагога - важнейшее условие успешного развития творческих способностей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В данной статье расскрываеться совершенствование педагогического мастерства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование методического мастерства педагога - важнейшее условие успешного развития творческих способностей.»

Совершенствование методического мастерства педагога - важнейшее условие успешного развития творческих способностей.

«Учитель живёт до тех пор, пока учится,

как только он перестает учиться,

в нём умирает учитель».

К.Д.Ушинский

«Учитель учится всю жизнь» — это известная истина. Но уже через несколько лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с грехом пополам подготавливает учеников до уровня, когда с ними начинают работать репетиторы, и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.

Профессия педагога потенциально является одним из наиболее творческих видов деятельности. Предмет творчества педагога – это воспитание и образование уникальной и неповторимой человеческой личности. Соответственно педагог- должен быть личностью творческой. Учитель постоянно находится в нестандартной обстановке, в процессе живого общения с детьми, каждая новая ситуация требует творческого, оригинального решения.

Для того, чтобы повысить свой творческий уровень, уровень компетентности, необходимо не только увеличить объем получаемой информации, количество используемых форм и методов работы, но и создать вокруг себя такие органзационно – педагогические условия, которые позволят включиться в различные формы интерактивной работы и будут систематически побуждать к самоанализу и саморазвитию.

Творческий педагог – это, прежде всего исследователь, обладающий следующими личностными качествами: 

– высоким уровнем педагогического мастерства, 
– определенной исследовательской смелостью, 
– развитым педагогическим чутьем и интуицией, 
– критическим анализом, 
– потребностью в профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового педагогического опыта.

В современных условиях все больше появляется творчески работающих учителей. Это педагоги, обладающие высокой культурой, владеющие альтернативными педагогическими технологиями, индивидуальным стилем работы и добивающиеся в итоге высоких результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся.

Развитие педагогического мастерства идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны: 

1. Развитие педагогического мастерства, управляемое извне: 

а) организация методических объединений в школах, в городе;

б) курсы повышения квалификации.

2. Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого учителя: 

а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков);

б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности);

в) саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей);

г) изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение уроков. 

Для достижения целей и педагогического мастерства эти взаимодополняемые направления должны присутствовать в деятельности каждого педагога.

В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога. На основании которых можно сделать вывод:
учитель 21 века — это:
— гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
— умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
— умеющий организовать рефлексивную деятельность;
— обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.

Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
— Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
— Желание творчества. Учитель — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
— Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.
— Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к «лучшему» учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.
— Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим учителем!
— Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путём непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.

  • профессиональное (предмет преподавания);

  • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);

  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);

  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);

  • правовое;

  • эстетическое (гуманитарное);

  • историческое;

  • информационно-коммуникативные технологии;

  • охрана здоровья;

  • интересы и хобби.

Составляющие процесса самообразования педагога:

  • Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.

  • Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

  • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

  • Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.

  • Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Все это может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования.
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.

  • чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;

  • обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;

  • посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;

  • дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

  • систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

  • организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;

  • изучение информационно-компьютерных технологий.


«Творчество». Слово такое знакомое и такое новое. В нем столько граней, сколько идей, планов, и радости новых открытий. Это слово можно часто встретить в литературе, его часто употребляют и в обыденной жизни. А отдаем ли мы себе отчёт, что такое творчество?


Творчество — это рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир. Именно так отвечают и многие философы, и большинство «обыкновенных» людей, нефилософов, задумывающихся над собственной жизнью, над тем, что они могут дать миру.

Задача расширения творческих возможностей человека в последние годы рассматривается психологами как самый эффективный способ активного развития личности. При этом всё чаще само понятие "творчество" рассматривается, как умение человека гибко относиться к самой своей жизни, как способность добиваться успеха в реализации своих идей.

«В каждом человеке скрыта мудрая сила строителя,

нужно ей дать волю развиваться и расцвести».

М. Горький

Творчество в работе педагога — это, можно сказать, особый вид деятельности,

направленный на создание нового продукта. Это «изюминка», при помощи которой учителя увлекают детей новыми знаниям. Творчество присутствует в работе любого педагога не зависимо от его стажа работы или образования уникальностью.

«У человека может быть много разных настроений,

но душа у него одна, и эту свою душу он неуловимо вкладывает

во все свое творчество».

Джон Голсуорси


Мы, педагоги, как никто другой должны быть креативными людьми. Ведь чтобы развивать в детях творчество, нужно самим быть творческими людьми. Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в детях, но и в себе, прежде всего в себе.

Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии.

У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики.


Упражнение «Сочиняем стихи».

Дано начало стихотворение, нужно придумать окончание (на выполнение дается 3-5 минут):

Утром настроение плохое …

Глаз накрасить не могу никак...

Вместе мы с семьёй собрались…

Весной везде повсюду лужи…

Всех решила удивить…

В ручьях кораблики плывут...

Педагоги часто сердясь и бронясь…


Упражнение «Мое видение творческого педагога».

Вы должны в течение 3 минут для каждой буквы  в слове «творчество» подобрать качества, которые, по вашему мнению, характеризуют творческого педагога.  После выполнения творческого задания учитель зачитывает версию расшифровки слова «творчество».

Т - …

В - …

О - …

Р – …

Ч - …

Е - …

С - …

Т -...

В - …

О - …


Задание «Музыкальная минутка».

Я буду вам зачитывать названия определённых песен, а вы дадите ответ, что это за песня, из какого она мультфильма или фильма и можно спеть пару строчек (по желанию). Названия закодированы.

Например: Песня о длительном путешествии маленькой девочки в головном уборе. (“Если долго – долго” – песня Красной Шапочки)

  • Песня о содержании головы одного из млекопитающих с бурой шерстью.

  • Песня о животных, благодаря которым наша планета совершает движение вокруг своей оси.

  • Песня о четырёх мужчинах в шляпах с перьями, которые за многое благодарны своей судьбе.

  • Песня о неизвестной игрушке с большими ушами.

  • Песня о мальчике, сующем свой нос в чужое дело.



 Каким бы высоким не был уровень или мастерство учителя, его жизненный опыт, он никогда не должен останавливаться на достигнутом результате и считать себя идеальным педагогом. Пока учитель стремится к самосовершенствованию и саморазвитию, выполняя, при этом, все необходимые требования программы и ориентируется на потребности современного общества, он обязан заниматься самообразованием. 

Профессия педагога очень важна и значима. И как писал великий чешский ученый Я.А. Коменский: «Быть учителем чрезвычайно почетно, ибо учителя поставлены на высоко почётном месте и им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». И как солнце освещает своими лучами землю, так учитель должен освещать собой своих учеников, вот к чему должен стремиться настоящий учитель.

Нельзя создавать новое, ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в других, но и в себе, прежде всего в себе. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии.       


Упражнение «Пожелания».

На карточках написаны «мудрые мысли». Каждый достает себе карточку и вслух зачитывает то, что там написано:

  1. Надейтесь на лучшее, мечтайте о лучшем будущем, подходите ко всему и ко всем с оптимизмом.

  2. Стремитесь к знанию, к культуре, к духовно богатым людям. Помните, то, что есть в человеке, несомненно, важнее того, что есть у человека.

  3. Не позволяйте душе лениться. Будьте требовательны к себе, строго оценивайте свои мысли и поступки.

  4. Растите в себе счастливого человека, создавайте себе душевный настрой на счастье. Собирайте свое счастье по крупицам, берегите, не бросайтесь тем, что удастся собрать.

  5. Будьте целеустремленны и настойчивы в достижении поставленных целей, трудитесь и творите, реализуйте себя в окружающем мире.

  6. Не копите проблемы, а решайте их. Неразбериха проблем порождает чувство тревоги и беспокойства.

  7. При удаче больше всего благодарите других, а во всех бедах вините, прежде всего, себя.

  8. Чаще улыбайтесь, улыбка ничего не стоит, но дорого ценится.

  9. Не акцентируйте внимание на недостатках других людей, ищите в людях хорошее.

  10. Анализируйте прожитый день, сделайте так, чтобы назавтра одной ошибкой и одним огорчением стало меньше.

  11. Если у вас случилась неприятность, постарайтесь при случае при этом поговорить, но только с человеком, которому вы доверяете.

  12. Не мстите врагам своим и не тратьте на них свою энергию. Они этого не стоят.

  13. Можете понять своих родителей и они понимают Вас, хотя это не всегда просто.

  14. Вы хороший друг.

  15. Вы добрый и отзывчивый человек.

  16. Вы можете доставлять радость себе и другим.

  17. Вы можете сказать «нет», когда это необходимо.

  18. Вы могу отстаивать свою позицию.

  19. Вы  не отчаиваетесь из-за проблем, какими бы они не были.

  20. Вы имеете право быть самим собой со всеми своими достоинствами и недостатками.


Рефлексия  «Камешки».

Закончить нашу встречу я хочу обменом пожеланий:

У меня в ладонях камешки. Я согрею эти камешки своим теплом и передам по кругу со словами благодарности.

- Большое спасибо, что мы все с вами встретились, за Вашу открытость и искренность.

Хочу, Вам пожелать научиться быть счастливыми, тогда и все ваши близкие рядом с Вами будут счастливы!

А вас я попрошу, передавая эти камешки по кругу высказать своё мнение о нашей встрече и сказать друг другу пожелания.


И в заключении позвольте мне зачитать притчу «О луне».


Один человек влюбился в Луну и тосковал по ней. Чтобы быть к Луне поближе, он устроил свое жилище на горе, и каждый вечер смотрел на нее, мечтая когда-нибудь приблизиться к предмету своего обожания. Однажды ночью, увидев, как лунная дорожка достигла его жилища, человек решился вступить на нее и пошел навстречу к Луне. Он уже прошел половину пути без помех, когда засомневался в своих силах, испуганно посмотрел вниз, закачался и упал.


Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: нужно обязательно верить в себя и не сомневаться в своих силах.

Творите, дерзайте, узнавайте новое, шагайте вперед, не останавливайтесь на достигнутом.



Я вам желаю творческих успехов, эффективной работы, верить в себя, в свои силы.

Спасибо за внимание! Весны вам в душе! Будьте здоровы! Берегите себя и своих близких.







Выступление подготовила: учитель географии МОУ «БСОШ №7»

Кодацкая Лариса Владимировна




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кодацкая Лариса Владимировна

Дата: 16.12.2022

Номер свидетельства: 620553

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Формирование творческой личности через ручной труд "
    ["seo_title"] => string(58) "formirovaniie-tvorchieskoi-lichnosti-chieriez-ruchnoi-trud"
    ["file_id"] => string(6) "161413"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422210131"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Повышение профессиональной компетентности учителя химии и биологии в условиях обновления содержания образования"
    ["seo_title"] => string(130) "povyshieniie-profiessional-noi-kompietientnosti-uchitielia-khimii-i-biologhii-v-usloviiakh-obnovlieniia-sodierzhaniia-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "131256"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416128939"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Презентация для педагогов "Методическое сопровождение педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС ДО""
    ["seo_title"] => string(129) "priezientatsiiadliapiedaghoghovmietodichieskoiesoprovozhdieniiepiedaghoghovpopovyshieniiuurovniakompietientnostivusloviiakhfgosdo"
    ["file_id"] => string(6) "292845"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455361264"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "«Эстетическое воспитание в школе » "
    ["seo_title"] => string(38) "estietichieskoie-vospitaniie-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "231441"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442501971"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Статья  «Профессиональная компетентность педагогов как условие соблюдения прав детей на полноценное нравственно-духовное образование»"
    ["seo_title"] => string(150) "stat-ia-profiessional-naia-kompietientnost-piedaghoghov-kak-usloviie-sobliudieniia-prav-dietiei-na-polnotsiennoie-nravstvienno-dukhovnoie-obrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "312181"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459316871"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства